banner banner banner

Формат продажи земли физлицам-украинцам может быть поддержан парламентом

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман в интервью "112 Украина" рассказал о том, куда пойдет транш МВФ, введут ли абонплату на газ и когда ждать пенсионную и медицинскую реформы

Формат продажи земли физлицам-украинцам может быть поддержан парламентом
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман в эфире "112 Украина" 112.ua

112.ua

Редакционный блог

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман в интервью "112 Украина" рассказал о том, куда пойдет транш МВФ, введут ли абонплату на газ и когда ждать пенсионную и медицинскую реформы

112: Добрый вечер, Владимир Борисович! Насколько деньги от МВФ нужны сегодня украинской экономике и на что они пойдут?

Гройсман: Нам удалось продлить сотрудничество с МВФ, хотя я считаю, что поддержка извне должна носить временный характер для Украины, поскольку наша главная задача - развивать национальную экономику. Мы должны научиться производить ресурсы без внешних заимствований. Но пока экономика страны остается слабой – нам нужна внешняя поддержка и помощь. Миллиард долл., который мы получим в рамках сотрудничества с МВФ, поступает в резервы НБУ. Будут сняты определенные ограничения на валютные операции, а это означает укрепление нашей национальной валюты и поддержание макроэкономической стабильности.

- Как надолго эти деньги задержатся в золотовалютных резервах, поскольку мы в этом году должны вернуть МВФ тот же самый миллиард?

- Они задерживаются планово, в том числе и как было рассчитано макроэкономическими показателями деятельности НБУ. Но суть в том, что мы должны содержать достаточное количество золотовалютных запасов для того, чтобы качественно удерживать уровень нашей национальной валюты. Я в феврале был в Брюсселе, и мы договорились с президентом Европейской комиссии о том, что будет выделена еще одна поддержка в рамках нашего сотрудничества – 600 млн евро. А это уже поддержка непосредственно в украинский бюджет, то есть, фактически, для поддержки национальной экономики.

- Если говорить в контексте меморандума МВФ, то возникает вопрос о голосовании, которое ожидает МВФ – об отмене моратория на продажу с/х земель до конца мая. Представители почти всех фракций уверены, что это невозможно сделать в украинском парламенте.

- Речь идет о том, что мораторий возможно снять только тогда, когда будет понятна позиция защиты собственников земли. Тема земли является чрезвычайно чувствительной для украинских граждан. И поэтому то, что мы сегодня взаимодействуем с МВФ, – только с той целью, чтобы создать современные качественные условия оборота земель. Речь идет о том, что мы можем создать модель рынка земель, которая будет позволять только физическим лицам-украинцам между собой продавать землю, которая им принадлежит. И на этом вопросе поставить точку. То есть, никаких угроз не будет. Я не поддерживаю земельную реформу, которая может быть использована крупными агрохолдингами или, условно, иностранцами, которые могли бы приехать в Украину и скупать землю. Нет, я это не буду поддерживать, и насколько я знаю сегодня настроения в парламенте – вот такой формат, о котором мы говорим, между владельцами земель, и то в ограниченном количестве, это абсолютно может быть. Для того, чтобы создать единственное – прочный качественный небольшой фермерский класс. Это полностью совпадает с интересами Украины и дает возможность нам развивать национальную экономику. Только в этом контексте мы можем находить понимание. И мы сейчас работаем с Всемирным банком для того, чтобы находить тот формат, с которым можно выходить на дискуссию, на разъяснение, на получение информации от украинских граждан. Этим вопросом всегда всех пугали, но, на самом деле, надо не пугать, а надо понять, от людей, что их сегодня волнует, как нужно дать им защиту, как защитить реального собственника земли, как не допустить возможности узурпации и консолидации земель в крупных агрохолдингах, и в том числе надо защитить украинскую землю от возможности приобретения ее иностранными гражданами.

- И, все-таки, до конца мая этот проект земельной реформы будет выноситься на рассмотрение парламента или нет? Насколько жестко привязано выделение следующего транша кредита к этому условию?

- Полностью. Речь идет о том, что мы выполняем предварительные меры и тогда получаем возможности доступа к кредитным ресурсам. Этот процесс будет продолжаться, и мы настроены на то, чтобы качественно построить взаимодействие с нашими международными партнерами.

- Ваши оппоненты говорят, что кроме зарплаты и т. д. вы подняли тарифы. Последний аспект этого вопроса – так называемая "абонплата". Глава НКРЭКУ напомнил, что цену на газ формирует правительство. Могли ли вы не знать, что будет принято решение НКРЭКУ по абонплате?

- Я не буду дискутировать с Дмитрием Владимировичем (Вовком) - он еще очень молодой человек. Но он сделал то, что он сделал, и я ему сделал за это замечание. Фактически, он сделал сегодня правильный вывод. Национальная комиссия представляет собой независимый орган, и правительство на нее не влияет никаким образом. Мы не можем влиять на их решения. О том, что в цене газа есть транспортная составляющая – конечно, я знал. Конечно, я знал о том, что они будут в соответствии с требованиями закона "О функционировании газотранспортной системы" в середине платежа выделять "транспорт". Это нормально. На самом деле, Вовк прав в том, что правительство установило предельную цену на газ – 6879 грн, которая соответствует рыночной цене, и она не может быть выше. Но в ней есть цена транспортировки. Их задача была определить в пределах этой цены, что такое цена газа и сколько стоит транспортировка. И, по большому счету, не нужно, чтобы это волновало украинских граждан. В моем понимании это не могло превышать на одну копейку предельной цены. Я не знал, что это введут с 1 апреля, но знал, что у них есть такие планы. Когда они это ввели – я узнал об этом из СМИ и спокойно к этому отнесся, потому что для меня "2+2=4", а они посчитали "2+2=8". Получилось таким образом, что человек, особенно в многоэтажных домах, для того, чтобы оплатить абонплату, должен был платить на 30-50 гривен в месяц больше постоянно, чем он платил до сих пор. Я спрашиваю – почему так? Я был в Житомире, встречался с людьми, и одна женщина, которая работает в медицинском учреждении, сказала мне, что ввели абонплату за транспортировку и стал больше счет. Я говорю: "Да не может такого быть". В пятницу я вышел на пресс-конференцию с региональными СМИ, и из нескольких регионов мне тот же вопрос. Я пообещал, что проведу расчеты и посмотрю. Если, не дай Бог, там есть завышенная цена, исходя из того, что вводится транспорт, я сразу на это отреагирую. И я это сделал, как и пообещал. Я дал поручение сразу посчитать. В субботу я провел совещание – мне принесли расчеты, и когда я увидел, что люди де-факто должны платить больше, я сам этого не понял. Я перезвонил Вовку и сказал, что то, что он сделал, – это неправильно, и требую от него, чтобы они в комиссии еще раз тщательно разобрались и объяснили обществу, что они сделали. В субботу я сделал обращение, что это ненормально, и я не могу этого поддержать, а в понедельник направил ему письмо, чтобы упорядочить систему оплаты, но это не должно привести к увеличению счета для украинских граждан. И вот фактически он сегодня остановил это решение. Я думаю, что сделал абсолютно правильно.

- Пока приостановил до 10 апреля?

- Не может быть другого решения. Как только есть предельная цена – там можно распределить транспорт. Все остальное - это вопрос абсолютного отсутствия справедливости, и я как премьер-министр это поддерживать не буду.

- Но если математически формула предполагает именно такой расчет, и она законна, то Вовку просто ничего не останется, как считать по этой формуле?

- Я абсолютно с этим не согласен, потому что есть цена – 6879, и ни на гривну эта цена не может быть больше. Поэтому, пожалуйста, в рамках предельной цены, определяйте, сколько стоит транспорт, сколько стоит сам продукт, но, не более того. Это моя позиция, и я буду на ней стоять. Убежден, что правда на моей стороне.

- Небольшое уточнение – тарифы будут повышаться или нет? С. Николайчук, директор департамента экономического анализа Нацбанка, говорит, что с октября тарифы, скорее всего, будут повышаться.

- Вопросы аналитиков - анализировать, а не комментировать. Я считаю, что никаких оснований говорить о повышении тарифов нет.

- К вопросу абонплаты. Лидер "Батькивщины" Ю. Тимошенко говорит, что деньги все равно будут выделены из бюджета, а потом поделены. Еще больше вопросов у О. Ляшко.

- У них такая риторика. Я лет десять знаю Ю. Тимошенко, и она риторику свою никогда не меняла. Ей чем хуже – тем лучше. Она борется за власть, и это для нее "наркотическая" зависимость просто. Поэтому она всегда будет говорить, что "все пропало, все украли" и т.д. Я думаю, что ей надо быть самокритичной и рассказать о том, каким образом она работала в этом секторе. Я еще в школе учился, а она уже была "газовой королевой" в Украине, поэтому она очень хорошо разбирается в этих всех сферах и сделках. Но суть заключается в том, что то, что она говорит, не имеет под собой никакого основания. Она начинает развивать тематику того, что болит у людей. Что касается того, что говорит лидер Радикальной партии, то кто же ему мешает взять структуру формирования цены на газ? Я думаю, что он знает о том, что часть цены газа – это рента за газ, которая направляется в бюджет, и из бюджета потом платится заработная плата и т.д. Давайте посмотрим декларации чиновников, депутатов. Скажите, они тоже должны платить по три тыс. гривен за газ, как платят обычные украинцы? Я думаю, что нет. Я считаю, что все должны платить рыночную цену, 6879, а те, кто имеет небольшие доходы, компенсаторно получать свою персональную скидку через механизмы социальной защиты. Я не хочу бороться за цены или тарифы – я хочу бороться за доходы украинцев. Поэтому я говорю о том, что нам нужно повышать заработную плату, пенсии. И когда мы будем проводить пенсионную реформу, я понимаю реально, каким образом с 1 октября значительно украинцам поднять пенсии. Я могу это сделать. Но мне нужно, чтобы тот проект реформ, который мы будем предлагать, чтобы он нашел поддержку в украинском парламенте.

- Для перезагрузки пенсионной системы необходимо 40 млрд гривен в год - такую цифру в нашем эфире назвал министр соцполитики А. Рева. А критики вашего правительства обратили внимание, что заявления о возможности повышения пенсий звучат, буквально, за несколько недель до момента, когда заканчивается срок иммунитета вашего правительства. Мол, пытаетесь таким образом уберечь себя от отставки.

- Я думаю, это очень слабая аргументация. На самом деле, с первого дня работы в правительстве единственное о чем я думаю, это о том, каким образом изменить в лучшую сторону жизнь людей. Потому я считаю, что это главная моя задача. На самом деле, очень непросто над этими вопросами работать, потому что есть много препятствий, и объективных, и субъективных. И система сопротивляется. Но главная задача сегодня – все же найти решение. Если посмотреть на те решения, которые мы начали делать с прошлого года, - мы начали поддерживать украинское производство, создавать добавленную стоимость в Украине. Мы начали наводить порядок на таможне, начали разрушать теневые схемы в закупке лекарств. Мы начали аккумулировать ресурс. Мои критики, когда я пришел в правительство, говорили, что мы не выполним бюджет, что мы не подготовим страну к зиме, не сделаем нормальных запасов газа и т.д. Но посмотрите – я работаю 11 месяцев, и мы зиму нормально прошли. Защитили 7,5 млн людей через механизм субсидий, рыночной цены на газ. Мы смогли перевыполнить поступления по таможне, выполнили бюджет, выполнили все социальные обязательства. Я обещал в ноябре, что мы повысим в два раза мин. зарплату, - и мы это сделали. Я обещал в прошлом году, что с 1 апреля мы запустим программу "бесплатные лекарства" для украинцев, – и я это сделал и буду делать и дальше. Как только будет поддержана пенсионная реформа – мы сразу, с 1 октября, значительно повысим пенсии украинцам. Я понимаю, где взять эти ресурсы, как построить бездефицитную систему пенсионного фонда, и я понимаю, каким образом сделать систему справедливой.

- Когда пенсионная реформа будет подана в парламент?

- Я думаю, что мы в ближайшие месяцы уже выйдем с конкретным решением.

- А цифры, конкретные еще рано называть?

- У меня все цифры есть. Это будет повышение максимально справедливое, которое отвечает сегодня нашему экономическому росту. Мне жаль, что мы планировали 3% роста экономики, но из известных действий безответственных политиканов сейчас произошел пересмотр роста экономического с 3% до 2%. Я сейчас ломаю голову над тем, каким образом найти дополнительные резервы, чтобы все же экономика дала ускоренный рост. Блокада очень серьезно ударила по Украине. Но это еще один наш вызов, с которым мы должны справиться.

- Какие риски готовности Украины к следующему отопительному сезону?

- Никаких. Мы, в принципе, будем совершенно готовы к началу отопительного сезона 2017-2018 годов. За этот год мы наработали достаточно серьезный опыт по подготовке и модернизации инфраструктуры. По большому счету, мы начали обновление страны. В прошлом году, в августе, мы смогли поднять строительство автомобильных дорог в большинстве областей. Сейчас понемногу уже выходят делать ямочный ремонт, потому что за годы независимости украинские дороги уничтожены. За один день сделать эти дороги лучше – невозможно. Но то, что за 5-7 лет это сделать при правильном подходе, у меня нет никаких сомнений.

- Министр Омелян сказал, что в этом году выделена на дороги рекордная сумма – 35 млрд гривен…

- 30 млрд.

- …но дойдет до дорог буквально 15-20 млрд, потому что остальное будет потрачено на выплату долгов (7 млрд будут потрачены на обслуживание долга по Евро-2012).

- Я бы просил министра, чтобы он сконцентрировался над тем, чтобы работать над дорогами в стране, а не объяснял то, что не хватает денег. Деньги будут. 15 млрд – это средства, которые предусмотрены бюджетом непосредственно, а еще 15 млрд - это средства, которые должны быть предусмотрены законом о государственном бюджете через репрофайлинг Нацбанка. Но мы приняли еще решение о том, что будет работать таможенный эксперимент по всем территориям Украины, и мы сможем от перевыполнения таможни 50% направлять на дороги. Мы считаем, что такого ресурса будет не меньше 5 млрд в этом году. Всего это 35 млрд, но я говорю – 30 млрд. Это те средства, которые мы можем направить. Министру надо сконцентрировать внимание: 1) на качественную организацию работы по дорогам. Потому что когда выходят бригады, не подготовленные, - это расточительство. 2) Я ему поставил задачу, чтобы создать реальную программу ремонта дорог на 18-22 год, потому что с 18-го года уже будет работать новый дорожный фонд. А все остальное, что нужно будет сделать для обеспечения финансирования - пусть он за это не переживает. Я с этим как-то сам разберусь. Мне важно, чтобы еще никто ничего там не украл. Вот за этим надо смотреть. Нормальная организация работы, стратегия, конкретно, что мы делаем, какие дороги. Надо сделать много проектных работ. И главное, обеспечить прозрачность процедур, чтобы никто ничего не украл. Это вопрос ответственности министра. Если объем работ будет выполнен на 30 млрд – все они будут профинансированы.

- Уже сегодня получить бесплатные медикаменты можно в 150 аптеках Украины. Речь идет о препаратах от гипертонии, сахарного диабета и астмы. Много противоречий вокруг У. Супрун, а вы выразили желание назначить ее министром. И относительно программы – если люди будут сталкиваться с тем, что эта программа не работает – им бежать куда?

- Я думаю, что такого не произойдет, потому что мы проанализировали, что 500 млн, которые у нас зарезервированные, нам хватит на то, чтобы до конца года обеспечить всех бесплатными лекарствами. Но, если нам нужно будет еще 500 млн, я обещаю, что я их найду и направлю на то, чтобы обеспечить стопроцентную поставку этих лекарств для хронически больных. Это – гипертония. Если мы видим по структуре смертности в Украине, что от сердечно-сосудистых заболеваний больше украинцев сегодня умирает – это просто катастрофа. Поэтому мы обеспечиваем бесплатными лекарствами сегодня украинских граждан, которые нуждаются в поддержке. Мы расстраиваем13 кардиоцентров по всей стране, которые позволят избежать инфаркта или смертности. Мы понимаем, что после того, как заработает вся эта система, за год мы будем иметь снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В моей практике внедрение таких проектов есть. Мы ориентировочно посмотрели, что такие мероприятия дадут нам возможность сохранить жизнь 3 тыс. украинцев. Эта программа будет работать. Нас хотели сбить с этого пути, чтобы мы это не ввели. Мы сегодня уже имеем информацию, что от 30до50% цена на препараты в стране от этих болезней будет снижена, потому что они не могут продавать по двойным ценам – повышать цены для людей. Реимбурсация привела к снижению цен на эти лекарства. Государство будет очень качественно выполнять свои обязательства, всем заплатит до копейки. Первый месяц, возможно, будут какие-то нюансы, но в дальнейшем система начнет работать в совершенстве. Над этим вопросом работал министр Кабмина А. Саенко, очень профессиональный человек, совместно с командой У. Супрун. Мы нашли правильный формат – это многомесячная серьезная аналитическая работа. Сегодня уже 35 компаний-производителей приняли участие в этой программе, причем половина из них – из ЕС.

- Это достижение У. Супрун?

- Это работа нашего правительства.

- Общественность жалуется, что Супрун не является на заседания профильного комитета, не явилась на заседание бюджетного комитета по вопросам здравоохранения. Нет целостного видения реформы – она ни разу не представлялась.

- Пригласите Супрун, чтобы она вам объяснила, что предлагается сделать в изменении системы здравоохранения. Буквально сегодня я проводил встречу с профильным комитетом ВР, во главе с О. Богомолец, при участии Супрун, ее заместителей о том, что нам нужно делать реформу здравоохранения. Никто за эту реформу никогда не брался. Она очень сложная. Я терял своих близких только потому, что система медицины не была готова их спасти. Поэтому я очень хочу изменить эту систему, и чтобы все объединились и думали о том, как создать качественную систему. Мне кажется, что 80% присутствовавших поняли, что можно это сделать. Я готов делать все для того, чтобы у нас были не стены больницы, а чтобы у нас была качественная медицинская услуга. В селах нет больниц – там есть ФАП. И пусть они и остаются. Нам надо сохранить педиатрическую службу, нам надо укрепить терапевтическую службу. Нам параллельно надо развивать семейную медицину. Это нормальные процессы, которые мы можем сделать. Но вместо этого мы должны внедрить в стране европейские протоколы лечения. Мы не можем лечить по тем старым протоколам. Спросите сегодня у наших прекрасных врачей, в каких условиях они сегодня работают? Имеют ли они доступ к качественным технологиям? – Нет! Это надо сделать, и мы это можем сделать, потому что та модель, которую предлагает Минздрав, работает во многих странах, в том числе и Европы. И, в принципе, является лучшей, чем та, что мы имеем сегодня. О назначении Супрун министром – это решает парламент. Там огромная консервативная история, связанная с закупкой лекарств. Я считаю, что на этом всегда грели руки, на непрозрачных механизмах закупок. Я считаю Ульяну честным человеком. Мы предусмотрели в этом году 5,9 млрд гривен на закупку лекарств для стационарных больных. Это на 2 млрд больше, чем в прошлом году. Там нужны честные прозрачные процедуры. Я не хочу, чтобы кто-то на болезнях людей что-то воровал – это мародерство. Поэтому я считаю, что новая команда Минздрава способна честно провести этот процесс, используя международные организации, которые имеют двойной-тройной контроль, являются публичными и имеют репутацию. Не все однозначно, но я считаю, что все люди должны понимать друг друга.

- П. Порошенко считает, что введение автоматического электронного администрирования возврата НДС – важное звено в борьбе с коррупцией. Н. Южанина, глава парламентского комитета по вопросам налоговой политики, предупреждает о теневых схемах формирования реестра, а Государственная фискальная служба этому не препятствует. Как только вы пришли в правительство, вы объявили одним из приоритетов реформу ГФС. Прошел год. Воз и ныне там?

- Мы больше концентрировались на изменениях в системе таможенной службы. Мне удалось улучшить ситуацию с возмещением НДС в прошлом году, и мы начали получать больше поступлений от таможни. Но система ГФС является очень травмирована, и десятки лет злоупотребления были, в том числе и в системе НДС. В ноябре министр финансов начал работать над тем, чтобы создавать единый электронный реестр. Я раз-два в три месяца встречаюсь с бизнесом и постоянно слышу, какие есть проблемы, для того, чтобы формировать понимание, каким образом надо делать изменения. Я считаю, что вся система должна быть заточена на то, чтобы поддерживать экономику, честный бизнес. Мошенников, коррупционеров надо наказывать. Честный бизнес нужно просто на руках носить – они создают рабочие места, платят налоги, платят людям заработную плату, производят национальный продукт. Они являются экспортерами, импортерами, и эту серьезную работу надо приветствовать и поддерживать. К большому сожалению, вся силовая машина направлена напротив – это какой-то постсоветский синдром, когда полицейский или милиционер должен наседать на этот бизнес, на тех, кто работает. На лежачие предприятия никто не придет, но найдут того, кто успешен, и начнут находить на него зацепки. Поэтому мы в ноябре, совместно с бизнесом, общественностью, наработали этот проект закона – чтобы ввести этот электронный реестр. Мы фактически вышли на принятие проекта закона, потом мы его направили на Совет реформ и там уже доработали его с депутатами и другими участниками, и направили в парламент. Слава Богу, в рамках бюджетного процесса этот правительственный законопроект был принят, и с 1 апреля введен реестр. Сопротивление яростное. Но я добьюсь решения, что эта система заработает качественно, в интересах украинского бизнеса и национальной экономики.

- Сопротивление со стороны фискалов?

- Не только. Есть много разных служб, которым что-то не нравится.

- Десятки миллионов гривен заложены в бюджет от приватизации и от спецконфискации. Ни тот, ни другой процессы, фактически, еще не начались. Где взять эти деньги, если они так и не начнутся?

- Спецконфискация и приватизация не имеют постоянных поступлений – поэтому она направляется на погашение дефицита. Поэтому инструменты компенсации есть. Но я считаю, что ключевыми реформами в стране являются пять реформ, которые надо сделать в этом году. Как только мы их сделаем – вы сразу почувствуете со следующего, 2018 года абсолютно нормальные, позитивные ситуации. Будет уверенность, стабильность, будет экономический рост. Это публичная продажа неэффективного государственного имущества, это пенсионная реформа, это реформа системы здравоохранения, которая может консолидировать расходы и инвестировать в жизни и здоровье украинских граждан, это реформа образования и это создание качественного мощного фермерского класса за счет того, чтобы дать людям возможность владеть землей. Именно тем сельхозпроизводителям, которые являются небольшими фермерскими хозяйствами. Пять шагов, и я точно могу сказать, что они сделают очень серьезное, важное дело для нашего экономического роста и для уверенности в завтрашнем дне у всех украинских граждан. Наше правительство знает, как это сделать, и мы готовы это сделать. Нам будет нужна только поддержка украинского парламента.

- Поддержка парламента и, наверняка, поддержка людей.

- Это самое главное.

- 79% наших зрителей не верят в то, что НКРЭКУ отменит абонплату за газ.

- Я думаю, что мы добьемся этого решения и комиссия пересмотрит его. Самое главное – не увеличить счет.

- Мы вас благодарим за интересный разговор.

- Огромное спасибо.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>