Участники ж/д блокады на Донбассе
"Штаб блокады торговли с оккупантами", Facebook

Как и все острые вопросы, экономическая изоляция оккупированных территорий имеет как сторонников, так и противников. И вопрос даже не в "Роттердаме+" - это вообще лишь кусок проблемы. Огромный, жирный, но – лишь кусок.

Эмоционально такая изоляция оправдана как "недопущение бизнеса на крови". С эмоциями нельзя спорить. 10 тыс. официально погибших во время военной агрессии – это трагедия, которая даже после деоккупации Донбасса, не меньше поколения будет вызывать эмоциональное отторжение сторон.

Но война на Донбассе – не оправдание бездействия. Не зависимо от того, как относятся к Семенченко на Донбассе (блокирование крымскими татарами перемещения товаров в Крым), они лишь привлекают внимание к проблеме, которую должно решать Государство. И тогда - никаких угроз для конфликтов между участниками и ветеранами АТО не было бы в принципе.

Новости по теме: Участники торговой блокады на Донбассе заявили о начале перекрытия автодорог

Но есть еще рациональная точка зрения. С экономической стороны, блокада - это не только сдача рынка сбыта в Крыму и на Донбассе российским структурам. Это готовность отдать налоги украинских предпринимателей, которые имеют производственные мощности в ОРДЛО, сепаратистам. По данным СБУ, этими предпринимателями уплачено налогов в госбюджет Украины за 2015 год - 19,5 млрд грн, за 2016 год ‒ 31,6 млрд грн. В том числе и военный сбор - 777 млн грн. Эти средства могут пойти в экономику "республик" на финансирование их "военторга".

С политической – Украина не раз заявляла, что ведет войну с российскими оккупантами. А не гражданскую войну. А, соответственно, ограничить доступ товаров из России, а не доступ украинских товаров с одних территорий к другим. Потому что если мы ограничиваем доступ угля с оккупированных частей Луганской области, то кто у нас оккупант? "ЛНР"? Нет - тогда почему не блокируется железная дорога в районе Хутора Михайловского? Сознательно или бессознательно, но блокада оккупированных территорий без блокады России – это путь к признанию конфликта в Украине гражданской войной.

Новости по теме: Порошенко отметил риски для металлургии и угрозу сокращения валютных поступлений из-за блокады Донбасса

Отсутствие реальной государственной стратегии взаимосвязей с этими территориями приводит к росту контрабанды. А соответственно – к формированию целого ряда людей, которые своими сверхприбылями на крови заинтересованы в продолжении военных действий.

Конфликт между рацио и эмоциями всегда сложный. Но и выход всегда есть. Особенно, если определиться с тем, что мы хотим достичь и с кем мы воюем.

Создание четких нормативных требований относительно пересечения линии разграничения (и на Донбассе, и в Крыму) и внедрение спецналогообложения товаров, которые идут в или с оккупированных территорий (в частности через отчисления в спецфонд для строительства жилья для переселенцев или помощи участникам АТО) – это реальный путь к сохранению рынков и к решению проблем переселенцев, и к тому, чтобы частично переложить расходы на АТО на российский бюджет. И опять же – это путь к устранению такого негативного явления, как коррупция среди украинских военных. Потому что армия – не единственный государственный институт, который сегодня имеет положительный уровень доверия.

Новости по теме: Пьеса "Роттердам+". Как Аваков допрашивал Насалика прямо на заседании Кабмина

Конечно, вопрос спецналогообложения – дискуссионный. Но проблему необходимо решать. Потому что, если этого не сделает государство – оно так и зависнет между "гибридной" блокадой и "гибридной" торговлей. Между "бизнесом на крови" и "политикой на крови".

Богдан Петренко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.