112.ua

В середине марта исполнительная служба заблокировала счета метрополитена. Причина — долг в 2 миллиарда гривен за покупку вагонов, которые на условиях лизинга купилили городские депутаты в 2009 году. Украинский суд стал на сторону российской компании "Укррослизинг" и постановил выплатить долг. 23 марта Киевсовет обратился к государственной власти за помощью в решении этого вопроса. 

Вагоны в лизинг Киевсовет закупил еще в 2009 году. Почему до сих пор за них не рассчитались? 

Да, действительно в 2009-м Киевсовет проголосовал за покупку 100 вагонов метрополитена. По условиям договора оплата предусматривалась из бюджетных средств, а гарантом, что деньги выделят, являлся Киевсовет. В конкурсе победила компания "Укррослизинг". До 2013 года все вагоны были поставлены, а метрополитен выплатил 817 миллионов гривен. Но полностью долг не погасили: сначала был экономический кризис, потом смена власти после Революции достоинства. На сегодняшний день долг из-за колебания курса гривны составляет порядка 2 млрд гривен. Отмечу, что по условиям договора с "Укррослизингом" возбуждено несколько уголовных дел, но все они до сих пор на этапе расследования. Апелляционный суд вынес решение в пользу "Укррослизинга" и частично удовлетворил его требования. 

И к чему привели судебные тяжбы?

С тех пор, как Виталий Кличко стал мэром Киева, городская администрация судится с "Укррослизингом". На данный момент есть решение суда именем Украины, исполнительная служба его выполняет: арестовала счета метрополитена и взыскивает средства. Хотим мы или нет платить долг компании с российскими корнями, который брала предыдущая власть, но мы должны выполнять законы Украины. Также мы подали кассацию на решение суда, но пока нет даже приблизительных сроков, когда ее могут рассмотреть.   

Как арест счетов сказывается на работе предприятия?

Метрополитен — это стратегическое предприятие, которое каждый день перевозит полтора миллиона пассажиров. Мы не можем допустить остановки метро. Необходимо регулярно проводить технические осмотры, базовые регламентные работы, выплачивать зарплаты, платить за электроэнергию, закупать детали для ремонта. В транспортной сфере сложилась патовая ситуация. Предприятие работает за счет накопленных ресурсов. Но в таком режиме подземка может функционировать не больше месяца, ведь вагоны не могут выехать на линии без планового осмотра, на который тоже требуются средства, а 6 числа каждого месяца нужно выдавать заработную плату сотрудникам. Получается, что из-за кредита, который брали еще при Черновецком, сегодня в столице может остановиться метрополитен. Но позиция у мэра Кличко однозначная: нельзя допустить остановки метро, это вопрос жизнедеятельности города и передвижения людей.

23 марта Киевсовет проголосовал за обращение к СНБО, Генпрокуратуре и СБУ в связи с ситуацией с долгом столичного метрополитена перед "Укррослизингом". Есть ли уже реакция на обращение депутатов?

Это обращение инициировал Виталий Кличко, а городские депутаты его поддержали. Городская администрация предлагает СНБО внести компанию "Укррослизинг" в список санкционных за аннексию Крыма. Проблема в том, что Виталий Кличко и городские избранники обращались с подобным предложением уже дважды: летом и осенью прошлого года. По моей информации - реакции от СНБО пока не поступало. Сложно даже представить, что случится, если хотя бы на час остановится "Киевский метрополитен".   

Эти 100 вагонов сейчас арестованы?

Нет, они уже почти 10 лет перевозят пассажиров Куреневско-Красноармейской и Сырецко-Печерской линий. Если забрать у нас 100 вагонов, то, повторюсь, в городе произойдет настоящий транспортный апокалипсис.

Как арест счетов метрополитена может повлиять на планы по поводу строительства подземки на Виноградарь?

Мэр Кличко поставил задачу начать строительные работы в конце года, мы над этим работаем. Заказчик строительства станций в направлении Виноградаря и левого берега — "Киевский метрополитен". Если у предприятия арестованы счета и нет возможности выдать заработную плату сотрудникам, то сложно говорить о строительстве новых станций. Раз Киевсовет брал этот кредит, то городские депутаты либо должны найти средства выплатить долг, либо же добиться ответа от центральных властей: готовы ли они внести "Укррослизинг" в список санкционных компаний или помочь выплатить долг. Только так можно выйти из этой патовой ситуации.