banner banner banner

Если выстраивать моду как бизнес - то она востребована только в столице

ВИКТОРИЯ ГРЕСЬ - известный украинский дизайнер. Представительница "старой гвардии" отечественных модельеров. Окончила факультет прикладного искусства в Московской текстильной академии. Долгое время жила в Ужгороде. 5 лет работала художником по костюмам в Закарпатском музыкально-драматическом театре. Первый дизайнерский показ прошел в Ужгороде в 1995 году, а три года спустя она открыла бутик в Киеве. Сегодня она выпускает две коллекции в год, а ее костюмы носят первая леди страны и звезды мировой величины

Если выстраивать моду как бизнес - то она востребована только в столице
112.ua

Наташа Влащенко

Журналист

ВИКТОРИЯ ГРЕСЬ - известный украинский дизайнер. Представительница "старой гвардии" отечественных модельеров. Окончила факультет прикладного искусства в Московской текстильной академии. Долгое время жила в Ужгороде. 5 лет работала художником по костюмам в Закарпатском музыкально-драматическом театре. Первый дизайнерский показ прошел в Ужгороде в 1995 году, а три года спустя она открыла бутик в Киеве. Сегодня она выпускает две коллекции в год, а ее костюмы носят первая леди страны и звезды мировой величины

Влащенко: Сегодня у нас очень интересная гостья - замечательная Виктория Гресь.

Здравствуйте, Виктория. Вы выросли в Казахстане и в 16 лет впервые попали в Москву. А вы помните ваши впечатления подростковые?

Гресь: Я родилась на Байконуре. Это был крошечный закрытый городок. Но, при всем при этом, у меня самые приятные и радужные воспоминания о детстве -  в этом городе все время было солнце. А между Байконуром и Москвой у меня был Смоленск, который мне вообще не лег на душу. Это город вечного дождя. После Смоленска я восприняла Москву, как кладезь культуры, информации. Я это поглощала, как могла, в свои 17-18 лет и очень была жадная к образованию. Мне всегда этого не хватало. Я безумно хотела работать в театре, в кино, и даже хотела уйти из института.

- Судя по тому, что вы поступили в текстильный - вас уже тогда интересовало то, чем вы занимаетесь сейчас.

- Я всегда знала, что я буду заниматься творческой профессией. Но слова "дизайнер" в советское время не было. Было - художник-модельер и были художественные салоны, в которых художники что-то продавали. Это было все в категории прикладного искусства. Это никто не отменял и сейчас, но эта формулировка ушла в сторону и все стали дизайнерами. По сути, декоративно-прикладное искусство предполагает много работы руками. В то время люди не были так погружены в техническую сторону этого вопроса - не было интернета и многих вещей, которые сейчас заменяют творчество. Но творчество ничем заменить нельзя. Потому что интернет - это всего лишь информация. Это - не знания. Человек все-таки должен что-то созидать.  

- Художник в областном музыкально-драматическом театре - это всегда большой человек. Что вам дала работа в театре?

- Я просто получала безумное удовольствие и реализовывалась, как художник. Мне очень хотелось этого процесса. Я работала еще и с прекрасным режиссером - в тот период в Закарпатском драмтеатре был Стас Моисеев главным художественным руководителем. С ним приехала молодая команда из города Сум. Это был период прекрасного репертуара. Были такие постановки, которые не в каждом столичном театре можно было увидеть. Меня театр спас от излишней театрализации, потом, в моде. Когда из театра ушел Моисеев, ушла и я.  Если нет хорошего режиссера в театре, то там уже делать нечего. 

Новости по теме

- Когда вы решили стать дизайнером, человеком, который делает моду, от чего вы отталкивались? Как вы себе это представляли?

-  Меня лет с 17 кормила моя профессия. Я всегда умела все делать - кроить, шить. Я так долго простояла у закройного стола и просидела за швейной машинкой, что не видела в этом, что дизайнер это только кто рисует. Я эту профессию знаю изнутри, досконально. Когда мне в театре стало неинтересно, а так как зарплаты в театре нас никогда не кормили, по большому счету меня кормили мои руки: у меня всегда была очередь людей, которые хотели что-то сшить для себя. В советское время все шили на кухне - не было дизайна, не было моды, как таковой. Были фильмы, в которых люди что-то видели. Это были источники информаций, провокаций. Кино, советское и иностранное, давало толчок нашей моде. Когда я попала в Закарпатье жить, после Москвы эта провинция меня поразила невероятно. Я ни грамма не пожалела, что я уехала из Москвы. Ужгород - это типично венгерский город со своим укладом жизни, привычками, архитектурой. Они всегда жили на окраине каких-либо империй. И, в принципе, для них самое важное - свой дом, свой быт, и присутствие границы. Они очень аполитичны. Эта территория очень мирная. Мне никто никогда не сказал кривого слова по поводу моего русского языка, или по поводу моего московского приезда. Это настолько толерантная территория, что, в каком-то смысле, иногда даже равнодушная. Не востребован там театр.

- А что способствует творчеству? Говорят, что художник должен чувствовать слегка страх, пресс власти, быть "голодным", и тогда это способствует творчеству. А вы как считаете?

-  Это определенный миф, который очень часто оправдывает неудачников, лентяев. Я к этому мифу плохо отношусь. Вообще, природу творчества никто не описал. Одного вдохновляют какие-то отрицательные вещи: безусловно, когда человек живет в полной благости, наверно, что-то у него по-другому происходит. Но, тем не менее, если тебе дано что-то от природы, это твой внутренний момент ответственности - отрабатывать это. Не отработав свой какой-то свой талант ты должен понимать, что это определенный твой жизненный прокол. Поэтому, к этому надо с ответственностью относиться.

- Когда формировалось то, что сегодня называется брендом "Виктория Гресь"? Когда формировались ваши взгляды на то, чем вы должны заниматься? У вас был момент страха, что, собственно, вы ничем не отличаетесь от других?

-  Я вообще не задумывалась на эту тему. Я просто работала -  у меня всегда было такое количество заказчиков, что я просто нарабатывала профессию изнутри. А это очень важно, потому что ничего так не формирует твои знания, как живой, честный процесс: как это шьется, как сидит на фигуре, кто твой потребитель, нравится ли это людям. Это обычная, очень тяжелая и кропотливая профессия - когда пересекается психология с трудолюбием, с нервами, с женскими капризами. Есть масса вещей, которых ты даже не предполагаешь в этой профессии. Но при этом должны быть знания, которые, может быть, не нужны каждый день, но,  тем не менее, мое увлечение историей искусств мне всегда давало крепкую спину. Я не вылезала из библиотек - для меня это было определенное времяпрепровождение. Я очень много потребила информации до 30 лет. Это был период потребления информации в областях, смежных к творчеству. Мы жили довольно близко от Европы, у мужа был бизнес, и мы достаточно часто ездили в Будапешт к друзьям, у которых была большая дизайнерская студия. Они делали разные показы, и мне это очень нравилось. Мой муж, в 95-97 годах, стал финансировать все мои показы. Это была возможность реализации меня, как художника. Мы отработали 7-8 показов, до Киева, набили все шишки, и когда я привезла свою 9-ю или 10-ю коллекцию в Киев, на первую Неделю моды, все сказали: "Из такой провинции и такая приличная коллекция!".  

- А в какой момент ваше домашнее увлечение заниматься профессиональной модой переросло в твердые профессиональные амбиции?

- Муж сказал мне, что мода в провинции никому не нужна. Если выстраивать это, как бизнес - то мода востребована только в столице. И все случилось, как случилось.

Новости по теме

- Украина довольно специфическая страна, если говорить о потреблении. Женщины, у которых есть деньги, до сих пор предпочитают покупать вещи в бутиках в пассаже. Насколько в этом контексте украинский фэшн бизнес может развиваться? Как вы себя чувствуете в украинском контексте?

- Я думаю, что у нас фэшн индустрии, в развернутом варианте, как это принято называть - ее нет. Потому что фэшн-индустрия предполагает производителя, потребителя и между ними дизайнера - это грубая схема. У нас нет четкого уверенного потребителя. А если нет потребителя, то не будет и продукта. Дизайнеры в Украине очень сильные, как художники. Но индустрии нет. Ее не может быть в таком экономическом пространстве, пока эта ниша не будет интересна для вложений, для инвесторов, а она на сегодняшний день не интересна. 

- Что нужно инвесторам, чтобы зайти на фэшн рынок?

- Им нужно понимание, что в Украине есть некая экономическая стабильность. У нас нет стабильности, а потребитель воспитывается годами. А еще - у нас нет традиций: тех ремесленнических традиций, которые передавались бы из поколения в поколение. В Италии кожевенники, ювелиры - это цеховые ремесла, которые складывались 500-600 лет. И государство относилось к этому с большим уважением. А если у нас 70 лет в СССР делали танки, то откуда у нас за 10 лет дизайнеры возьмут и создадут традиции в ювелирном искусстве, или обувщики возникнут на ровном месте?

- А как вы отличаете нашего потребителя среди других?

- У нас очень резко расслоилось общество. Но самое важное, что я для себя всегда отмечаю - это интеллектуально самодостаточный потребитель. Это те, кому интересно что-то еще, кроме бренда и ценника.  

- Какой характер благодатней для создания стиля, для создания образа человеку? Какие женщины лучше несут свой стиль?

-  Наверно, слышащие. Когда люди открыты к общению - они что-то пытаются услышать. Важна энергетика приходящих людей. Приходят иногда барышни, и я понимаю, что не мой человек. Очень важно сойтись с человеком, потому что изготовление одежды, индивидуальное, это очень важный интимный процесс. Если люди друг другу не нравятся - то лучше этим не заниматься.

- Как много вы узнаете о человеке, когда вы просто видите его на улице?

-  Иногда бывает. Мне кажется, когда людям комфортно - они очень естественны.

- Какой ваш любимый период или любимая страна в истории мирового костюма?

-  Мне очень нравился период Серебряного века. Но, с углублением в профессию, заново, по свежему, воспринимаешь разные периоды. Нельзя в современный мир внести барокко, потому что нет художников того уровня, нет традиций в архитектуре. Очень важно, что вас окружает, поэтому я всегда спрашиваю, куда человек в этой одежде хочет пойти. Важно быть к месту и ко времени. Большой прогресс уже то, что многие мои клиенты стали озадачиваться домашней одеждой.

-У вас есть представление, чего вы хотели бы в профессии?  

-  Амбиций таких, прославиться - нет. Оставаться честным в профессии - это самое важное. Если твоя одежда никому не нужна, и ее никто не покупает - не надо этим заниматься.    

- Спасибо большое.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>