Фото из открытых источников

Расчеты проекта государственного бюджета Украины на 2016 год частично основываются на нормах законопроектов, которые пока не приняты и только находятся на рассмотрении Верховной Рады Украины (ВРУ). Об этом говорится в заключении Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) аппарата ВРУ на проект закона "О Государственном бюджете Украины на 2016 год", опубликованном на сайте парламента.

При этом отмечается, что непринятие вышеупомянутых законопроектов грозит разбалансировкой бюджета.

"Расчеты проекта государственного бюджета Украины на 2016 год основываются как на нормах действующего законодательства, так и нормах, которые содержатся в поданных на рассмотрение Верховной Рады Украины проектах законов. В связи с этим следует принять во внимание, что непринятие этих законопроектов или принятие их в иной редакции, чем та, на которой были осуществлены расчеты проекта государственного бюджета Украины, – приведет к его разбалансировке. Учитывая указанное, считаем, что представленный проект может рассматриваться только после принятия Верховной Радой Украины решения относительно законопроектов, на которых основываются расчеты проекта государственного бюджета Украины на 2016 год", - говорится в документе.

Новости по теме: Тарута: Проект госбюджета-2016 готовила западная компания

Также в ГНЭУ считают некорректным и несоответствующим требованиям действующего законодательства приведенное в "Обосновании к статьям проекта закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2016 год" объяснение относительно определенного в статье 6 проекта объема государственных гарантий, в частности, что "Международным валютным фондом поддержан предельный объем предоставления государственных гарантий на уровне не более 5% доходов общего фонда государственного бюджета на соответствующий бюджетный период".

"Обращаем внимание на то, что согласно пункту 1 части второй статьи 92 Конституции Украины исключительно законами Украины устанавливаются государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины, а также порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга. Кроме того, в ч. 2 статьи 18 Бюджетного кодекса Украины определены требования относительно общего объема государственного долга и гарантированного государством долга, который к концу бюджетного периода не может превышать 60% годового номинального объема валового внутреннего продукта Украины", - говорится в заключении.

Кроме того, в ГНЭУ раскритиковали подход правительства к поэтапному (1 января, 1 мая и 1 декабря 2016 г.) повышению основных социальных стандартов – прожиточного минимума и минимальной зарплаты. "Такой подход к установлению размеров основных государственных социальных стандартов не учитывает обесценивания денежных доходов и сбережений граждан вследствие высокой ценовой инфляции, девальвации национальной валюты, что проявляется в снижении покупательной способности населения (и соответственно ВВП), снижении уровня его жизни и социальной защищенности, создает риски дальнейшего обнищания, особенно наиболее уязвимых слоев населения, в частности, тех, для кого пенсии, другие виды социальных выплат и помощи являются основным, обычно, единственным источником существования", - говорится в документе.

Среди прочего, эксперты проанализировали аргументацию выбранного Кабмином сценария экономического развития Украины в следующем году. Так, в пояснительной записке к проекту бюджета указано, что "факторами, которые позитивно повлияют на состояние экономики, будут успешная реализация экономической программы, которую будет внедрять правительство Украины при поддержке МВФ и других международных партнеров, и достижение макроэкономической стабильности". Также отмечается, что экономическое развитие Украины будет происходить "в условиях углубления сотрудничества с Европейским Союзом, что также окажет свое положительное влияние на развитие как отдельных секторов экономики, так и экономики в целом". В ГНЭУ же считают, что выбранный сценарий, учитывая декларативность аргументации в его пользу в сопроводительных к проекту документах, выглядит "несколько дискуссионным, учитывая предполагаемые значительные риски для национальной экономики в следующем бюджетном периоде". "Такие риски связаны, в частности, с перспективами в 2016 г.: ценовой конъюнктуры на внешних рынках; развития ситуации с аннексированной частью территории Украины и ее восточными территориями; экономических взаимоотношений с Российской Федерацией (торговые ограничения и тому подобное); "запуска" с 1 января 2016 г. всеобъемлющей и углубленной зоны свободной торговли, которая является составляющей Соглашения об ассоциации с ЕС; роста безработицы и тому подобное. В то же время указанные элементы не нашли отражения в сопроводительных к проекту документах при обосновании выбора указанного выше сценария, что существенно затрудняет возможность оценки параметров проекта госбюджета на следующий бюджетный период", - говорится в заключении управления.

Новости по теме: Аваков: Доллар в марте будет по 70, если не примут налоговую реформу и бюджет

Также в ГНЭУ отметили некоторую некорректность положений статей 28 и 29 проекта, которыми, соответственно, поручается Кабинету министров до 1 января 2016 г. обеспечить передачу в установленном порядке расходов на подготовку рабочих кадров в профессионально-технических и других учебных заведениях на финансирование из местных бюджетов, специалистов в высших учебных заведениях І-ІІ уровней аккредитации государственной собственности, включая структурные подразделения, на финансирование из местных бюджетов согласно приложению № 11 к настоящему закону, напомнив, что закон "О Государственном бюджете Украины на 2016 год" вступит в силу с 1 января 2016 г.

Напомним, 11 декабря на сайте Верховной Рады был опубликован полный текст проекта госбюджета Украины на 2016 год.

Планируется, что проекты бюджета и налоговой реформы будут рассмотрены Радой на внеочередном заседании 17 декабря.

Согласно документу, доходы госбюджета в 2016 году составят 601 млрд 430 млн 971 тыс. грн. Из них доходы общего фонда бюджета составят 564 млрд 570 млн 077,8 тыс. грн, а доходы специального фонда госбюджета - 36 млрд 860 млн 893,2 тыс. грн. Для сравнения, доходы бюджета в 2015 году составили 516 млрд 980 млн 130,3 тыс. грн.

В документе указано, что расходы государственного бюджета Украины составят 674 млрд 083 млн 342,9 тыс. грн. При этом расходы общего фонда госбюджета составят 635 млрд 346 млн 973,6 тыс. грн, а расходы специального фонда бюджета – 38 млрд 736 млн 369,3 тыс. грн. Вместе с тем, расходы бюджета в 2015 году составили 581 млрд 760 млн 845,2 тыс. грн.

Также проект бюджета-2016 предполагает повышение минимальной зарплаты в мае и декабре до 1550 грн.