Андрей Новаторов с сыном Владиславом
пресс-служба
Уже в это воскресенье, 1 октября, в Национальной опере Украины оркестр Lords of the Sound исполнит свою нашумевшую программу Oscar Music Awards. В список композиций концерта вошли саундтреки к оскароносным фильмам. Интерес к этому шоу был настолько большим, что организаторам пришлось устроить дополнительное выступление. Мы поговорили с продюсером оркестра Андреем Новаторовым о том, как возникла идея необычного коллектива, о создании программы Oscar Music Awards и об артистах, с которыми хотелось бы сотрудничать в будущем.

Оркестр Lords of the Sound
Фото из открытых источников

За плечами у оркестра уже три года успешных выступлений. Выбранный формат, основанный на современной оркестровой музыке, написанной для массового слушателя (кино, сериалы, игры), оказался весьма востребованным. А как вообще возникла идея создания подобного коллектива? Как подбирались музыканты? Кто изъявлял желание присоединиться к проекту?

Поминутно я не могу вспомнить, как эта идея зародилась в голове, но однажды я обратил внимание, что музыка в кино играет куда большую роль, чем ей отводят. И есть саундтреки, которые по своей силе и глубине заслуживают отдельной жизни. А над музыкой в кино зачастую работают гениальные композиторы, уже при жизни ставшие легендами: Джон Уильямс, Ханс Циммер, Джеймс Хорнер, Эннио Морриконе, Александр Деспла и так далее. Их работы невозможно оставить без внимания и позволить им существовать только в рамках кинокартины.

Должен сказать, что немалая заслуга в реализации идеи принадлежит Виталию Саражинскому (дирижер оркестра Lords of the Sound, – прим. ред.). Когда я познакомился с ним, он работал дирижером оркестра в г. Белая Церковь. Собственно, именно он и занимался подбором музыкантов, его музыкальный опыт и профессионализм позволили дать старт новому проекту.

Если вывести за скобки саму кинопремию "Оскар", по какому принципу отбирались композиции для программы Oscar Music Awards? Ведь в итоге в нее вошли не только, например, симфонический "Имперский марш" из "Звездных войн" или творения самого известного кинокомпозитора и большого специалиста в оркестровой музыке Ханса Циммера ("Пираты Карибского моря", "Интерстеллар", "Темный рыцарь" и многие другие). Вы исполняете также изначально построенные на электронном звучании саундтреки из "Безумного Макса: Дорога ярости" и "Матрицы".

Да, кинопремия "Оскар" служила в большей степени привязкой, нежели абсолютным фильтром. При подборе композиций сработало несколько факторов. В первую очередь мы отобрали наши хитовые саундтреки, которые вызывают самую бурную реакцию у зрителя. Выделили среди них те, которые звучат в фильмах, номинированных или награжденных золотой статуэткой. Причем не только за "Лучший саундтрек", а и за другие достижения (игра актеров, монтаж, спецэффекты и так далее). Выстроили из них рейтинг, исходя из наших личных предпочтений и мнения зрителей. Кстати, проводили опрос в соцсетях, в котором зрители отмечали любимые саундтреки. Мы выделили 20 композиций, но это далеко не все, которые мы хотим исполнить. Но точно скажу, что лишних среди них нет (улыбается, – прим. ред.).

Вы уже достаточно давно играете музыку для фильмов в формате живых выступлений. Много гастролируете за рубежом. Еще не получали предложений поработать с киностудиями непосредственно над записью саундтреков к фильмам? Согласились бы на такое предложение?

Предложений не поступало пока, но, конечно, с удовольствием согласились бы. Мы же профильный оркестр, который на этом специализируется. Но сейчас есть бюджетные варианты создания музыки. Например, возьмем компьютерные игры. Существуют готовые шаблонные решения, они работают по типу конструктора, которые складывают, изменяют аккордовую последовательность. Это позволяет не придумывать свежую идею, не нанимать композитора, а результат получается намного дешевле и быстрее. Получившаяся мелодия не запомнится так, как авторская музыка, но эмоцию передаст.

Пражский оркестр исполнял музыку из "Звездных войн" под управлением дирижера в образе императора Палпатина, а на сцену его сопровождали имперские штурмовики и лично Дарт Вейдер. Публика от такого появления, естественно, была в восторге. Не планируете тоже использовать элементы костюмов и кинодекораций в своих выступлениях?

Скажу так, мы с этого начинали. Дирижер выходил на сцену и в образе Дарта Вейдера, и Джека Воробья, и Фантомаса. Да, публике это нравилось, но пока мы работаем над идеями другого характера. Сейчас мы ушли от формата "один концерт в полгода", на котором нужно удовлетворить наиболее широкую аудиторию, и создаем узконаправленные концерты. Например, сейчас шьются костюмы для музыкантов для программы Viking Music, а также проводим тематические программы в сотрудничестве с танцевальными и театральными коллективами. И на них, конечно же, есть и костюмы с декорациями, и шоу-элементы. Lords of the Sound – это проект, который создает новое представление об оркестрах, показывает, что это может быть очень интересно и захватывающе. А к этой весне мы готовим нечто очень масштабное. Но пока никаких секретов не раскроем.

В ваших ближайших планах – концерт с оперным трио Il Volo во Дворце спорта и целый тур с джазовой пианисткой Кэйко Мацуи. А с какими еще исполнителями (украинскими и зарубежными) вы хотели бы поработать? И в каких жанрах?

Мы за всевозможное сотрудничество с артистами: это всегда новые задачи, опыт, возможности. Но были предложения, от которых приходилось отказываться из-за несовместимости формата. По жанру ближе всего нам рок-группы, как начинающие, так и состоявшиеся. И есть мечта выступить с легендарными Rammstein! У нас есть уже готовые партитуры, осталось дело за малым – договориться (смеется. – прим. ред.).