Драйвером роста украинской экономики могут стать инвестиции в основной капитал. Об этом сказал директор по маркетингу "Метинвест Холдинга" Роман Курашев, выступая вчера на одной из панелей Киевского международного экономического форума, сообщает "Бизнес Журнал".

В рамках Киевского международного экономического форума (КМЭФ) представители бизнеса обсудили проблемы, которые тормозят их развитие, и пути их решения.

Нынешние темпы роста украинской экономики на уровне 3% крайне низкие. Украине для полноценного развития надо показывать, как минимум, 5-10%-й прирост экономики.

"Драйвером данного роста экономики могут стать инвестиции в основной капитал", – отметил  Курашев. При этом, по его словам, в стране происходит обратный процесс: в 2016 г. доля инвестиций в основной капитал снизилась до 16%, что приводит к неминуемой деиндустриализации Украины.

"При данном уровне инвестиций в основной капитал в стране происходит деградация основных идей, фондов иинфраструктуры, – отметил Курашев. – Если мы хотим увидеть экономический рост, то уровень инвестиций в основной капитал должен быть не менее 25%". К примеру, в Китае этот показатель за последнее время был на уровне 40%. В других развитых азиатских странах высокие темпы роста экономики были достигнуты благодаря продуманной инвестиционной политике. "Соответственно, Украине нужен инвестиционный бум", – резюмировал  Курашев.

На форуме отметили, что основные причины, которые отталкивают зарубежного инвестора, не новы – это высокий уровень коррупции, несоблюдение базовых прав инвестора и политическая нестабильность в стране. Более того, инвестор, работающий в Украине, вынужден выстраивать особые взаимоотношения с государственным железнодорожным оператором – "Укрзализныцей". Проблемы с обеспечением грузовых перевозок железной дорогой тормозят работу сразу нескольких отраслей – горно-металлургического, агропромышленного и других секторов экономики. В пример представитель "Метинвеста" привел ситуацию на резервном перегоне Камыш-Заря - Волноваха, который сегодня используется в качестве основного и единственного пути для завоза сырья на промышленные площадки компании в Мариуполе.

"На протяжении практически двух лет "Укрзализныця" не может обеспечить грузоперевозку в необходимых для нас объемах", – рассказывает  Курашев. Вместо 24 пар поездов в сутки компания получает лишь 16. Из-за этого "Метинвест" вынужден снижать объемы производства продукции и, соответственно, объемы экспорта. А это, в свою очередь, отражается на уровне валютных поступлениях в Украину и на курсе гривны. "Более того, мы постоянно сталкиваемся с дефицитом грузовых вагонов, отсутствием топлива и локомотивной тяги, – продолжает Курашев. – Страшно представить, что будет дальше с железнодорожной инфраструктурой".

Что касается уровня налоговых ставок в Украине, то, по мнению украинских промышленников, они достаточно приемлемы для инвестора. Проблема возникает в администрировании этих налогов, к примеру, в вопросах своевременного возмещения НДС. Тормозящим фактором для прихода инвестиций, как зарубежных, так и украинских, является также отсутствие рынка капитала в стране. Поэтому базовая задача правительства – вести осмысленную денежно-монетарную политику для создания рынка капитала, который работал бы с бизнесом по адекватным процентным ставкам. Пока же крупный бизнес вынужден привлекать заимствования на внешних рынках.

К примеру, у компании "Метинвест", по словам директора, на ближайшие годы предусмотрена достаточно интенсивная инвестиционная программа, на реализацию которой требуется недорогое заимствование.

"До 2030 г. компания намерена инвестировать около 8,8 млрд долл. в модернизацию предприятий и расширение нашего продуктового портфеля", – говорит  Курашев. Только в поддержание промышленных активов "Метинвест" вынужден ежегодно инвестировать около 300-400 млн долл. (не считая программ развития). Иначе не получится оставаться конкурентоспособным на мировых рынках сбыта. За последние 10 лет (2006-16 гг.) "Метинвест" инвестировал в свои предприятия 5,5 млрд долл.