Смоленская катастрофа восемь лет спустя: Факты, версии и новые подробности

В Польше допускают, что выяснение причин авиакатастрофы может длиться годы

Место катастрофы в Смоленске Из открытых источников

Во вторник, 10 апреля, Польша чтит восьмую годовщину Смоленской трагедии – крупнейшей по числу жертв авиакатастрофы, в которой погибли представители польской политической и военной элиты, включая президентскую чету Леха и Марии Качиньских.

Сегодня в Польше официальной причиной гибели людей назвали взрыв, который произошел до столкновения лайнера с землей. В России имеют свое видение случившегося и возлагают вину на экипаж. За восемь лет после трагедии страны обмениваются взаимными обвинениями, а компромисс, похоже, будет найден не скоро.

Мы собрали главную информацию о крушении Ту-154М, ключевые версии и последние результаты расследования.

Что произошло

Польская делегация, состоящая из 88 человек, 10 апреля 2010 года направлялась в РФ на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу. Среди пассажиров был президент с супругой, руководитель канцелярии главы государства, заместитель министра иностранных дел, заместитель министра культуры, глава Нацбанка, представители парламента, вооруженных сил, сенаторы, религиозные и общественные деятели.

Вместе с экипажем (двое пилотов, штурман, бортинженер и четыре стюардессы) на борту Ту-154М воздушных сил Польши находились 96 человек.

Лайнер вылетел из Варшавы в 5:27 (на час позже запланированного времени), большую часть пролетел над территорией Белоруссии и должен был приземлиться на российском аэродроме "Смоленск-Северный". Перед посадкой рейса на аэродроме наблюдались сложные метеорологические условия – низкая (около 50 м) облачность и видимость порядка 500 м. Президентский самолет получил соответствующие предупреждения от московского диспетчера, руководителя полетов в аэропорту назначения и ранее прибывшего в Смоленск польского Як-40. Лайнер предлагали посадить на запасном аэродроме в Минске или в Витебске. Также Ту-154 был поинформирован о том, что из-за сложных условий в "Смоленске-Северном" российский Ил-76 не смог произвести посадку и вернулся на аэродром вылета.

Но в случае ухода на соседний аэродром польская делегация не успела бы на официальные мероприятия в Катыни, поэтому командир самолета решил приземляться в Смоленске. Во время захода на посадку лайнер снизился чуть ниже положенного и левым крылом задел деревья. В воздухе он перевернулся днищем вверх (на 120 градусов), рухнул на землю и загорелся.

Место катастрофы в Смоленске Из открытых источников

Трагедия произошла в 10:41. Пожарные ликвидировали возгорание в течение 20 минут, однако обнаружить выживших им так и не удалось. Все находившееся на борту погибли.

Фото из открытых источников

Версии

Все восемь лет смоленская трагедия обрастала множеством версий – от бомбы на борту авиалайнера, искусственного тумана в Смоленске, лазерных лучей, геля, ускоряющего падение, отравления пассажиров рейса еще перед крушением до теории великого заговора.

Расследованием масштабной катастрофы сразу занялись российская правительственная комиссия, польская комиссия МВД, совместная техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета и минобороны РФ и 25 привлеченных польских специалистов.

МАК обнародовал свой отчет по расследованию аварии в январе 2011 года. Согласно его выводам, к катастрофе привели неправильные действия польского экипажа, который принял неправильное решение о заходе на посадку в сложных метеоусловиях, снизился ниже допустимой высоты и проигнорировал предупреждение об этом. Также было установлено, что во время выполнения посадки самолета в кабине находились посторонние (высокопоставленные лица), которые оказывали на членов экипажа психологическое давление.

Польская сторона раскритиковала отчет МАК за "односторонний подход" и в июле 2011 года представила свой. Поляки не отрицали вины экипажа и психологическое давление на него, однако они также обвинили российскую диспетчерскую службу, которая не смогла предотвратить катастрофу.

Ключевым расхождением в отчетах стало определение характера полета: МАК рассматривал его как гражданский, польская сторона как военный. Дело в том, что в гражданской авиации решение о посадке принимает КВС, а в военной – руководитель полетов на аэродроме.

Верховная контрольная палата Польши также обнародовала доклад, согласно которому аэропорт "Смоленск-Северный" не входил в польский реестр действующих аэродромов, и самолет Качиньского вообще не должен был там приземляться.

В 2016 году в Минобороны Польши смоленскую катастрофу назвали "террористическим актом" с целью "лишить Польшу людей, которые вели страну к независимости". Звучало также мнение, что крушение самолета выглядит попыткой устранить руководство страны – внутренними (тогдашним премьером Дональдом Туском), внешними (российским руководством и лично Владимиром Путиным) политическими противниками или путем сговора обеих сторон.

Дональд Туск и Владимир Путин Фото из открытых источников

На какой стадии расследование

Начатое прокуратурой Польши уголовное производство было закрыто в ноябре 2014 года.

Правительственная подкомиссия по расследованию причин Смоленской катастрофы, созданная при Минобороны Польши, возобновила следствие весной 2016 года. Повторное расследование начала в конце ноября того же года и прокуратура Польши, заявив об эксгумации тел 83-х жертв.

В апреле 2017 года польская прокуратура обвинила двух смоленских диспетчеров в провоцировании катастрофы, утверждая, что в диспетчерской башне в момент трагедии был третий неизвестный человек. Польская сторона обратилась к российской с просьбой о юридической поддержке.

В августе 2017 года смоленская подкомиссия подтвердила, что разрушение левого крыла президентского самолета имеет признаки взрыва, а распад начался еще перед столкновением с березой.

Новая комиссия провела эксгумацию тел жертв трагедии и проанализировала тысячи томов материалов. Первыми были извлечены останки президента Качинського и его жены, которые после проведения экспертизы повторно перезахоронили 18 ноября 2016 года под Вавельским замком.

Похороны Леха и Марии Качиньских в кафедральном соборе в Вавеле Из открытых источников

В январе этого года члены комиссии сообщили, что причиной катастрофы стала серия взрывов - в крыле, слоте и центроплане самолета, что подтвердил анализ механизма удара дверей о землю.

В невыполнении своих обязанностей по организации визита президента Леха Качиньского в Катынь обвиняется бывший глава Канцелярии премьера Томаш Арабский и еще четыре чиновника (двое из Канцелярии премьера и двое из посольства Польши в Москве). Подсудимые не признают себя виновными. Им грозит до трех лет тюрьмы.

23 апреля 2018 года в Окружном суде в Варшаве в качестве свидетеля в этом деле даст показания экс-премьер Польши, глава Евросовета Дональд Туск.

Прокуратура Польши продлила следствие по делу о крушении Ту-154 до 31 декабря 2018 года.

При этом технический рапорт касательно причин катастрофы обещают обнародовать на протяжении нескольких недель. Ожидается, что в новом рапорте будет дан ответ на вопрос, что собственно привело к трагедии.

В то же время бывший министр обороны Польши Антоний Мацаревич подчеркнул, что выяснение причин авиакатастрофы может длиться годы.

Новые подробности

10 апреля 2018 года в прокуратуре Польши сообщили, что при проведении эксгумации и судмедэкспертиз 77 жертв Смоленской катастрофы обнаружены 69 фрагментов тел 26 человек, которые были в гробах других людей. Также была выявлена замена двух тел (замену шести других тел обнаружила ранее окружная военная прокуратура). Помимо этого, в гробах и телах погибших обнаружены много посторонних предметов: резиновые перчатки, пакеты, бутылки и пр.

Отмечается, что в 90% случаев документация по проведению судмедэкспертиз жертв в Москве содержит грубые ошибки (например, россияне описывали внутренние органы погибших, которых они в результате хирургических вмешательств при жизни не имели). Кроме того, в случае более 30% погибших судмедэкспертизы в Москве вообще не были проведены.

Эксгумацию еще семи жертв катастрофы должны провести до середины мая 2018 года.

Сегодня также в подкомиссии по расследованию катастрофы назвали официальной причиной гибели пассажиров взрыв в центроплане перед столкновением с землей.

Позиция РФ

В августе 2017 года Следственный комитет России заявил, что никакие признаки воздействия на самолет взрывчатых веществ не обнаружены. В декабре президент России Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции назвал "блефом и несуразицей" заявления о взрывах на борту самолета президента Леха Качиньского. Путин также отметил, что самолет летел из Варшавы, а значит, причины и исполнителей возможных подрывов необходимо искать в польской столице. 

А в феврале 2018 года посол России в Варшаве Сергей Андреев заявил, что РФ не возвращает Польше обломки самолета Ту-154М в связи с тем, что не окончено польское следствие. По словам российского дипломата, у польских следователей был доступ и к обломкам самолета, и к черным ящикам. Он отметил, что "страсти, которые нагнетаются по этому поводу, это просто одно из средств давления на Россию".

А что Польша?

В МИД Польши заявляют, что неоднократно обращались к российской стороне по вопросу возвращения обломков, однако, россияне отвечают отказом, объясняя его тем, что продолжается российское расследование причин Смоленской катастрофы (РФ продлевала следствие как минимум 16 раз).

В декабре 2017 года стало известно, что польское внешнеполитическое ведомство подготовило проект жалобы в Международный суд ООН по поводу обломков Ту-154М.

Варшава уверена в том, что Россия скрывает ключевых свидетелей Смоленской катастрофы, а держа у себя обломки Ту-154М, прячет истинные причины трагедии.

10 апреля 2018 года президент Польши Анджей Дуда сообщил, что все еще рассчитывает на выяснение причин трагедии. Он подчеркнул, что самые важные доказательства в этом деле, а именно остов Ту-154, все еще остаются в РФ.

"Власти России не хотят его отдать. По моему мнению, это незаконно, поскольку обломки самолета являются собственностью Польши. Можно лишь додумывать, почему россияне не хотят его возвращать", – сказал он.

Также, по словам Дуды, Смоленская катастрофа является одной из причин сложных отношений между Польшей и Россией.

Учитывая, что версия взрыва президентского самолета рассматривается сейчас в Варшаве как основная, РФ может и дальше затягивать с передачей разбитого самолета и черных ящиков (чтобы этот тезис не нашел своего подтверждения).

Остается ждать отчета польской подкомиссии и надеяться на то, что белых пятен в расследовании все же станет меньше.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров