banner banner banner banner

Митрополит Онуфрий: Если человек теряет разницу между добром и злом, он ломается даже о соломинку

Митрополит Онуфрий: Если человек теряет разницу между добром и злом, он ломается даже о соломинку
112.ua

Митрополит Онуфрий

Митрополит Киевский и всея Украины

- Ваше блаженство, сегодня мы отмечаем знаменательную дату - День Крещения Руси. Вспоминаем события более чем тысячелетней давности, которые происходили здесь, на территории современного Киева, на склонах Днепра. Итак, интересно ваше мнение: чем важно это событие для современного человека?

- Когда святой князь Владимир крестил Русь... Русь это не только Украина, это значительная часть России, это Беларусь, это часть Польши, это Кубань, Княжество Киевское, которое называлось Русь, оно обнимало собой очень много земель. И князь Владимир крестил Русь. То он принес сюда, на эту землю, ту благодатную силу, которая согрела то семя, которое посеял сюда святой апостол Андрей Первозванный еще в первые века христианства. И это семя дало большой росток, крупный плод. Оно дало колос, богатый, сильный, тяжелый, наполненный колос. Это сокровище, которое дало семена апостола Андрея, оно оказалось в православной вере. Князь Владимир принял православную веру. Он посылал своих гонцов, послов и к католикам, и к магометанам, и у евреям, и к православным. И выбрал православную веру. И он принес сюда эту веру, принес эти законы, принес эти книги, священников привел, которые совершали крещение, совершали тайны.

Он обновил народ, обновил землю, потому что принесено было сюда учение высшее, духовные знания, которые принес на землю Бог. Это учение Бога, Слово Божье. И оно превратило князя Владимира из жестокого, немилосердного, такого распущенного правителя в ... Красно Солнышко. То есть люди начали его называть Красно Солнышко. Красный - это не красный, это слово славянское. Означает "красивый". Он стал красивым солнцем. Он стал милостивым, он стал очень жалеть людей, он помогал бедным, сиротам. Он превратился совсем в другого человека. То есть он с себя сотряс настои греха. И стал тем, каким Бог создал его. Он не стал другим, он просто обновился. Как бывает заржавевшее железо: почистил ржавчину - оно заблестело. И так он заблестел теми добродетелями, которыми Бог его наградил как свое творение.

Новости по теме

И, конечно, что князь Владимир для нас является не только крестителем, просветителем. Он для нас является тем примером такой яркой перемены человека от божественного слова, которая произошла в нем. И если мы хотим быть его... ну, хотя бы считать себя его потомками, мы должны стараться быть подобными ему и сами себя обновить тем самым словом, которым он обновился. Этим самым учением, которое он принял. Это Слово Божье, оно вечное, оно живет, оно не стареет. И оно сегодня у нас актуальное и нужное для каждого человека. Надо просто вспомнить о Боге, вспомнить, что Бог превыше всего и всех, и искать Бога, мириться с Богом, жить с Богом, и тогда все будет в порядке. Мы найдем счастье, мы найдем мир, мы найдем радость жизни, которую сегодня так все ищут.

- Как раз в продолжение вопроса. Крещение, по своему содержанию, - это просветление Богом человека. И вот, к сожалению, в современном мире и в том числе в нашей стране даже в середине семей происходят конфликты из-за того, что разное толкование у людей, что такое добро, что такое зло. Вот как эту истину определяете вы?

- Вы знаете, у меня есть одна книга, которая, наверное, у каждого из вас есть. Это не какая-то тайная книга, которая называется Святое Евангелие. Там дается правильное понятие о том, что такое добро и что такое зло. И если мы хотим понимать, разобраться в этом потоке информации (это таки очень свободный поток, который изливается на каждого человека) и хотим разобраться в этом и не потерять себя, не потерять свое человеческое достоинство, мы должны читать Евангелие и учиться оттуда, что есть добро, что есть зло, что есть свет, что есть тьма, что есть хорошо, что есть нехорошо. И эта книга доступна для каждого человека. Просто надо себя взять в руки и читать ее и стараться выстраивать свою жизнь по той книжке, потому что именно так сделал святой князь Владимир. И тогда будет все в порядке и сможем, нас ничто не сломает. Что бы на нас ни обрушилось, ничто нас не сломает. Если человек теряет понятие, что такое добро и зло, он порой ломается даже о соломинку: просто споткнулся о соломинку и падает и себя повредит.

- Ваше Блаженство, вопрос о вас. Вот расскажите, вспомните, в каком возрасте были крещены вы, кто ваши родители, кто ваши крестные родители, помните ли вы их?

- Ну, помню. Когда меня крестили, не помню, потому что я был малым еще. Не знаю, сколько мне было, но еще был таким несознательным. Помню, кто меня крестил: такой священник Аркадий, но я его тоже не знаю. Кто мои крестные родители, я помню. В детстве мне говорили родственники, что "это твои крестные родители", но они уже все умерли. Мои родители такие... Отец тоже был священником. Ну, я жил так, как все жили. Я не жил в каком-то другом мире. Жил в таких условиях, как все жили, в условиях атеизма, прессинга на верующих. Но я всегда был верующим. Я не всегда был хорошим, примерным христианином, но всегда был верующим. Я никогда от Бога не отрекался. Ну, слава Богу. Были унижения, были насмешки, грубости над тем, что я верующий, тем более, что сын священника. Но все прошло. Все это я забыл. Слава Богу.

- Вы из семьи священника, вы получали образование в светских учебных заведениях и уже в достаточно таком, взрослом возрасте, вам было тогда 25 лет. Вы оставляете вдруг Черновицкий университет и решаете посвятить свою жизнь служению Богу. Как это решение к вам пришло? Вы его вынашивали, осознавали как-то, произошло ли это вот внезапно?

- Знаете, что... Когда я был маленьким мальчиком, то отец рассказывал про святого Василия Великого, я так помню этот рассказ. Что был уже ученый он и все светские науки постиг, затем стал монахом, затем стал епископом, и как он молился... Он становился на молитву вечером и солнце ему светило в затылок, ну, так он становился на восток, а солнце с запада светило, и заканчивал молитву, когда ему солнце светило в лицо. И я так... Меня, честно, в таком возрасте что-то у меня такое: "хочу быть таким, как он" или "буду таким, как он". Что-то у меня такое мелькнуло, такое мнение. Потом я сам даже пугался, "как это я буду монахом, жениться...", потом вырос и забыл это все, потом уже работал там, потом в университете учился.

И уже окончил три курса университета. Что-то мне так вот... Были свои сложности после третьего курса. Надо было переводиться на другой факультет, которого не было в Черновцах. Надо было переводиться либо в Одессу, либо в Киев. Что-то у меня не очень получалось. И что-то во мне так... Я себе сам сел, помню, на лавочку там, в Черновцах, и думаю: "Зачем я пойду дальше?". Там у меня специализация была уже, два года специализации. Я думаю, зачем, я же хотел... Просто я любил учиться, я хотел, я с жаждой учился, постигал науку, я все уже, такие, общеобразовательные, предметы все - и философию, и высшую математику, там, все. Зачем мне тратить время, если я не буду работать этим специалистом? Я просто себе два года выкину из жизни... И я решил: всё оставляю и поступаю в семинарию.

Да, конечно, если бы я тогда сказал, что я поступаю в семинарию, меня бы там, наверное, съели, я не знаю. Но я так сказал, что я перевожусь, но еще не знаю куда. И так брал справки в никуда. В вуз, но в никуда. И так выписался из города, все-все. Потому что не поступишь - уже не вернешься, потому что вернуться после непоступления в семинарию - это все равно, что идти в болото... М я уже так решил, что все мосты сжег. Пошел. Но так Бог дал, что я поступил в семинарию, во второй класс, окончил семинарию. Так потом вдруг я перешел в монастырь. Еще толком не знал, что такое монастырь, потому что во время советской власти у нас позакрывали монастыри и не было ни одного монастыря открытого, по крайней мере в Черновицкой области. Я только слышал, что есть монахи, живущие где-то по квартирам. Но монахи ходили в светской одежде, потому что по городу ходить в той одежде невозможно было. Я не видел монаха живого, такого, в одежде. Когда пришел в монастырь - увидел. Вот мне пришло, что я иду в монастырь. Я сам не знаю. И так быстро перешел, я год отучился в семинарии и поступил в монастырь, уже 25 лет мне было, я поступил в монастырь... Нет, в 26 уже поступил в монастырь. Не жалею. Спасибо Богу, что Бог так избрал мою жизнь.

- То есть по зову начался ваш путь, служение Богу. И вот многие наши современники, священнослужители, выходцы из Украины несут Слово Христа по всему миру. И вот много их, я даже зачитаю. Целая когорта: митрополит Платон возглавлял много лет православную кафедру в Южной Америке, Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге возглавляют черкащане, так? Епископ Назарий. Свято-Сергиеву лавру недавно возглавил Епископ Парамон из Закарпатья. И митрополит Днепропетровский Ириней за несколько лет служения в Японии, вообще такой, мне кажется, уникальный пример, перевел японской служебник, и по этому служебнику и сегодня проводят богослужения православным японцам. Ваше Блаженство, какую роль играет украинская православная церковь сегодня во внутренней жизни Украины?

- Ну, я... мне трудно дать оценку, полную оценку, объективную оценку православной церкви, которую она сыграет в жизни нашего государства, нашего народа Украины. Я бы, скорее, сказал то, что бы мы хотели сделать для своей земли, наша церковь. Мы, первое, мы просим, молим Бога и просим людей, чтобы люди примирились и не дрались друг с другом, не воевали друг против друга. Чтобы люди уважали друг друга, чтобы люди любили Бога, любили друг друга. Это наша основная задача и основная прерогатива, наша цель, цель, что мы хотим, чтобы приучить людей, чтобы люди были миролюбивы, чтобы люди были терпеливы, чтобы люди были благородны и делали некоторое добро. Не все получается, не все выходит, но это наша цель, и мы от нее не отступаем. Конечно, в каких-то таких эпизодах мы занимаемся многими вопросами.

У нас в церкви есть детские дома, в которых мы воспитываем сирот, брошенных детей. Детский приют в Банченах, в котором находится сейчас более 400 детей, которые со всей Украины. Туда собрали детей не лучших по физическим кондициям, брошенных детей, у которых родственники наркоманы, детей с ВИЧ-инфекцией, инфицированных, калек, таких, настоящих калек, которые уже не могут... Многим там делали операции, многих вернули немножко к более-менее нормальной жизни. Мы готовим людей бездомных, бедных, и сегодня у нас... Мы это не афишируем, мы это делаем ради Бога, мы это не перестаем делать. Ну, кроме того, мы совершаем свои такие церковные обязанности, свое церковное служение, где мы людей и примиряем с ними самими. Это исповедь. Человек кается и мирится сам с собой, с Богом.

Человек болеет - мы помогаем ему чем можем, порой лекарствами или молитвами. Вот, например, сейчас была эпидемия, пандемия, эта, которую мы сегодня имеем, то в церкви очень много мы пытались помогать и больным, и врачам, которые тоже несли жертвенное служение, поскольку рисковали собой каждый час и каждый день. Были такие места, где просто в церкви мы открывали полевые госпитали. Вот, в частности, в этих же Банченах, где дети воспитываются, там открыли больницу, потому что областная больница не была в состоянии всех принять, сколько заболело, там была вспышка такая. И там такой архиепископ Лонгин, который эту больницу открыл, и … Я не помню точно, там или 15 ИВЛ у них там, в той больнице. И туда приходили люди, которых не могли принять в государственной больнице, приходили туда и помогали им, и излечивали людей.

Было такое, что заболели... Вот те дети, тот детский дом, то за два дня все заболели. Все 400 детей лежали в кроватях. Не знаю, как это случилось такое, что в такой короткий срок все заболели, но это факт. И то надо было всех лечить. Лекарства, приглашали врачей-профессионалов, потому что мы такой низший медицинский персонал можем заменять, санитарок, что-то там подать, что-то отнести там, а выше, профессионалов, мы призвали из Полтавы, из Одессы, платили им зарплату, и они лечили людей. Все-таки великие подвиги совершала наша Церковь в такое критическое время пандемии. Мы так - вот наше служение. Ну, коротко говоря, это наше служение, которое мы совершаем, должны совершать. Пока Бог даст нам сил, мы будем это делать.

- Человек живет в обретении веры. И сложно представить человека, у которого нет мечты. Есть ли такая заветная мечта у вас? Если можете, озвучьте ее, в чем она заключается?

Достичь спасения на небе. Это не есть философская фраза, это действительность, потому что я знаю, что есть жизнь земная и есть жизнь небесное. Земная жизнь - это время, где мы должны себя приготовить для неба. Каждый человек, без исключения, земная жизнь дана ему не для того, чтобы разбогатеть, чтобы достичь какой-то карьерной там позиции, должности, власти, а для того, чтобы спастись. Можно спастись в качестве простолюдина, просто рядового человека, можно спастись в качестве учителя, президента, премьер-министра, можно спастись каждому человеку, лишь надо для этого трудиться. Для этого надо себя заставлять не делать плохо, делать добро.

Для этого надо заставлять себя жить по божественным законам, потому что божественные законы - это те законы, которые являются инструкцией для жизни человека. Если человек хочет быть полезным для себя и для всех окружающих, он должен жить по этой инструкции, по Писанию. Если живу я не по этому, я могу о себе думать что угодно, что я очень большой герой, там, создатель, руководитель, но я буду вреден для себя и для тех, кто живет со мной. Поэтому каждый человек должен себя заставлять жить по этой инструкции, по Писанию, и тогда мы будем полезными для всех: и для себя, и для тех, кто нас окружает. И тогда есть надежда на наше спасение на небе. Человек тогда становится способным вместить, и это вечная жизнь, которая ждет нас в будущем веке.

- И напоследок ваши пожелания в этот знаменательный день всем людям?

Ну, пожелания мои такие: самому себе и всем людям желаю, чтобы мы были подобными князю Владимиру. Чтобы мы тогда были - до фазы жизни, второй половины жизни, потому что святой князь Владимир в 25 лет принял крещение. До 25 лет он был жестоким, воинственным, а после 25 лет он принял крещение и еще 28 лет он еще был князем, то он стал Красным Солнышком. Я желаю, чтобы мы все стали Красным Солнышком, каждый для своей семьи, для своих близких и для себя самого.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>