Без воды, еды и объяснений: Как украинцы стали "заложниками" заграничных аэропортов и кто за это ответит

В Украине заговорили о срыве туристического сезона. Рассказываем, с чем это связано

Украинские туристы в аэропорту Албании соцсети

Затяжные выходные по случаю празднования Дня Конституции Украины для сотен наших сограждан оказались вовсе не радостными: одни застряли в аэропортах курортных городов мира и не могли вернуться из отпусков домой, другие, наоборот, из дому наконец-то решили отправиться на долгожданный отдых за границу. Почему туристический сезон был сорван, кто за это ответит и возможно ли повторение сложившийся ситуации? – это, наверное, сегодня главные вопросы, которые интересуют не только пострадавших граждан, но и всех украинцев, которые планируют отдых в заморских странах. 

Без воды, еды и объяснений: Как украинцы стали "заложниками" аэропортов

Первые сообщения о сотнях украинских туристов, которые просиживают часы в аэропортах курортных городов мира, разлетелись по стране 29 июня. "Из аэропорта "Монастир" в Тунисе уже вторые сутки не могут вылететь в Харьков около 300 украинских туристов. Пассажиры утверждают, что авиакомпания Bravo Airways и туроператор Oasis Travel в лице принимающей компании Insight Holidays не выполняют своих обязательств по возврату граждан Украины домой. Часть туристов остается в аэропорту без информации о запланированном вылете, другую группу туристов, которые должны были вылететь в Харьков в 7:35 28 июня, привезли в отель в городе Сус", - говорится в сюжете "ТСН".

Со временем оказалось, что украинцы ожидают своих рейсов не только из аэропортов Туниса - с подобной ситуацией также столкнулись наши граждане в Грузии, Турции, Египте, Албании и других стран, куда ездили на летний отдых. В общем - около тысячи человек.

  • Украинские туристы - в
    Украинские туристы - в "заложниках" аэропортов соцсети
  • Украинские туристы - в
    Украинские туристы - в "заложниках" аэропортов соцсети
  • Украинские туристы - в
    Украинские туристы - в "заложниках" аэропортов соцсети

"У меня непреодолимое желание набить морду руководителю сего авиационного недоразумения (имеется ввиду авиакомпания Bravo Airways, - ред.). Уже почти девять часов около 200 клиентов этой компании ожидают свой самолет в международном аэропорту Албании "Тирана". Это семь часов без воды, еды и никаких объяснений. Убивает на самом деле равнодушие. За это время ни один представитель авиакомпании не нашел возможности или желания объяснить что-то людям. Администрация аэропорта самоустранилась. Большое количество детей пытается заснуть, а это непросто в этих условиях. В зале ожидания холодно. Нервы у тех, кто не спит, на пределе", - отметил в Facebook житель Ивано-Франковска Ростислав Артеменко, который 1 июля пополнил списки "заложников" мировых аэропортов.

Но и это не все. Параллельно на задержку рейсов жаловались и сотни граждан, которые не могли часами вылететь из Украины за границу. К примеру, киевлянка Анна Каранова хотела с мамой и ребенком поехать на отдых в Египет, но после недоразумений с туроператором и авиакомпанией была вынуждена отказаться от такой идеи.

Как уточнила женщина на своей странице в Facebook, сначала туроператор Join Up долго не мог определиться со временем вылета, затем с аэропортом отправления, его якобы поменял перевозчик - авиакомпания Bravo Airways.

После более 12-часового ожидания в аэропорту Борисполя Анна - и с ней еще 200 человек - все-таки села в самолет, который, сделав несколько кругов в небе, через 40 минут приземлился обратно на взлетную полосу - команда самолета объяснила это техническими неполадками.

Когда они были устранены, люди начали саботировать вылет и просить другой самолет. Это требование выполнено не было.

В конце концов, пассажиры отказались лететь в Египет и, вызвав полицию, написали коллективную жалобу.

Перевозчик или туроператор: Кто виноват в срыве туристического сезона

Авиакомпания Bravo Airways, на которую жалуются многочисленные пассажиры, обвиняет в задержках рейсов туроператоров - в частности упомянутую ранее компанию Oasis Travel. "В связи с систематическим невыполнением туроператором Oasis своих финансовых обязательств в течение последних двух лет и наращиванием финансовой задолженности перед авиакомпанией, которая на 27 июня достигла 25 млн грн и привела к вынужденной отмене рейсов, изменилось расписание всех полетов нашей авиакомпании", - говорится на сайте перевозчика.

Самолет Bravo Airways Фото из открытых источников

У туроператора в свою очередь отрицают обвинения в задолженности, а вину за задержки рейсов возложили на перевозчика. "Oasis Travel Ukraine ответственно заявляет, что нарушение в расписании авиаперелетов является следствием действий и решений авиакомпании Bravo Airways. С июня 2018 года авиакомпанией систематически нарушались условия договора по осуществлению чартерных рейсов в Тунис, задержки по вылетам составляли более 13 часов… Сложившаяся ситуация с транспортными средствами привела к тому, что авиакомпания имеет задолженность перед аэропортами Туниса и не имеет средств для оплаты посадки, обслуживания и взлета рейсов в аэропортах Тунисской Республики и, вероятно, поэтому отказалась их выполнять", - отметила пресс-служба компании в Facebook.

В то же время эксперты отрасли утверждают, что какими бы не были отношения у авиаперевозчика и туроператора, ответственность за то, что сотни украинцев оказались заложниками аэропортов в чужих странах или в своей собственной, лежит на обеих сторонах.

При этом председатель Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха добавляет, что, по его мнению, в этом конкретном случае в первую очередь о людях должен был подумать перевозчик, который доставил их в другую страну и обязан был вернуть обратно.

Как пояснил он "BBC Украина", еще до выполнения рейсов оплата туроператора должна быть на счетах авиакомпании - то есть в случае существования задолженности перевозчик об этом знает еще до начала тура.

Примечательно, министр иностранных дел Павел Климкин также считает, что за нынешний "туристический коллапс" в ответе "недобросовестные авиаперевозчики и туроператоры", однако не уточняет, кто именно из них.

По его мнению, украинская власть должна провести "тщательный и всесторонний аудит", чтобы найти виновных. "Нам надо не просто санировать последствия подобных безобразий, а наконец обратить внимание на причины, которые их порождают. Компании, которые вызвали туристический коллапс, должны за это ответить. Тщательный и всесторонний аудит должен выяснить, почему они не выполняют условия лицензий и способны ли их вообще выполнять. И делать это необходимо не когда-то там, а прямо сейчас. Полно, как страусы, прятать голову в песок", - подчеркнул Климкин на своей странице в Facebook.

Стоит отметить, подобная ситуация с туристами происходит уже не впервые - в апреле этого года 218 украинских туристов больше суток не могли вылететь из аэропорта Шарм-эль-Шейха во Львов. Перевозчиком тогда была авиакомпания Yan Air. Проблему удалось разрешить после вмешательства президента Украины и Министерства иностранных дел.

"Инспектор Фреймут" для самолетов и другие санкции: Что говорят ответственные ведомства

Из-за отсутствия конструктивного диалога между авиаперевозчиком и туроператором за разрешение "туристического коллапса" взялось государство. Почти сразу же после сообщений о том, что сотни украинцев оказались "заложниками" аэропортов, ответственные ведомства – Министерство инфраструктуры и Министерство экономического развития и торговли провели переговоры со сторонами конфликта. По их итогам, авиакомпания Bravo Airways согласилась взять на себя расходы, связанные с возвратом людей домой, после чего они должны быть возмещены туроператором.

Позже глава Мининфраструктуры Владимр Омелян добавил, что подконтрольное ему ведомство собирается "заканчивать с вольницей, которая в погоне за деньгами переросла в безответственность", свидетелями которой мы стали в последние дни.  

пресс-служба Мининфраструктуры

Как именно это будет происходить, министр рассказал сегодня, 3 июля, после совещания с представителями авиакомпаний и туристических операторов. В частности, по словам Омеляна, была достигнута договоренность, что со следующего года обслуживать полеты над Украиной и на международных рейсах будут лишь самолеты, которым не больше 20 лет. "В течение ближайших двух недель Госавиаслужба проведет полную техническую ревизию тех самолетов, которые используются прежде всего в нерегулярных перевозках. И прошу никого не обижаться, если некоторые из них будут признаны такими, которые не соответствуют должному техническому состоянию", - подчеркнул министр, добавляя, что также обсуждалась возможность введения так называемого "инспектора Фреймут" для проверки состояния салонов, особенно старых самолетов.

Помимо этого, Омелян пообещал, что до конца недели на сайте Мининфраструктуры и Госавиационной службы будет размещен рейтинг авиакомпаний. "Рейтинг будет обновляться каждый месяц. Каждый гражданин, туроператор, турагентство сможет увидеть качественную аналитику: с какой частотой выполняется рейс, как часто есть опоздания, и выбрать, или заплатить на 50 долларов дороже за путевку и иметь своевременный вылет, или сэкономить и провести некоторое время в аэропорту прибытия или отбытия", - сказал он.

Что касается туроператоров, Омелян отметил, что инициировал отмену лицензии для Oasis Travel.

По его словам, этот вопрос будет рассмотрен завтра, 4 июля, на совещании МЭРТ под председательством Степана Кубива. То есть глава Мининфраструктуры поддержал жалобу авиаперевозчика.

В то же время в туроператора Join Up никто лицензию отбирать не собирается. Как было отмечено, у компании задолженности перед Bravo Airways нет, она также, как и туристы, стала заложником ситуации вокруг Oasis Travel.

Все дома, или Что важно не забывать туристам

В МИД Украины констатировали, что все наши сограждане, которые мучились в аэропортах разных курортных городов мира, ожидая свои рейсы с 27 июня, уже вернулись на родину. Последние гуманитарные самолеты приземлились в Украине сегодня днем. "По состоянию на 11:43 по киевскому времени была завершена отправка украинских туристов на родину. В общем авиакомпании Fun Air и Anda Air на заказ Bravo Airways 30 июня, 2 и 3 июля осуществили 6 авиарейсов, которые обеспечили возвращение 994 наших соотечественников в Украину", - сообщил "Украинской правде" заместитель директора Департамента консульской службы МИД Украины Василий Кирилич.

Позже эту информации также подтвердили в Мининфраструктуры и сам авиаперевозчик. "Мы обеспечили возвращение всех украинских граждан из Туниса, из Албании, из других государств, кризис преодолен, вопрос решен", - подчеркнул глава украинского транспортного ведомства Владимир Омелян.

Теперь эксперты советуют пассажирам, ставшим жертвами недобросовестности перевозчиков или туроператоров, обращаться в суд и требовать компенсации за неудобства.

Мы же тем временем напоминаем рекомендации МИД для граждан Украины, которые только планируют свои поездки за границу:

Фото из открытых источников

– тщательно обдумывайте свои путешествия, учитывая обстоятельства, которые могут непредвиденно возникнуть;

– внимательно выбирайте туристического оператора, потребуйте от него полную информацию относительно действий в случае чрезвычайной ситуации, контактные данные компаний и лиц, к которым круглосуточно можно обратиться в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств;

– внимательно изучите условия контракта о предоставлении туристических услуг;

– учитывайте безопасную ситуацию в стране, ситуацию в международных аэропортах, через которые будет осуществляться путешествие;

– зарегистрируйтесь на веб-ресурсе Департамента консульской службы МИД Украины "Добровольная регистрация украинских граждан при поездках за границу ("ДРУГ") – он создан для розыска и оказания содействия гражданам Украины в случае чрезвычайных событий за рубежом.

Информация же относительно прав пассажиров есть на веб-ресурсе Государственной авиационной службы Украины. В частности, если в международном аэропорту сложились непредвиденные обстоятельства, гражданам рекомендуют принять следующие меры:

– безотлагательно установить и поддерживать связь с туроператором, авиаперевозчиком или их представителями в стране пребывания, соответствующими аэропортовыми службами, выяснить причину задержки (отмены) рейса, перспективы и пути решения вопроса, получить информацию о порядке размещения в отеле, предоставление медицинской и другой необходимой помощи;

– информировать об актуальном состоянии ситуации родственников или знакомых в Украине;

– безотлагательно звонить на "горячую линию" посольства или консульского учреждения в стране пребывания в аэропорту или на круглосуточную "горячую линию" МИД.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости по теме

Новости партнеров

Загрузка...