tsn.ua

Оригинал на странице Юрия Витренко в Facebook

О банковской системе. Не могу остаться в стороне от бурной дискуссии.

Хоть и не считаю себя сейчас экспертом в украинской банковской системе, но опыт работы в Merrill Lynch, в подразделении Financial Institutions Group, которое участвовало в успешной продаже крупнейших украинских банков, опыт работы в международном фонде частных инвестиций, а также опыт работы на инвестиционно-банковском рынке Украины позволяет, или даже обязывает, поучаствовать в дискуссии.

Сразу хочу сказать, что я никого не собираюсь обвинять или оправдывать. Скорее я хочу расширить предмет дискуссии, потому сейчас она мне кажется неконструктивно ограниченной.

Возможно, вы слышали о фразе, что банковская система - это двигатель экономики.

Новости по теме: Украинская банковская система – банкрот?

Так вот, я с этим не соглашусь. Особенно, учитывая, что в случае Украины, когда мы говорим о банковской системе, то фактически речь идёт только о системе коммерческих банков.

Пользуясь этой аналогией, в современной экономике банковская система выполняет роль одного из цилиндров двигателя экономики (а этот двигатель состоит из многих цилиндров).

Может ли работать многоцилиндровый двигатель, если исправен только один цилиндр?

В старых двигателях и при наличии "умельца" - может. Только мощность будет очень маленькой. И недолго, потому что из-за несбалансированности и перегрузки скоро "умрет" и этот цилиндр.

Что в современной экономике является другими "цилиндрами" двигателя, пользуясь этой аналогией?

Это рынок акций, облигаций, их производных и т.д.

Поэтому двигатель современной экономики - это не банковская система, а рынок капитала в более широком понимании.

Новости по теме: Гонтарева: Через три года банковская система Украины будет самой здоровой в мире

Причём, как я уже говорил, рынок капитала - это не здания фондовых бирж, или даже не законы о фондовом рынке.

Это устройство экономики, когда решения о распределении ресурсов принимаются не государством, а рынком капитала. Когда на рынке есть честная конкуренция между объектами инвестиций, когда у людей есть возможность объединять свои ограниченные ресурсы для их дальнейшего инвестирования и получения адекватной (риску) доходности на вложенный капитал.

Поэтому когда мы обсуждаем, как работает банковская система, давайте обсуждать работу не только одного из цилиндров, а всего двигателя.

Это уже не говоря о том, что двигатель не может нормально работать в машине, в которой нормально не работают другие системы...

PS. "Технические" аспекты (thin capitalisation заёмщиков, debt-equity swaps как давно назревший вариант реструктуризации проблемной задолженности, ликвидность рынков акционерного и долгового капитала, прозрачность/честность рынка, защита прав собственности и т.п.) имеет смысл обсуждать только когда есть консенсус по "глобальному" вопросу.

Юрий Витренко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.