Войцех Балчун
Из открытых источников

Кабинет министров Украины назначил главой ПАТ "Укрзализныця" польского реформатора-железнодорожника и рок-музыканта Войцеха Балчуна 20 апреля 2016 года. Соответствующее решение единогласно поддержали все члены правительства.

Таким образом, через месяц после увольнения Александра Завгороднего, который, по мнению Кабинета министров, выполнил поставленное перед ним задание по стабилизации предприятия, "Укрзализныця" обрела нового руководителя, который в дальнейшем должен был заняться вплотную ее реформированием.

В средине мая Балчун вступил в должность, в начале июня с ним был подписан трудовой контракт с заработной платой в размере 463 тыс. грн в месяц. Параллельно новый глава "Укрзализныци" представил правительству свое видение состава правления предприятия, который позже Кабмин одобрил. А вот план самого реформирования был подан Министерству инфраструктуры в конце июля.

Прогнозы, планы, обещания

В первые дни на новой должности Балчун заявлял, что процесс модернизации украинской железнодорожной отрасли растянется на длительное время.

"Моей ролью является начать процессы реформирования. В Польше считают, что я взял на себя роль камикадзе. Я убежден, что они говорят правду. Я не знаю, как долго я буду в состоянии функционировать, имея такие большие задачи. Мои преемники смогут продолжить реформы", - отметил он, добавляя, что, к примеру, реформирование железной дороги в Польше продолжалось около 20 лет, а немецкая реформа железной дороги не закончилась до сих пор.

При этом Балчун подчеркивал, что довольно значительной проблемой на пути реформирования "Укрзализныци" есть высокий уровень коррупции в Украине, который нельзя сравнить с другими странами Европы.

Представляя в Мининфраструктуры план деятельности предприятия, Балчун отметил, что в ближайшие полгода приоритетом для "Укрзализныци" станет искоренение коррупционных составляющих, в частности в тендерных процедурах, а также улучшение качества услуг для пассажиров.

Войцех Балчун
Из открытых источников

"Много внимания уделено изменениям в пассажирских перевозках, подготовке к модернизации подвижного состава, запуска новых сочетаний и улучшению сервиса для пассажиров. От элементарной чистоты поездов – до существенного повышения качества обслуживания путешествующих. В целом подготовлены и в ближайшее время начнут внедряться принципы плана восстановления нормальной деятельности в сфере пассажирских перевозок", - уточнил он.

Также Балчун анонсировал, что для прозрачности грузоперевозок будет внедряться пилотная компьютерная система, которая будет автоматически распределять вагоны между клиентами, что, по словам главы "Укрзализныци", сделает невозможным произвол чиновников.

Кроме того, Балчун пообещал проверить тарифную политику, а также анонсировал более активную международную деятельность компании. "В течение полугода мы хотим создать международную марку UZ Cargo International", - уточнил он.

Новости по теме: Кабмин уволил Балчуна, руководить "Укрзализныцей" будет первый замминистра инфраструктуры Кравцов

В сентябре глава "Укрзализныци" добавил, что лично пред собой поставил три основные цели на должности руководителя компании - преодолеть плохую историю "Укрзализныци", связанную с долгами и материальной базой, стабилизировать финансовое положение и подготовить стратегию на будущее, которую можно было бы реализовать в паре с перспективным инвестиционным планом компании.

"После реализации этих трех шагов возможно создание современной европейской, клиентоориентированной железной дороги, национального чемпиона, использующего современные технологии и являющегося образцом для других железных дорог. И не только в Европе", - отметил он, добавляя, что это вполне реально при наличии политических условий.

От слов к делам

Спустя 100 дней работы на должности главы "Укрзализницы" Балчун поделился лишь одним достижением. "Я начал понимать местный менталитет. Обещают одно – делают другое, обещают – и не делают, имитируют работу и перекладывают вину на других. Не все, далеко не все! Но - страдает результат", - отметил он.

До конца 2016 года наиболее весомым стало подписание "Укрзализницей" меморандумов о сотрудничестве с компаниями Siemens и Pesa Bydgoszcz, а также Крюковским вагоностроительным заводом. В частности, эти компании должны были помочь "Укрзализныце" с обновлением подвижного состава, износ которого составляет более 80%.

По итогам годичной работы на посту главы "Укрзализныци" Балчун назвал своим основным достижением продолжение работы компании. "Компания Ernst & Young по результатам финансового аудита в этом году убрала из своего отчета пункт, в котором говорилось, что есть риск для продолжения деятельности УЗ. Реальная оценка аудитора была - неизвестно, переживет ли фирма 2016 год. Сейчас они пришли к нам с улыбками и сказали, что УЗ находится в хороших руках и выходит на прямой путь, давайте этого не утратим", - отметил он.

Показатели І квартала 2017 года деятельности "Укрзализныци"
Войцех Балчун/Facebook

"Укрзализныця" обнародовала инфографику, согласно которой, показатели І квартала 2017 года свидетельствуют об улучшении финансово-экономических результатов компании. Так, доход компании увеличен на 1,8 млрд грн (10%) и достигнут показателя 18,9 млрд грн. Общие расходы уменьшены на 0,6 млрд грн (3,3%). А вот расходы от перевозок выросли до 2,0 млрд грн (14,8%) и составили 15,5 млрд грн.

Показатели І квартала 2017 года деятельности "Укрзализныци"
Войцех Балчун/Facebook

Говоря о провалах, Балчун подчеркнул, что ожидал осуществления определенных вещей быстрее, чем это получилось, однако каких именно – не уточнил.

Эксперты другого мнения

В тоже время эксперты оценили деятельность Балчуна на посту главы "Укрзализныци" несколько иначе. Так, позитивным моментом, по их мнению, являются пассажирские перевозки. "Укрзализныця" впервые запустила очень важные для страны сообщения. Например, ввела скоростные поезда "Интерсити" из столицы в Кривой Рог, Кропивницкий (Кировоград), Ивано-Франковск, Николаев и Херсон. Впервые начал курсировать пассажирский поезд между Киевом и Измаилом, что обеспечил стабильную связь со столицей для всей Южной Бессарабии, в которой проживает 650 тыс. человек.

Также под руководством Балчуна "Укрзализныця" запустила прямое сообщение между Киевом и Солотвином, благодаря которому 600 тыс. жителей Восточного Закарпатья получили возможность ездить поездом в столицу, а остальные граждане Украины – прямое сообщение с курортными зонами этого региона и знаменитой Долиной нарциссов.

Кроме этого, компания начала активно развивать и международные пассажирские перевозки – курсирует скоростной поезд "Интерсити+" по маршруту Киев – Львов – Перемышль, а также региональный поезд по маршруту Ковель – Хелм. Начата работа по запуску пассажирских поездов по европейской колеи из города Мукачево в Венгрии, Словакии и Румынии.

А вот провалов, убеждены они, намного больше – Балчуну не удалось реализовать полностью ни одну из поставленных им задач.

В частности, отмечают эксперты, не была улучшена организация грузоперевозок: в октябре 2016 года из-за нехватки дизельного топлива "Укрзализныця" остановила более 11 тыс. вагонов, что привело к срыву контрактов между украинскими компаниями и их иностранными партнерами; в марте и апреле 2017 года по вине "Укрзализницы" украинские ГОКи недогрузили всего около 125 тыс. тонн ЖРС, убытки оценены в 7,5 млн долл. валютной выручки.

Из открытых источников

Также, по мнению экспертов, Балчуну не удалось достигнуть прозрачности и снижения коррупции. Так, в марте 2017 проводился тендер на закупку 3 тыс. полувагонов, однако условия были составлены таким образом, что украинские вагоностроительные предприятия не могли участвовать в конкурсе.

Также не был произведен переход "Укрзализницы" на формульные контракты при закупке дизтоплива.

Кроме того, компания хотя и увеличила бюджет на капитальные инвестиции, однако фактически не использует средства по назначению. Средства от повышения тарифов направляются на покрытие текущих расходов и погашение кредитов, но не на решение проблем с инфраструктурой и дефицитом локомотивов. Инициировано очевидно необоснованное повышение тарифов в 2017 году на 22,5% (официальный прогноз инфляции от КМУ- 8,5%). При этом с начала 2017 года наблюдается замедление темпов промышленного производства. Продолжается технический дефолт "Укрзализныци".

Новости по теме: Важнейшая миссия в стране, где до этого был лишь раз: Балчун объяснил свое решение об увольнении

Кроме того, эксперты отмечают, что также не был улучшен сервис пассажирских перевозок, не удалось полностью модернизировать подвижной состав. Также не были подняты на обещанный уровень оклады сотрудников "Укрзализныци", не было достигнуто обеспечение безопасности перевозок и грузов.

Стоит отметить, что Балчуна также неоднократно критиковал министр инфраструктуры Владимир Омелян. По его мнению, Балчун – капризный шоумен, которому более интересны концерты и политические договоренности, а не менеджмент "Укрзализныци".

Войцех Балчун и Владимир Омелян
Из открытых источников

"Надеюсь, в августе, наконец, будет заслушан отчет (Войцеха Балчуна, - ред.). Я так понимаю, что следующее заседание Кабмина будет через две недели и в этом вопросе нужно ставить точку. Команда ("Укрзализныци", - ред.) нуждается в полной замене. Надеюсь, что это решение будет принято в ближайшее время. Моя позиция не изменилась", - заявил он неделей ранее.

Справочно: Войцех Балчун пришел в Украину как человек, который имеет за плечами опыт успешного реформирования польской железнодорожной компании PKP Cargo и в других сферах, неоднократно входил в рейтинги лучших управленцев Польши.

В 2005-2007 гг. Балчун возглавлял наблюдательный совет корпорации PKP S.A (Польские железные дороги). С 2008 по 2013 гг. был главой правления компании PKP Cargo, которая на тот момент переживала реструктуризацию. В апреле 2012 г. Балчуна назначили председателем правления LOT Polish Airlines.

Кроме того, он лидер и гитарист рок-группы Chemia, которая выступала на одной сцене с такими всемирно известными группами, как Deep Purple, Guns’n’Roses, Red Hot Chilli Peppers, 3 Doors Down.