Фото из открытых источников

Основными поставщиками лекарственных препаратов в аптеки Украны преимущественно являются ООО "БаДМ", ООО "Вента.Лтд" и СП "Оптима-Фарм, ЛТД", суммарная доля которых на этом рынке превышает 80%. Об этом говорится в отчете Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) по результатам исследования фармрынков в 2014-первой половине 2016 годов.

"Положение трех крупнейших отечественных дистрибьюторов с совокупной долей более 80% на рынке предоставления услуг по снабжению оптовыми партиями лекарственных средств и изделий медицинского назначения в широкоассортиментном наборе показало наличие у этих субъектов хозяйствования значительной рыночной власти по сравнению с другими имеющимися конкурентами вследствие сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам", – отмечается в документе.

При этом в АМКУ подчеркивают, что в начале 2014 года в число крупнейших фармдистрибьюторов входило также ЗАО "Альба Украина", а их совокупная доля составляла 87%.

Ведомство в целях предотвращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в начале марта 2015 года предоставило указанным компаниям обязательные для рассмотрения рекомендации, в частности воздержаться от установления экономически необоснованных оптово-отпускных цен на лекарственные средства, а фармдистрибьюторы сообщили об учете этих рекомендаций.

В отношении розницы АМКУ констатировал, что этот рынок разбивается на региональные, на которых большинство участников организуют свою деятельность в формате "аптечная сеть".

"Исследованием установлено наличие признаков монопольного (доминирующего) положения (или коллективной монополии) на большинстве региональных рынков услуг по организации розничной торговли лекарственными средствами", – отмечается в документе.

Также ведомством установлены непоодинокие случаи несоблюдения аптечными сетями государственной дисциплины цен. В частности, отмечается, что действующая в Украине система стабилизации цен на лекарства путем государственного регулирования оптово-отпускных розничных цен отдельных препаратов на практике неспособна обеспечить их ценовую доступность для населения.

"Система функционирования рынков лекарственных средств позволяет всем ветвям продвижения товара перекладывать на конечного потребителя, покупающего лекарства в аптеке, все свои финансовые риски от влияния объективных и субъективных факторов", – говорится в отчете.

АМКУ утверждает, что в украинском законодательстве отсутствуют документы, которыми определялась бы сфера применения методов/способов/правил продвижения лекарственных средств. Кроме этого деятельность как отечественных, так и иностранных производителей в части ценообразования на лекарства фактически не подлежит регулированию со стороны государства.

"Созданная на законодательном уровне система, которая в настоящее время устанавливает правила и условия функционирования фармацевтических рынков, не обеспечивает эффективной конкуренции на соответствующих товарных рынках и не создает условий для ее развития, а следовательно, нуждается в совершенствовании", – подытоживают в АМКУ.

Ведомство также отметило отсутствие эффективной саморегуляции фармрынков.

Для исправления ситуации АМКУ рекомендовал правительству ввести референтное ценообразование на самые необходимые лекарственные средства с целью повышения их доступности и постепенно переходить к референтному ценообразованию на все лекарства с открытыми реестрами цен на них и внедрению системы реимбурсации, а также ввести электронные реестры пациентов по видам заболеваний, которые лечатся за счет государственного (местных) бюджетов.

Среди других рекомендаций – изменения модели оказания медицинской помощи путем внедрения общеобязательного социального медицинского страхования с введением в нормативно-правовую базу термина "медицинская услуга"; установление прозрачных отношений в сфере продвижения и маркетинга лекарственных средств с учетом европейского опыта; пересмотр требований к складским помещениям во всей цепочке поставок и т. д.

Также ведомство обратилось с предложением к участникам фармрынка принять меры по внедрению эффективных механизмов саморегуляции товарных рынков с введением общих для всех участников правил профессиональной этики.

Как сообщалось, не так давно Кабинет министров одобрил постановление о введении референтных цен на некоторые лекарства с 1 января 2017 года. Такие цены будут распространяться на 21 препарат по трем программам. По словам и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, референтное ценообразование не будет распространяться на закупки лекарств за средства государственного бюджета, которые проводятся через международные организации.

На сегодня Минздрав подписал с международными организациями контракты на закупку лекарств за средства госбюджета 2016 года по 30 из 33 программ.