Символ героизма: год назад началась оборона донецкого аэропорта

Аэропорт пал 21 января, и после этого украинские силовики отошли приблизительно на полтора километра и удерживают линию обороны в окружающих населенных пунктах

Год назад, 26 мая, в Донецке боевики начали штурм аэропорта им. Прокофьева. Авиарейсы Донецк не принимал уже с 6 мая. 

В ночь на 26 мая 2014 г. группа сепаратистов со второй попытки заняла часть здания аэропорта. Боевики требовали от украинских военных сдаться, Украина в свою очередь потребовала от сепаратистов сложить оружие и освободить захваченные административные здания. Метод ультиматумов не сработал, развязался бой, и уже днем 26 мая в ДАП был высажен десант. Минимум 45 боевиков тогда погибли, еще несколько десятков – ранены.

Украинские войска закрепились в районе аэропорта, и начались 242 дня кровавой обороны аэропорта украинскими военными и добровольцами.

По данным командира 93-й механизированной бригады, за время боев за донецкий аэропорт горячую точку прошли около 1 тыс. бойцов. Именно бойцы 93-й бригады вместе с 3-м полком спецназа стали первыми "киборгами". Боевики так прозвали украинских бойцов из-за того, что выдавить их из зданий аэропорта не удавалось никакими уловками. Кроме бойцов этих подразделений, жизни за аэропорт отдавали ребята из "Правого сектора", 95-й бригады, 79-й бригады. Только за последнюю неделю обороны - с 14 до 21 января - в аэропорту погибли около 20 "киборгов", около 95 ранены.

Боевики обстреливали аэропорт и обороняющих его бойцов из всех возможных вооружений, неоднократно поступали сообщения о применении ними запрещенного оружия - такого, как фосфорные боеприпасы. Один из бойцов рассказывал, что видел яркое зарево над аэропортом.

"Еще когда мы подъезжали, небо над Песками светилось, как во время сильной грозы. Его как будто бы пронизывали десятки молний. Потом мы узнали, что из этого по нам стреляет враг. Это не минометы, не гаубицы и не "Грады" (их-то мы уже хорошо знаем). Может, "Смерч" или "Ураган". Но в любом случае ничего хорошего. Мы так не договаривались! Вот и получается, что не ясно вообще, против людей с каким оружием мы воюем", - говорит боец.

13 января 2015 года в ходе очередного боя рухнула диспетчерская вышка. После этого через несколько недель были взорваны оставшиеся конструкции в новом терминале.

Один из "киборгов" Андрей "Богема" Шараскин говорит, что новый терминал был разрушен после того, как боевики под видом гуманитарной помощи и, по его мнению, под прикрытием ОБСЕ завезли туда три тонны тротила.

"В том же новом терминале как раз под прикрытием миссии ОБСЕ завезли три тонны тротила и тогда только его рванули", - рассказал Шараскин. 

Под завалами оказались погребенными десятки бойцов. Судьба некоторых не известна до сих пор. Одному из "киборгов" удалось остаться живым под бетонными завалами. Под обломками восемь дней провел Александр Литвинюк.

После обвала перекрытий в здании нового терминала аэропорта в плен к боевикам попали не менее 20 бойцов. В самом конце истории донецкого аэропорта в плен к боевикам попал Олег Кузьминых – командир  90-го батальона 81-й бригады. Он был освобожден 22 мая.

Вопросы относительно целесообразности удержания аэропорта возникли в обществе и среди военных уже после того, как пала метеовышка. Однако "киборгам" был дан приказ держать аэропорт. Его нельзя было сдавать хотя бы потому, что наши бойцы контролировали взлетную полосу, которую можно так или иначе использовать. Многие же считали и считают, что удерживать аэропорт после того, как пала метеовышка было безумием. 

Оборона ДАП продолжалась 242 дня. Он пал 21 января, и после этого украинские силовики отошли приблизительно на полтора километра и удерживают линию обороны в окружающих населенных пунктах.

Согласно февральским мирным договоренностям, донецкий аэропорт признан демилитаризованной зоной, однако бои на его территории ведутся до сих пор. Передовая теперь в Песках и на другой стороне, в поселке Спартак. 

Источник: 112.ua

видео по теме

Loading...


Новости по теме

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>