Вечный метрострой: Как планировали строить киевскую подземку и что в итоге получилось (и еще может получиться)

История строительства киевского метро – это история длиной в десятки лет с открытым окончанием. То есть, пока еще неизвестно, чем это все в итоге закончится и закончится ли когда-нибудь вообще

112.ua

Июль 2018 года. В Киевской горадминистрации утверждают проект строительства нового участка метро, который соединит станцию "Сырец" и жилой массив Виноградарь.

Стоимость проекта – 6,3 миллиарда гривен, кроме участка метро он также включает создание электродепо в Подольском районе.

Срок строительства, согласно проекту, составит 36 месяцев.

Последнее предложение не зря выделено жирным. Все эти годы, как правило, ситуация выглядела примерно так: планов по строительству метро достаточно – сроки не выполняются. Либо откладываются. Иногда просто забываются.

Так тянется уже долго. Настолько долго, что изначальные планы по строительству метро сейчас мало кому известны (а они очень интересные), а население буквально утонуло в большом количестве озвученной, а потом отложенной информации о том "Что, где и когда построят".

Попробуем проследить всю цепочку. И начнем с истории вопроса.

Как все начиналось

Впервые проект метро в Киеве был рассмотрен еще во времена Российской империи, в 1884 году.

Он предусматривал проведение тоннелей от пристани на Днепре до железнодорожного вокзала через Почтовую площадь и Бессарабку.

Этот проект в итоге отклонили, но начало было положено.

Идею создания скоростного городского транспорта вновь рассмотрели в 1916 году. Тогда члены русско-американской торговой компании попытались собрать деньги для создания метро, но в итоге получили отказ в строительстве от городской управы.

История продолжилась через два года. В 1918 году о метрополитене вспомнили в связи с планами гетмана Павла Скоропадского превратить район Зверинец в наилучший район города. И это тоже не удалось сделать.

Более реалистичная работа над метро началась лишь спустя 20 лет. Девятого июля 1936 года президиум Киевского городского совета рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова "Проект Киевского метрополитена".

С тех пор тема метро постоянно муссировалась в столичном пространстве. Киевский горсовет все никак не решался дать старт строительству, но спустя два года, в 1938-м все же стартовали предварительные работы. Они прекратились с началом войны.

А после войны уже начались активные действия. Разрушенный город нужно было реконструировать, в планы перестройки также входило строительство метро.

Совет народных комиссаров СССР 22 февраля 1945 года принял постановление о строительстве киевского метрополитена.

К июлю 1945 года были определены три главных направления, по которым планировалось строительство линии метро:

- Святошино – Бровары

- Куреневка – Сталинка (Демиевка)

- Сырец – Печерск

Реальные работы по строительству метро были начаты в 1949 году.

В феврале 1960 года была создана инициативная группа специалистов во главе с начальником метро Николаем Орловым для проведения работ по подготовке пуска и приема в эксплуатацию первого участка длиною 5,2 км с пятью станции от станции "Вокзальная" до станции "Днепр".

Фото из открытых источников

На данный момент эти пять станций – центральная часть Святошинско-Броварской линии метро.

В 1965 году по построенному мосту Метро линия пересекла Днепр и пошла на восток города через строящиеся жилые массивы на левом берегу реки.

В начале 1970-х годов началось строительство второй линии. Первый участок с тремя станциями ("Площадь Калинина" (ныне – "Майдан Независимости"), "Почтовая площадь", "Красная площадь (ныне – "Контрактовая площадь)) был открыт в 1976 году.

Линия постепенно продлевалась и к началу 1980-х она достигла Оболони (станция "Проспект Корнейчука" (ныне – "Оболонь"). Одновременно продолжалось и строительство на юго-западе, где в 1981 и 1984 годах также были открыты новые станции.

Дальше - строительство в 2005 году участка мелкого залегания линии от станции "Лыбедская" в юго-западном направлении.

Три станции — "Демиевская", "Голосеевская", "Васильковская" — планировалось ввести в эксплуатацию в 2007 году, участок открыт 15 декабря 2010 года.

Через год была открыта станция "Выставочный центр", в октябре 2012 года – станция "Ипподром", в ноябре 2013 года – станция "Теремки".

Строительство третьей линии началось в 1981 году. Первый участок линии был открыт 31 декабря 1989 года. Он состоял из трех станций: "Золотые ворота”, "Дворец спорта", "Мечникова" (ныне – "Кловская").

К 1992 году линия достигла левого берега Днепра, и через Южный мост соединила жилые районы Осокорки, Позняки и Харьковский массив, к которым она протянулась в 1994 году.

С середины 1990 годов был построен участок в северо-западном направлении крупного жилого массива Сырец, станции на этом участке были открыты в 1996, 2000 и 2004 годах.

В мае 2008 года была открыта станция "Красный Хутор". Именно эту линию и планируют продлить до жилого массива Виноградарь.

Что планировалось

Еще три ветки.

Подольско-Вигуровская линия.

"Кольцевая дорога" — "Братиславская", "Улица Милославская" (вилочное движение)            

Строительство четвертой линии киевского метрополитена сдерживается темпами строительства Подольского мостового перехода (точнее их фактическим отсутствием). Есть заделы под станции на эстакадах мостового перехода, но больше хороших новостей, судя по всему, пока нет. Переход запланирован к запуску на 2020-2021 годы, но пока неизвестно, насколько это реалистично.

Остальные две линии к этому времени звучали только в очень отдаленных планах. Левобережная запланирована по направлению "Улица Милославская – Осокорки-Южные", а Вышгородско-Дарницкая – по направлению "Кольцевая дорога – Дарницкий вокзал".

Что планируется

Теперь чуть больше деталей о планах (в том числе, исходя из проекта Генерального плана развития Киева до 2025 года).

- Запланировано строительство новой ветки метро с Троещины к аэропорту "Киев".

- Сырецко-Печерскую линию собираются продлить к Виноградарю (о чем уже упоминалось).

- Собираются построить депо на Оболонско-Теремковской линии.

- Предусмотрено строительство пересадочных узлов возле станций городской электрички.

Продление Святошинско-Броварской линии

Запланировано сооружение второго выхода на станции "Вокзальная" и продление линии до жилого массива Новобеличи.

Продление Оболонско-Теремковской линии

Эту линию в направлении Теремков собирались продлевать еще в начале 80-х, но потом работы были свернуты.

Кстати, один из показательных примеров строительства. Участок от станции "Лыбедская" до станции "Васильковская" изначально планировался к сдаче в 2007 году. Потом был перенос на 2008, потом на 2009 год. Фактически станции открылись 15 декабря 2010 года.

Продление Сырецко-Печерской линии

Было запланировано продление линии до станции "Синеозерная". При том, предполагалось, что строительство участка окончится в 2016 году. Но строительство так и не началось.

В 2016 году были озвучены планы продления линии на Виноградарь со строительством станций "Мостицкая" и "Проспект Свободы", а позже "Ветряные горы" и "Площадь Шевченко". В начале 2017 года были показаны предварительные проекты и срок, необходимый для постройки – 3 года.

Уже очень долго планируется достройка выхода со станции "Львовская брама", без которого открытие станции невозможно.

Фото из открытых источников

Детали о Подольско-Вигуровской линии

Линия должна соединить юго-запад Киева с северо-востоком, пройдя от Жулян вдоль Воздухофлотского проспекта, через Севастопольскую и Соломенскую площади, затем через железнодорожный вокзал, площадь Победы, Лукьяновку, Татарку, Подол, Труханов остров – до массива Радужный, бульвара Перова и Вигуровщины – Троещины.

Запустить первую очередь планировали в 2014 году, однако пока что все отложено на неопределенный срок.

Детали о Левобережной линии

Сроки сдачи первой очереди линии от станции "Улица Милославская" до станции "Проспект Ватутина" назывались не ранее 2019 года, однако с принятием трассировки метро по проспекту Маяковского стали неизвестны.

В перспективе линию собирались продлевать по левому берегу в направлении Осокорков. Она должна была бы пройти по улице Бальзака от улицы Милославской до проспекта Ватутина, мимо железнодорожной ветки до Броварского проспекта с пересадкой на Святошинско-Броварскую линию и ответвлением на Подольско-Вигуровскую линию.

Детали о Вышгородско-Дарницкой линии

Линия предлагалась и оговаривалась, как пятая, на замену Левобережной, на месте которой сейчас действует Киевский левобережный скоростной трамвай № 4,5.

Трасса – от Куреневки через проспект Лобановского и Печерск в сторону Дарницкой площади и Дарницкого железнодорожного вокзала.

Пересадки – со станциями "Шулявская", "Дорогожичи", "Лыбедская", "Дружбы народов".

Дата открытия неизвестна.

Цитата

Фото из открытых источников

Мэр Киева Виталий Кличко:

"Развитие транспортной инфраструктуры - это одно из приоритетных направлений нашей работы. И дальнейшее строительство метрополитена - ключевая задача".

По его словам, проект строительства четвертой линии метро в Киеве должен быть реализован в сжатые сроки.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров