Фото из открытых источников

По просьбе 112.ua, кинокритик Александр Гусев отобрал 10 лучших фильмов, представленных на фестивале в этом году, которые не стоит пропускать.

"В Калифорнии"

реж. Шарль Редон (Конкурс европейских документальных фильмов, приз за лучший фильм)

"В Калифорниии"
Из открытых источников

Это странное, предельно откровенное, болезненное повествование посвящено супруге режиссёра, не слишком удачливой танцовщице, за которой он следует со своей камерой с назойливостью, доходящей до жестокости.

Любование объектом своей страсти сменяется слежкой, попытками поймать возлюбленную на измене, романтическое исступление неотличимо от целеустремлённости кинематографиста, готового нанести боль близкому человеку и причинить страдания себе самому, если это придаст его произведению большую эстетическую ценность.

Трейлер фильма. 18+

 

"Гнездо горлицы"

реж. Тарас Ткаченко (Международный и Национальный конкурс, приз за лучший фильм Национального конкурса)

"Гнездо горлицы"
Из открытых источников

Первое в отечественном кино полноценное обращение к теме заробитчан раскрывает драму людей, вынужденных жить словно на два дома, на две страны, показывает личные неурядицы, вызванные социальными факторами. В этом кинополотне, сотканном из характеров, ситуаций и бытовых примет окружающих нас реалий, "итальянские" эпизоды из жизни главной героини перемежаются с "украинскими", события, происходящие в двух пространственно-временных пластах, словно оказываются отражениями друг друга.

Картина свидетельствует, что возвращение может потребовать не меньше усилий, чем прощание, и что сблизиться с родными после долгой разлуки подчас оказывается так же сложно, как и выбросить из своей жизни тех, кто совсем недавно был для тебя чужим.

 

"Здесь и сейчас"

реж. Мария Павлова (Специальные показы)

"Здесь и сейчас"
Из открытых источников

Фильм одной из наиболее талантливых учениц знаменитой школы документального кино Марины Разбежкиной посвящён тому состоянию неопределённости, пребыванию на жизненном распутье, в котором находятся молодые, амбициозные, полные сил уроженцы провинциальных городов. В центре повествования- тридцатилетние мужчина и женщина из Южно-Сахалинска, вроде бы вполне счастливые вместе и профессионально успешные. Но в самом ли деле они хотят провести оставшуюся часть своей жизни здесь и друг с другом?

Их неудовлетворённость раскрывается медленно, постепенно, оставляя зрителю пространство для интерпретации и сомнений, которые так и не будут разрешены. Мы не узнаем, попытаются ли герои в погоне за зыбкой мечтой отказаться от своего безрадостного благополучия.

"Клан"

реж. Пабло Траперо (Фестиваль фестивалей)

"Клан"
Из открытых источников

Лауреат "Серебряного Льва" Венецианского МКФ за лучшую режиссуру рассказывает историю весьма необычной семьи, члены которой благодаря близости к правившей Аргентиной в 70-80-х военной хунте получили возможность безнаказанно совершать похищения и убийства.

На примере отношений главы семейства и одного из его сыновей, мягкосердечного молодого человека, выступающего послушным исполнителем родительской воли, авторы показывают, к каким ошеломительным искажениям моральных представлений может привести воздействие среды и каким ужасом может обернуться безоглядная преданность своим родным.

"Кто горит, горит, горит"

реж. Чания Баттон (Международный конкурс, Гран-при)

"Кто горит горит горит "
Из открытых источников

Поскольку Гран-при Одесского кинофестиваля вручается по результатам зрительского голосования, победа картины Чании Баттон, умело балансирующей между комедией и драмой, насыщенной яркими характерами и узнаваемыми семейными и любовными проблемами, была практически предопределена.

Две женщины бальзаковского возраста путешествуют по городам и весям Британии, чтобы развеять прах близкого друга в местах, указанных им в своём видеообращении. Столкновение со смертью помогает героиням переосмыслить своё существование, становится отправной точкой для того, чтобы решиться на коренные перемены в личной жизни и профессиональной карьере. В перипетиях их странствия, в их рассуждениях и спорах серьёзное уравновешено смешным, сентиментальное - ироничным.

"Людоеды"

реж. Леа Фенер (Международный конкурс, специальный диплом жюри)

"Людоеды"
Из открытых источников

Одно из наиболее примечательных в современном кинематографе произведений о соре, из которого растут цветы творчества, повествует о бродячем театре, гастролирующем по французской провинции с кабаре-интерпретацией "Медведя" и "Свадьбы" Чехова.

Кажется, что семейные неурядицы участников труппы, их ссоры и скандалы сказываются на выступлениях самым огорчительным образом, но в какой-то момент начинаешь осознавать, что в жизни артистов (как и творческих людей вообще) трудно провести грань, отделяющую профессиональное от личного. Измены и интриги, будничные подлости и маленькие трагедии оказываются для них источником вдохновения, теми жертвами, которые они готовы принести на алтарь своего искусства.

"Метаморфозис"

реж. Сергей Тарамаев и Люба Львова (Международный конкурс)

"Метаморфозы"
Из открытых источников

В этой картине, просмотр которой наиболее решительно разделил аудиторию на поклонников и хулителей, натуралистическое неотделимо от сказочного, прогулки в садах и разговоры на верандах, напоминающие о чеховских пьесах, соседствуют со сценами в ночных клубах, больше похожих на подземелья гоблинов.

Странная дружба молодого пианиста и 11-летней дочери спонсирующего его выступления бизнесмена, вызывающая гнев у окружающих, показана как попытка вырваться из тёмного царства, построенного на насилии и лжи, царства, предстающего зловещей метафорой современной российской действительности.

"Не я пересёк границу: Граница пересекла меня"

реж. Тома Чагелишвили (Конкурс европейских документальных фильмов)

"Не я пересекал границу"
Из открытых источников

Картина посвящена жизни обитателей сёл на окраине Осетии, отделённых от Грузии кордоном оккупационных российских войск - теме, ставшей столь болезненно актуальной и для наших соотечественников.

Почти сюрреалистические картины вынужденного общения родственников через колючую проволоку, попыток преодолеть ограждения, чтобы получить пенсию или отправиться на ярмарку, предстают символом столкновения личности и тоталитарного государства, равнодушного к судьбам простых граждан.

При этом жестокость диктатуры сочетается с бездеятельностью, беспомощностью международных институций, представители которых выступают в повествовании лишь в качестве глубоко обеспокоенных наблюдателей.


I DIDN´T CROSS THE BORDER, THE BORDER CROSSED ME trailer from Rise and Shine on Vimeo.

"Очень большой фильм"

реж. Мир-Жан Бу Шаая (Международный конкурс)

"Очень большой фильм"
Из открытых источников

В событиях ленты, представляющей наиболее экзотические для нас кинематографии международного конкурса, ливанскую и катарскую, украинские зрители смогли увидеть отражение реалий отечественного кинопроцесса.

В центре сюжета оказываются съёмки фильма под руководством бандита, занявшегося продюсированием для прикрытия основной деятельности - героин удобно перевозить через таможню в коробках из-под плёнки. Остросюжетное повествование, выдержанное в интонации самой едкой сатиры, наполнено до боли знакомыми образами людей, ничего не смыслящих в кино и вообще в искусстве, но убеждённых в своей эстетической компетенции, и кинематографистов, готовых потакать любому злодею и тупице ради самой призрачной возможности заниматься творчеством.

"Родные"

реж. Виталий Манский (Специальные показы)

"Родные"
Из открытых источников

В новой картине выдающегося российского документалиста, родившегося и выросшего в Львове, повествование складывается из его бесед с родственниками, раскиданными по всей Украине и разделёнными теперь не только политическими разногласиями, но и военными укреплениями.

Способны ли близкие, дорогие друг другу люди преодолеть идеологические противоречия, отнестись терпимо к чужим предрассудкам, чужой вере в пропагандистскую ложь, если эта ложь привела к массовому кровопролитию? Является ли основой сплочённого народа некая национальная, культурная общность или любовь к родному краю, готовность отстаивать его лучшее завтра и защищать его от врага, говорящего на одном с тобой языке? Обращаясь к взаимоотношениям дюжины кузенов, бабушек и дядьев, Манский поднимает ключевые проблемы нашей драматической современности. Свидетельством этому стала бурная реакция зала, одобрительные и негодующие возгласы и обсуждения, продолжавшие споры персонажей фильма.

Александр Гусев