Проект "Бирючий – Иршанск. Рекреация"
112.ua

22 сентября состоялось открытие юбилейного 10-го форума ART-KYIV Contemporary, который уже традиционно ежегодно проходит в помещении "Мыстецького арсенала". Как всегда, событие имеет большой резонанс в широких и профессиональных кругах, демонстрируя определенные тенденции в современном искусстве Украины. С другой стороны, учитывая общий ход культурного процесса в Киеве, на фоне которого разворачивалась подготовка к этому проекту, трудно не заметить, что в столице и в целом в украинской культурной сфере существует несколько параллельно существующих сетей, которые функционируют по разным принципам и предлагают разную повестку дня.

Анализировать Art Kyiv Contemporary приходится с разных сторон: здесь можно найти материал как для глубокого культурологического исследования современности, так и для светской хроники. Попробуем совместить две точки зрения для создания интересной стереоскопической картинки вечера вторника – 22 сентября.

Проект "Там, где дети спят"
112.ua
Art Kyiv можно отнести к европейской традиции глобальных ярмарок современного искусства, где ведущие галереи, арт-институции, коллекционеры предлагают разнообразные программы, основываясь на собственных коллекциях, повышая таким образом уровень их оценки. Глядя на длинную очередь посетителей, что постепенно заполняла залы "Арсенала" и среди которой были заметны представители украинского арт-истеблишмента, трудно было избавиться от ощущения аттрактивности, что постоянно сопровождает подобные события. Известные художники Александр Ройтбурд, Арсен Савадов, Виктор Сидоренко, кураторы и коллекционеры – Игорь Абрамович, Павел Гудимов, Марина и Виталий Щербенко были традиционными объектами внимания со стороны фотокорреспондентов, что вместе с другими атрибутами светского шоу – дорогими напитками, коммерческими презентациями автомобилей и вечерними женскими платьями поддерживали событие на отметке "статусной". Это, в конце концов, и притягивало большое количество посетителей, значительная часть которых больше озабочена возможностью сделать "селфи" с любимыми произведениями искусства. Оно и не удивительно, ведь удачный снимок с селебрити может стать признаком утонченного вкуса и произвести глубокое впечатление на коллег по работе или друзей в соцсетях.

Новости по теме: ГогольFest’15 – переоткрытие ВДНХ

Большая часть первого этажа "Мыстецького арсенала" распределена между выставочными проектами, которые представляли столичные галереи и институции. Из-за визуальной перенасыщенности и, в определенной степени, однообразия экспозиционных решений в таком калейдоскопе предложений трудно остановиться на чем-то конкретном. В таких случаях выигрышными оказываются именно элементы шоу. Собственно такую стратегию выбрал куратор Георгий Брайловский, который вместе с такими известными художниками, как Николай Маценко, Влада Ралко, Олег Тистол подготовил проект "Там, где дети спят" (Sky Art Foundation и In Art Foundation). Привлечение на открытие в качестве сопровождения широко известной группы "Гайдамаки" вызвало ощутимый ажиотаж.

Инсталляция Сергея Петлюка
112.ua

Впрочем, среди перформативного и откровенно коммерческого буйства были представлены и другие интересные проекты. В частности внимание привлекала выставка работ арт-резиденции "Бирючий – Иршанск. Рекреация", состоявшаяся в июле этого года (куратор – Наталья Маценко, Biruchiy Art Project). Симптоматичными современными вызовами времени было и сольное шоу Василия Цаголова "Ваша Раша" (BuyArt.Gallery), визуальные образы которого нашли многих ценителей буффонадного первоистока, питающего значительную часть украинского искусства. Отдельно от общего курса стоит персональный проект львовского медиа-художника Аскольда Кучера "Tribute to под одноименным", который является едва ли не единственным представителем science-art в Украине (галерея "Триптих АРТ").

Однако, стоит отметить, что в этом году кураторская группа "Арсенала" сделала большой упор на концептуальной составляющей, презентуя два больших "спецпроекта": "Музейное собрание. Украинское современное искусство 1985-2015 гг. из частных коллекций" (кураторы - Игорь Абрамович и Александр Соловьев) и "DIALOGIA. Украинское искусство во времена без названия" (кураторская группа “Мыстецького арсенала”: Александр Соловьев, Алиса Ложкина, Соломия Савчук, Илья Заболотный).

Работа APL315
112.ua
Само название первого проекта, который занял часть первого этажа, указывает на ряд функциональных проблем одной из ведущих арт-институций страны. За время своего существования "Мыстецький арсенал" так и не стал полноценным музеем современного искусства, а служит лишь площадкой для демонстрации вкуса частных коллекционеров (представлены произведения из коллекций Игоря Воронова, Людмилы Березницкой, Андрея Супруненко, Петра Багрия, Анатолия Дымчука, Ольги Козловской и т. п). Впрочем, кураторам спецпроекта удалось сделать достаточно интересную ретроспективу, преимущественно живописной линии развития современного искусства Украины последних 30 лет. Посетители с удовольствием находили любимые произведения Криволапа и Олега Тистола и с рвением "постили" свои селфи, сделанные на их фоне, в соцсетях.

Новости по теме: Украинский документальный фильм о Майдане победил на международном кинофестивале в Канаде

Наконец, главной интригой нынешнего форума Art Kyiv Contemporary все же был спецпроект "DIALOGIA", который, по словам ведущего куратора Арсенала Александра Соловьева, должен стать своеобразным ответом в "творческом соревновании в контексте других культурных событий" (интервью ресурсу "МіТЄЦ", 22.09.2015). Что это за "другие события", людям, которые немного разбираются в ситуации, не трудно догадаться. Речь идет о перипетиях, сопровождавших подготовку второй Киевской биеннале этого года, которая должна была также произойти в "Мыстецьком арсенале". Однако весной вдруг запланированное событие официальное руководство "Арсенала" отменило, якобы из-за тяжелого социально-экономического положения в стране. Впрочем, инициативу по проведению Биеннале перехватила другая динамическая организация – Центр визуальной культуры. Киевская биеннале "Школа Киева", которая стартовала 8 сентября, является своеобразным контрапунктом к Art Kyiv Contemporary, демонстрируя процессуальную дискурсивную модель культурного производства.

Спецпроект "DIALOGIA. Украинское искусство во времена без названия"
112.ua

Тем не менее, в рамках ориентированной на спектакулярность выставки "DIALOGIA" отдельным художникам удалось сделать очень сильные художественные высказывания. Именно за счет их весь проект, который имеет подзаголовок "Украинское искусство во времена без названия", удался как определенное пространство художественных рефлексий молодого поколения художников на тему современности. Среди многочисленных достойных внимания работ, которые расположились на втором этаже "Арсенала", можно отметить медиа-инсталляции Сергея Петлюка и Александра Верещака, ироничные жесты от APL315 и Dis/order-Tenpoint, концептуальные поиски Тараса Ковача и Сергея Якунина и лаконичные высказывания Екатерины Ермолаевой и Ильи Чичкана, которые проблематизируют настоящее.

Новости по теме: Фестиваль "Молодость": 45 лет борьбы - 45 лет победы

Однако, и искателям аттракций также было где найти себя. Настоящее шоу устроил Роман Минин, возле автоматизированного "барельеф-лайтбокса" происходил перформанс электронного проекта Mova, который подготовил специальную программу. Другой популярной площадкой стала инсталляция Анатолия Твердого, зеркальный элемент которой стал идеальным фоном для массовых фотосессий. Одна из посетительниц призналась, что атмосфера второго этажа более склоняет к размышлениям и рефлексии. Это действительно так, ведь по сравнению с перегрузкой первого этажа значительным плюсом проекта "DIALOGIA" оказался оптимальный баланс пустоты и содержания.

Официальный сайт "Арсенала" также уверяет, что "в рамках "ART-KYIV Contemporary" состоится проект "Дискуссионная платформа" – цикл публичных встреч с современными украинскими художниками и культурными деятелями, которые пройдут в разговоре с кураторами форума".

Таким образом, включительно до 10 октября у каждого есть уникальная возможность сопоставить две выставочные модели – процессуальность "Школы Киева" и зрелищность ART-KYIV Contemporary X. И этим стоит воспользоваться всем, кто стремится к взвешенной объективной оценке современного художественного процесса.

Антон Лапов