Минские соглашения не выполнялись, не выполняются, и поверьте мне, не будут выполняться

Минские соглашения не выполнялись, не выполняются, и поверьте мне, не будут выполняться
112.ua

Леонид Кравчук

Президент Украины 1991-1994 гг.

- Мы рады представить первого президента Украины Леонида Макаровича Кравчука. Рады вас видеть. Есть что обсудить. Мы обещали вас спросить, перед выборами еще, насколько вы удивитесь, разочаруетесь или, наоборот, будете с обнадеживающим настроением? Какое оно у вас сегодня, после результатов всех выборов: президентских и парламентских?

Кравчук: Оно у меня оптимистичное, потому что уже хуже, чем было, не может быть. Поэтому я отношусь с оптимизмом и надеждой на то, что действительно новая команда поймет свою высочайшую ответственность перед народом и будет действовать в интересах народа. Я в это верю.

- То, что мы видим сегодня: новая команда победила на парламентских выборах, получила фактически монобольшинство в ВР.

- Такого еще не было у нас.

- Не было, однако они обсуждают еще и возможность досрочных местных выборов. Вы же наверняка обратили внимание, какая борьба за Киев развернулась сегодня. Собираются освободить от должности главу КГГА Виталия Кличко – он останется только мэром. Почему за Киев настолько жесткая борьба разворачивается? Чем столица так важна?

- Это уже давно известно, что кто побеждает или пользуется авторитетом в столице, тот имеет авторитет и в государстве. Столица и государство - это сообщество, которое помогает управлять страной в целом. Что касается досрочных местных выборов, то я не вижу в этом проблемы. Хотя вокруг этого много копий будут ломать, говорить, что нет закона, но когда власть обновляется (президент другой, парламент другой), вертикаль должна быть полностью заменена. Только в таком случае можно будет управлять государством по-новому. И начать жить по-новому. Что касается главы КГГА, мэра Виталия Кличко, здесь есть много противоречий. Киевляне выбрали мэра. А хотят поручить вести дела Киева другому человеку, который, возможно, станет таким, который будет управлять Киевом по-настоящему, потому что у этого человека будет полнота власти и все финансовые ресурсы.

- То есть мэр Виталий Кличко может остаться свадебным генералом?

- Можно сравнить с ВР: есть председатель ВР и есть Кабмин – премьер-министр. Так вот, глава администрации будет премьер-министром, а мэр будет председателем ВР.

- И Богдан это во время брифинга конкретно сказал: мэр должен быть спикером общины.

- Но есть одна вещь. Если в ВР есть спикер, то он избирается ВР – депутаты избрали себе спикера. А в Киеве мэра избрали киевляне. Здесь нет прямой аналогии, и надо считаться с этим. К сожалению, у нас нет закона. Я уже 28 лет наблюдаю. Несколько раз уже была в Киеве эта процедура сочетания и разъединения властей. Все зависело от позиции президента. Президент хочет управлять Киевом, столицей. И поэтому для него очень важно, чтобы человек, который играет главную роль в столице, был ему подчинен. Будут использовать закон, пока не будет изменен закон. Поэтому я не буду характеризовать Виталия Кличко, а скажу одно: нельзя говорить обо всем негативное. За время мэрства им было сделано немало в Киеве. Но закон надо изменить, чтобы не было противоречий между Конституцией, законами и общиной Киева. Все же главную роль должен играть везде и во всем народ.

- Председатель Офиса президента господин Богдан, говоря о логике досрочных местных выборов, сказал, что эту вертикаль надо перезагружать, но под это требуется законодательное основание. Это первое. А второе, по его мнению, надо уже завершить реформу децентрализации, сформировать ОТГ уже окончательно. С этой логикой вы согласны?

- Мое мнение заключается в том, что когда пришла новая власть и заявила, что она берет на себя всю полноту ответственности, и это реальный факт... Я знаю, что есть мнение, что весь Кабмин будет сформирован за счет "Слуги народа". И это нормально, потому что в Кабмине не может быть дискуссий – там должны быть железная дисциплина и порядок. И если раньше были эти квоты, то Гройсман не мог уволить министра, потому что он был назначен не премьер-министром и не ВР, а по квоте какой-то политической партии. Такого не может быть в управлении государством. Поэтому я поддерживаю молодую команду молодого государственного дела, которая хочет взять на себя полноту власти и хочет за это отвечать. И мы будем смотреть, как это будет реализовано. И не просто наблюдать, а изо всех сил желать, чтобы это произошло, и помогать, потому что для меня не власть важна, не президент важен – это все люди, это все индивидуумы. Для меня важна Украины. Украина – это история. И если мы будем помогать власти служить Украине, то я буду это поддерживать.

112.ua

- Очень хочется, чтобы власть служила не своим интересам, не своим кошелькам, а Украине. И в этом смысле вопрос к вам как к очень опытному политику: кто, по вашему мнению, должен сегодня возглавить украинское правительство? Чаще всего называют двух человек: это господин Рашкован или господин Гончарук. Кто, по вашему мнению, должен стать премьер-министром и какие вызовы будут перед новым главой правительства?

- Поскольку по Конституции у нас парламентско-президентское государство, и вся полнота экономической, социальной и вообще исполнительной власти принадлежит Кабмину, то вполне естественно, что премьером должен быть человек, который хорошо знает Украину. Он должен быть профессионалом и точно знать экономику Украины. Я встречался со многими премьерами, которые мне говорили: я знаю только свою область или свою отрасль. Премьером должен быть человек, который знает всю Украину.

- А где же взять такого человека?

- Для этого есть команда, которая должна изучать это все. Сейчас легче, чем было в какое-либо другое время, потому что вы можете обратиться к интернету – и он вам даст характеристику, вы можете обратиться в любую структуру, которая даст вам сравнительно объективную, непредвзятую информацию. Главное, чтобы это был человек профессиональный и ответственный. И еще для меня важно, чтобы это не был иностранец. И не потому, что он плохой или хороший. Он не знает особенностей Украины. Это первое. Второе. В Украине есть политическая интеллигенция, и когда назначают иностранца, это унижение нашей политической интеллигенции. Мы должны с этим считаться. Вот вы ведете программу – мне нравится, это прекрасно. И приходит кто-то из Германии и говорит: мы будем вести программу. Что нам делать в этом зале? Мы не знаем. Поэтому так же и в государстве. В государстве должны управлять на высоких уровнях: президент – гражданин Украины, премьер-министр – гражданин Украины по крайней мере и так далее.

Новости по теме

- Вы говорите, что это должен быть профессионал на посту премьера, гражданин Украины и человек ответственный. А ответственный перед кем? Потому что у нас есть, например, кандидатура господина Рашкована. Это бывший соратник Валерии Гонтаревой, а сейчас этот гражданин Украины является заместителем исполнительного директора МВФ. И будет он представлять интересы МВФ или нас с вами в правительстве, которое возглавит, - большой вопрос. Вот что вы здесь скажете?

- Давайте проведем в зале социологический опрос: кто знает Рашкована? Кто слушал, задавал ему вопросы? Я его не знаю. В небольшом зале очень мало людей. Думаю, что и в Украине так же. Как можно выбирать премьер-министра, которого не знает народ?

- Правильно ли я вас понял, что премьер-министром должен стать человек, имеющий уже популярность среди украинского народа и собственный политический вес?

- Это человек, которого я по крайней мере могу охарактеризовать: я слышал, я видел его, я смотрел ему в глаза, я задавал ему вопросы. Передо мной стоял человек, а не субъект международного права.

- Юлия Тимошенко в нашей студии говорила, что сейчас настолько сложная ситуация в нашей новейшей украинской истории, такие вызовы на нас летят, что только политическая фигура должна быть во главе правительства, которое будет принимать на себя все риски, и политические в том числе, и всю ответственность. А технократ – это не то, что сейчас нужно Украине. А вы что думаете: премьер – это технократ или политик?

- Это должно быть сочетание. Технократ – чтобы это было президентское государство. А когда парламентско-президентское, и правительство избирается, а не назначается – то не может быть технократ. Он должен сочетать политический вес со знанием экономики. И не случайно президент Украины Владимир Зеленский сказал, что его требования – это человек известный и профессионально подготовленный. Вот совместить новое лицо с профессиональной подготовкой очень непросто. Потому что часто сосредотачиваются на чем-то одном: новое лицо, и этого достаточно. Но новое – это, во-первых, не значит разумное. Во-вторых, новое – это не значит профессиональное.

112.ua

- А может быть и хорошо забытое старое.

- Поэтому должен быть элемент сочетания. Технократ – имеют в виду, что человек хорошо знает технологические дела в управлении. Управление имеет технологию. Это не просто дал указание, а есть технологические шаги. Есть точное задание: технологическое управление.

- Кого выберут – это, собственно, вопрос уже к "Слуге народа", у которого в парламенте монобольшинство.

- Народ им доверил.

- Доверил, предоставил мандат, чтобы они это решали. Однако, допустим, у нас появляется новый премьер-министр. Пять каких первоочередных задач будут стоять перед ним?

- Обратимся к социологическим опросам в Украине. На первом месте сегодня ответ один: мы хотим мира. Я не знаю в Украине людей, которые хотят войны. Таким образом, на первом месте будут мир и согласие. Мир в целом, как военная операция против Украины, и согласие, как согласие в украинском обществе: политиков, общества, общественных организаций. На втором месте – преодолеть бедность. Я хожу на базар, и как только встанешь перед людьми, они говорят: "Леонид Макарович, чего они нас сделали нищими?". Я говорю: я их не назначал, теперь вы выбираете. Они: "Нас обманули". Я говорю: нельзя ссылаться на то, что нас обманули. Поэтому второй вопрос – бедность. Третье – коррупция. Люди хотят, чтобы коррупционеры были наказаны. Это – не месть, это – урок для коррупционеров, чтобы больше такого в Украине не было. Народ не мстительный – он не хочет больше сгибаться перед людьми, которые ничего не знают, кроме как только воровать. Есть вопрос международного характера: с кем нам и как строить отношения? У нас же есть соседи. Россия по количеству границ, есть Польша, Венгрия и т.д. Мы пока находимся на уровне конфронтации с одними, а другие против нас воюют. Таким образом четвертый вопрос: установление международно-правовых или на основе международно-правовых документов отношений со странами-соседями. И пятое: система кадровой работы. Есть известное высказывание Сталина: "Кадры решают все". При большевиках его переделали: "Кадры решают, и все". У нас в целом отсутствует кадровая система. Сегодня людей избрали не потому, что они были все подготовлены к такой работе, парламентской – их избрали, потому что протест такой есть: пусть придут новые, не настолько подготовленные, но порядочные и честные. А не те, которые подготовлены только воровать. Я вам назвал пять основных задач, которыми должна заняться власть. Если мы будем иметь достойный кадровый потенциал, порядочное правительство и порядочные администрации, то вопросы будут решаться так, как должны решаться – как решаются во всем мире.

- Сейчас будущие депутаты "Слуги народа" проходят недельный интенсив в Трускавце. По ожиданиям, в течение этой недели они должны получить понимание, как именно работает украинская политика. По вашему мнению, поможет ли подобный интенсив подготовиться нардепам к будущей работе в ВР? И лично вас приглашали на подобные тренинги читать мастер-классы, тренинги будущим нардепам?

- Конечно, пять дней – это маловато. Но если пять дней маловато, то что, ничего не делать или хотя бы пять дней делать? Я сторонник того, что нужно хоть что-нибудь делать. Когда-то мне один академик говорил: главное рассказать вам не что делать, а показать дорогу, где найти, то есть методологию поиска. Часто человек не может решить какой-либо вопрос – не знает, где его взять. Так вот если эти пять дней будут направлены на то, чтобы показать пути, чтобы потом это использовать… Конституция – безусловно, депутат должен ее знать. Есть закон о народных депутатах, закон о регламенте ВР – депутат должен знать. Эти три документа уже можно читать, и необязательно быть в Трускавце. Главное правильный принцип – нужно учиться всю жизнь. Если пять дней – это начало, это будет хорошо.

- Мы еще включимся из Трускавца сегодня вечером и увидим, и услышим. Не всем коллегам так повезло – кое-кого не пустили туда. Это очень закрытое мероприятие. Мы бы хотели большей открытости, тем более что это декларировалось новой властью.

- Я не думаю, что оно должно быть закрытым.

- Но на второй день обучения почти никого из журналистов не пустили. Были отдельные исключения.

- Если бы открыли это собрание для журналистов, то уже учиться некогда – будут только давать интервью. Но факт остается фактом: не только обучение, но и вся жизнь новой власти, как она декларировала, должны быть открыты.

- Если завтра к вам придет руководство "Слуги народа" и попросит: "Леонид Макарович, научите", чему будете учить?

- Мне даже тяжело сказать, чему я их мог бы учить, потому что моя жизнь в основном уже там (показывает за спину). Я хорошо знаю то время и тот период, и мог бы им рассказать, как было тогда. Что было абсолютно неуместно, а что было такое, что можно взять как принцип использования.

- Представители элиты всегда живут в будущем, сколько бы им лет ни было.

- Я бы их начал учить диалектике, которая говорит, что на всем, что она видит, она видит печать собственной гибели. Я бы им сказал: вы не вечны, вы пришли строить новую Украину, давайте подумаем, как вместе будем ее строить. Я попробую вам рассказать, что такое диалектика, философия, экономика, как они взаимодействуют и как они отражаются в деятельности каждого человека. Не забудьте светиться глазами. Потому что светящиеся глаза означают, что человек думает. Если вы не будете светиться глазами, то вы будете думать о чем-то таком, что не касается Украины. Я бы напомнил простые человеческие вещи: быть человеком. Чтобы тебя уважали, чтобы к тебе относились как к человеку, который разбирается во всем. Что ты не выше, а вместе с людьми. И решаешь то, что нужно людям. Я часто встречаюсь с ровесниками независимости. Каждый год собираются 300-400 человек, которые родились в 1991 году. Я уже встречаюсь с ними 10 лет. Они совершенно разные люди: те, что я встречался 10 лет назад, и те, что встречался позавчера. На этих встречах можно изучать полную ситуацию Украины. И так они будут жить в обществе, изучать его потребности, и их нужно выполнять, не ссылаясь на причины.

- Третий пункт задания для будущей власти вы очертили так: борьба с коррупцией. На прошлой неделе был разговор президента Владимира Зеленского с президентом США Дональдом Трампом, и там также речь шла о расследовании дел о коррупции, которые мешают отношениям между Украиной и США. Некоторые эксперты уже обозначили это как техзадание для украинской власти несколько ускорить расследование дел в отношении "Бурисмы", где фигурировало имя господина Байдена, который станет будущим конкурентом господина Трампа на предстоящих выборах. Стоит ли теперь Украине акцентировать свое внимание на вот таких внутренних разборках в США? Или мы должны помогать республиканцам в их борьбе против демократов?

- Я думаю, что это невыполнимая задача. Мы можем не помогать, а мешать. Потому что, во-первых, у нас нет опыта, во-вторых, как показал опыт на выборах Клинтон и Трампа, мы вмешались туда не очень квалифицированно. У нас много проблем сейчас, потому что поддерживали не тех, кого нужно было поддерживать. Мы не маленькая страна, у нас колоссальные внешние и внутренние проблемы, мы должны сосредоточиться на своих коррупционерах. У нас их уйма. Пусть там они разбираются. Там правовая система работает досконально по сравнению с нашей. А нашим властям надо сделать все, чтобы настоящих коррупционеров, не надуманных, не сформированных искусственно, наказать по закону.

Новости по теме

- Петр Порошенко сходил на допрос в ГБР в качестве свидетеля. После допроса Порошенко пишет пост в ФБ, в котором говорит, что они преследуют не Петра Порошенко, они преследуют Украину. И уже теперь выстраивается именно такая линия - о политических преследованиях. Так как же здесь тех коррупционеров наказать, они все в политике снова?

- Я читал интервью Петра Алексеевича. Он сказал еще одну очень интересную вещь. Что его пригласили, но никаких обвинений ему не выдвинули. То есть ему сказали, что никаких следственных действий, никаких уголовных производств в отношении него нет.

- Хотя в ГБР говорят об 11 уголовных производствах.

- Порошенко для необразованного человека прав. Действительно, против него нет ни одного уголовного дела, ни одного производства. Но возьмем "Ленинскую кузницу". У правовых органов есть материал, что там присутствует криминал. Начинают изучать, для уголовного производства, но там фамилий еще нет. Потому что там не один будет Порошенко, там будет несколько людей. Тогда следственные органы возбуждают уголовное дело не персонально против Петра Алексеевича, а персонально против "Ленинской кузницы" по факту. Приглашают Петра Алексеевича для дачи показаний, потому что следователи изучают, имеет он причастность к этому или нет. И когда из тех пяти человек найдут двух причастных и виновных в этом, тогда против них будет возбуждено уголовное дело. А так люди не знают этого, и Петр Алексеевич выходит и говорит: против меня нет ничего. Правильно говорит, но так построен процесс изучения вопроса. Я вам скажу откровенно: говорить правду и говорить неправду - это большое мастерство. Петр Алексеевич владеет этим мастерством в совершенстве. Я обращался к нему несколько раз, и я ни разу не услышал правды по этим вопросам. Я не хочу говорить, имеет ли он причастность к этим возбужденным 11 вопросам. Не знаю. Но я знаю, что Порошенко - мастер слова, мастер коммуникации, мастер "правда - неправда" большого масштаба.

112.ua

- Там не все вопросы касаются коррупционных деяний. Там фигурирует история и о наших моряках, которые не известно еще когда вернутся домой, и о потенциальном введении военного положения в Украине. Лично вы дали по зубам намерениям ввести военное положение тогда. 

- Украинский народ уже давно забыл об этом военном положении.

- Действительно ли Порошенко намеревался ввести его на два месяца, с последующим откладыванием и отсрочкой выборов как таковых? Как думаете?

- Я почувствовал, что это делается искусственно. У нас было в течение военных действий на Донбассе много фактов, моментов, событий, за которые нужно было по логике Порошенко и СНБО ввести чрезвычайное положение. Но не вводили тогда. Я почувствовал, что здесь какая-то манипуляция. И так быстро все делалось. Ночью заседает СНБО, принимается решение, и утром уже выносится на ВР. Такие вещи, как введение военного положения, когда нет территориального захвата нашей земли, так не делаются. И тогда я написал обращение в ВР, что такое введение военного положения не продиктовано фактами настоящей ситуации. Прочитали это Леонид Данилович, Виктор Андреевич и подписали. Я позвонил председателю ВР Парубию, и он сказал, что мы ваше письмо рассматривать не будем. Для нас главное письмо – это письмо Петра Алексеевича Порошенко. Я сказал, что тогда буду искать иные пути, и пошел к журналистам. Я думаю, что это была позиция не только трех президентов, а позиция фракций, позиция некоторых народных депутатов, которые также почувствовали в этом манипуляцию для введения военного положения ради переноса президентских выборов. Сегодня я могу сказать, что это правда. Уже тогда чувствовалось, что легкой победы не будет, и лучше отсрочить президентские выборы. Но народ не согласился, и прогрессивная часть ВР также заблокировала такое решение. Оно принято было, но уже не в таком содержании и не в таком масштабе. Поэтому если бы это военное положение чего-то стоило, то мы бы помнили его до сих пор. А мы уже забыли об этом военном положении. Это была ошибка президента Порошенко, СНБО и тех людей, которые поддержали его при введении военного положения, политическая ошибка.

- Я точно знаю, кто никак не может забыть об этом военном положении. Это украинские моряки, которые находятся сегодня в украинской тюрьме, их родственники, их семьи. Как именно их можно сегодня вернуть домой, в Украину? Видите ли вы пространство возможностей для этого?

- Я говорил по этому поводу с Нестором Ивановичем Шуфричем. Слушал многих людей, в том числе кума, как говорят сегодня так часто, Владимира Владимировича. Я им верю, что можно было этот вопрос решить еще раньше. Вопрос обмена "всех на всех" был практически решен. Заблокировал его, как говорят Медведчук и Шуфрич, и у меня нет оснований им не верить, Петр Алексеевич Порошенко. И поэтому возникли вопросы такого характера. Обмен пленными – это чрезвычайно важно. Люди должны вернуться в свои семьи. Но, пока будет война, будут новые пленные. Нам нужно устранить причину порождения пленных. Самое важное – установить мир на Донбассе. Будет ликвидирована причина – исчезнут и последствия: пленные, провокации и т.п. Они не будут иметь такого широкого масштаба. 

- Мы бы хотели обсудить с вами конкретный украинский унифицированный мирный план. Пусть бы он назывался "планом Зеленского". Но нам еще нечего обсуждать. В сентябре обещают представить стратегию реинтеграции этих территорий в Офисе президента. Но пока высказываются диаметрально противоположные пути к миру. Должны ли люди что-то решить, потому что Зеленский нам говорил, что каждый из нас президент?

- Я бы предложил провести круглый стол, учитывая, что сейчас многие политические партии и отдельные политические деятели, и власть имеют свои планы установления мира на Донбассе. Часто эти планы сводятся к одному: нужно выполнять минские соглашения. Минские соглашения не выполнялись, не выполняются, и поверьте мне, не будут выполняться. Потому что сама структура и сам статус минских соглашений таков, что он не несет ответственности за дела. Согласно Венской конвенции документ имеет юридическую, правовую силу, когда он подписывается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел. В Минске документы подписывают люди, которым дается поручение. Вот скажем завтра я выношу этот документ, подписанный в Минске, на ратификацию в ВР. Но она не может его ратифицировать, потому документ не соответствует своему статусу. При всем уважении к минским соглашениям - раз не выполнялись пять лет, то не будут выполняться и в дальнейшем. Потому что ничего не меняется - статус остается. Поэтому мое мнение: провести национальный круглый стол, пока что в Украине, набрать туда важные пункты, которые реально можно уже делать, и это уже будет мнение общее, мнение круглого стола - украинского общества. А потом уже делать шаги дальше.

- Когда вы говорите о круглом столе и национальном согласии относительно отдельных пунктов путей решения этой проблемы, это должен быть круглый стол только с представителями подконтрольных территорий или и с представителями неподконтрольных территорий в том числе?

- Смотря кого из неподконтрольных. Если там будут общественные деятели, не власть. Известные люди, ученые, внесшие большой вклад в развитие региона, Украины, то, конечно, я бы предлагал их пригласить. "Власть" "ЛНР/ДНР" мы пригласить не можем. Потому что она не власть: мы не воспринимаем и мир не воспринимает такой власти. Ее не существует. Поэтому мы должны руководствоваться этим. Главное, чтобы это была общая позиция нашей украинской власти, нашего гражданского общества, нашей национальной элиты, наших регионов, чтобы это был общенациональный стол.

- А каким образом нам достичь того общенационального консенсуса? Представители разных политических спектров думают по-разному. Где может быть та точка консенсуса, вокруг которой смогут объединиться разные политические лагеря?

- Я думаю, что здесь надо не руководствоваться только своим мнением. Вся наша проблема в политике заключается в том, что человек высказал свое мнение, а потом его защищает, уже будучи убежденным даже, что оно не действует, что оно неправильное. На круглом столе должны собраться и говорить до тех пор, пока не договоримся. Другого пути нет. Слушать нужно людей из всех регионов, и из тех, которые оккупированы, если они захотят.

- Так сколько сидеть? Пока пара не пойдет?

- Когда выбирают Папу Римского - пока белый дым не пойдет из трубы. Так и здесь. Нету выхода. Говорить и убеждать. Я имею опыт проведения круглых столов. Первый круглый стол был, когда на Майдане началась битва. Во дворце "Украина" по моей инициативе мы собрали огромное количество людей. Главное - не оскорблять друг друга. Здесь надо запретить оскорбления. Слушать и делать выводы. В демократическом обществе нет другого пути. Другой путь есть только в дикторском обществе. У нас нет.

- К чему мы сейчас приближаемся: к обществу диктаторскому или демократическому? Или еще не определились?

- В демократии всегда авторитарные черты. Нету чистой демократии - никогда не было и не будет. Также и в авторитаризме есть какие-то моменты, когда слушают, или обращаются к людям. Когда особенно тяжело - обращаются. Я не боюсь уже авторитаризма в Украине. Потому что народ уже настолько поднялся в своем суждении, в своих оценках, в своей вере, в своей силе... Он пережил два майдана, он пережил такое, что не каждый народ мог бы пережить, и живет, и работает, и развивает 28 лет Украину. Поэтому надеяться, что кто-то нас вернет куда-то к чему-то - народ этого не допустит. Вот выборы президента. Как только народ почувствовал, что в системе власти П. А. Порошенко и его окружения наблюдаются моменты автократии, моменты бизнес партнерства, когда образуется система коррумпированного управления страной - он не проголосовал. Причем, если сравнить выборы команды Порошенко и команды Зеленского, то у Зеленского в 100 раз меньше возможностей было, чем у Порошенко. У него не было ни больших денег, не имел он своих каналов, не имел в областях, районах своих людей, а победил. Так захотел народ.

- Вы говорите, что у команды Зеленского не было даже доступа к каналам? Кроме одного, но большого. Сейчас мы слышим от них, что есть идея создания международного русскоязычного канала, чтобы влиять на мысли русскоязычного населения во всех уголках мира и на оккупированных территориях. Насколько такая идея может быть эффективной, с точки зрения информационной борьбы за мозг, сознание наших граждан, проживающих на оккупированной территории, и стоит ли такой подход делать на других, подконтрольных территориях Украины? Я имею в виду русскоязычное вещание для русскоязычного населения.

- Если взять оценки языкового характера, то половина людей говорит на русском языке. И надо иметь канал, русскоязычный, для того, чтобы эти люди почувствовали, что их уважают. Они знают украинский язык, но русский язык - это язык уважения к людям, которые имеют российское происхождение. Такой канал нам нужен, я поддерживаю эту идею. Но как же его построить? Это будет чисто информационный канал или он будет иметь другую задачу? Надо чтобы люди сели и предложили концепцию этого канала. Обсудить в обществе, не нужно спешить. Будут высказаны очень интересные мысли, но нужно это сделать, и это будет полезно.

112.ua

- Мы надеемся, что этот канал будет инструментом целостной информационной политики. Какой она будет - это большой вопрос.

- И рассчитан он будет на конкретных абсолютно людей с конкретным языком. И пусть слушают этот канал и в Кремле.

- У нас сейчас будет пропрезидентское большинство, пропрезидентское правительство, и мы, де-юре, остаемся парламентско-президентской республикой. Какой она будет, де-факто? И что лучше будет для нас?

- Сейчас будет лучше то, что есть, потому что мы не можем другого: по действующей Конституции у нас парламентско-президентское государство. Если мы хотим что-то другое, то нужно начать с того, чтобы изменить Конституцию. Такие сигналы уже поступают. Более того, говорят, что ее нужно вынести на референдум. Таким образом, мы можем сегодня делать то, что можем делать: руководствоваться действующей Конституцией. Если будет обществом принято решение изменить Конституцию, ее надо изменить. Ведь те, кто писали Конституцию (кстати, я также присутствовал), они, считаясь с тем, что не нужно каждый день изменять Конституцию (это правильная позиция), записали, что принимать новую Конституцию ВР не имеет права. Она имеет право вносить изменения в Конституцию. Таким образом, хотим мы или не хотим, для того чтобы принять новую Конституцию, надо ее вынести на референдум. Нынешняя Конституция вся штопаная. Судебная система немного изменена, местное самоуправление немного изменено, а коренные вопросы (парламент, президент и правительство), к этому даже не прикасались. Многослойное сознание означает: думает одно, говорит другое, а делает третье. Вот так и наша Конституция не может быть многослойной. Она должна быть единой Конституцией, отвечать коренным национальным интересам в Украине.

 - Благодарим вас.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>