"Сухие порты" на границе с ЕС вернут транзит через Украину, - Андрей Шкляр

Шкляр отметил, что принятое несколько лет назад руководством УЗ решение о повышении доходов за счет поднятия тарифов было недальновидным и прогнозируемо привело к резкому сужению присутствия Украины на рынке транзита

Руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр объяснил как Украине вернуть статус основного транзитера грузов в страны Европейского Союза.

По мнению эксперта, существует перспективный способ возврата транзита в Украину - развитие специальных железнодорожных терминалов на границе с ЕС. Это так называемые "сухие порты" - особые железнодорожные станции на границе с Украиной и ЕС, позволяющие перегрузить грузы из вагонов с широкой колеей в европейские. Главное в этой идее – возможность экспорта-импорта в Украину и наоборот за ее пределы с использованием  надежной инфраструктуры на границе с ЕС.

"Еще в 2018 году дефицит пропускной способности на таможенном переходе Брест - Малашевиче оценивался на уровне 4-5 поездов в сутки. Перспективными для создания так называемых "сухих портов" являются границы с Венгрией, Словакией и Румынией. УЗ должна использовать тарифные механизмы для развития и привлечения грузопотока. Тарифы должны быть конкурентными в сравнении с альтернативными маршрутами, а также прозрачными и понятными для международных партнеров. Украина должна избавиться от статуса "головной боли" для транзитера, максимально быстро адаптируя таможенные правила к европейскому законодательству", - считает Андрей Шкляр.

По мнению эксперта, если Украина не предпримет срочные меры адаптации к рыночным реалиям, страна продолжит стремительными темпами терять объемы транзитного грузопотока. Начиная с 2007-го ежегодные потери составили свыше 51 млн тонн. Железной дорогой перевозится всего 16,3 млн тонн, что вдвое меньше чем 12 лет назад. Причин тому несколько.

"Украина все еще остается более дорогой по стоимости логистики. Ситуация ухудшается активным продвижением белорусских и польских компаний в рамках "Шелкового пути", а также политической поддержкой правительств этих стран в форме более лояльных ставок", - констатирует эксперт.

Шкляр отметил, что принятое несколько лет назад руководством УЗ решение о повышении доходов за счет поднятия тарифов было недальновидным и прогнозируемо привело к резкому сужению присутствия Украины на рынке транзита. Поставщики попросту перенаправили свои грузы в морские порты Балтики через Беларусь. В свою очередь, Россия активизировала строительство новых терминалов в своих портах Черного и Балтийского морей.

Вторым камнем преткновения на транзитных путях Украины является непрозрачная таможенная политика, что разительно диссонирует с политикой той же Беларуси.

"Беларусь использует преимущества единого таможенного пространства с РФ как аргумент в пользу перевозок через ее территорию, что упрощает документооборот и сроки прохождения таможенных процедур", - говорит Шкляр.

Третьей бедой Украины, по мнению эксперта, является несогласованная работа УЗ, сложность и непредвиденность в тарифной политике и сроках доставки, ограниченные инфраструктурные возможности при замене колесных пар на границе с ЕС.

Источник: 112.ua

видео по теме

Loading...


Новости по теме

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>