Фото из открытых источников

Украинцы полюбили Черную пятницу. "Результаты распродаж оказались гораздо лучше прогнозируемых. Мы надеялись на рост объемов реализации примерно на 30-40% по сравнению со среднестатистической пятницей, а они увеличились в три раза", – признает генеральный директор группы компаний "Ультра" (сети одежды Baldinini, Levi's, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров. В большинстве крупных торговых центрах Киева и городов-миллионников наблюдались столпотворения желающих приобрести товар со скидкой. Например, магазин New Balance не смог вместить всех потенциальных покупателей, и охранники пропускали в торговую точку по очереди.

Ноябрь – традиционно слабый месяц для продавцов ювелирных украшений, признает исполнительный директор ювелирного дома Zarina Екатерина Нетовкина. "Но в день шопоголика наблюдалась иная ситуация. Продажи выросли в пять-десять раз по сравнению с обычной пятницей", – констатирует она.

Новости по теме: "Черная пятница-2016": Что нужно знать о главном дне распродаж

Магазины по продаже бытовой техники и электроники до сих пор выдают покупателям товар, который был забронирован в Черную пятницу. "Акционные телевизоры по цене до 2 тыс. грн были выкуплены в первые полчаса после открытия магазинов. Людей оказалось очень много, а популярностью пользовались все группы товаров", – сообщил руководитель группы управления ассортиментом сети "Эльдорадо" Вячеслав Склонный. Сайты некоторых сетей по продаже бытовой техники и электроники, как и операторы интернет-магазинов, часто не выдерживали огромного наплыва покупателей. "Не смогли обслужить около 20-25% потенциальных клиентов. Мы сделали выводы на следующий год", – сообщил директор сети по продажам бытовой техники и электроники, пожелавший остаться неназванным.    

Ажиотаж обошел стороной продовольственные супермаркеты. "Продовольственные сети снизили цены на отдельные позиции, и некоторые покупатели этим воспользовались. Но значительного прироста продаж не наблюдалось", – подчеркивает директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Как правило, большинство украинцев стремились купить товар длительного пользования со скидкой.

День маркетолога

Черная пятница прошла в Украине третий год подряд. Но в этом году она оказалась наиболее масштабной: участие в распродажах приняли практически все магазины, что привлекло потребителей. Слаженно действовали и маркетологи. За неделю до дня шопоголика многим украинцам приходили сообщения о готовящихся скидках и других акциях, что лишь подогревало спрос. Некоторые магазины и торговые центры продлили время работы.

Новости по теме: Продажи в интернете достигли рекордных показателей в "черную пятницу"

Покупатели готовы были больше тратить. По данным исследования компании GFK Ukraine, в октябре потребительские настроения украинцев зафиксированы на уровне 51,6, что на 1,5 пункта выше по сравнению с сентябрем. "В октябре 2016 наблюдаем разнонаправленные тенденции: индекс ожидаемых изменений личного дохода уменьшился, а индекс целесообразности делать крупные закупки вырос. Эти тенденции характерны разным группам. Уменьшение индекса ожидаемых изменений личного дохода произошло за счет жителей небольших городов (до 500 000 жителей) и групп старшего возраста (45 лет и старше). В то же время индекс целесообразности делать крупные закупки вырос среди жителей больших городов (свыше 500 000 жителей), в группе в возрасте до 45 лет и группе с доходом среднего и выше среднего уровня", – говорится в сообщении аналитиков GfK Ukraine.

До Америки еще далеко

Но достичь показателей США украинским ритейлерам не удалось. Не секрет, что в преддверии старта массовых распродаж американские покупатели ночуют под дверями торговых центров, надеясь попасть в магазин первыми. Такие усилия оправданы. Несколько десятков человек могут претендовать на IPhone7 за 200-300 долл., телевизор за 300 долл. или комбайн за 50. Попутно покупатели приобретают и остальной товар. Например, по данным Adobe (отслеживает транзакции в онлайн-ритейле), в Черную пятницу через американские онлайн-магазины продано товаров на сумму 3,34 млрд долл., что на 21,6% больше по сравнению с прошлым годом.

Новости по теме: "Черная пятница" в США в фотографиях

Почему украински ритейлеры не могут повторить их успех? Сети оказались неготовыми предоставлять реальные 90%-е скидки, как это происходит в США. "Бытовая техника и электроника на несколько дней подешевела на 15-20%, а одежда и обувь – на 20-25%, Лишь единичные магазины устроили настоящие распродажи", – рассказывает директор крупной сети по продаже одежды, пожелавший остаться неназванным. По его словам, некоторые магазины лукавили и сперва повысили цены на свои товары, а затем – предоставили скидки. Это не осталось незамеченным пользователями, которые все выходные обсуждали скромный дисконт со стороны ритейлеров.

Черная пятница в Украине – очередной период распродаж, которые регулярно проходят на протяжение осени. "Скидки важны для потребителей, которые приобретали товары с дисконтом", – признает Екатерина Нетовкина. С понедельника украинские ритейлеры вернули цены на уровень, который установлен до начала распродаж в пятницу и выходные. Новый сезон распродаж стартует в середине декабря. В США же, в отличие от Украины, регулярных скидок нет, поэтому Черная пятница и пользуется такой большой популярностью. В этот день многие американцы приобретают подарки своим родственникам и друзьям на рождественские праздники.

Зимой скидок будет меньше   

Удачные продажи на Черную пятницу позволят украинским ритейлерам избежать необходимости распродавать зимнюю коллекцию перед новогодними праздниками с реальными скидками до 70-90%. Как правило, большинство магазинов стараются избавиться от остатков до наступления следующего сезона, чтобы не замораживать деньги. Поэтому в критических ситуация готовы уценить товар до максимума. Такая ситуация наблюдалась, например, в 2014 году, когда продажи резко сократились на 30-40%.

Но в этом году ситуация иная. Как ранее писал 112.ua, в этом сезоне ритейлеры заказали минимально возможный ассортимент, сделали ставку на классические модели, а также удачно распродают коллекции на протяжение всего сезона. Продажи одежды и обуви за девять месяцев этого года выросли на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Все это позволяет рознице неплохо заработать и избежать масштабных распродаж в конце сезона.

Андрей Корнеев