Свидетельство достижений вместо табеля: Как по-новому будут оценивать первоклассников

Уже со следующего учебного года украинские первоклассники вместо итоговых баллов могут получить характеристики

Украинских первоклассников хотят оценивать по-новому (т.к. уже почти год в стране пилотируют новый стандарт начального образования) - вместо табелей с оценками (от которых отказались несколько лет назад), смайликов, "тучек" и "солнышек" ученики будут получать свидетельства о достижениях. Что это за документ и каковы особенности предложенной новой модели оценивания, читайте дальше.

Новости по теме: Что общего между ежиком и молоком: В Минобразования объяснили, почему не нужно тестировать будущих первоклассников

Свидетельство достижений: Что это такое?

- Документ, который должен дать ребенку и родителям развернутое представление о достижениях во время учебного года.

- По выбору школы распечатывается в черно-белом или цветном виде в формате А4 или или А5.

- Состоит из 4 страниц: в первой части учитель будет оценивать так называемые социальные и рабочие компетентности (например, был ли ребенок активным на уроке, проявлял ли самостоятельность, был ли заинтересован), во второй части компетентности оцениваются попредметно.

Для оценивания предлагается четырехуровневая система: "значительные успехи", "демонстрирует заметный  прогресс", "достигает результата с помощью учителя", "требует значительного внимания и помощи". 

Каждая категория в свидетельстве положительная (нет варианта "низкий уровень"). 

- Определять уровень достижений ребенка разрешается в произвольной форме (графическими знаками).

- Под конец свидетельства есть место для рекомендаций учителя.

- В самом конце есть поле для обратной связи с родителями (или лицами, которые их заменяют).

Родители получают два экземпляра свидетельства, один оставляют дома, другой с подписью и пожеланиями возвращается в школу и сохраняется  в личном деле.

Кстати, от слова "табель" в новой украинской школе хотят отказаться (поскольку оно означает "ведомость или список" и далекое от главной цели новой модели оценивания учащихся).

По каким критериям будут оценивать достижения первоклассников попредметно?

- На уроках украинского языка ребенка будут оценивать по тому, как внимательно он слушает, понятно ли выражает собственные потребности, знает ли все буквы алфавита, читает ли с соответствующей интонацией, пишет ли под диктовку предложения из 3-4 слов.

- На математике будут наблюдать, ориентируется ли ученик в пространстве, добавляет и вычитает ли числа в пределах 10, решает ли простые задачи, различает ли геометрические формы предметов между собой, измеряет ли длину объектов с помощью подручных средств.

- На предмете "Я исследую мир" критериями для учителей станут соблюдение ребенком правил поведения и безопасности в общественных местах и на природе, то, как он рассказывает о себе и своей семьи, как устанавливает простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе, проводит элементарные исследования в окружающем мире.

- Во время освоения ребенком технологий педагоги будут наблюдать, как он предлагает и воплощает собственные идеи, как пользуется материалами и инструментами, как планирует и производит собственное изделие.

- На уроках по искусству важным будет то, как первоклассник выражает свое отношение к произведениям, воспроизводит простые ритмы, участвует в совместных песнопениях.

- На физкультуре педагог будет наблюдать, соблюдает ли ученик установленные правила и условия игры и проявляет ли интерес к ним.

- При изучении иностранных языков учеников будут оценивать по тому, как они распознают знакомые слова из рисунков, продуцируют короткие фразы про себя и свою семью, употребляют самые простые формы приветствия, прощания и благодарности.

Для чего нужна новая модель оценивания учеников?

Модель основывается на формирующем оценивании, что позволяет оценить прежде всего процесс обучения, а не результат (то есть количество ошибок), а также продвижение каждого ученика.

Задача такого оценивания – раскрыть потенциал каждого ребенка, поддержать его и поощрить учиться дальше.

В МОН отмечают, что на темп обучения могут влиять особенности ребенка, в результате чего ученики порой достигают соответствующих результатов раньше или позже завершения определенного цикла или уровня. Сейчас академическая часть компетентностей преимущественно оценивается через призму ошибок, а объем приложенных ребенком усилий не учитывается.

В связи с этим министерство разработало для украинских школ рекомендации.

Особенности формирующего  оценивания учеников

- Ориентировано не на количественные (сколько ошибок), а на качественные показатели.

- Сравнивает не детей между собой, а начальный и нынешний уровни ученика.

- Позволяет учителю подкорректировать учебный процесс и выстроить индивидуальную образовательную траекторию ученика.

- Формирует у ребенка уверенность в себе, делая акцент на его сильных сторонах, а не на ошибках (ситуация успеха).

- Диагностирует достижения на каждом из этапов обучения.

- Вовремя выявляет проблемы и предотвращает их накопление.

- Стимулирует для дальнейшего обучения.

- Устраняет страх ошибиться.

- Формирует адекватное отношение к замечаниям, рекомендациям, укрепляет общительность и чувство значимости в коллективе.

Когда заработает новая модель оценивания первоклассников?

Документ с рекомендациями уже разослали для апробирования в школы, которые пилотируют новый стандарт начального образования.

По результатам оценки в этих классах и обратной связи от учителей Минобразования внесет коррективы, и уже с 2018/2019 учебного года украинских первоклассников смогут оценивать по-новому.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...