До 30% бензина в Украине не отвечает стандартам качества

Интервью с главой консалтинговой компании "А-95" Сергеем Куюном, часть вторая

До 30% бензина в Украине не отвечает стандартам качества
112.ua

Интервью с главой консалтинговой компании "А-95" Сергеем Куюном, часть вторая

Первую часть интервью можно прочитать здесь.

 

- То есть, объективных возможностей снизить цену на бензин нет?

Давайте рассмотрим, из чего состоит цена. Самая большая часть приходится на закупочную стоимость – около 55%. На нее мы влиять не можем, так как она формируется мировым рынком нефти. Далее, около 35% – налоги. Тут можно фантазировать, но снижать их никто не собирается. И остается 10%, из которых около 5% – прибыль АЗС. Т.е. на сегодня в среднем это около 75 коп./л. Поэтому смешно слышать заявления АМКУ, что цены завышены на гривну. А теперь скажите, кому-то эти 75 коп. принесут облегчение, если цена на стеле уже 16-17 грн/л? Вся проблема с курсом гривны, вот это реальный фактор! Верните курс 8 и бензин подешевеет до былых 10-11 грн/л.

- Если подойти к вопросу производства собственного топлива качеством не ниже белорусского - насколько это фантастика?

Новости по теме

Теоретически это возможно. У нас есть мощный Кременчугский НПЗ, его мощность 10-11 млн тонн в год. При проведении модернизации мы бы могли на 80% закрыть потребность в топливе. Есть еще Лисичанский НПЗ, он тоже мощный, 7 млн тонн нефти в год и потенциально эти два завода могли бы превратить страну из импортера в экспортера нефтепродуктов. Однако с каждым днем такой сценарий становится все менее реальным. Учитывая отношения с Россией, на Лисичанск, принадлежащий "Роснефти", надежды очень малы. В Кременчуге корпоративная проблема - группа "Приват", владеющая заводом, пока что не инвестирует в НПЗ. А без модернизации он не сможет нарастить переработку – будет экономически невыгодно. Но худа без добра не бывает. В нашем случае мы имеем диверсифицированный топливный рынок, снабжающийся по импорту из разных источников и поэтому гарантирующий объективное ценообразование и бесперебойное снабжение рынка. Вы, например, давно слышали о дефиците нефтепродуктов?

-Вернемся к ценам. Бензин не дешевеет, но ездить как-то надо. Где можно сэкономить? Что посоветуете Вы?

Новости по теме

Я думаю, сегодня убедились в своей правоте те, кто ранее перешел на сжиженный газ. Если бензин и ДТ подорожали уже более чем на 50%, то сжиженный газ буквально на 30%. Сейчас перейти на газ тоже можно, но есть одно препятствие – цена газобаллонного оборудования (ГБО). Комплект 4-5 поколений обойдется от 1000 долларов до 1000 евро. И хотя переход однозначно выгоден, особенно для больших пробегов, не каждый водитель может с легкостью достать из кармана такую сумму.

Что касается экономии, то снова хочу призвать водителей не вестись на низкую цену. В конце концов, в продуктовом магазине мы же не гоняемся за дешевой колбасой, понимая, что может быть проблема. Тоже самое и с бензином! Во-первых, дешевый бензин только кажется таковым. В любом случае увеличится расход, а во-вторых, ремонт машины будет намного дороже этой "экономии". Математика весьма простая: вы используете например 100-200 литров бензина в месяц. Экономя гривну на "дешевой" заправке, вы сэкономите 100-200 грн в месяц, или 1200-2400 грн в год. Скажите, какой объем ремонта и запчастей вы купите на эти деньги за год? А с плохим топливом поверхностных ремонтов не бывает. Это при том, что "экономию" сразу же съест повышенный расход. Уверенно можно говорить о том, что количество фальсификата на рынке будет увеличиваться. Так всегда происходит, когда цена на легальный товар идет вверх. Для многих уход в тень – единственная возможностью остаться на рынке в тех непростых условиях, которые складываются сегодня.

Новости по теме

- Но это касается в основном малых сетей или заправок-одиночек...

Отнюдь! Есть. например, одна крупная сеть. Она продает на своих колонках два вида 95-го бензина (обычный и какой-то там евро). Но вот в чем вопрос: мы никак не можем найти, где они его покупают? Пока нашли лишь то, что они получают на свои нефтебазы десятки тысяч тонн присадок для повышения октана в бензинах, газовый стабильный бензин, прочие компоненты для производства топлив. Отмечу, законом закупать эти компоненты не запрещено. Но вот вопрос: заходит сырье, а выходит два вида бензина А-95. И если с качеством такого продукта все более-менее понятно, то интересно узнать, уплачены хотя бы с этого бензина налоги?

- Что означает выражение "95-го бензина в Украине нет"?

Это миф. Есть четкие данные о том, что бензин А-95 заходит по таможне, видны поставки из Белоруссии, Литвы, Польши, Румынии, Греции. Мне кажется, что такие мифы возникают главным образом потому, что эта марка является самой популярной и чаще всего подвержена подделкам.

- Некоторые автомобилисты любят заливать 92-й вместо 95-го, говоря, что тот лучше, и при этом - дешевле. Насколько это оправдано?

Смею вас заверить: кто "бодяжит" 95-й, тот обязательно забодяжит и 92-й. Требования автомобилистов к этой марке ниже, это как правило автомобили старого образца и поэтому ожидания соответствующие. Поэтому и льют под видом А-92 все что угодно. Если автопроизводитель написал, что нужен бензин с октаном не меньше 95, то бензин худшего качества нельзя использовать в любом случае. А чтобы избежать подделок, не ведите беспорядочный образ жизни, заправляйтесь в проверенных местах!

- Сколько "паленого" бензина сейчас в стране?

По разным оценкам, от 20 до 30% бензина в Украине не отвечает стандартам. Есть и "хорошие" новости: у нас есть все основания считать, что сейчас начнут бодяжить и дизтопливо. Ранее это было не очень распространено, так как акцизы на дизель у нас были самыми наверное низкими во всем СНГ. Нов апреле налог подняли вдвое, а это значит, что премия бодяжника увеличилась. Как правило, в сертифицированное ДТ добавляют отработанные масла, высокосернистое печное топливо, либо обычный газоконденсат. А чаще – все вместе.

- Многие покупатели гоняются за белорусским бензином, кто-то - за румынским, кто-то - за литовским. Это имеет значение или это дела вкуса?

Говоря профессионально, весь этот бензин соответствует единому стандарту – европейскому EN228, которому отвечают все европейские производители и Белоруссия тоже. Все остальное - дело вкуса и маркетинга. Литовский бензин хвалят, например, потому что он на рынке уже долго 15 лет, он себя хорошо зарекомендовал и компании, которые его импортировали, достойно делали свое дело. На самом деле, вопрос не в производителе, а в продавце. На пути от завода к потребителю нефтепродукты проходят длинную технологическую цепочку: из цистерны слив на нефтебазу, с нефтебазы – выдача в бензовоз, с бензовоза – в резервуар АЗК. И на всех этих этапах оператор должен обеспечить стерильность, чтобы не допустить смешения! Так что качество полностью зависит от "чистоплотности" поставщика.

 

Беседовал Сергей Костеж

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>