Марина Ставнийчук в эфире "112 Украина"
112.ua

Влащенко: Сегодня у нас в студии Марина Ставнийчук.

Добрый день. Будет ли у нас безвиз? Что происходит за кулисами нашего еврооптимизма?

Ставнийчук: Первый срез – это исключительно правовой процесс, который связан с либерализацией безвизового режима. Начинали мы его в 2004 году. 2005 год - Украина указом президента Ющенко предоставила безвизовый режим для европейских стран. Мы открылись для европейских стран, надеялись на встречное движение и не получили его. Знаковыми были 2008, когда мы начали усиливать переговоры, 2010 - когда мы получили преференции по отдельным категориям лиц: студенты, журналисты, ученые. Нынешняя украинская власть с безвизового режима сделала такой политический фетиш, пиар. Правовой процесс перевернули в пиарную плоскость. Подогревали все время эти вопросы – начиная с избирательной кампании президента Порошенко, который объявил, что если он будет президентом, то с 1 января 2015 года Украина будет иметь уже безвизовый режим. Потом эти даты переносились, и до настоящего времени. Всем, кто имеет опыт и понимание ситуации, очевидно, что после того, как в Украине возник вопрос войны, военной агрессии, Европа начала тормозить безвизовый режим. Те, кто причастен к этому непосредственному переговорному процессу, хорошо понимали ситуацию, что то, что мы имеем почти 500 км открытой границы с воюющей с нами страной-агрессором, является очень серьезным предостережением для того, чтобы мы могли получить безвизовый режим. Надо было честно сказать людям, что мы имеем этот очень серьезный вопрос. И второе – вопрос качества реформ, которые мы проводим.

Новости по теме: Год безвиза: Обещания отмены виз с ЕС в цитатах политиков

- Но ведь минские договоренности узаконивают открытую границу. Получается, что мы никогда не получим безвиз – пока эта ситуация жива?

- Такой риск есть. Он вероятен, большой, надо реально смотреть на вещи и людям говорить правду. Формально мы выполнили эти требования, которые были связаны с необходимым планом работы. Но в докладе секретариата Европейского парламента по вопросу ассоциации сказано, что Украине надо переходить к реальным институциональным реформам и иметь соответствующий результат. Итак, если европейцы нам этот безвизовый режим дадут, то, во-первых, они будут очень сильно мониторить ситуацию. Все составляющие прекращения безвизового режима как раз связаны с вопросами реадмиссии, миграции, рисками, связанными с национальной безопасностью, с внутренней безопасностью. Хотя общий режим прекращения безвизового режима у них и так существовал, но для украинцев они ввели специальные дополнительные условия. Нам надо последовательно заниматься своей страной. Никто за нас нашу работу не сделает никогда. И не надо, чтобы мотивацией построения Европы в Украине или присоединения к европейскому сообществу было желание или нежелание европейцев. Это должны быть мы сами – своими руками и своим умом. Раньше была Россия – а теперь Европа. Надо иметь собственное достоинство. Суперсложная сейчас для нас проблема - невыполнение Конституции, неисполнение законов, по сути, ликвидация принципа верховенства права. С политической, социально-экономической жизни в стране выброшен сегодня принцип верховенства права со всеми его составляющими. Прежде чем говорить о будущем, надо все-таки серьезно оценить, где мы есть.

- А по каким признакам видно, что принцип верховенства права полностью нивелирован?

- Венецианская комиссия в свое время делала доклад, что такое верховенство права. Они говорят, что верховенство права - это правовая система, когда жизнь человека, его права, его свободы, его достоинство являются основными в функционировании той системы. Есть шесть критериев, которые дают возможность говорить – есть в стране верховенство права или нет. Первый критерий – прозрачный, открытый, понятный процесс принятия законов. Это – отсутствует. Второе – обеспечение прав и свобод человека. Но возьмем два вопроса, на примере войны-мира территории отдельных регионов Донбасса и тех требований, которые правительство установило в отношении прожиточных возможностей человека. Каждая женщина на год должна  по норме, установленной Кабмином, сносить две пары синтетических колгот или одно пальто на семь лет. В этом прожиточном минимуме вообще не рассматривается вопрос расходов на образование и на медицину. Прожиточный минимум на людей, которые имеют ограниченные возможности, является меньшим, чем на работающих людей. Кроме того, страна почти ничего не делает, чтобы установить стабильный мир. В определенный момент, когда был Иловайский котел – возник минский формат. Эксперт ОБСЕ по вопросам экономики войны и мира сказала, что при таких внутренних конфликтах экономика должна работать на установление стабильного мира. Тогда будет такая ситуация, когда экономика имеет легальный характер. Сегодня у нас полностью все выведено в тень. Премьер сказал, что мы абсолютно легально завозим уголь, но продовольственные товары туда-сюда ввезти невозможно. А вообще-то украинское государство, когда принимало решение об отступлении от защиты прав граждан Украины, находящихся на территории отдельных районов Луганской и Донецкой областей, фактически оккупированных, оно подумало, что это его граждане? Конвенция по правам человека дает такой механизм, но каждый политик должен иметь сердце, понимать, что это граждане, они равны в своих правах в своем государстве. Мы могли на короткий период времени сделать, но это должно было быть сделано только для того, чтобы выравнивать эти механизмы, чтобы шаг за шагом устанавливать мир, легализовать там ситуацию, давать людям свободу передвижения, что тоже способствует установлению стабильного мира в таких конфликтных ситуациях в стране. В государстве должен функционировать действенный суд и независимая правоохранительная система. Сегодня реформирование судебной системы происходит таким образом, что она полностью парализуется. А реформирование правоохранительной системы происходит таким образом, что сегодня парламент рассматривает законопроект, который, практически, для предварительного досудебного следствия устраняет принцип состязательности, предоставляет неограниченные полномочия следствию, обвинению, не дает доступ человеку, который обвинен. Полиция говорит, что "презумпция вины" должна быть обеспечена для граждан в отношениях с полицией; прокуратура требует для себя продления полномочий, которых она уже лишена по Конституции.

- А что надо делать?

- Дальше двигаться с тем политикумом мы точно не можем. Есть статья 13 Конституции, которая говорит, что земля, недра являются собственностью народа. Эта статья говорит, что собственность нельзя использовать во вред обществу и человеку. Мы имеем сегодня вопрос тарифов. Это ключевой вопрос сегодня существования государства, конституционного строя. Если в государстве население вместе с коммунальными теплоэнерго потребляет 17,5 млрд кубометров, а государство добывает за счет собственной добычи 19,9, и себестоимость добычи 340 грн, то почему людям это продается по 6800? Туркменистан при собственной добыче продает своим людям по 8 долларов газ, Казахстан – по 82, то почему мы почти по 400? Сегодня надо уже во многих ключевых моментах давать серьезный анализ ситуации. Они только пришли, и уже начинают думать только о том, как им пробиться в наблюдательные советы государственных компаний. Сегодня все, что принадлежит народу, должно быть перераспределено в пользу народа. И если говорить об основных монополиях государства – они должны точно работать на людей. Над этими ключевыми вещами нам надо очень серьезно работать.

Новости по теме: Брок считает, что санкции против РФ эффективны, но успех Украины для Кремля - настоящая катастрофа

- Для этого нужна только политическая воля.

- Мы имеем системный конституционный кризис. Каждая власть в Украине пыталась или Конституцию под себя подстроить, или ее так переделать, чтобы она в будущем работала на ту же власть. Но так, как злоупотребляет эта власть Конституцией, практически ее совсем не соблюдая... У нас правительство сформировано в абсолютно неконституционный способ, парламент функционирует в абсолютно неконституционный способ, у нас нет парламентского большинства. Для того, чтобы назначить определенное лицо в определенных обстоятельствах в определенное время генеральным прокурором, было изменено законодательство вопреки здравому смыслу. Сегодня тем, кто при власти – надо измениться, потому что они достигли дна. Если в рамках действующей Конституции не исправлять ситуацию, то у нас остается путь хунты или прямого народного правления? Для того, чтобы не было еще одного социального огромного потрясения и отката назад, надо всем найти в себе политическую волю в рамках действующей Конституции и решить тот огромную системный кризис, который сегодня есть.

- Может ли нынешняя политическая элита найти в себе политическую волю? Она для этого приходила к власти?

- Мы уже четко понимаем, что эта псевдоэлита – это не элита. Но инстинкт самосохранения все равно должен быть, даже у самых бездушных, неразумных людей, которые находятся у власти. Мой прогноз на 2017 год – кризис будет углубляться. Уже очевидно, что все возможности, все рычаги, все ресурсы, которые имела эта власть – она использовала. Они политические банкроты – полностью. О режиме доверия нечего говорить – рейтинги минусовые.

Новости по теме: Мир стоит на грани самого масштабного кризиса всех времен, а выход из него – мировая война

- Какие выходы из этого кризиса?

- Есть выход в рамках действующей Конституции, есть выход народного правления. Но второй вариант – это идеал, на самом деле, потому что я далека от мысли, что соберется Конституционная ассамблея и будет писать проект Конституции, и будет параллельно управлять страной. Это утопия, я считаю. Третий вариант – диктатура, и четвертый – жесткая рука, хунта, и нас к этому толкают. Появляются люди, которые говорят, что они были командирами – они мало разбираются в политике, но они уже претендуют на булаву. Каждый умный человек всегда сомневается, а тот, кто мало знает, он не сомневается ни в чем – ему кажется, что он знает все. Я надеюсь на 90%, что все-таки элита, разумная, люди в этой стране возьмут верх и в рамках существующей политической системы пройдут соответствующие процедуры для того, чтобы эту трансформацию провести в мирный способ.

- У вас есть вопросы?

- Каково ваше ощущение – есть ли тот потенциал у украинского общества?

- Есть потенциал – десятки людей правильно понимают, что такое государственное управление, правильно понимают, к чему нужно вести страну. В условиях неработающей системы я очень надеюсь на роль личности – каждый человек на своем месте должен заставить власть действовать в интересах страны.

- Те, кто хочет, чтобы люди нас считали элитой этой страны – нам пора объединяться и не только говорить, но и объединять усилия в практической плоскости.

- Спасибо.