12 вопросов к Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию — о красоте и свободе, искушении, расколе и стойкости в вере

12 вопросов к Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию — о красоте и свободе, искушении, расколе и стойкости в вере
Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

Митрополит Онуфрий

Митрополит Киевский и всея Украины

Что такое настоящая красота и свобода? Как пережить современные соблазны и оставаться стойкими в вере? Почему люди уходят в раскол? Все добро, которое мы делаем ближним, — добро? Как научиться смирению?

Накануне дня Ангела Предстоятеля Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью "Церковной православной газете" Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

— Ваше Блаженство, в своих проповедях вы часто говорите о красоте человека. Что вы имеете в виду, о какой красоте идет речь?

— Все, что Бог творит, причастно к красоте Божией. Так же был красив и первозданный человек, созданный по образу и подобию Божьему. После грехопадения человек утратил подобие Божие – ту красоту, которой наделил Бог человека. Для того чтобы вернуть себе эту первозданную красоту, человек должен очистить свои душу и тело, снова сподобиться чести быть чистым творением, которое вроде нашего Творца. И Иисус наш Спаситель пришел на землю именно для того, чтобы дать нам возможность увидеть красоту божественной природы и красоту и силу человеческой природы. Он уничтожил преграду, что стояла между Богом и людьми, — грех. Иисус сделал человека доступным для действия Святого Духа Утешителя.

— Ваше Блаженство, для чего нужны человеку испытания, искушения?

— Любое испытание, даже самое незначительное, – это вопрос: "Ты верен Христу или нет, любишь Христа или что-то другое?". Именно поэтому все соблазны важны для нашей души, потому что на них мы должны ответить: "Да, я верен Богу, я хочу служить Богу, я хочу жить с Богом".

Преодолевая испытания, человек узнает, каков он на самом деле и на что способен. Живя в благополучии, он может даже не знать, что у него внутри, — он как будто находится в спячке. Но когда человек достойно переживает скорби, болезни, то иногда сам удивляется добрым талантам и силам, которые в нем открываются.

Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

— В современном мире христианин встречает на каждом шагу различные искушения. Как ему устоять в вере и верности Богу?

— Суть испытаний, которым мы подвергаемся в современном мире, — это попытка отвлечь христиан от православной веры. Современный мир хочет нового формата, где не отведено места для православных христиан. И мы, православные христиане, боремся за то, чтобы в новом мировом формате найти себе место. Однако нельзя за это место платить чистотой своей веры, это будет неправильно и неспасенно. Если человек отойдет от верности Христу, то может для себя найти много, но потерять главное — вечное спасение. Потому что в Царство Небесное не входят в грязной одежде, а ложь — это грязь. Человек может не занимать высоких должностей, не быть ученым, а простым крестьянином или рабочим, но духовная одежда у него должна быть скромной и чистой, то есть не запятнанной ложью. Эту чистую одежду для души христианин находит через жизнь согласно правилам чистой, неповрежденной православной веры.

— Сегодня много говорят о свободе. Что означает свобода для христианина?

– Свободен тот человек, который не грешит. Если я склонен ко греху и к порокам, то хотя и считаю себя свободным, на самом деле я – раб греха. Мы должны свято беречь чистоту православной веры и не менять ее ни на что — ни на богатство, ни на обещанные свободы. Она ведет нас к истинной свободе.

— Многие говорят о благотворительности, помощи нуждающимся. Как правильно делать добро ближним?

— Добрые дела надо делать так, как заповедал нам делать Господь наш Иисус Христос: "Пусть левая рука твоя не знает, что делает десница твоя" (Мф. 6:3). Сегодня же принято поступать так: еще не сделал ничего, а уже "пропиарился", рассказал об этом всем.

Добрые дела надо делать, скрывая их от других. Тайный подвиг должен совершать каждый христианин, каждый священник, каждый монах, потому что в этом подвиге человек становится таким, каким его хочет видеть Господь Бог.

И добро мы должны творить даже тем, кто нас ненавидит и оскорбляет. Мы должны любить своих врагов, тогда мы будем детьми Божьими, и благодать Божья будет покоиться на нас и укрепит нас.

— Почему люди поддаются соблазнам и идут в раскол?

— Главная причина, по которой люди уклоняются в раскол, — это страсти, амбиции, прежде всего страсть гордости, которую лечат только смирением.

— Некоторые идут в раскол по политическим мотивам или исходя из национальных предпочтений… В чем причина неустойчивости таких христиан?

— Причина — слабость веры таких людей. Человек, не твердый в вере, не является стойким на путях своих. Он часто сходит с узкого спасительного пути и становится на широкий путь греха, который ведет в погибель.

Бог хочет, чтобы мы были принципиальны в своей вере. Чтобы мы не были размыты, как политики: сегодня — в одной партии, завтра — во второй, послезавтра — в третьей, затем — в еще одной. У нас есть одна "партия" (образно говоря) — Церковь Христова, святая православная церковь. И надо быть принципиальными и беречь ту чистоту веры, которую Господь передал через святых апостолов, через святых отцов, через наших блаженных предков.

Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

— Что такое смирение? Чем характеризуется смиренный человек?

— О смирении много сказано. Смирение — это когда человек помнит о том, что он является творением Божьим, а Бог — его Создатель. Что Господь создал его из земли или, точнее, из ничего (потому что земля создана из ничего).

Смиренный человек видит себя величайшим грешником, и это не является чем-то надуманным или искусственно созданным. Каждый человек — неповторимая личность. Мы похожи друг на друга во многом, но в каждом из нас есть нечто такое, чего нет ни у кого другого. И грешим мы тоже неповторимо. Мы еще являемся и неповторимыми грешниками. "Такого грешника, как я, больше нет" – смиренный это видит. И он действительно считает себя самым грешным из всех людей.

Смиренный человек, не доверяя своим воле и желанию, в которых много недостатков и ошибок, пытается себя полностью подчинить воле Божией. Ведь в Божьей воле нет ошибок, нет недостатков — это воля совершенного Бога.

Еще есть одно замечательное свойство смиренного человека: он осознает себя частицей Вселенной — маленькой частичкой огромной Вселенной, которую создал Господь. Вселенная влияет на нас, а человек влияет не Вселенную, на все творение Божие. Мы взаимосвязаны. Поэтому смиренный человек считает себя виновным в своих бедах. Она никогда не скажет: "За что Ты мне, Господи, это послал?" или "Я достоин лучшей судьбы". Он считает себя виновным в определенной степени даже в тех бедах и неприятностях, которые случаются с другими людьми в самых разных местах земного шара.

— Как воспитывать в себе дух смирения?

— Для этого нужно работать над собой. Дух смирения сам по себе не приходит. Бог дал нам разум, свободную волю, силу воли, дал физические способности и силы, чтобы с помощью этого мы приобретали, создавали в себе дух смирения. Начинать этот путь нужно с самого упрека, а не с самооправдания: "Вот, сосед сказал мне слово, оно на меня повлияло, и я сделал то и то". Это неправильно. Всегда надо упрекать или винить себя самого. Это будет неприятно сначала, будут внутренние протесты в человеке, но человек должен сказать себе: "Господи, я виноват. У меня нет оправдания".

Нужно время от времени себе говорить: "Господи, я грешен, я падший, у меня множество недостатков, я ничего хорошего сделать не могу, но Ты делаешь добро!". Это путь к обретению смирения.

— Однако иногда люди боятся быть смиренными, боятся, что другие будут их использовать… Боятся смирения, потому что, размышляя о своих грехах, о своей недостойности, могут разувериться. Как преодолеть эти страхи или предостеречь себя от них?

— Не надо бояться заглянуть внутрь себя, даже если душа вся в грехах. Единственный возможный путь избавления от грехов — покаяние. Оно возможно лишь когда человек увидит свои грехи и смиренно кается в них перед Богом и с Божьей помощью изменяет свою жизнь. Мы иногда боимся, что это будет для нас тяжело. Мы думали, что мы лучше всех, а когда стали думать, что мы хуже всех, то на нас нападает уныние, отчаяние… Нет, когда человек правильно себя оценивает, то Бог любит человека и посылает ему утешение. Человек, считая себя слабым, немощным, укрепляется божественной силой, которая делает его (в основном, для него самого незаметно) сильнее тех, кто считает себя самыми прочными, самыми умными и самыми сильными. Поэтому смирения не нужно бояться, к нему себя нужно приучать. Господь сказал нам: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11: 29). Господь был кротким и со смиренным сердцем, но Каким Он был сильным! Он воскрешал мертвых, ходил по воде, накормил несколькими хлебами тысячи людей, исцелял всякие болезни. Такая сила находится там, где есть смирение.

Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

— Ваше Блаженство, как избежать самовосхваления, когда тебя хвалят другие люди?

— Мы в своей жизни иногда любим похвалу. Если мы сделали доброе дело, то хотим, чтобы кто-то хотя бы сказал: "Хорошо, молодец, какой ты умный, какой ты хороший". Господь же учит нас противоположному: если сделал доброе дело, то после этого пойди и принеси тайную молитву Богу и поблагодари его за то, что Он сподобил тебя быть орудием в Его руках для свершения добра.

Если художник написал картину, то никто из нормальных людей не будет хвалить кисточку за то, что она хорошо написала картину. Все хвалят художника. Так и мы, делая доброе дело, должны вспомнить, что являемся кисточкой в руке Высочайшего Художника – Бога.

То, что Бог за нас сделал, нарисовал, – это не наша, а Божья заслуга. Совершая добро, мы должны вспоминать об этом и говорить себе: "Господи, я — орудие, а Ты — творец добра!".

— Что означает для человека "чистая, правильная вера"?

— Правильная вера — это правильный, евангельский вектор в жизни, который указывает человеку, куда нужно идти. А человек, который не имеет правильной веры, бродит вокруг Бога, но к Богу прийти не может. Ему кажется, что он идет к Богу, но Бога он не достигнет, он не может стать сыном Божьим.

Правильная вера в Бога ведет человека к Богу, а не к политическим или другим преимуществам. И человек, познавая Бога, убеждается, что, действительно, Бог — это Существо Света, наполненное любовью, милосердием, это наша жизнь, красота жизни и смысл ее.

Поэтому нам, православным христианам, необходимо быть верными Богу и принципиальными в вопросах веры и идти тем путем, который очерчен в Святом Евангелии.

— Идти евангельским узким путем?

— Этот путь называется узким, но он приятен, он не является горьким. Широкий путь — путь греха. Там можно много из стороны в сторону метаться, но там горечь и пустота какая-то, внутренняя горечь, грусть, безысходность. На узком пути Христовых заповедей внутренняя радость и внутренний мир – глубокий, далекий, но он там есть.

— Что вы посоветуете человеку, который поддался искушению и попал в сети дьявола и не может освободиться от них?

— Прежде всего вспомнить о том, что после смерти каждый человек воскреснет и получит свой суд за поступки. Если человек делал добро, то будет оправдан, если же делал зло, то будет осужден.

Помня об этом, мы должны стараться во время своей жизни отворачиваться от зла и творить добро.

Это не так просто. Надо совершать усилия над собой, потому что зло — как болото: оно втягивает, засасывает человека. Если он попал туда, то ему надо приложить усилия, чтобы вытащить себя оттуда.

Нужно видеть коварство дьявола: когда человек еще не согрешил, то враг внушает человеку, что грех малозначимый: мол, ничего, что согрешил; потом покаешься, и все будет хорошо, ведь Бог принимает покаяние.

Но когда человек согрешил, дьявол начинает уже другую песню петь: "Ой, что ты натворил! Как же ты будешь говорить об этом на исповеди, ведь люди узнают об этом, что это будет, какой позор!" — и начинает отпугивать человека от покаяния.

Поэтому человек должен иметь стыд, когда грешит, и быть "бесстыдным", когда раскаивается. То есть если он идет грешить, то пусть стыдится греха, а если уж согрешил – пусть не стесняется признаться, пусть идет к Богу и кается в своих грехах.

Человеку, который упал в тенета дьявола, необходимо принести Богу глубокое, искреннее покаяние в совершенных грехах и вооружиться против дьявола постом и молитвой. Пост и молитва приводят человека в то состояние, когда он становится неприступным для врага рода человеческого. Только при этом условии человек сможет сохранить себя в духовной чистоте. А с чистотой приходит в душу и смирение — спутник чистоты.

Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>