Пресс-служба президента

Оригинал на сайте президента Украины

Мы, президенты Украины и Республики Польша,

исходя из основ, принципов и целей Стратегии Европейского Союза до 2020 года в отношении конкурентной, устойчивой и безопасной энергии и Энергетической дорожной карты Европейского Союза до 2050 года;

основываясь на наших обязательствах в рамках Договора об учреждении Энергетического сообщества; признавая принципы и требования Третьего энергетического пакета и важность приведения правовых рамок относительно общих принципов функционирования внутреннего рынка природного газа в соответствии с требованиями Директивы Европейского парламента и совета 2009/73/ЕС от 13 июля 2009 года относительно общих правил для внутреннего рынка природного газа;

обязуясь имплементировать Соглашение об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны;

признавая важность усиления диверсификации и уровня энергетической безопасности Украины и ЕС; подчеркивая полную приверженность тесному сотрудничеству в вопросе открытия альтернативных маршрутов поставки газа в страны Центральной и Восточной Европы на основе новой стратегической инфраструктуры, включая СПГ-терминал в Свиноуйсце, прямое газопроводноее сообщения из Норвегии через Данию в Польшу и новые виртуальные и физические проекты реверсных поставок газа на украинско-польской границе; 

учитывая важную роль Украины и Польши в качестве транзитных стран и подтверждая намерение оставаться стабильными и надежными партнерами в обеспечении транзита газа к европейским потребителям, заявляем о следующем:

Украина и Республика Польша были поражены решением Европейской комиссии от 28 октября 2016 года, которое открывает возможность для "Газпрома" увеличить объемы поставок газа в Европу в обход Украины. Содержание и процедура принятия этого решения способны нарушить взаимные обязательства в рамках Договора об учреждении Энергетического сообщества.

Мы считаем, что решение не соответствует правилам и принципам Энергетического сообщества и противоречит достижению фундаментальной цели организации – объединению энергетически независимой Европы. Оно подрывает принцип, что содержится в Договоре об учреждении Энергетического сообщества, и правила конкуренции (Статья 18).

Более того, оно нарушает положения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также дух политической ассоциации и углубленной и всеобъемлющей экономической интеграции.

Решение Комиссии по газопроводу OPAL подрывает стратегию энергетической безопасности ЕС, создает угрозу для энергетической безопасности стран Центральной и Восточной Европы, которые зависят от поставок газа из одного источника, а также будет препятствовать созданию эффективного Энергетического союза в Европе, целью которого является уменьшение зависимости от поставок российского газа, диверсификация источников и маршрутов поставок газа, а также соблюдение общей позиции на переговорах с третьими странами – поставщиками энергоносителей.

Оно создает реальные риски для непрерывной поставки газа между Польшей и Украиной и существенного перенаправления существующих газопотоков между другими странами.

Оно углубит поляризацию дискуссий на другие темы, поскольку будет поощрять сторонников России в государствах-членах и институтах ЕС.

Оно нарушит конкуренцию, поскольку дополнительно укрепит преимущества России: рыночные позиции "Газпрома", наиболее доминирующего игрока на рынке; возможности "Газпрома" манипулировать ценами на газ для отдельных стран; транзитный маршрут и источник газопоставок.

Это решение также закладывает основы для строительства газопровода "Северный поток - 2", результатом чего может стать разрушение газотранспортной системы Украины, дальнейшее нарушение правил конкуренции и значительное увеличение цены на газ для потребителей.

В этом контексте решение ставит под угрозу энергетическую безопасность ЕС, так и Украины, поскольку оно компрометирует безопасность поставок.

Решение ставит под сомнение способность и готовность ЕС придерживаться собственного законодательства и противостоять российскому давлению.

Оптимизируя доступ "Газпрома" и поставок из России на рынке природного газа ЕС, Европейский Союз все будет поощрять Россию к деструктивным действиям на внутреннем рынке ЕС и дальнейшему давлению с целью продвижения своей политической повестки дня с ЕС и другими странами, в частности Украиной. ЕС также существенно подорвет усилия, направленные на диверсификацию газопоставок, предпринимаемые Украиной и Польшей.

Такое решение ЕК поощряет и вдохновляет Россию продолжить свою тактику создания проблем с целью получения уступок в других сферах.

Решение противоречит санкционной политике ЕС, поскольку стимулирует дополнительные денежные поступления в Российской Федерации, одновременно ограничивая доходы Украины от транзита газа.

Мы считаем, что это решение должно быть пересмотрено, хотя и понимаем, каким сложным и болезненным шагом это может быть.

Мы привержены защите наших общих интересов с помощью всех соответствующих правовых механизмов.

Мы также призываем ЕС к дальнейшей поддержке интеграции Украины с внутренним энергетическим рынком ЕС путем развития соответствующей инфраструктуры и интерконнекторов, что позволит дальнейшую диверсификацию поставок природного газа в Украину и либерализацию энергетического рынка Украины в соответствии с принципами Договора об учреждении Энергетического сообщества.

Президент Украины Петр ПОРОШЕНКО

Президент Республики Польша Анджей ДУДА