Reuters
До конца года продукты питания подорожают. Ассоциация пекарей Украины заявила о том, что цены на хлеб должны вырасти до 20% до конца этого года. В объединении такой шаг связывали с удорожанием и повышением минимальной заработной платы. "Экономическая причина возможного роста цена из-за роста стоимости муки несостоятельна. За исключением одного аспекта – получение большей прибыли производителями хлеба", – считает руководитель Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Аналогичным образом намерены поступить и другие производители.

Кабинет министров одобрил повышение минимальных розничных цен (граничная цена, ниже которой запрещено продавать продукцию) с 54,9 до 69,78 грн за бутылку объемом 0,5 л. Стоимость остальных крепких напитков в среднем вырастет на 22-40%. Например, вино (объем 0,7 л) обойдется в 33 грн, крепленые вина – 42 грн, шампанское – 69,9 грн, а коньяк (3 звезды) – 104,9 грн. Эту инициативу пролоббировали крупные производители, которые жалуются на рост конкуренции, в том числе и со стороны нелегальной продукции (ее доля оценивается в 40-50% рынка). Более высокая минимальная розничная цена, по мнению производителей, позволит повысить себестоимость производства и избежать демпинга. 

Дешевые товары

Продукты питания дорожают. По данным Государственной службы статистики Украины, в октябре цены на потребительские товары выросли на 2,8% по сравнению с первым месяцем осени и на 9,4% – с начала года. Например, на 50,9% за месяц подорожали яйца. На 1,2-5,5% повысились цены на овощи, молоко и молочные продукты, масло, мясо птицы, сало, сахар, рис. В октябре подешевели на 1,5-3,8% фрукты, продукты переработки зерновых и свинина. Потребительские цены, по данным Госкомстата, начали расти с сентября этого года (на 1,8%). До этого они снижались на протяжение трех предыдущих месяцев.

Цены растут даже более высокими темпами, чем мы ранее прогнозировали, признает Алексей Дорошенко. "Многие производители ориентируются на мировые цены на продукты питания и подтягивают их к украинским", – подчеркивает он. Все это отражается на продажах в рознице. По данным продовольственных сетей, за десять месяцев этого года обороты ритейлеров выросли примерно на 5-7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Связан это, в первую очередь, с удорожанием продуктов питания, а украинцы не стали приобретать больше.  

Постепенно меняется и потребительская корзина. Совладелец продовольственной сети "Фуршет" Игорь Баленко говорит, что потребители приобретают меньше фруктов и овощей, а также конфет в упаковках. "Цены на курятину практически сравнялись со стоимостью свинины", – сообщил эксперт. Стоит ли говорить, что это снизило интерес к птице.

"Киевский торт" обходится покупателям в среднем в 250 грн, что делает его не таким популярным, как это было еще несколько лет назад. Директор крупной продовольственной сети рассказывает, что еще несколько лет назад многие магазины становились в очередь за тортом. Производители не могли удовлетворить потребности всех торговых точек, где торты всегда пользовались повышенным спросом. Но новые цены испугали потребителей. "Сейчас далеко не все супермаркеты заказывают эту продукцию, поскольку не могут ее распродать. Нереализованные скоропортящиеся продукты питания – убытки розничной сети", – рассказывает собеседник издания.

Затраты растут

Рост цен на продукты питания спровоцировал сразу несколько факторов. Один из главных – это ожидаемая девальвация гривны. Например, директор крупного предприятия по производству сладостей рассказал 112.ua, что заложил курс 30 грн за доллар при расчете себестоимости продукции. "Отсрочка платежа за поставленный товар составляет в среднем 30-40 дней, и это большой риск. Если за этот период гривна девальвирует, то компания получит убытки, поэтому все производители страхуются", – рассказывает он и добавляет, что незначительные колебания курса заставляют их закладывать риски в стоимость своей продукции.  

Но более значительное влияние связано со временной отменой государственного регулирования цен на социальную группу товаров (крупы, молоко, масло, хлеб и пр.) с 1 октября этого года. Это пилотный проект Министерства экономики, который введен на три месяца. После этого ведомство уточнит, стоит ли отказаться от контроля за минимальной розничной наценкой (устанавливалась решением отдельно, но не могла превышать 15%). Производители воспользовались отсутствием государственного регулирования и постепенно пересматривают стоимость продукции. "Сети не увеличивали наценку на продукты питания", – добавляет Игорь Баленко.   

Рост цен на продукты питания уже привел к негативной тенденции. Во втором квартале украинцы купили продуктов питания на 15% меньше по сравнению с первым кварталом, подсчитали в Ассоциации поставщиков торговых сетей. "Приятно было бы осознавать, что структура нашего потребления изменилась, и как в странах с высоким уровнем дохода доля продуктов в потребительской корзине падает. В Европе продукты в структуре расходов не превышают 20%. В то же время в Украине их доля выше 50%. Но это сокращение связано с тем, что люди сокращают свой рацион", – говорится в сообщении Ассоциации. Но это не означает, что потребители стали есть меньше. Многие украинцы попросту переориентируются с мясных и рыбных блюд на картошку, которую могут передавать родственники из сел. Отчасти это произошло из-за роста затрат в октябре по сравнению с предыдущим месяцем, по данным Госстата, тарифы на жилье, воду, электроэнергию, газ выросли на 7,5%. Главным образом это произошло за счет повышения цен на отопление на 52,2%, горячую воду – 5,9%, водоснабжение – на 5,7%, канализацию – на 3,7%.

Многие ритейлеры надеются, что ситуация изменится в конце года. В преддверии зимних праздников украинцы не скупятся и стараются накрыть богатый новогодний стол. Поэтому большой популярностью пользуются не социальные группы товаров, а импорт – икра, красная рыба, зарубежное шампанское и другие деликатесы, наценка на которых может достигать 40-45%. Как результат, продажи в декабре вдвое выше по сравнению с другим среднестатистическим месяцем года.

Андрей Корнеев