112.ua

События на том берегу Черного моря для Украины и значимы, и поучительны. То, с какой ловкостью президент Эргодан изменил под себя страну, и то, как он наплевал на инакомыслящих, несомненно, очень понравится кое-кому в Украине. И послужит примером для подражания. Ведь для того, чтобы стать почти султаном, нужно, как оказалось, совсем немного. Всего лишь перекроить Конституцию, использовав для этого механизм референдума. Старо как мир? Безусловно. Действенно? И тут также сомнений нет.

Что сделал Эрдоган? Провел плебисцит, в результате которого получил беспрецедентные полномочия плюс возможность оставаться на своем посту до 2029 года. А также право объявлять чрезвычайное положение, лично назначать министров, издавать указы, которые получат статус законов, выбирать судей большинства высших судов и распускать парламент. Новая система упразднит роль премьер-министра и сосредоточит власть в руках президента, фактически подчинив ему всю государственную бюрократию в стране.

Нужно отметить, что подобного не достигал еще никто из украинских правителей, хотя попытки пролонгировать и упрочить свою власть имели место. Дальше всех зашел в свое время Леонид Кучма – он заручился поддержкой Конституционного суда, который в угоду своему протектору принял решение считать его вторую президентскую каденцию первой. Мотивация при этом была такова: после принятия новой Конституции Украины в 1996 году Леонид Кучма избирался президентом только один раз – в 1999-м, а, следовательно, имеет право побороться за этот пост еще и в 2004-м.

Новости по теме: Эрдоган ответил международным организациям, критикующим референдум: "Знайте свое место"

Спустя время Кучма, правда, передумал и так и не выдвинул свою кандидатуру в президенты страны. Почему он не воспользовался решением КСУ, которое сам же и пролоббировал – вопрос отдельный. По одной из версий, Кучма якобы намеревался столкнуть лбом "оранжевый" и "синий" лагеря (читай: Ющенко и Януковича), а затем, чтобы спасти страну от гражданского конфликта, отменить результаты выборов 2004 года и ввести прямое президентское правление.

Хотел этого Кучма или нет – сегодня уже не так важно. В 2004-м была написана совсем другая история, переломным моментом которой стали политическая реформа и решение о третьем туре президентских выборов. Игра компромиссов завершилась тем, что Виктор Ющенко стал президентом Украины, но с весьма урезанными (вследствие политреформы) полномочиями. Понятно, что перекроенная Конституция не давала покоя "оранжевому" лидеру. Оказалось, что Основной Закон, который оставался нетронутым в течение 8 лет, очень легко переписать, когда этого требует политическая конъюнктура.

На экваторе своего правления, в последних числах 2007 года, Ющенко издал указ об основании "Национального конституционного совета" (просуществовав три года, НКР была ликвидирована в 2010-м, так и не обнародовав результатов своей работы). Было очевидно, что третий президент Украины имел желание переписать Конституцию и, как утверждали его оппоненты, хотел воспользоваться этим переписыванием для обнуления первой каденции.

Вполне возможно, что все именно так и было, недаром опасность подобного сценария на краткий миг объединила БЮТ и Партию регионов – в 2009-м эти две фракции взялись проталкивать идею парламентской республики, которая предусматривала бы избрание президента Верховной Радой. При этом члены БЮТ не были посвящены в детали данного прожекта. Что же касается Партии регионов, то она вскоре дистанцировалась от общего с БЮТ переговорного процесса.

Оно и понятно: в начале 2010-го представитель ПР получил наибольшую в этой стране власть, а в конце года вернул себе полномочия Кучмы, отменив (руками все того же Конституционного Суда) политреформу-2004. Победить в борьбе за второй срок Виктор Янукович собирался так же, как это в свое время сделал Кучма: назначив в спарринг-партнеры наиболее неприемлемого для части электората политика.

Новости по теме: Эрдоган назвал себя "хранителем мира и свобод"

Тогда с этой целью собирались использовать имя Олега Тягныбока – точно так же, как сейчас Порошенко намеревается использовать Ляшко, всячески уничтожая рейтинг Тимошенко и Садового. Это то, что касалось краткосрочной перспективы. Что же касается более глобальных планов, то и здесь Янукович не был оригинальным: он заимствовал все самое ценное, что можно было взять из опыта предшественников.

Как и Ющенко, Янукович основал Конституционную ассамблею. Как и Кучма, дал приказ готовить новую редакцию Конституции, после принятия которой можно было бы отминусовать себе одну каденцию. При этом он держал в рукаве еще один козырь – идею об избрании главы государства парламентом (от нее "регионалы" и не думали отказываться). Но, в конце концов, так же, как и Ющенко с Кучмой, Янукович потерпел полный крах своих планов, намерений и надежд – только причины, которые к этому привели, были несколько иными, чем у двух вышеупомянутых политиков.

Что же касается Петра Порошенко, то через месяц после избрания его президентом – 26 июня 2014 года – он внес в Верховную Раду проект изменений в Конституцию Украины. Документ получил номер 4178. Подробно останавливаться на нем нет смысла, так как 27 ноября того же года проект был отозван, а активную фазу конституционного процесса приостановлено. Отмечу лишь, что законопроект 4178 значительно расширял поле деятельности президента Украины.

Так, глава государства получал право вместо глав областных и районных администраций назначать "представителей президента" с полномочиями контроля за органами власти. А еще он был в праве освобождать силовиков и других должностных лиц без согласия Верховной Рады. Что же касается должности премьер-министра, то законопроектом предусматривалось почти единоличное внесение президентом соответствующей кандидатуры – не следуя решению коалиции, а лишь с "учетом пожеланий" парламентских фракций.

Каждый из украинских президентов (за исключением разве что Кравчука) имел большое желание в очередной раз перелицевать Конституцию, для того чтобы реализовать как минимум две цели. Во-первых, добавить себе полномочий. Во-вторых, использовать дату принятия новой редакции Конституции как точку отсчета той новой эры, когда первое президентство просто не засчитывается. Турецкий лидер Эрдоган подошел к подобной задаче с большим размахом, сразу застолбив свое правление на ближайшие 12 лет.

Новости по теме: Порошенко впервые после изменения в Конституции в части правосудия бессрочно назначил 113 судей

Известно, что оппозиционные Эрдогану политики отреагировали на сфальсифицированный (как они утверждали) референдум весьма болезненно. "Мы сажаем 80 миллионов человек в автобус, у которого нет тормозов", – заявили они. Можно сколько угодно рассуждать о том, как далеко назад отбросит Турцию узаконенная диктатура Эрдогана, но для нас, прежде всего, важно извлечь из данной ситуации свои уроки.

В парламентско-президентской республике, которой (пока еще!) формально является Украина, лучшего сдерживающего (для главы государства) фактора, чем Верховная Рада, не придумано. В ее руках – и судьба Конституции, и судьба следующих парламентских выборов, которые (если будет принят новый избирательный кодекс) пройдут по иным лекалам и обеспечат иное качество высшего законодательного органа.

Нам пока еще не нужно изобретать велосипед, чтобы обуздать аппетиты заигравшегося в Бога правителя. Если же парламент Украины допустит перекраивание Конституции, не станем говорить, что нас не предупреждали. Пример Турции весьма нагляден: болезнь властолюбия, которую не "лечат" оппозиция и народ, чревата серьезными осложнениями. Так что наблюдаем за соседом и делаем выводы, чтобы и самим не сесть в "автобус без тормозов".

Михаил Поживанов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.