Украина может получить 2 млрд долл. инвестиций в речную инфраструктуру, если депутаты примут Закон "О внутреннем водном транспорте".

В Верховной Раде продолжается "Битва за реку" — обсуждение законопроекта "О внутреннем водном транспорте". Законопроект  депутаты вынесут  на рассмотрение во вторник, 6 декабря, пишет издание "Экономические известия".

Главная задача законопроекта – вернуть грузы на реку.

Как отмечают в судоходной компании "Укрречфлот", законопроект  необходим рынку и в нем необходимо отказаться от различных сборов в портах и заменить их единым речным сбором, который будет начисляться в зависимости от протяженности маршрута речными водными путями. Но как подчеркивают эксперты, самое главное он должен быть прозрачным, легко просчитываться и быть понятным операторам рынка.

По словам генерального директора ООО "Гермес Трейдинг" Скичко, введение такого речного сбора в среднесрочной перспективе, скажем, в течении ближайших пять лет, даст увеличение грузоперевозок по украинским рекам от 2 до 4 раз, т. е. это порядка 10-20 млн тонн.

В то же время советник министра инфраструктуры Андрей Затулко считает, что "Для содержания в более-менее пристойном состоянии гидротехнические сооружения, поддерживать глубины на реках Украины и на другие сопутствующие мероприятия необходимо порядка 100-120 млн грн в год".

В то же время владелец одного из крупнейших речных операторов компании "Нибулон", Алексей Вадатурский считает, что существующая редакция законопроекта была изменена без учета операторов рынка. "Укрречфлоту" не понятна позиция компании "Нибулон" в отношении проекта Закона "О внутреннем водном транспорте", при этом с их позицией по финансированию содержания речных водных путей за счет поступления от акциза на топливо соглашается, но считает, что на текущий момент времени для этого нет необходимых условий и соответствующего регулирования оборота топлива для судов.

Между тем международные эксперты подсчитали, что потенциал инвестиций в речную инфраструктуру, судостроение, флот составляет порядка 2 млрд долл., из которых только в первые 2-3 года работы нового закона Украина может получить порядка 500 млн долл. Необходим масштабный подход, результаты которого отражаются на благосостоянии всей страны – товаропроизводителей, потребителей и сопутствующих сфер бизнеса.

Часть экспертов сходятся во мнении, что принципиальное неприятие речного сбора Вадатурским вызвана нежеланием открывать рынок для доступа судов под иностранными флагами, а значит усиливать конкуренцию в сфере речных перевозок. А введение речного сбора необходимо и вполне отвечает реалиям рынка.