banner banner banner

Депутаты - это артисты, которые так органично любят Родину, пряча деньги в карманы

Известный советский и украинский режиссер, сценарист и продюсер. Лауреат Государственной премии СССР. Народный артист Украины. Учился на режиссерском факультете Ереванского театрального института, потом перевелся на режиссерский факультет Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Дебютировал, поставив фильм "Эффект Ромашкина". Также снял фильм "Полеты во сне и наяву", который посмотрели 6,5 млн зрителей и который впоследствии был отмечен Государственной премией СССР. Стал также известен благодаря работам "Каштанка", "Бирюк", "Поцелуй", "Храни меня, мой талисман", "Филер". Награжден орденом "За заслуги" ІІ степени и премией Параджанова "За достижения в кинематографе". РОМАН БАЛАЯН

Депутаты - это артисты, которые так органично любят Родину, пряча деньги в карманы
112.ua

Наташа Влащенко

Журналист

Известный советский и украинский режиссер, сценарист и продюсер. Лауреат Государственной премии СССР. Народный артист Украины. Учился на режиссерском факультете Ереванского театрального института, потом перевелся на режиссерский факультет Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Дебютировал, поставив фильм "Эффект Ромашкина". Также снял фильм "Полеты во сне и наяву", который посмотрели 6,5 млн зрителей и который впоследствии был отмечен Государственной премией СССР. Стал также известен благодаря работам "Каштанка", "Бирюк", "Поцелуй", "Храни меня, мой талисман", "Филер". Награжден орденом "За заслуги" ІІ степени и премией Параджанова "За достижения в кинематографе". РОМАН БАЛАЯН

Влащенко: Сегодня у нас в гостях режиссер Роман Балаян.

Здравствуйте. Вы в этом году возглавляете жюри кинофестиваля "Молодость". Зачем проводить кинофестиваль в стране, где нет кинопроцесса?

Балаян: Кинофестивали никакого отношения к кинопроизводству не имеют. Это совершенно другой праздник. Это праздник общения, учения, праздник встреч. Это праздник для людей. Сколько молодежи крутится вокруг фестиваля, которые даже не могут войти в помещение! Для профессионалов, для дебютантов это повод чему-то научиться, увидеть, что есть в мире. Мы же хотим евроинтегрироваться.

- Вас не назовешь светским человеком. А председатель жюри – это достаточно публичное мероприятие. Почему вы на это согласились?

- Я не помню доводы, которые привел Халпахчи, но я согласился: поскольку это фестиваль короткометражных фильмов, а я люблю говорить о дебютантах.

- А вам интересно, о чем они снимают – сегодняшние 18-25-летние?

- Мне неинтересно почти ни одно, что снято. Мне интересно, про что они думают.

- Чем они другие? И что вас поражает в их образе мышления?

- Меня поражает обилие сексуальных или эротических сцен.

- Происходит ли что-то новое в кино, с точки зрения профессии?

- Со времен андеграунда Кустурицы для меня как для профессионального зрителя уже ничего не происходит.

- Фестивали во всем мире – это предприятие самоокупаемое. Есть ли перспектива у "Молодости" в этом смысле стать фестивалем в общемировом значении и смысле?

- Я думаю, что у "Молодости" давно общемировое значение. Столько интересного народа приезжает. Сейчас, когда обращаются люди культуры по поводу культуры в наш верх, им говорят: "Ну, не время сейчас. Война идет, нет денег". Деньги есть, только не знаем, в чьих карманах. Город дал на фестиваль 100 тыс. Сто тысяч даже я в состоянии дать. Это некая снисходительность, некое пренебрежение, абсолютное непонимание роли фестиваля. Поэтому позор просто.

Новости по теме

- Почему наши чиновники не понимают, что кино - это мощнейший инструмент пропаганды?

- Не те люди и не о том думают. А что, если бы не было войны, были бы деньги? Война это отличный повод отказать. Война – это повод еще раз подумать, что скоро, может быть, кончится срок их деятельности, и надо спешить что-то в карман положить. А вы знаете, что, например, в Америке, кино начиналось – 70% деньги мафии. Мафия в любой стране дает деньги на кино, потому что ей надо эти деньги расходовать. Я удивлен, что Кличко ездит по всему миру, а под его руководством на фестиваль дается 100 тыс. грн, и он этого не понимает. Это фестиваль "Молодость". Это опека над молодежью, в первую очередь над нашей молодежью. Это – будущее.

- А как лично вы живете? Есть ли у вас планы? Какие у вас отношения с Госкино, с Министерством культуры?

- Я не признаю ни наш парламент, ни наше руководство, не люблю депутатов. Я этот базар не могу смотреть. Это же артисты. Они так органично любят Родину, пряча деньги в карманы. Я их смотрю как кинопробы. Играют потрясающе. Артист так не сыграет! Что касается отношений с Министерством культуры, то у меня замечательные отношения с Кириленко. Он даже что-то спрашивает, звонит. Но денег на кино все равно нет. Это значит, что Министерство культуры не в состоянии решить этот вопрос. Это решается все равно наверху.

- А как вы себя чувствуете без съемок?

- Я 7,5 лет не снимаю. У меня нет смысла, я не понимаю, для кого я должен снимать сейчас. Я не тот парень, который будет снимать кино для пяти просмотров в кинотеатрах. Для фестивального кино я уже слишком стар, и у меня нет желания снять артхаус. Наоборот, у меня есть темы, которые должны волновать многих.

- Почему, с вашей точки зрения, украинское кино идет так плохо в кинотеатрах?

- Кинотеатры во всем мире связаны длиннющими договорами с американским кино. И дырок, чтоб показывать наше кино, очень мало. Кинотеатры в долгу перед американским кинематографом, перед американскими дистрибьюторами.

- А вы бы не хотели снять хороший отечественный сериал?

- Я по манере своей жизни, по медленности своего существования не тот человек, который за 15 дней может снять восемь серий. Что стоит оснастить новой техникой студию им. Довженко и превратить в Укрголливуд. У меня есть предложение, которое молодые продюсеры не очень понимают. Студия может завершить фильм, который делает на государственные деньги, за свои внутренние доходы. Тем более, короткометражку. Продюсер, если деньги кончились, остановится. Но ею не занимаются.

Новости по теме

- Если мы потеряем студию им. Довженко, где мы будем кино снимать?

- Сейчас необязательно на большой студии снимать. Я хочу, чтоб 40 молодых продюсеров заняли у нас пятый-шестой этажи бесплатно на полгода и ходили в наш буфет, слушали, делились. Так начинался Голливуд. Мы должны быть все вместе, друг друга видеть, обмениваться. Не с кем побездельничать по киноделам. Все заняты делом – ищут деньги. А вообще я считаю, деньги надо давать пока дебютантам, потому что любой дебютант имеет право на художественную ошибку за государственный счет. Это было раньше, это надо продолжать и сейчас. А мне не надо – я найду деньги. Да у меня и желания нет кино снимать. Мне интересно посмотреть плохой спектакль, потому что я отличаю плохую игру от хорошей пьесы. Я отключаюсь и слушаю пьесу. Надо уметь абстрагироваться. Если от любого положения, ситуации человек не умеет абстрагироваться, то он никогда не станет ни большим ученым, ни большим художником.

- Вы не занимаетесь преподавательской работой?

- Нет. Я в Ереване открыл и уже закончил высшие режиссерские курсы. Я достал 100 тыс. частных денег и 126 – лично от президента Армении. Училось 10 человек. Предлагают снова. Но я сказал: "Вы дайте сначала работу этим". Моя зарплата была 300 долларов. Зарплата приезжим – 5 тыс. евро. Я позвал Сергея Соловьева, Ираклия Квирикадзе, Сергея Смирнова, моих коллег, которые имеют опыт преподавания. Мы отбирали студентов вчетвером. Каждый из них получал по 2500 за время пребывания.

- Так, может, вам продюсирингом заниматься?

- Для меня это слово унизительно. Я читаю чужие сценарии, мне присылают – это мне интересно.

- Хотели ли вы снять кино о том, что у нас происходит в последние два года?

- Я думаю об этом, но кино об этом надо снимать через двадцать лет. Это надо осмыслить. Это время публицистического, документального кино. Я знаю несколько своих врагов, которые хотели бы со мной подружиться. Жизнь человека состоит в том, чтоб враги хотели с тобой подружиться.

- Что будет с кино через 30-50 лет?

- Все будет: и кино, и телевидение. Одно другому не мешает. Кинобизнес никуда не исчезнет. Кино – это бизнес. Это у нас думают, что это искусство. Телевидение снимает такое кино, которое киношники не смотрят.

Новости по теме

- У вас есть вопрос ко мне?

- Как вы думаете, когда Украина станет такой страной, когда все украинцы из украинских общин за границей и те, кто уехали туда работать, мечтали бы вернуться в такую страну, а мы бы еще конкурс объявили?

- После того как умрет последний человек, который видел советскую власть.

- Неправда. При советской власти меня мучила только цензура и то, что в тебе не хотели видеть личность. А все остальные жили – крестьяне, рабочие.

- Спасибо большое, Роман Гургенович.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>