"РИА Новости"

Фактически, дипломатическая работа Украины на российском направлении сегодня представлена где угодно, но не в самой России. Страна ведет безуспешные переговоры в Минском и Нормандском форматах, отстаивает свои интересы в СБ ООН, ПАСЕ, Гаагском суде, но в самой России наших дипломатов не слышно. Однако, они там есть! Ведь, несмотря на все невзгоды, наше государство так и не разорвало дипломатические отношения с РФ.

Когда в 2014 году был оккупирован Крым, логично было бы свернуть дипломатию с "агрессором", ввести визовый режим, чем продемонстрировать самостоятельную политику, учитывая национальные интересы. Государство же покорилось воле Запада, который практически указал, что нам делать.

На принятие собственного решения у нас были достаточные основания, в т. ч. юридические. Согласно Главе VII Устава ООН Совет безопасности определяет наличие акта агрессии и "делает рекомендации или решает", какие действия стоит совершить для восстановления международного мира и безопасности. К таким мерам, среди прочего, относится и разрыв дипотношений. Украинская сторона в начале 2014-го могла инициировать перед Совбезом применение этих положений по отношению к России, но также этого не сделала.

Новости по теме: Дипломатический фронт: Что делает МИД после обстрелов в Авдеевке

Зато мы сели за стол переговоров в Минске, надеясь угодить западным партнерам и не разозлить Россию. И мало того, посадили за него не опытных дипломатов, а политика, который давно отошел от государственных дел. Кстати, Москва выбрала на эту роль посла в Украине Михаила Зурабова. Потому что кто, как не посол, лучше всего разбирается в проблемах страны пребывания, азах дипломатии и международного права. Назревает вопрос – а где в это время был наш посол в РФ?

Кто руководит нашей дипломатией в России?

На момент начала украинско-российского конфликта весной 2014 года чрезвычайным и полномочным послом Украины в РФ был Владимир Ельченко. Профессиональный украинский дипломат с 35-летним опытом работы в разные годы работал в МИД Украины, в т. ч. на должности заместителя министра, был постоянным представителем Украины в Совбезе ООН и послом в Австрии.

Посольство Украины в России Ельченко возглавил в 2010 году во времена Януковича и отличился на этом посту рядом достижений, как, например, разрешение конфликта вокруг Библиотеки украинской литературы в Москве (2010-2011 гг.).

Владимир Ельченко
Twitter МИД Украины

17 марта 2014 года, сразу после "псевдореферендума" в Крыму, МИД Украины отозвал нашего посла из Москвы. Самое интересное, что Ельченко туда больше не возвращался, но официально оставался послом Украины в РФ вплоть до декабря 2015-го, когда указом президента был снят с этой должности и назначен постоянным представителем Украины в Совете безопасности ООН. Официальных упоминаний о его деятельности в течение этих двух лет нет. Неужели Ельченко со своим многолетним опытом два года просидел "на скамейке запасных"?

После отъезда последнего в Украину был существенно урезан кадровый состав Посольства "в связи с сокращением уровня двустороннего сотрудничества". С весны 14-го "рулем власти" в Посольстве начал руководить Руслан Нимчинский на посту временного поверенного Украины в России. Он работал в составе дипкорпуса вместе с Ельченко в качестве его заместителя и советника-посланника.

Руслан Нимчинский
Левый берег
После окончания вуза в 1995 году Нимчинский начал работать в МИД Украины. Специалист по международным вопросам в сфере вооружения и военно-технического сотрудничества. В качестве украинского делегата принимал участие в заседаниях международных организаций по обозначенной проблематике. А вот непосредственная дипломатическая работа в иностранной стране началась для него как раз с России. То есть, "боевое крещение" Нимчинский получил почти в буквальном смысле.

Новости по теме: Порошенко: Освобождение оккупированного Донбасса и Крыма должно происходить политико-дипломатическим путем

Примечательно, что должность, которую он сейчас занимает в Посольстве, по-простому означает "временно исполняющий обязанности". Она не предоставляет дипломату статуса самостоятельного руководителя дипломатическим представительством, а вводится лишь на период невозможности выполнения представителем своих обязанностей. Сейчас и в Украине, и в России действуют временные поверенные, что лишний раз свидетельствует о номинальном характере украинско-российских дипломатических отношений. И это проявляется не только в отсутствии послов.

Что мы делаем в России?

Как известно, основной задачей любого посольства является представление интересов своей страны, содействие развитию межгосударственных отношений на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Кроме того, посольство осуществляет консульские функции, защищая права и интересы граждан и юридических лиц своей страны в государстве пребывания.

Однако, после ситуаций с Крымом, Донбассом, политзаключенными в РФ и т. д. становится очевидно, что ни о каком "развитии межгосударственных отношений" с Россией сейчас речи идти не может. В таком случае, чем же там заниматься нашим дипломатам?

Украинские консулы озабочены проблемой удержания политзаключенных в России, хотя не скажешь, что их усилия были вознаграждены какими-то сдвигами в этом направлении.

В мае 2015 года МИД РФ вызвал нашего временного поверенного на "ковер", чтобы обсудить пленных спецназовцев ГРУ МО РФ Александрова и Ерофеева, которых украинские военные задержали накануне в Луганской области. В ходе встречи российские "заграничники" выразили Нимчинскому возмущение тем, что Украина "политизирует" ситуацию и якобы не пускает российского консула к заключенным, а также призвали в кратчайшие сроки обеспечить ему доступ к спецназовцам. Это при том, что наши консулы месяцами добиваются встречи с украинскими политзаключенными в России. Но сейчас речь не об этом.

Новости по теме: За год Украина направила РФ более 200 дипломатических нот, - Беца

В сентябре того же года Руслану Нимчинскому снова назначают встречу в МИД РФ. На этот раз, чтобы выразить протест против санкционного списка, в который украинская власть внесла ряд российских политических и общественных деятелей.

Ввиду отсутствия в тот момент каких-либо других новостей о деятельности украинских дипломатов в России, невольно складывается впечатление, что в этом и заключалась их работа – лично выслушивать претензии Кремля.

В дальнейшем в СМИ появлялись единичные новости о неприметной деятельности представителей украинского посольства в РФ. Чествование жертв Голодомора, презентация книги Сенцова и исторической выставки "Германо-советская война: украинский акцент", участие в открытии Украинской воскресной школы в Москве – вот и все, чем занимался наш дипкорпус последние три года.

Такие информационно-культурные мероприятия с легким оттенком украинской пропаганды должны проводиться дипломатами в иностранной стране (тем более, которая признана военным противником) для информвлияния. Однако, в данном случае эффективность такой пропаганды и возможность противодействовать российским СМИ приравниваются к нулю. И в этом нет большой вины дипломатов, ведь их возможности ограничены. Несомненно, россияне проводят активную контрразведывательную работу по отношению к украинскому дипкорпусу. А учитывая методы работы их спецслужб, проблемы не заставят себя ждать. Например, всегда найдутся российские радикалы, которых "хлебом не корми" – дай закидать украинское посольство яйцами или зеленкой на любой национальный праздник в РФ.

Правда, в апреле прошлого года Нимчинский в качестве делегата от Украины принял участие в Совете министров иностранных дел СНГ. Очевидно, по мнению Климкина, опыт дипломатической работы в России должен был стать вспомогательным фактором в понимании Нимчинским ситуации в странах Содружества.

Глава МИД Украины Павел Климкин
"Зеркало недели. Украина"

В то же время интересно, что сам министр иностранных дел неоднократно заявлял о своей поддержке идеи выхода Украины из состава СНГ. Но согласно заявлениям Министерства: "Невозможно в один момент разорвать многолетние международные связи в различных сферах жизнедеятельности стран-участниц". И, наверное, пока этого не произойдет, представителей от Украины для участия в работе СНГ будут выбирать из числа наименее загруженных.

Итак, мы имеем посольство без посла и с сокращенным штатом, а также фактическое отсутствие активной работы. Судя по всему, политической деятельности украинского Посольства в России нет. И многие украинцы спрашивают – тогда зачем оно нам?

Почему тогда не разорвать дипотношения?

В марте 2014-го лидер Радикальной партии Олег Ляшко пытался "продвинуть" законопроект о разрыве дипломатических отношений с Россией и введение визового режима. Но эта попытка, как и все последующие от других нардепов, была напрасной. Оказывается, власть имеет на это ряд причин.

Когда в марте прошлого года ряд нардепов зарегистрировал в Раде очередной законопроект о разрыве дипотношений с РФ, Петр Порошенко четко дал понять, что эта самодеятельность никем не будет поддержана. "Рада не поддержит этот законопроект. Давайте не будем даже обсуждать", – отметил он.

Новости по теме: Украина хочет решить ситуацию на Донбассе политическими и дипломатическими средствами, – Порошенко

Все важные решения в украинско-российских отношениях принимаются в Администрации президента
Администрация Президента Украины

Вместе с тем, невооруженным глазом видно, что дипломатические отношения между странами давно уже носят технический характер (отозван посол, сокращен штат и тому подобное). "Наши дипломатические отношения сейчас являются фактически замороженными. Россияне и так уже своего посла отозвали. Поэтому можно считать, что у нас полноценные дипломатические сношения отсутствуют", – охарактеризовал ситуацию бывший спикер МИД Украины и глава Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук.

Но даже такие "технические" связи могут быть полезными Украине для того, чтобы сохранить хоть какую-то дипломатическую маневренность в вопросе урегулирования конфликта на Донбассе, возвращении Крыма и сохранении поддержки западных партнеров. Особенно после того, как нам навязали т. н. "мирные форматы". Ведь, как считает эксперт-международник Антон Кучухидзе, "инициирование Украиной разрыва дипотношений с РФ приведет к тому, что последняя начнет формировать образ Украины как государства, что готовится к войне и срывает мирные переговоры. Россия будет говорить об этом во всех международных организациях и со всеми зарубежными партнерами".

Он убежден, что разрыв дипломатических отношений с Россией невыгоден, в первую очередь, Украине. Потому что в отличие от Грузии, которая после событий 2008-го разорвала дипотношения с РФ, Украина все еще имеет "обязательный, с точки зрения международного права, механизм по восстановлению контроля над границей". "Разница в том, что Грузия разорвала дипотношения с Россией не просто по факту агрессии, а после того, как президент РФ подписал указы о признании независимости грузинских территорий. То есть, не было никаких международных признанных механизмов, с помощью которых через диалог можно было бы вернуть эти территории. В Грузии не было своего "минского процесса", – говорит Кучухидзе.

Новости по теме: Бессмертный: Все идет к разрыву дипломатических отношений с РФ

Таким образом, проблема заключается в том, что Запад, так же как и Порошенко, видит в минских договоренностях безальтернативный путь решения проблемы. США и Европа свои антироссийские санкции привязали именно к выполнению этих соглашений, а не к фактическому прекращению агрессии РФ против Украины. При этом, они внушали нам мысль, что без дипотношений невозможно будет выполнить "Минск". "Наши западные партнеры требовали, чтобы мы не разрывали эти отношения из-за того, что существовала надежда на реализацию какого-то мирного плана. А для того, чтобы этот мирный план можно было практически реализовывать, должны быть практические дипломатические отношения", – говорит Алексей Крысенко, политолог-международник Совета внешней политики "Украинской призмы".

В отличие от Кучухидзе, последний считает Минский и Нормандский переговорные процессы малоэффективными "инструментами, созданными наугад". "Других форматов не существовало, поэтому к ним и обратились. Как говорится, нащупывали практические инструменты и площадки, где можно было бы решать насущные вопросы, например, в военной сфере. Эти процессы не имеют автономного дипломатического статуса, чтобы можно было сказать, что в них упирается невозможность разрыва дипотношений с РФ", – утверждает эксперт.

Зато, истинной причиной этого он считает наличие значительного количества инфраструктурных вопросов, которые требуют наших отношений с РФ, в т. ч. нужных и выгодных ЕС. Например, Украина всегда была транзитной зоной между Россией и Европой. Обе стремятся сохранить такой статус-кво, а потому давят на нашу власть, чтобы она не разрывала дипотношения с агрессором.

Новости по теме: Дипломатические войны: Что означает заявление Климкина о возможном демарше Украины в ПАСЕ

Итак, взгляд власти следующий. Существует необходимость сохранения дипломатических отношений (зря, что номинальных) в качестве своеобразной связи для других обстоятельств, вроде переговорных процессов или транзита товаров. Поэтому на Банковой и не идут на разрыв дипсвязей с РФ. Но это еще не значит, что нужно сидеть, сложа руки. Особенно, когда действующие инструменты, как минские соглашения, не действуют.

Что можно было бы сделать?

1) Отделить разрыв дипломатических от разрыва консульских отношений (ведь эти процедуры даже предусмотрены различными международными договорами (Венские конвенции 1961 и 1963 годов соответственно) и прекратить только первые.

Такой разрыв фактически ни на что не повлияет, поскольку политическая работа наших дипломатов в РФ и так почти отсутствует. А, следовательно, работники посольства в Москве просто будут отозваны в Украину. Отдел консульской работы при посольстве продолжит свое функционирование, а поэтому даже помещение дипломатического представительства (принадлежит Украине по праву собственности) останется за нами. На работу генеральных консульств в других российских городах такой разрыв не повлияет вообще.

А вот консульские отношения – другое дело.

"Если будет разрыв и консульских отношений, тогда мы должны искать страну, которая бы представляла наши интересы. В случаях отсутствия дипломатических отношений для защиты прав и интересов граждан, которые находятся в той стране, выбирается "страна-посредник". Часто Швейцария выступает такой страной. Тогда все вопросы относительно виз, защиты прав наших граждан, которые находятся, например, в заключении, их посещения ложатся на плечи дипломатов "страны-посредника", – объясняет президент Украинской ассоциации внешней политики, дипломат Владимир Хандогий.

Новости по теме: В разрыве дипотношений с РФ нет трагедии, Украина может обратиться к посольству-посреднику, - Корчилава

Так, например, сложилось в Грузии, где на сегодня интересы россиян представляет посол Швейцарии. Конечно, для украинско-российских отношений такой сценарий не слишком подходит. По состоянию на 2014 год в Грузии проживало около 26 тыс. россиян, а украинцев в РФ по состоянию на 2010 год – около трех миллионов. Пусть эти цифры и устаревшие, но разница – колоссальная, и изменения не могли быть существенными. Ни одной стране мира не будет в радость осуществлять консульские функции для такого количества украинцев в России. Да это и не нужно, если сохранить дипотношения только на консульском уровне.

Сейчас в различных городах России действуют 7 Генеральных консульств нашей страны, а в составе Посольства в Москве есть отдельный консульский отдел. Этого более чем достаточно для защиты интересов украинцев в России.

2) Снизить уровень дипломатических отношений (в случае признания нецелесообразным варианта №1).

В теории международного права существует два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Официально принципиальной разницы между ними нет. Впрочем, существуют негласные правила, что миссии имеют низший дипломатический уровень, чем посольства.

Также важно, кто возглавляет диппредставительство. Посольствами руководят послы, миссиями – посланники. Оба вида представительств могут возглавлять еще и поверенные в делах, которые по своему дипломатическому рангу стоят ниже первых двух.

Украинское посольство в Москве забрасывали дымовыми шашками
"ТАСС"

В нашей ситуации с Россией существует некий гибрид. Как уже отмечалось, и в Украине, и в РФ функционируют посольства, возглавляемые временными поверенными. И даже с юридической точки зрения, это неправильно. Потому что они никого не заменяют. Послы не назначены, а следовательно временные поверенные фактически руководят посольствами не имея на то достаточных оснований.

Вместо этого, Украина могла бы официально снизить уровень дипломатических отношений с Россией до уровня дипломатической миссии, которую бы возглавил поверенный в делах. Такое решение было бы логичным и в то же время дипломатично мягче разрыва.

Во-первых, это бы формализовало фактически существующий уровень дипотношений.

Во-вторых, послало бы своеобразный "месседж" как России, так и Евросоюзу, что в случае неэффективности одних инструментов (Минск) – Украина применит другие. Тем самым мы проявили бы способность к самостоятельным внешнеполитическим шагам, при этом ничему не навредив: мы не разрываем дипотношения, а о понижении их "градуса" речи не шло.

Новости по теме: В МИД объяснили, почему сохранили дипотношения со страной-агрессором

В-третьих, украинское общество было бы в очередной раз проинформировано о наличии угрозы со стороны РФ. В истории дипломатии уровень дипотношений понижается как раз тогда, когда отношения государств приближаются к вражеским. Российская угроза кажется очевидной вещью, но почему-то это не останавливает тысячи наших граждан выезжать в РФ, подвергая себя опасности. Это и не удивительно. "Простые люди не понимают, что происходит. С одной стороны, они слышат о враждебных действиях, и о том, что РФ делает все, чтобы расшатать ситуацию в нашей стране, а с другой – у нас всего-навсего нет посла в России", – говорит Алексей Крысенко. Он вспоминает о случаях, когда простых украинцев по приезду в РФ обвиняли в шпионаже только за какие-то "посты" в соцсетях. "Люди должны знать, что сама поездка в Россию является опасной. А этого нет. У нас все делается, будто ничего не произошло: работает посольство, визового режима нет, покупай билет, садись и езжай. То есть, нет информационной кампании, которая бы давала сигнал обществу, а он крайне необходим", – возмущается политолог.

3) Ввести визовый режим для РФ.

Мировая практика показывает, что визовые отношения между странами строятся по принципу взаимности. Однако Украина в этом плане отличается своей лояльностью. Так, граждане многих стран, в которые мы можем попасть только с визой (государства ЕС, США, Канада и др.), посещают Украину без нее.

Новости по теме: Визы для россиян: Зачем Украина грозит РФ визовым режимом

Пересечение украинско-российской границы до 2014 года вообще имело формальный характер и было возможно даже с национальным паспортом. Обстоятельства давно изменились, и на них нужно реагировать соответственно. Однако украинская власть медлит с вопросом введения визового режима для РФ из-за возможных последствий.

Для двух стран, которые десятилетиями переплетались родственными связями почти каждой семьи, это станет существенной проблемой. А российские СМИ и некоторые украинские политики моментально подхватывают каждый случай невозможности встретиться родителям с детьми или родным братьям и сестрам из-за такого нововведения. Так считает глава МИД Украины Павел Климкин, который назвал это "спиралью пропаганды, которая будет раскручиваться бесконечно". По его словам, сейчас въезд россиян в Украину и так осуществляется только по загранпаспортам и через международные и межгосударственные пункты пропуска. "Если мы введем визовый режим, это позволит нам более эффективно фильтровать агентов ФСБ и других российских спецслужб, которые будут работать с целью нашей дестабилизации? Однозначного ответа я здесь не вижу", – сомневается Климкин.

Новости по теме: Грищенко: Заявления о введении визового режима и прекращении дипотношений Украины и РФ - это риторика

Зато визовый режим опять же показал бы России нашу решимость в вопросе ослабления межгосударственных связей, если агрессия с ее стороны не прекратится. Украинцы лучше бы поняли, что наши страны не дружат, как раньше, и это имеет свои последствия. А спецслужбам РФ, по меньшей мере, было бы сложнее проводить в отношении нашей страны подрывную деятельность. В конце концов, наличие визового режима – нормальная практика для развитых стран, заботящихся о собственной внутренней безопасности. И это не показатель негативного отношения к иностранному государству! Так и не нужно его бояться.

***

Зная амбиции президента в вопросах дипломатии (вызванные непродолжительным опытом управления украинским МИД) и его ручное управление теперешней работой ведомства, очевидно, что разрыв дипломатических отношений с РФ – маловероятен. Но даже без этого власть должна хотя бы привести их в правильную форму, что будет отвечать современным реалиям. Снижение их уровня и введение визового режима – необходимые шаги в этом направлении. Потому что если не использовать дипотношения по назначению, само по себе их наличие – пустой звук.

Святослав Богданов