Покупаем подержанное авто за границей: Как это происходит сейчас и что может измениться вскоре

Весьма возможно, что в недалеком будущем в Украине изменятся правила ввоза подержанных автомобилей из-за границы, соответственно поменяется процесс покупки такой машины и ее растаможивание. Как это есть сейчас и как может быть вскоре? Попробуем сравнить на основе действующего законодательства и недавно предложенных на рассмотрение Верховной Рады инициатив в этой сфере

Похоже, парламентарии наконец-то услышали требования украинских автомобилистов: в конце прошлой недели на рассмотрение Верховной Рады были поданы два проекта закона (№8487 и №8488), которыми предусматривается внесение изменений в Налоговый и Таможенный кодексы, касающиеся подержанных автомобилей на иностранных номерах.

Как отметил одна из многочисленных авторов законодательных документов, председатель парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, они являются компромиссными - наработаны совместно со всеми ветвями власти, гражданскими активистами, экспертами и представителями "АвтоЕвроСилы", которые неоднократно пикетировали здание парламента с требованием "доступной растаможки авто в Украине".

Компромисс, главным образом, заключается в том, что одним из указанных законопроектов уменьшается размер акцизов с авто и отменяется запрет на растаможивание машин, не соответствующих экостандарту Евро-5, чего и добивались украинские автомобилисты, а вторым - усиливается контроль за перемещением и использованием транспорта, зарегистрированного за рубежом, что дает возможность государству эффективнее бороться с нарушителями таможенного законодательства.

Конечно, внесение соответствующих законодательных документов не означает их немедленного принятия Верховной Радой, но их наличие уже свидетельствует о том, что лед тронулся, и парламентарии заметили проблему в легализации подержанных автомобилей из-за рубежа.

Что же, попробуем вспомнить, как можно приобрести подержанный автомобиль за рубежом сегодня, и пофантазировать о том, как это же может быть в будущем в случае принятия законопроектов №8487 и №8488.

Готовимся к покупке авто за границей: Что следует помнить

Согласно действующему законодательству, право на приобретение автомобиля для собственного использования или в пользу другого лица имеет каждый гражданин Украины. 

Поскольку в августе 2016-го Верховной Радой были временно (сроком на три года) приняты изменения в Налоговый кодекс в части снижения акцизного налога на подержанные автомобили из-за границы, то до 31 декабря текущего года украинцы все еще могут этим воспользоваться.

Иными словами, если вы заинтересованы в покупке авто после 2010 года выпуска, соответствующем экологическим стандартам Евро-5, то, возможно, стоит поспешить и не ждать принятия новых изменений, ведь до конца года их могут и не согласовать, а действующие до этого тарифы на акциз в разы выше текущих.

Затем нужно определится со страной, где будет совершаться покупка автомобиля, ведь если речь о странах ЕС, то может понадобиться биометрический паспорт, в другом случае – даже заблаговременно подумать о визе.

Выбирать сам автомобиль по техническим характеристикам и цене лучше также до выезда за границу – это существенно сэкономит время пребывания в чужой стране. Здесь помогут международные электронные площадки по купле-продаже подержанных авто, которых на данный момент в интернете множество.

Напомним, обязательные характеристики автомобиля, который разрешено ввозить в Украину из-за границы по сниженным акцизным сборам:

- он должен быть произведен после 1 января 2010 года;
- не на территории страны-агрессора (на данный момент это Российская Федерация) или оккупированных территориях Украины (Крым, Донецкая и Луганская области);
- соответствовать экологическому стандарту Евро-5.

Стоит отметить, если в ближайшее время будут внесены изменения в Налоговый кодекс в части подержанных автомобилей на иностранных номерах, то существенно процесс подготовки к их покупке не изменится – значительно расширится лишь выбор товара, поскольку, согласно предложенным на рассмотрение парламентом законопроектам, все упомянутые выше обязательные требования к автомобилю отменяются.

Рассчитываем бюджет: Во сколько обойдется подержанный автомобиль

Чтобы понять, сколько потребуется денег на приобретение за границей подержанного автомобиля, нужно помнить, что учитываться будет не только его рыночная цена, но и налоговые платежи – акцизный сбор, ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

Напомним, согласно действующему законодательству размер акцизного сбора может измеряться от 0 до тысяч евро (в зависимости от типа автомобиля, объема его двигателя и года выпуска); ввозная таможенная пошлина составляет 10% от суммы таможенной стоимости ТС (авто из стран ЕС с 2018 года – 7,3%); налог на добавленную стоимость - 20% от совокупной стоимости автомобиля; сбор на обязательное государственное пенсионное страхование (уплачивается при первой регистрации автомобиля) - 3-5% от стоимости автомобиля.

Так, к примеру, если покупать в Польше подержанный автомобиль Ford Focus Mk2 2012 года выпуска с объемом двигателя 1600 куб. см и пробегом 100,7 тыс. км, он может обойтись в 4288 евро. От этой суммы придется заплатить пошлину – 587,4 евро; акцизный сбор по ставке 0,267 евро за каждый куб. см – это 427,2 евро; налог в Пенсионный фонд 3% – 154 евро; плюс 20% НДС от стоимости авто вместе с акцизным сбором и пошлиной – 1061 евро. В целом Ford Focus обойдется в 6517,2 евро.

К слову, если самостоятельно подсчитать конечную стоимость по указанному принципу вам сложно, всегда можно воспользоваться специальным калькулятором.

Совсем другая ситуация сложится, если Верховная Рада в этом году одобрит упомянутые выше изменения в Налоговый кодекс. Согласно предложенным законопроектам, акцизный сбор будет рассчитываться несколько по-другому, из-за чего его ставка еще снизится.

Итак, проектом закона №8487 прописывается новая формула расчета акцизного сбора: базовая ставка, умноженная на коэффициент объема двигателя и коэффициент возраста авто.

При этом стоит отметить, что для нового легкового транспортного средства с бензиновым двигателем объемом 1000 куб. см базовая ставка составит 50 евро за единицу, а для нового легкового транспортного средства с дизельным двигателем объемом 1000 куб. см - 75 евро за единицу.

Первый из названых коэффициентов будет определяться делением объема цилиндров двигателя транспортного средства в куб. см на 1000 куб. см. Второй - равен количеству полных календарных лет с года, следующего за годом производства автомобиля, до года определения ставки налога.

Сравнение акциза на авто Економічна правда

Так, если мы вернемся к примеру с покупкой в Польше подержанного авто Ford Focus Mk2 2012 года выпуска с объемом двигателя 1600 куб. см и условной стоимостью в 4288 евро, то по новой формуле его конечная цена для украинского покупателя составит 6580,4 евро, из которых 4288 евро –стоимость автомобиля за рубежом, 587,4 евро – пошлина, 480 евро – акцизный сбор, 154 евро – налог в Пенсионный фонд и 1071 евро – НДС от стоимости авто вместе с акцизным сбором и пошлиной.

То есть автомобиль обойдется даже на 63 евро дороже, чем ранее.

Иными словами, несмотря на уменьшение акцизных ставок, общая сумма налогов при оформлении авто из-за границы будет примерно одинаковой, но если речь о более старших автомобилях, то сумма налогов часто будет превышать их стоимость.

Поездка и приобретение авто за границей: Главные советы

Что касается поездки за границу для покупки автомобиля, это очень индивидуальная процедура, однако эксперты отрасли рекомендуют придерживаться общих правил:

1. С собой лучше не брать много налички, поскольку более 10 тыс. евро придется декларировать и предоставлять подтверждение снятия средств со счета в части, превышающей лимит. Если же для покупки авто нужно больше средств, их лучше снять с банковской карточки уже за границей;

2. Если вы мало разбираетесь в технических вопросах, целесообразно в такую поездку взять специалиста, который мог бы помочь в покупке авто, ведь часто по наиболее привлекательной цене продаются "битые" автомобили или имеющие существенные поломки;

3. При осмотре автомобиля необходимо проверить наличие техосмотра, что во многих странах является обязательным;

4. Само приобретение автомобиля обязательно должно быть оформлено документально, в частности в договоре купли-продажи.

5. Затем нужно оформить страховку, снять авто с учета и получить временные номерные знаки.

Примечательно, на данный момент крайне важно, чтобы при покупке автомобиля был документ, который сможет подтвердить при ввозе машины в Украину страну ее происхождения.

Как упоминалось ранее, согласно действующему законодательству, не допускается ввоз автомобилей из России и оккупированных Крыма и Донбасса. Поэтому на границе могут потребовать соответствующий документ.

Тем не менее, если будут приняты новые изменения в Налоговый кодекс, то в будущем это подтверждение страны-производителя товара на границе не понадобится, поскольку соответствующая норма изымается.

Растаможка подержанного авто и оформление в Украине

Растаможивание приобретенного за границей автомобиля может занять в Украине более недели, поэтому чтобы сберечь время и нервы, некоторые покупатели нанимают для прохождения всех необходимых процедур специальных таможенных брокеров.

Если же у владельца транспортного средства есть время и желание, то этим он может заняться сам. В таком случае важно знать, что:

– при въезде в Украину на пограничном пункте (определен Министерством финансов) нужно оформить предварительные документы с последующим направлением на региональную таможню по месту жительства. Здесь же нужно будет внести денежный залог, который равен предыдущему расчету суммы налоговых платежей за автомобиль, который подлежит растаможке.

– далее по месту пребывания оформляется сертификат соответствия экологическому стандарту Евро-5: для этого автомобиль нужно предоставить для осмотра организациям, уполномоченным проводить такую сертификацию, за что заплатить дополнительно еще около 1,5 тыс. грн;

– в 10-дневный срок с момента пересечения границы нужно прибыть на региональную таможню для проведения окончательной растаможки автомобиля и уплаты таможенных платежей;

– завершается оформление автомобиля его постановкой на учет в одном из сервисных центров МВД. Стоимость регистрации – около 600 грн. Кроме того, именно на этом этапе нужно будет оплатить 3-5% от суммы оценки автомобиля в Пенсионный фонд Украины. После этого выдадут номерные знаки и украинский техпаспорт.

При этом стоит отметить, если будут приняты новые изменения в Таможенный кодекс, то в будущем большинство из этих процедур сохранятся.

Согласно закону №8488, растаможка станет лишь немного легче. В частности, при пересечении границы и заполнении декларации будет считаться, что водитель уже находится под таможенным контролем, соответственно ему не нужно будет ехать на транзитных номерах в таможню из списка Министерства финансов, а затем отправляться для проведения окончательного оформления автомобиля в таможенный пункт по месту регистрации.

Также станет совсем необязательной сертификация соответствия экологическому стандарту Евро-5, что позволит гражданам немного сэкономить средства.

Чем чреваты нарушения при растаможке авто

На данный момент ситуация в области контроля за соблюдением таможенного законодательства при ввозе в Украину подержанных автомобилей из-за рубежа, грубо говоря, плачевна.

Все из-за того, что в 2014 году парламентарии разрешили ввозить автомобили из-за границы без растаможки транзитом на 10 дней (5 дней в случае перемещения в зоне деятельности одной таможни).

В общем, если такое авто находится на одни сутки больше, чем положено Таможенным кодексом Украины, водителю грозит штраф в 85 грн. Если же машина задержалась в стране от 1 до 10 суток – придется заплатить штраф в размере 3,4 тыс. грн, более 10 суток – 8,5 тыс. грн.

Многие из покупателей подержанных авто из-за границы подумали, что лучше уплатить в Украине штраф, нежели в разы больше сумы за оформление автомобиля. Таким образом, за несколько лет количество автомобилей, ввезенных в страну на условиях временного ввоза, выросло до 600 тыс., и ездят они по всей территории государства.

Более жестокие меры принимаются таможенниками только в случае:

- если автомобиль принадлежит иностранцу, а за его рулем находится украинец, тогда машину могут конфисковать;
- если владелец автомобиля отказывается платить штраф - транспортное средство могут арестовать;
- если иностранец ввез в Украину авто, а вернулся на родину без него - украинские правоохранительные органы могут обратиться в страну резидента с требованием оштрафовать нарушителя, а машину объявить в розыск;
- если водитель не может объяснить остановившему его полицейскому, на каких условиях он управляет транспортным средством, и показать документы, или же утверждает, что это его авто на правах собственности, - правоохранители вызывают таможенников, и те составляют протоколы на нарушение ст. 485 Таможенного кодекса Украины, а это штраф в размере до 300% таможенных платежей.

Стоит отметить, что на данный момент полицейские не имеют законных оснований для задержания в Украине автомобиля с европейскими номерами.

Если парламентарии примут предложенные законопроектами №8487 и №8488 изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, то в будущем контроль за ввозом и использованием авто с иностранной регистрацией будет усилен.

Во-первых, документами вводится ограничение на количество авто, которые можно ввозить без денежного обеспечения. Так, нерезидент сможет без денежного обеспечения ввезти в режиме временного ввоза только один автомобиль. За ввоз следующих транспортных средств обязательно наличие гарантии. Гарантом может быть финансовое учреждение, которое возьмет на себя обязательство уплатить сумму всех таможенных платежей, если авто не будет вывезено.

Во-вторых, усиливается ответственность за нарушение таможенных правил. В частности, человек, который ввез в Украину автомобиль в режиме транзита или в режиме временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать его.

Помимо этого, также будет запрещено использование такой машины в предпринимательской деятельности или для получения дохода, например, для работы в такси. За нарушение соответствующих правил предусмотрен штраф в 34 тыс. грн.

Штрафы за нарушение законодательства Економічна правда

Любой другой человек, который вопреки установленным правилам получит транзитное или временно ввозимое авто во владение или пользование, в том числе в предпринимательской деятельности, также будет оштрафован.

Первая фиксация указанных нарушений работниками Нацполиции предусматривает взыскание с нарушителя 8,5 тыс. грн, повторная фиксация - 17 тыс. грн, лишение права управления на год и платное изъятие авто за счет нарушителя.

За несоблюдение сроков режимов транзита и временного ввоза, то есть за невывоз авто за пределы страны своевременно, нарушители тоже должны заплатить штрафы, размеры которых будут зависеть от количества дней превышения установленных сроков.

Так, за один день просрочки вывоза транзитного авто с нарушителя будет взыскано 170 грн, за три дня отсрочки вывоза временно ввозимой машины - 850 грн. Лишний месяц пребывания такого автомобиля на таможенной территории Украины будет стоить нарушителю 170 тыс. грн или даже транспортного средства, которое может быть конфисковано по решению суда.

Помимо этого, в документах прописаны четкие правила взаимодействия всех профильных служб и ведомств для более эффективного выявления нарушителей: подразделений органа доходов и сборов, Государственной пограничной службы, Национальной полиции и др.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости по теме

Новости партнеров

Загрузка...