Актриса Римма Зюбина: "Погані дороги" местечковости

Актриса рассказывает о своих новых театральных проектах и переписке с Олегом Сенцовым

Актриса Римма Зюбина: "Погані дороги" местечковости
Римма Зюбина на репетиции спектакля "Погані дороги" Facebook Риммы Зюбиной

Антон Филатов

Журналист, кинокритик

Актриса рассказывает о своих новых театральных проектах и переписке с Олегом Сенцовым

28 сентября на киевской "Сцене 6" состоится премьера спектакля "Погані дороги" по пьесе Наталии Ворожбит. Постановка расскажет о войне и о любви. Главную роль в одном из сюжетов этого спектакля сыграет Римма Зюбина. Также в этом году должен выйти еще один спектакль с участием актрисы - "Номера" (пьеса Олега Сенцова). Подготовка к этим спектаклям проходит у Зюбиной в редкие выходные между съемками в сериале "Тайны", а также параллельно с работой в других театральных проектах.

Этот театральный сезон Римма Зюбина называет самым насыщенным в своей карьере. И если в 2018 году ее имя ассоциируется прежде всего со сценой, то в 2017-м – с широкими экранами. В прошлом году вышло сразу две картины с ее участием: "Межа" и "DZIDZIO "Контрабас". А также она получила "Золотую Дзигу" за роль в драме "Гнездо горлицы".

В интервью 112.ua Зюбина рассказала о своих новых проектах, о переписке с Олегом Сенцовым, о необходимости отменить звания "заслуженный" и "народный артист", а также о борьбе с местечковым мировоззрением.

Вы неоднократно отказывались сниматься в украинских сериалах, которые создавались для российского рынка. А сейчас вы работаете в сериале "Тайны". В чем особенность этого фильма?

Он создается именно для украинского зрителя. На украинском языке. В нем нет ни единого российского актера. К тому же в нем очень увлекательный сюжет, где мне досталась интересная роль. В этом сериале будет 95 серий. Его съемки начались в мае, а закончатся в октябре. Когда у меня появляется редкий выходной в этом графике, то я репетирую новый спектакль.

Работа в театре и съемки в сериале – это совершенно разные векторы творчества. К тому же и графики зачастую не совпадают.

График очень плотный. Между съемочными днями по контракту установлено не меньше 10 часов перерыва. За это время необходимо приехать домой и вернуться на съемочную площадку, а также выучить текст на завтра. А текста бывает – и по 25 страниц. Так что на сон уходит не больше пяти часов. Такой график у всех, кто исполняет главные роли в сериалах.

Но к каждой своей работе я отношусь очень ответственно. И того же требую от своих коллег. Никогда не опускаю планку. Не делю работу на важную и "халтуру". Ведь даже если попалась роль, в которой, на первый взгляд, нечего играть, то все равно ее нужно исполнить так, чтобы на экране это выглядело максимально убедительно и интересно. Только если будет настолько профессиональный подход к работе над украинскими сериалами – мы сможем вытеснить российский продукт с наших экранов.

В этом сериале я получаю втрое меньший гонорар, чем в обычных своих проектах. Рабочий день длится 12 часов. Снимаем по 10-15 минут экранного времени в день. Но я согласилась сыграть в нем, потому что хочу, чтобы в Украине смотрели качественный отечественный продукт.

Спектакль "Резня". Фото Виктора Залевского Facebook Риммы Зюбиной

В течение последнего года вы работаете с театрами на контрактной основе. Какие главные "плюсы" такого сотрудничества с театрами?

С ноября 2016 года я должна была часто ездить на премьерные показы фильма "Гнездо горлицы". В связи с этим приходилось часто писать заявления об отпуске за свой счет. Отсутствовать неделями и ставить репертуарный театр в зависимость от моей занятости, на мой взгляд, неэтично. Это и стало причиной, по которой я перешла на контракт.

Когда работаешь в театре, то тебе устанавливают график, который ты отрабатываешь. А когда ты находишься на контрактной основе, то можешь больше совмещать и больше создавать.

За год на контрактной основе я сыграла в большем количестве спектаклей, чем когда была привязана к одному театру. В сентябре прошлого года вышла "Резня" в "Молодом театре". В январе 2018-го была премьера спектакля "Веселый дух" в Северодонецке в Луганском украинском муздрамтеатре. В марте мы выпустили спектакль "Схід-Захід" в театре "Актер". Сейчас мы репетируем на "Сцене 6" постановку "Погані дороги", а осенью будут еще "Номера". Кроме того две пьесы в антрепризах ждут моего участия с января по март.

После того как отснимем сериал, у меня есть два предложения от телеканалов. Сейчас продолжается работа над моей авторской программой о детях сиротах "Дорога додому".

Многие актеры неохотно переходят на контракт, потому что боятся, что будет больше работы?

Конечно. Многие актеры уверены, что если их трудовая книжка будет лежать в каком-нибудь театре, то это даст им уверенность в завтрашнем дне. Но сама по себе актерская профессия не предполагает никакой уверенности. Даже после большого успеха может оказаться, что завтра тебя будут мало приглашать. Нет никаких гарантий также, что, перейдя на контракт, актер получит большее разнообразие в работе. И если в творчестве наступил простой, то это нормальное состояние в нашей профессии. И его нужно использовать с умом. Многие приняли контрактную систему в штыки из-за своей местечковости, пассивности и страха.

Фото Александры Железновой Facebook Риммы Зюбиной

Уже много лет вам неоднократно предлагали получить звание заслуженной артистки. Но вы выступаете категорически против званий.

Многие воспринимают мой отказ от званий как некое кокетство. Но я попросту не вижу в этом смысла. Звания – это пережиток советской системы. Как и нежелание переходить на контрактную систему. В Литве, Латвии, Эстонии и Грузии уже давно отказались от званий. И после этого ни в одной из этих стран ни кино, ни театр не стали хуже. К тому же со званиями много манипуляций.

Но для многих артистов звание – это некая большая цель, которая придает стимул в работе. Это моральное поощрение и прибавка к зарплате.

Да не к этому нужно стремиться! А к тому, чтобы делать свою работу действительно качественно. И тогда тебя заметят и пригласят в другие проекты. И не важно, есть ли у тебя звание и в каком городе и театре ты находишься. Потому что кастинг-директора сегодня активно ездят по маленьким городам и отыскивают новые лица. Именно так, например, был сформирован актерский состав фильма "Червоный" Зазы Буадзе.

Если ты действительно известный актер, то ты выходишь на улицу и тебя узнают: подходят за селфи или автографом. Такое моральное поощрение намного важнее. В таком случае тебя также чаще начнут приглашать в новые фильмы и спектакли – и это намного более важное материальное поощрение.

Звания – это бред! Ну представьте себе, например, формулировку "заслуженная артистка штата Калифорния Мэрил Стрип"…

Римма Зюбина Facebook Риммы Зюбиной

Сенцов знает, что вы ставите его пьесу "Номера" и будете ее экранизировать. Он давал какие-то подсказки по тому, каким должен быть этот спектакль?

Он мне написал, что доверяет нашей команде и дает полную свободу в работе над спектаклем. Он верит в эту постановку. Ведь предыдущие попытки поставить эту пьесу, по словам самого Олега, не были успешными.

В последний раз я получала от него письмо в июле. Олегу не понравилось, что я выставляю его письма в Facebook. Но я публиковала только цитаты, которые важно прочитать всем. Я дважды пыталась выйти с ним на видеосвязь. Но Олегу даже не сообщали, что с ним хотели связаться. Сейчас я продолжаю писать ему письма, не получая ответа.

Вы предложили коллегам выходить на поклон после спектаклей с табличками "Свободу Сенцову". Как родилась эта идея?

Я участвовала во многих акциях в поддержку Сенцова. Однажды я увидела видео в Facebook, как в одном театре на поклон вышли актеры с табличками "Свободу Сенцову". Предложила эту идею своим коллегам, и меня поддержали.

Вместе с тем я встречала и таких людей, которые отказываются участвовать в акциях поддержки Сенцова. Просто боятся. Хоть мы и живем в свободной стране, хоть имеем право голоса и возможность лично принимать решения. Несмотря на все это – многие остаются очень несвободными. Ведь свобода заключается только в одном: не бояться. У Олега нет страха. 

Римма Зюбина Facebook Риммы Зюбиной

С каждым годом в мировом кино появляется все больше женщин. Кроме того, женщины на широких экранах становятся все более сильными и независимыми. А украинское кино по прежнему остается чересчур патриархальным.

В этом году меня выдвинули на "Золотую Дзигу" в номинации "Лучшая женская роль второго плана" за фильм "Межа". Но, поверьте, эта моя роль – совсем не то, что действительно стоит номинировать. Я внимательно пересмотрела полтора десятка других фильмов, которые выдвигались на награды Украинской киноакадемии в этом году, и поняла, что с женскими ролями в украинском кино у нас действительно катастрофа.

Актер и режиссер Григорий Гладий недавно подчеркнул, что женских историй не хватает и нашему театру. Также он отметил, что украинский театр должен быть более открытым более прогрессивным идеям и новым тенденциям.

Абсолютно согласна! Большинство украинских театров – очень провинциальны. За всю историю украинского театра с момента его второго рождения в 1880 году и до 2013 года (Революция достоинства), он всегда притеснялся и заигрывал с публикой. Кроме короткого периода театра Леся Курбаса, украинский театр никогда не обсуждал острые темы. Не пытался поднять зрителя до более высокой планки, а вместо этого опускался до более низкого развлекательного уровня.

Я просто не понимаю, почему наш зритель десятилетиями массово идет на "Наталку Полтавку", "Сватання на Гончарівці", "За двома зайцями" и "Кайдашеву сім'ю". Да, это классика, но театральный мир давно в ХХI веке. А мы где?

Сейчас с этой провинциальностью удается бороться благодаря небольшим сценам, которые открыты для современной драматургии. Именно на них можно поставить спектакли, которые не выпускают большие театры. Например, на "Сцене 6" мы сейчас ставим "Погані дороги" Натальи Ворожбит.

В этом году на Одесском кинофестивале вы смотрели по три фильма в день. Какие картины впечатлили вас больше всего?

Меня поразила польская картина "Холодная война" Павла Павликовского. Также у меня пробегают мурашки по коже, когда я вспоминаю японский фильм "Магазинные воришки" Хирокадзу Корээды. В этом году он получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. Главные герои этого фильма – совершенно посторонние друг другу люди с очень непростым прошлым. У них очень странный образ жизни. Но они дают друг другу то, что часто не могут дать друг другу члены обычных семей: взаимопонимание и любовь.

В этой ленте очень хорошо показано, что многим семьям не надо рожать детей. Рождение ребенка у многих – как пункт в обязательной программе. Но на самом деле родители не могут воспитать детей и таким образом калечат их. Они не могут дать своим детям любовь.

Сложный график работы, неуверенность в завтрашнем дне, затяжные простои в съемках, провинциальная публика, под которую приходится подстраиваться – что из этого самое тяжелое в актерской профессии?

Лично для меня самое трудное в работе актера – это найти момент уединения. Я всегда ложусь спать очень поздно. Потому что только посреди ночи у меня появляется возможность посидеть в тишине и побыть наедине со своими мыслями. В эти моменты покоя я анализирую, как прошел последний спектакль, как сыграть новую роль, учу реплики… У многих я ассоциируюсь с карнавалом, радостью, а также беспрерывными разговорами. Но есть и обратная сторона...

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров