Фото из открытых источников

В одесских портах оформление грузов на таможне занимает 4-6 часов при мировой практике в полчаса. Такова горькая реальность. Помимо объективных причин снижения объема контейнерных перевозок из-за экономического кризиса и войны на востоке страны, к сожалению, в Украине продолжают действовать коррупция, непрозрачные правила ведения бизнеса, и бюрократия на таможне и в портах. Как "убивались" транзитные контейнерные перевозки в Украине и какие есть перспективы возрождения данного бизнеса, подробно в материале 112.ua.

Когда президент Петр Порошенко представлял нового одесского губернатора Михаила Саакашвили, одной из озвученных задач для новоназначенного руководства области, которую поставил глава государства, стало налаживание эффективной работы одесской таможни и портов. Президент подчеркнул, что война с коррупцией, прозрачная работа бюджетообразующих организаций и предприятий являются ключевыми в нашей непростой ситуации. За время после Майдана в Одессе сменилось 8 начальников таможни, 9-й - Владимир Передерий - сейчас отстранен от работы на время расследования. Его подозревают в коррупции. Одесская таможня, порты региона по-прежнему остаются коррумпированной структурой, что, безусловно, отражается на всей отрасли в целом.

Снижение контейнерных перевозок до 40% в одесских портах признал также министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский во время своего последнего визита в Одессу. Чиновник подчеркнул, что в целом рынок контейнерных перевозок испытывает непростые времена.

Новости по теме: В Ильичевский порт The Soufflet Group намерена инвестировать 70 млн долл., - Мининфраструктуры

"Сама процедура оформления грузов у нас занимает очень-очень много времени. К сожалению, многие грузы идут в обход: транзитные грузы растаможиваются в Польше, Румынии, но не в Украине", - констатирует член "Депутатского контроля", народный депутат Максим Поляков.

Годы независимости

После развала Советского Союза Украине досталось богатое наследство: одесские порты были крупнейшими в Черном море, а контейнерные перевозки являлись прибыльным и большим бизнесом. Все грузы, поступающие с Юга, проходили через одесские портовые терминалы, а далее отправлялись в большинство стран постсоветского пространства. Одесский регион был одним из лидеров по транзитным перевозкам в Молдавию, Белоруссию, Российскую Федерацию, Казахстан и другие страны. Однако неграмотное управление привело к тому, что спустя 24 года транзитные перевозки через терминалы одесских портов практически сошли на нет, данная отрасль фактически уничтожена. А ведь это не только колоссальные потери средств, которые недополучает бюджет Украины, а также уход миллионов долларов инвестиций, за контейнерными перевозками стоят тысячи людей, оставшиеся без работы.

"Десятки тысяч водителей остались без работы. Мы подошли ко дну, к которому нас привела политика и портов, и министерства. В контейнерный бизнес вовлечены тысячи людей. Судно, которое заходит, может привезти тысячи контейнеров, может быть тысяча экспедиторов, и эта тысяча человек будет работать, оформлять документы, следовательно, для них нужно соответствующим образом организовать работу государственных органов и портов. Такова специфика данного бизнеса", - заявил координатор общественного движения "Нет коррупции на транспорте", экспедитор с многолетнем стажем Александр Захаров.

Одесский порт
Фото из открытых источников

Об этом же заявляет и глава профсоюза экспедиторов Виктор Берестенко. Он подчеркивает, что после Майдана в какой-то степени работать стало проще, появилась возможность в открытую заявлять о "наболевших" проблемах, о коррупционных схемах, называть фамилии, что дает старт расследованиям и отстранению недобросовестных работников. Однако в целом система не изменилась.

"Есть две составляющие: объективная и субъективная. Объективная - это финансово-экономическая ситуация, которая катастрофически складывалась в течение января-марта этого года, ситуация с Крымом и востоком страны. За пределами наших границ ведется мощнейшая информационная пропаганда. По информации членов нашего профсоюза, имеющих контрагентов в России, Белоруссии, в этих странах многие предприниматели всерьез верят, что их грузы, зашедшие в украинский порт, могут отобрать представители "Правого сектора". Распространяется самая нелепая информация. Но есть и субъективный фактор. К сожалению, системные реформы не проведены, а имеющиеся проблемы не искоренены. И виноваты мы сами. За свои права борется порядка 25%, остальные еще не уважают себя настолько, чтобы бороться за свое право. Система это очень хорошо чувствует. Прибавьте сюда неконкурентные инфраструктурные платежи, навязанные транспортным руководством", - отмечает Виктор Берестенко, комментируя ситуацию с резким снижением транзитного грузопотока.

Печальная статистика

Как поясняет Александр Захаров, в первую очередь, развитие данного бизнеса зависит от скорости работы с грузами и самой процедуры оформления. Так, в 2011-м году через Ильичевский порт прошли 179 контейнеров при среднем времени оформления 14 часов; в Одесском порту было оформлено 369 контейнеров при оформлении в среднем за 8 часов 36 минут, причем мощность хранения порта составляет 7 тысяч контейнеров, а на складах за год было всего 3 тысячи контейнеров. По данным мая 2015-го года Одесский порт за сутки вывез 159 контейнеров, среднее время оформления составило 4 часа 11 минут, а транзитные контейнера при этом оформлялись 4 часа 52 минуты. Вместе с тем если обратиться к мировой практике, то в среднем оформление контейнеров составляет полчаса, если же есть какие-то подозрения - так называемый "красный коридор", то час. Александр Захаров отмечает, что при такой организации работы в одесских портах, варварской процедуре оформления, компании, занимающиеся транзитными перевозками, массово уходят из Украины.

Новости по теме: Государство намерено развивать частные морские терминалы

Недавно члены межфракционного объединения "Депутатский контроль" разоблачили схему на одесской таможне с оборотом в 1,5 миллиарда гривен. После чего начальник Одесской таможни Владимир Передерий и был отстранен от своих обязанностей на время расследования. Речь идет о сокрытии товаров от таможенного контроля. Установлено, что должностные лица, используя свои служебные полномочия, работали по схеме незаконного ввоза товаров народного потребления через определенную группу фиктивных предприятий, подконтрольных бизнесмену Вадиму Альперину, - их более 30. Товары были указаны с занижением таможенной стоимости и недостоверной информации о номенклатуре, количестве и весе, что значительно уменьшает таможенные платежи. Также член "Депутатского контроля", нардеп Максим Поляков заявил, что в одном из офисов были найдены документы, раскрывающие коррупционные схемы на Одесской таможне, в том числе громкие фамилии руководства.

Ильичевский порт
Фото из открытых источников

"Есть некоторые моменты, связанные как с текущими проблемами деятельности таможни, так и с предыдущими. В свое время сделали достаточно много шагов, в результате которых прекратилось или существенно сократилось транзитное сообщение", - говорит заместитель главы ГФС Константин Ликарчук, комментируя значительный спад контейнерных перевозок в Украине.

Александр Захаров сообщает, что, учитывая сложившуюся ситуацию, полностью прекратились транзитные перевозки в Молдавию и Белоруссию. Экспедиторы уходят в румынские, грузинские порты, более того даже грузы в Западную Украину идут не через одесские порты, а через Балтику. К примеру, недавно китайцы открыли линию, которая проходит через Констанцу, Новороссийск, Поти, но без Одессы. Транзитные перевозки - это бизнес с очень большой конкуренцией.

"Вот поэтому в наши порты не хотят везти грузы. В железобетонные правила логистики на любом этапе может вмешаться контролер и сорвать отлично выстроенную цепочку. Понимая это, бизнесмены идут на переплату, но уходят в другие пункты пропуска. Чтобы исключить риски, человек, доставляющий груз в Беларусь, готов переплатить 100 долларов и больше, но работать через прибалтийские порты. Если мы говорим о пропускной способности, то мы им не уступаем, но мы уступаем по стоимости. То есть при всех наших проблемах мы еще и дороже и некачественнее. Из "плюсов" остается только великолепное географическое положение", - сетует Виктор Берестенко.

Халатность, коррупция, бюрократия

Александр Захаров отмечает, что не добавляет привлекательности одесским портам и непрофессионализм, и преступная халатность работников. Так, некоторые инспекторы допускают грубые нарушения. Общественник приводит пример: в Белоруссию шли 20 контейнеров ветеринарного груза, которые были досмотрены инспектором одесской таможни с нарушением пломбы, в ответ - белорусы абсолютно справедливо отказались принимать груз, таким образом, очередной экспедитор ушел из одесских портов, а нерадивый работник до сих продолжает работать в таможне, не понеся наказание.

Также еще одним неприятным сюрпризом для экспедиторов является тот факт, что для проезда на территорию Одесского торгового порта необходимо платить: дело в том, что дорога пролегает через частный Евротерминал, который установил плату за проезд даже для пустых контейнеров. Такая практика недопустима, экспедиторы должны иметь возможность свободного доступа к государственному порту.  

"Когда вы идете в магазин, вы ведь не платите за вход, и за обслуживание на кассе не платите. А в порту приходится. Пустой грузовик, въезжающий на территорию, в любом случае должен заплатить, причем не одной, а нескольким компаниям. И это на официальном уровне! Если ты хочешь, чтобы шлагбаум поднялся, нужно заплатить", - комментирует Виктор Берестенко.

Изменить ситуацию можно, и для этого не нужно изобретать велосипед. Есть положительный опыт других стран, которые сумели за короткий срок качественно изменить работу в портах. Так, представители общественного движения "Нет коррупции на транспорте" встречались недавно с грузинскими реформаторами, которые сумели полностью изменить структуру работы в портах, что позволяет им успешно конкурировать на рынке контейнерных перевозок. До 2005 года в грузинских портах для оформления грузов требовалось 54 документа, сейчас - 2 документа, время оформления до реформы занимало - до 30 дней, после - "зеленый коридор" - 15 минут, "красный" - час.

Порт Южный
Фото из открытых источников

"Сравнивая наши реалии, как вы думаете, куда пойдет транзитный контейнер?! Наши экспедиторы тратят силы не на привлечение грузов в порты, а на борьбу со страшной бюрократической машиной, которую создала администрация портов. Реальных изменений не видно никаких!" - рассказывает Александр Захаров, отмечая, что еще одним негативным фактором в работе является коррупция, "процветающая" на таможне и в портах.

Виктор Берестенко также отмечает, что таможенный инспектор не должен вскрывать все грузы, а выявление оружия, наркотиков и прочих запрещенных предметов - это работа агентурных силовых структур, есть специальная программа, которая определяет риски и может указывать на то, какие конкретно контейнеры досматривать: "В минувшие выходные процент досмотра был 74%! Три четверти субъектов подозревают в оружии и работе с контрабандой, какова результативность этих мероприятий? Это демонстрирует то, как хотят работать силовики и контролирующие органы. Однако я уверен, что системная работа, в том числе с нашей стороны, рано или поздно принесет положительные результаты".

Новости по теме: ГСО МВД взяла под охрану морские и речные порты Одесской области

Александр Захаров вспоминает, что после развала СССР экспедиторы могли привлекать грузы, просто звоня в разные страны по телефонным справочникам, сейчас это невозможно, поскольку никто не может поручиться, сколько будет следовать груз, в какие расходы выльется доставка и будет ли груз доставлен в полном объеме. Экспедиторы перестали участвовать в тендерах, поскольку обязательным условием является предоставление цен на год, сейчас же спрогнозировать цену невозможно. А ведь в терминалы портов грузы привлекают именно экспедиторы и хорошо налаженная система.

Общественник сообщил, что из одесских портов за последнее время ушла большая компания "Колгейт Палмолив", работавшая здесь 10 лет, поскольку при каждом досмотре каждого контейнера, а их могли быть сотни, "терялся" либо ящик зубной пасты, либо мыла! В конце прошлого года из Ильичевского порта ушли 2 крупные компании - "Тайота" и "Джили".

"Администрация портов - это одни из наиболее высокооплачиваемых людей в Украине. Средняя зарплата в центральном аппарате администрации составляет 33 тысячи гривен. Замначальника администрации портов показал декларацию за прошлый год в 600 тысяч гривен заработной платы. Это тот пример, когда высокая зарплата не дает результатов", - говорит Александр Захаров.

Члены межфракционного объединения "Депутатский контроль" также обращают внимание на необходимость незамедлительного исключения коррупции в портах и на таможне.
"Мы предложили концепцию модернизации и качества обслуживания товаров, что позволит увеличить поступления в бюджет и товарооборот, который будет проходить через одесские порты. Бизнес сможет спокойно, динамично, уверенно развиваться. Очень важно, чтобы были единые понятные правила для всех, когда нет каких-то "решал", "крыш", когда бизнес понимает, что он спокойно платит налоги, к нему никто не приходит безосновательно арестовывать грузы, не лезет в хозяйственную деятельность", - рассказал Максим Поляков, подчеркивая, что филиал "Депутатского контроля" уже открыт и в Одессе.

Александр Захаров отмечает, что для коренного изменения ситуации необходимо провести реформы в работе: упростить процедуру досмотра грузов, сократить время оформления, ввести ответственность за нарушения. Для реализации данных реформ законодательно ничего менять не надо: в Украине существует закон о транзитных перевозках, только он не выполняется. Если не начать работать в этом направлении, то транзитные контейнерные перевозки полностью будут уничтожены.

Елена Зигульская, специально для 112.ua