Погибшие над Донбассом: Все, что известно о трагедии MH17 четыре года спустя

Четыре года назад в небе над Донбассом был сбит Boeing-777. Крушение лайнера в итоге стало одной из крупнейших авиакатастроф в истории. Спустя все это время попробуем разобраться в основных деталях этой трагедии

Фото из открытых источников

В мае 2018 года генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке заявил, что следствие по делу о сбитом MH17 "находится на последней стадии", однако говорить о том, когда дело дойдет до суда "пока рано".

Следствие продвигается медленно, но уже достигло определенных результатов. Все это время оно сопровождалось периодическими акциями, судебными процессами, различными заявлениями и серьезным противоборством.

Перед тем, как рассмотреть эти "определенные результаты", вспомним, что произошло 17 июля 2014 года и как в дальнейшем развивались события.

Что случилось 17 июля 2014 года

Reuters

Авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines выполнял плановый рейс MH17 по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур.

Через 2 часа 49 минут после взлета он рухнул на землю в районе Грабово Донецкой области. Самолет был полностью разрушен, все пассажиры, которые находились на борту, погибли.

На борту были 298 человек – 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Среди погибших: 192 гражданина Нидерландов, 44 гражданина Малайзии, 27 граждан Австралии, 12 граждан Индонезии, 10 граждан Великобритании, четверо граждан Германии, четверо граждан Бельгии, трое граждан Филиппин, по одному человеку из Канады и Новой Зеландии.

Среди погибших на борту были 80 детей.

Заявления боевиков

"Это мы… То есть не мы"

Фото из открытых источников

Первая реакция на одной из наиболее популярных и известных со времен начала боевых действий на Донбассе странице боевиков в соцсетях:

скриншот

Как видно, изначально речь шла о "военно-транспортном самолете АН-26". Информацию мгновенно подхватили российские СМИ. В частности, пропагандистский LifeNews (сюжет впоследствии был удален, но успел разлететься по интернету).

На сайте российского ТАСС до сих пор есть новость о "сбитом АН в районе Тореза". Только вот это оказался не АН. И тональность резко поменялась.

"Если это действительно пассажирский лайнер, то это сделали не мы", — цитировали "РИА Новости" тогдашнего "премьера" "ДНР" Александра Бородая.

Он же уверял, что у боевиков "нет оружия, с помощью которого можно было сбить MH17", намекая на высоту, на которой летел Boeing (10 км).

ХОТЯ. Вот скриншот новости с российских "Вестей", датированный концом июня:

скриншот

В дальнейшем боевики придерживались версии того, что оружия, способного сбить такую цель, у них не было. Плюс – старательно повторяли версии России о том, кто и как сбил MH17.

Заявления России

"Вот вам 100 500 версий, выбирайте, какая нравится"

Фото из открытых источников

Россия начала массово "грузить" информационное пространство версиями случившегося. Их за эти годы прозвучало более чем достаточно. Во всех них обвинения прозвучали в адрес Украины.

Итак, примерная хронология российских версий того, кто сбил MH-17:

- Украинский штурмовик Су-25.

- Украинский зенитно-ракетный дивизион.

- Самолет был сбит из украинского "Бук М-1".

- Ракета "воздух-воздух" (даже якобы спутниковые снимки демонстрировались).

- Опять "Бук".

- Опять Су-25.

И так далее. В качестве "доказательств" приводились слова "испанского диспетчера Карлоса", который спустя годы признался, что получал деньги из России, "секретного свидетеля Агапова", рассказывавшего историю о том, что MH17 сбил "капитан Волошин", делались презентации и демонстрировались якобы "снимки с мест".

Один случай выделим отдельно.

В ноябре 2014 года российский "Первый канал" показал "сенсационный снимок", который "оказался у него в распоряжении". На нем была якобы запечатлена атака украинского военного самолета по Boeing. Вот этот снимок:

скриншот

Данный снимок опровергли эксперты, назвав его фотомонтажом. Что интересно, было указано на то, что на соответствующей фотографии у Boeing должна быть длина около 4,5 км.

В сентябре 2016 года Россия официально отказалась от версии об "украинском штурмовике" и признала, что причиной гибели рейса МН17 была ракета, выпущенная из ЗРК БУК. Но Москва продолжила утверждать, что "БУК" был украинский, а запуск якобы произошел из района с. Зарощенское.

Заявления Украины

Если коротко, "это теракт, MH17 сбили боевики". Данная позиция за четыре года не поменялась. При этом Украина изначально задекларировала готовность помогать расследованию и предоставлять все необходимые данные.

Теперь, собственно, о расследовании

Для расследования трагедии была создана международная совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), в состав которой вошли прокуроры и представители других правоохранительных органов Украины, Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии, а также представители Евроюста.

По их данным, МН17 был сбит ракетой серии 9M38, запущенной из самоходной огневой установки BUK-TELAR с сельскохозяйственного поля в районе поселка Первомайское. Данный район на тот момент находился под контролем пророссийских сепаратистов.

Из расследования следует, что самоходная огневая установка BUK-TELAR доставлена в Украину из Российской Федерации и после того, как она была использована для атаки на авиалайнер рейса МН17, была снова возвращена на территорию РФ.

В мае 2018 года следователи из Нидерландов нашли очередные подтверждения того, что самолет рейса МН17 сбили из российского "Бука", в частности, установив ряд уникальных характеристик ракет ПЗРК "Бук".

Первый заместитель генпрокурора Дмитрий Сторожук сообщил, что совместной следственной группе удалось установить, что "Бук" находился на вооружении ВС РФ, в частности принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде из города Курска.

Вопросом перевозки "Бука", по данным расследования, занимался отставной офицер Главного разведывательного управления РФ Сергей Дубинский (позывной Хмурый).

Сергей Николаевич Дубинский с позывным "Хмурый" bellingcat.com

По данным Bellingcat и The Insider, в перевозке принимал участие еще один офицер ГРУ Олег Иванников.

Они же назвали ключевого фигуранта в деле о сбитом Boeing, а именно генерал-полковника и главного инспектора Центрального военного округа России Николая Ткачева.

В итоге, на данный момент Нидерланды и Австралия официально обвинили Россию в крушении самолета рейса МН17, хотя расследование все еще продолжается.

Параллельно с этим

Фото из открытых источников

- Родственники жертв провели акцию у посольства РФ в Гааге.

- Ряд родственников обратились к россиянам со словами "Мы устали вас ненавидеть".

-  Согласно решению американского суда, экс-главарь боевиков Игорь Гиркин должен выплатить 400 млн долл. компенсации родственникам жертв MH17. Сам он заявил, что ему от решения суда "ни холодно, ни жарко".

Что дальше?

Работа Объединенной следственной группы (JIT) продолжается. G7 призывает Россию сотрудничать, та в свою очередь выводы JIT о "Буке" не признает.

Верховная Рада ратифицировала соглашение с Нидерландами о сотрудничестве касательно преступлений, связанных со сбитым МН17.

Так, Нидерланды имеют право преследовать лиц, причастных к катастрофе МН17, и для этого Украина может передать уголовное производство, в том числе, по просьбе нидерландской стороны.

Соглашение регулирует вопросы передачи Украине исполнения наказаний, в том числе, на основании приговоров, вынесенных заочно, возможность применения к осужденным мер до принятия решения об исполнении наказания.

Если Украина не может выдать обвиняемого Нидерландам, он может принять участие в рассмотрении дела в Нидерландах в режиме видеоконференции.

Но. До конкретных приговоров, судя по всему, еще далеко.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров