Можно с уверенностью сегодня говорить, что Украина должна двигаться в рамках минских договоренностей

Можно с уверенностью сегодня говорить, что Украина должна двигаться в рамках минских договоренностей
112.ua

Дмитрий Разумков

Лидер партии "Слуга народа"

- Рады пригласить в нашу студию нашего гостя. Это наиболее вероятный будущий глава ВР Дмитрий Разумков.

Добрый вечер. Мы пытаемся понять, вас поздравлять или сочувствовать в связи с тем, что ваша политическая сила выдвигает вас на должность председателя ВР?

Разумков: Это точно не простая будет работа, но я надеюсь, что надо поздравлять всех нас, потому что партия "Слуга народа" победила на выборах. Партия "Слуга народа" является частью команды Владимира Зеленского, которая явно будет ему помогать реализовывать все те задачи, которые перед ним поставило общество, и во время президентской кампании, и теперь перед нами как перед политической силой, во время парламентской кампании, и дало очень большой вотум доверия. Мы понимаем всю ту ответственность, которая сегодня ложится на наши плечи, и что 254 народных депутата – такого никогда не было в украинской политике, такого никогда не было в украинском парламенте. Это большой вызов, большая ответственность. И, пользуясь случаем, я хочу еще раз всем сказать спасибо за ту поддержку, которую вы оказали нашей политической силе.

- Впервые в этой студии вы начинаете свое выступление с украинского.

- Не впервые.

- Это уже должность обязывает. Делаем вывод: перед нами стоит уже точно спикер. Мы помним, что во время спикерства Андрея Парубия в ВР было несколько эксцессов, когда за использование народными депутатами русского языка в зале он просто выключал микрофоны. Хотя некоторым разрешал, своим бывшим собратьям. Как именно будете поступать вы, если кто-то из народных депутатов в сессионном зале будет использовать русский? Или любой другой язык.

- Вопрос языка действительно поднимался в стенах парламента. Но чаще всего это был один из политических механизмов воздействия на оппонентов, иногда не на оппонентов, а на ситуацию политического пиара. Я считаю, что надо более толерантно относиться. Но, с другой стороны, если мы говорим об официальной позиции, то я считаю, что все же народные депутаты в ходе своей профессиональной деятельности должны использовать государственный язык. Я уверен, что 99% народных депутатов знают украинский, и представители нашей политической силы будут говорить на государственном языке. Если, может, где-то не хватает знаний, они подтянут. И мы видели, что это несложно, было бы желание. В быту мы с вами используем тот язык, который нам удобнее, на каком мы привыкли общаться. Вы прекрасно знаете, что я по-русски говорю, чаще всего. Но если мы говорим об официальных выступлениях в ВР, мне кажется, это моя позиция, что надо все же использовать государственный язык.

- Но микрофоны выключать не будете?

- Я считаю, что надо толерантно относиться к коллегам. Но, с другой стороны, я надеюсь, что коллеги будут так же реагировать на мое предложение, которое я только что озвучил.

- Толерантность на толерантность. Дай бог. Это об украинском парламенте?

- Надо же меняться. Можно оставить все, как есть, но я уверен, что ни меня, ни вас, наших телезрителей, это не устроит.

- Касательно толерантности интересно, проявите ли вы толерантность прям такую, что должность второго вице-спикера будет отдана оппозиции? И нам интересно, какой именно оппозиции, потому что вы уже понимаете, что она сейчас структурируется, пытается доказать украинскому обществу, что именно она является оппозицией: мы настоящая – они ненастоящая. Чем здесь будете руководствоваться?

- Логикой. Иногда в парламенте неплохо использовать логику, и мы будем ее использовать. Я не понимаю "правильная-неправильная". Есть политическая партия, которая будет составлять большинство. Возможно, кто-то присоединится, возможно, нет. Но мы набрали большинство в парламенте. Другие политические силы являются представителями оппозиции. Я считаю, что было бы корректно, чтобы не мы, политическая сила, которая является представителем власти, а оппозиция между собой определилась, кто на какую позицию будет претендовать. Это логично, правильно, демократично. И толерантно, даже в нашем парламенте.

- Тогда представители нескольких политических сил, которые, по крайней мере, официально декларируют себя как политические антагонисты, что они должны между собой договориться и выдвинуть какую-то единую кандидатуру на четырех: второго вице-спикера ВР?

- Вы ставите меня в неловкое положение, потому что я точно не буду частью оппозиции. Мне трудно ответить, как они будут это делать. Это их право, это их ответственность, и я надеюсь, что все же оппозиция в ВР наконец-то будет находить какие-то точки соприкосновения. А если не будет, видимо, все же это относится к оппозиции, а не к власти и к политической партии "Слуга народа".

- Если четыре политические силы, которые гипотетически могут стать оппозицией, выдвинут четыре кандидатуры, каким образом будут решать тогда, кто именно станет?

- Я думаю, что это предмет договоренности. Но, насколько я помню, будет голосование по каждой из кандидатур.

112.ua

- Если гендерный момент перевесит во втором вице-спикерстве, то тогда Юлия Тимошенко, точно.

- Это ваше предложение?

- Это наше предложение, женское. Сейчас несколько политических сил требуют для себя приватизации звания оппозиции. Стоит ли вводить на законодательном уровне критерии, по которым несколько комитетов, должность вице-спикера отходят оппозиционной политической силе, и критерии будут определяться законом?

- Мне кажется, что ключевым вопросом являются не должности, не комитеты, а ответственность. К сожалению, в украинских реалиях позиция оппозиции всегда была следующей: мы ничего не делаем, чаще всего мы только критикуем. Я считаю, что это неправильно, потому что оппозиция должна тоже работать. Они, как и представители власти, получают заработную плату. Фактически они финансируются теми гражданами нашего государства, которые платят налоги. Поэтому и оппозиция должна отвечать за свою деятельность или бездеятельность. Мое личное мнение: было бы неплохо, чтобы был закон об оппозиции. Но я не совсем понимаю, что мешало действующим представителям, которые сегодня уже будут оппозицией, в течение 5 лет принять этот закон и обеспечить себе равные возможности в следующем парламенте. Этого не произошло, и этот вопрос не к нам.

Новости по теме

- Но в этой ВР это произойдет или нет?

- Сначала надо разработать данный законопроект, затем чтобы он прошел ВР. Я считаю, что было бы неплохо, чтобы был закон об оппозиции. Но когда это произойдет, пока не понятно.

- Ваша позиция как будущего спикера по поводу изменений, в определенной корректировке закона о государственном языке?

- Сейчас это не вопрос председателя ВР или депутатов. Это вопрос, который будет на рассмотрении президента государства. Он об этом говорил еще во время избирательной кампании. К сожалению, было много насущных вопросов, которые надо было решать. Я надеюсь, что когда сойдет пена, когда будет здраво работать парламент, выйдет из избирательной кампании, то нужно будет более детально изучить этот вопрос, и если будет необходимо, чтобы президент на это реагировал.

- А критерии возникновения этой необходимости?

- Критерии были тоже озвучены. Президент говорил, что надо, чтобы законы отвечали интересам всех граждан государства и Конституции государства. Именно поэтому я говорю о том, что президент на это будет реагировать.

Вопрос из зала: Когда вы будете спикером ВР, как будут наказаны кнопкодавы и прогульщики?

- По поводу кнопкодавов наша позиция следующая: они должны быть наказаны строго. Это либо высокие штрафы, 50-80 тыс. грн, второе – уголовная ответственность за такие действия. Руки рубить не будем. Следующим правильным этапом будет внедрение системы, которая позволила бы сделать невозможным голосование за себя и за того парня. Это могут быть отпечатки пальцев, сенсорная кнопка. Правда, никто не может до конца ответить, будет ли она работать? Сенсорная кнопка около 12 лет находится в парламенте и ни дня не работала. Почему это нельзя было сделать раньше? Вопрос риторический, но тем не менее ее решили запустить под конец каденции. Я не понимаю, будет ли она работать, как она будет работать, отвечает ли она тем вызовам. Вы же понимаете, что 12 лет назад о смартфонах речь не шла. И я думаю, что сегодня есть другие технологии, которые более четко соответствовали бы тем вызовам, которые будут стоять перед народными депутатами. И мы планируем внедрять такую систему. Относительно прогульщиков я всегда говорил, что нужно наказывать людей, когда они не ходят на работу. Если мы с вами не будем ходить на работу, нас выгонят. А народного депутата выгнать нельзя, потому что есть целых 5 лет, когда он, получив индульгенцию, будет сидеть в парламенте, пока, если вам повезет, в следующий созыв его не возьмет ни одна политическая партия, и он нигде не проскочит по мажоритарке. Наше предложение следующее: если народный депутат в течение сессии не был 30% на пленарных заседаниях и в работе комитетов, то, наверное, он занятой человек, и пусть идет заниматься чем-то другим. Лишение мандата было бы справедливо. Экономия бюджета, а другим бы не хотелось - они бы начали работать.

112.ua

- Вы неоднократно говорили о возможной разработке законопроекта относительно механизма отзыва народного депутата.

- О прекращении полномочий народного депутата.

- И еще говорили в вашей политической силе об императивном мандате. О возможном усилении императивного мандата. Можете разъяснить, какой именно механизм контроля предлагается? Какие предложения есть на столе?

- В течение президентской и парламентской кампании мы готовились и понимали, что у нас появится шанс менять это государство. Поэтому наши коллеги занимались законотворческой деятельностью, разрабатывали эти законопроекты. Есть несколько предложений, они сейчас комбинируются, для того чтобы мы получили законодательные инициативы, которые мы будем подавать в ВР, и она уже будет за это голосовать. Есть несколько видений, об одном из них я только что рассказал. Так же по поводу кнопкодавства, и по другой деятельности народного депутата, которая не соответствует тем обещаниям, которые он давал во время избирательной кампании, я думаю, что он должен нести ответственность не только во время выборов, а и во время своей деятельности, как народного депутата. Если он не отвечает полностью за свои слова, то, видимо, ему нечего делать в ВР. Механизм будет предложен нашей политической силой в ВР. Я уверен, что вы сможете ознакомиться с этими законопроектами, и мне кажется, что вы их поддержите.

- Мы понимаем, что очень непростой будет работа по координации, унификации мнений, отношений к каким-то крайне трудным вопросам. Давид Арахамия, вероятный лидер фракции вашей политсилы, говорил по поводу системы искусственного интеллекта, которая будет отслеживать аномалии. На базе чего будет обучение этого искусственного интеллекта, есть ли уже разработки, и можно ли было иначе назвать в комментарии эту систему, нежели "Большой брат", потому что это по Оруэллу, и это за тоталитаризм. Это довольно негативно было воспринято рядом представителей СМИ и обществом.

- Давид сказал, как сказал. Я не вижу здесь ничего экстраординарного. Можно было бы по-другому это назвать, но система может состоять из многих факторов, об одном из которых сказал Давид. Он более айтишник, чем я, и более компетентно смог бы ответить на этот вопрос. Я предлагаю вам его пригласить, и он подробно расскажет о тех идеях, которые у него и у команды, с которой он работает.

- Тоталитаризм будет или нет?

- Нет. В нашем государстве все, что было связано с диктатурой, привело к очень негативным последствиям для тех, кто ее внедрял. И в далекой истории и в тех событиях, которые были недавно. Поэтому я уверен, что это не тот путь, который будет выбирать политическая партия "Слуга народа", и это не тот путь, который от нас ожидает общество.

- Это не мы: это господин Дубинский, господин Бужанский волнуются - это ваша фракция.

- Если мы говорим о партийной дисциплине, то это неплохо. Потому что я не понимаю, как можно не проголосовать за те базовые программные ценности, с которыми мы шли к людям. Как можно прийти и сказать: "Мы не будем вводить сенсорную кнопку, потому что удобно, когда за нас могут проголосовать еще 10 человек". Нам больше не поверят, и мы это делать не будем. Снятие депутатской неприкосновенности (если мы говорим, что это надо сделать, и об этом мы говорили в течение президентской и парламентской кампании) - это правильная позиция. И я уверен, что сегодня ее поддерживают все. Как ты можешь за это не проголосовать, когда ты, агитируя за себя, говорил, что ты будешь за это голосовать? Это - непорядочно. Есть вопросы, которые надо обсуждать, убеждать, возможно, тебя убедят, и это нормальная позиция, когда существует внутрипартийный диспут, дискуссия. Но когда уже принято решение, то, наверное, ты тоже должен придерживаться тех идеологических ценностей, с которыми ты шел к людям. Лично для себя я это решение принял. Уверен, что и 253 моих коллег тоже.

- Но дискуссия внутрипартийная существует?

- Это нормально.

- Мы увидели, как она выливается в соцсети. Она выглядит довольно жесткой, эта дискуссия.

- Это неплохо. Лучше дискуссия, которая происходит публично, чем дискуссия, которая будет происходить кулуарно.

- Это правда.

- И пусть эта дискуссия будет вокруг вопросов стратегических, базовых, а не вокруг коррупционных вопросов: кому что достанется, какой завод или кусок бюджета. Поэтому я ничего плохого в этом не вижу.

- Если вы заговорили о партийной дисциплине, хотим воспользоваться возможностью попросить вас помочь нам пригласить господина Арахамию, чтобы он нам подробнее рассказал об этой системе, по "Большому брату". Наши гостевые редакторы неоднократно связывались с господином Арахамией, и пока ни разу он не согласился прийти к нам. Мы приглашаем его в нашу студию.

- Это не партийная дисциплина - это лишь мое предложение, чтобы он к вам присоединился. А то, что вы используете мои служебные обязанности сейчас, - это тоже неправильно. Но я ему обязательно передам.

- И господина Дубинского, и господина Бужанского. Если все вместе придут - это будет великолепно. Выясним отношения перед всей страной.

Говорят, что вы уже определились с председателями комитетов, заместителями. Писали, что ваша фракция будет делиться на 15 неформальных групп. Можете ли вы подтвердить эту информацию и сообщить, по каким принципам делили народных депутатов на эти самые группы и каким образом выбирали их лидеров?

- Выбирали не лидеров групп, а выбирали заместителей председателя фракции. Заместители председателя фракции выдвигаются один от 15 согласно регламенту. У нас получается немножко меньше - это помогает координировать деятельность внутри фракции. Здесь нет каких-то оговорок - это нормальная эффективная работа. Ты всегда группируешь людей для того, чтобы эффективно коммуницировать, доносить информацию, собирать информацию, а потом имплементировать те или иные решения в стенах парламента. У нас очень большая фракция. Даже залы в ВР, где бы можно было собрать такое количество народных депутатов - нет. Потому что это прецедент, которого никогда не было. Самый большой зал - 250 мест. Мы не берем зал пленарных заседаний. Поэтому нам действительно надо будет функционировать в рамках таких групп. Но это ни в коем случае не делит фракцию на какие-то отдельные элементы. Фракция - это живой организм. Это люди, которые пришли со своей позицией, с позицией партии и которые, я уверен, будут поддерживать все эти базовые ценности, которые нами были озвучены.

Новости по теме

- Мы привыкли, что если есть группа, то это, соответственно, зона олигархического влияния. И договариваться очень легко по формуле: "Ты мне - я тебе". На уровне как раз этих кураторов. По крайней мере, так было.

- Пора отвыкать. Не будут эти группы делиться по принципу каких-то олигархических влияний. Я думаю, что когда вы их увидите, эта дискуссия сойдет сама по себе на "нет". Как отбирали людей на заместителей председателя фракции? Чаще всего это люди, которые прошли с нами всю избирательную кампанию, начиная с президентской, в тех или иных ипостасях. Это люди, которые пользуются авторитетом внутри партии и внутри фракции, умеющие вокруг себя объединять коллектив. И не для своих целей, а вокруг себя, как лидера, который может дальше продвигать все те задачи, которые перед нами сегодня стоят, и реализовывать их в жизнь. Поэтому, я думаю, что никаких вопросов по тем людям, имена которых сегодня гуляют в СМИ, нет.

- Есть публикация, в которой говорится о заместителях председателя фракции: Галина Янченко, Дмитрий Соломчук, Юрий Мисягин, Павел Халимон, Евгения Кравчук, Павел Сушко, Юрий Корявченков, Юрий Кисель, Николай Тищенко, Вадим Струневич, Ольга Савченко, Максим Ткаченко, Артем Культенко, Роман Мулик, Елена Шуляк. Все верно?

- Да. Это люди, которые, скорее всего, будут предлагаться фракцией в качестве кандидатов на должности заместителей председателя фракции политической партии "Слуга народа" в ВР Украины 9 созыва.

- Андрей Герус, представитель президента в ВР, заявил о том, что 3 сентября ВР нового созыва начнет свою работу. Подтверждаете дату?

- Нет, к сожалению. Я не могу подтвердить или опровергнуть эту дату. Только сегодня завершился подсчет голосов, и ЦИК отправила письма. После этого есть ряд юридических норм, которые должны произойти. Действующий председатель ВР соберет комиссию, которая будет заниматься подготовкой первой торжественной сессии. К сожалению, сегодня мы еще не можем сказать, о какой именно дате идет речь. Наиболее оптимистично, но я не очень в это верю, что это будет 24 августа, и крайняя дата - 3 сентября. Сейчас еще рано говорить о конкретной дате. Мы обязательно вас предупредим.

- Какие конкретно законопроекты будут выноситься на рассмотрение парламента в первую неделю?

- У нас много законопроектов. Были и законопроекты президента, будут и законопроекты нашей команды, мы будем рассматривать. Мы готовы к плодотворной, но тяжелой работы. Несмотря на то, что у нас не было отпуска, почти ни у кого, мы готовы работать.

- Как мы вас понимаем.

- Ну, это благодаря нам у вас не было отпуска.

- Спасибо очень, от всех журналистов. Еще и в "Риксос" нас не пригласили.

- Я вас хочу заверить, что там тоже не было отпуска. Но, возвращаясь к вопросу. Законов много, проектов законов много, я уверен, что большинство из них будет приниматься сразу. Это и касается тех вопросов, которые вы задавали, по изменению подходов народных депутатов в своей деятельности: это и кнопкодавство, и вопрос неприкосновенности, и многие другие.

- Вопрос приоритетов. Какие приоритеты у вашей политической силы, пять первых шагов?

- Сегодня, к сожалению, в государстве нет чего-то приоритетного, а чего-то неприоритетного. Сегодня сложилась такая ситуация, что у нас весь перечень проблем приоритетный. И их надо будет решать. Именно поэтому я говорю о том, что надо будет много работать. Есть вопросы, связанные с Конституцией, с той же неприкосновенностью – это приоритетно. Есть вопросы, связанные с экономикой, – приоритетно. Вопросы, связанные с прокуратурой, армией и многими другими направлениями деятельности государства, – это тоже все приоритетно. Я уже молчу про социальные вопросы, которые, к сожалению, сегодня желают выглядеть лучше. Я думаю, что этих направлений будет гораздо больше.

- Хочется у вас спросить о потере субъектности парламента. Что делать с этим? Ведь сейчас есть монобольшинство, и с одной стороны есть шанс на возвращение этой субъектности. С другой стороны, шанс на ее потерю колоссальный. Вам просто будут звонить из Офиса президента или из другого центра принятия решений, чтобы спустить то или иное нужное… "нищачок".

- Нужное для кого?

- "Нищачок" это ясно для кого – не для нас.

- От этого тоже надо отвыкать. Если вы говорите о том, что было, то заседали "семерки, восьмерки, двадцатки", и они проговаривали, у кого какой, извините за непарламентское выражение, "шкурнячок". Слава богу, сегодня у нас этого не происходит. И позиция президента остается такой, какой она была еще до того даже, как он выдвинулся в кандидаты в президенты в 2018 году. И я уверен, что ни у него, ни у команды не будет ни "шкурняков", ни "договорняков", ни чего-то другого, что будет вредить нашему государству.

- Но все же – центр принятия решений.

- Центр принятия решений – это те программы, с которыми мы шли к людям. Там делать не переделать. Там работы очень много. И этот центр принятия решений был, когда человек шел, брал бюллетень, ставил галочку и опускал в урну. Это был центр принятия решений.

- Это было наше решение, за которое мы будем нести ответственность, и вы тоже.

- И я тоже.

- Свою политическую, всенародную фактически – 73%. Далее, если будут эти риски, парламент станет, наконец, центром принятия решений?

- Парламент им будет. Но давайте будем реалистами. Мы все единая команда, которая будет работать на результат. И результат будет работать не в пользу собственных карманов, а на пользу государства. Здесь другая ситуация. Когда субъектность принятия решений была на Банковой для того, чтобы кому-то что-то перепало в бюджете или нарезали, то такой субъектности нам не надо. А если мы говорим о командной работе, открытой, прозрачной и на благо государства, то я не вижу здесь никаких проблем.

112.ua

- Мы понимаем, что самым лакомым кусочком был бюджет. К 15 сентября уже новый состав правительства должен подать текст законопроекта о бюджете на 2020 год. Почему до сих пор, официально по крайней мере, не называют кандидатов на должность премьер-министра в вашей политической силе? Ведется ли уже сейчас работа будущих народных депутатов от "Слуги народа", потенциальных чиновников от "Слуги народа" с действующим правительством, которое готовит проект бюджета на следующий год?

- Я надеюсь, что будет вносить проект бюджета, до 15 сентября, уже новый глава Кабмина Украины, и наша команда над этим работает. Если мы говорим о персоналиях, то даже сегодня мы говорим о том, что есть кандидатуры. Я считаю, что это правильно. Давайте мы придем в парламент, проголосуем за руководство Кабмина и за новый Кабмин. И уже через несколько недель, я думаю, мы увидим новый проект бюджета государства.

- Но эти кандидатуры есть от Atlantic Council. Нет кандидатур от вашей команды. Есть критерии, о которых говорил президент, но ничего больше. Почему так? Почему фамилий мы не слышим от команды именно?

- Есть несколько фамилий, которые в качестве кандидатур рассматриваются. Но для того, чтобы не создавать информационный бум, с учетом того, что люди еще и занимаются подготовительной деятельностью в качестве будущих представителей нашей команды в Кабмине, мы эту информацию сейчас не выносим на всеобщее обозрение.

- Игорь Коломойский в интервью российскому РБК рассказал, что якобы Юрий Витренко и Алексей Гончарук являются фаворитами на пост премьера. Можете подтвердить или опровергнуть?

- Мне трудно ответить или спорить с Игорем Валерьевичем. Вы, наверное, слышали несколько фамилий, которые потенциально могут рассматриваться на эту должность. Если вы говорите об этих людях, то они тоже в качестве кандидатов рассматриваются в СМИ.

- Нам интересно, чтобы вы нам сказали.

- Если посмотреть на результаты первой и второй кампании, то разница в том, что надо меньше говорить и больше делать. Это приносит результат.

- Господина Рябошапку называли как возможного кандидата на пост Генерального прокурора. Он до сих пор остается единственным кандидатом?

- Господин Рябошапка сейчас исполняет обязанности заместителя главы канцелярии президента. Выполняет довольно неплохо и работает именно на этом направлении. Но с вопросом Генерального прокурора будет определяться президент. Он будет его подавать в парламент, парламент будет рассматривать, и если кандидатура будет соответствовать всем тем критериям и высоким ожиданиям, которые есть в обществе, парламент обязательно за него проголосует.

- Кадровые вопросы будут решаться в первую неделю будущей Рады?

- Я надеюсь, да.

- Эту ВР уже распустить нельзя, если не проголосуют. Хотя если будет еще одно толкование Конституционного суда, я уже ничему не удивлюсь в этой стране.

- Зачем вы так говорите? Я считаю, что Конституционный суд был здесь полностью прав.

- А мы считаем, что был прав, потому что он сказал о нас наконец, что мы являемся источником власти, и это приятно.

- В таком случае никаких вопросов ни у кого из нас нет.

- Это абсолютно точно. А теперь вопросы, касающиеся непосредственно вашей политической карьеры. Нужно ли Дмитрию Разумкову сейчас это спикерство вообще? Политическая карьера сейчас перед вами ну просто фантастическая. Она только начинается. Спикерство, вы знаете, чем для многих завершается. Приятно, что вы человек из экспертной среды, вы видите причинно-следственные связи, можете моделировать ситуацию. И вы знаете, что все негативы, которые олицетворяет парламент, концентрируются именно на спикере. Вы не боитесь этих рисков? Зачем вам сейчас это спикерство?

- Здесь не стоит вопрос спикерства, комитетов или чего-то другого, здесь командная работа. Есть часть команды, которая вместе с президентом работает в Офисе президента и тоже принимает, видимо, не всегда популярные решения. Нельзя быть всегда популярным. Есть большая команда, которая пошла работать в парламент. И если мне доверят, я приложу максимум усилий для того, чтобы быть эффективным на этой должности. Наша позиция, которой мы придерживались в течение всей избирательной кампании: надо быть искренними и откровенными. Если это не очень удобный вопрос, то не надо его как-то прятать и пробовать избежать дискуссии. А надо честно приходить к людям и честно говорить: надо сделать это. Это не будет очень полезно для карьеры, но это будет искренне и откровенно. Как показывает практика, люди в это верят. Если ты честно показываешь все плюсы и минусы того, что ты делаешь, – люди в это верят, и люди за тобой идут. Очень легко снова уйти в оппозицию и говорить: пусть кто-то сделает за нас. Но, как показывает практика, за нас никто ничего хорошего не сделает. Здесь не о карьере речь, здесь – о государстве. Давайте придерживаться этой идеологии.

Вопрос из зала: Спикер предыдущей Рады, Парубий, часто позволял себе нарушение регламента. А могли бы вы пообещать Украине, что когда вы будете находиться в кресле спикера, то вы будете строго придерживаться регламента, а если вдруг возникнут нарушения, то будете рассматривать возможность отставки?

- Я хочу пообещать, что приложу максимум усилий для того, чтобы находиться в пределах регламента. Но, с другой стороны, я могу вам пообещать, что регламент надо будет менять. Тот регламент, который есть, совершенно не соответствует тем вызовам, которые стоят перед ВР. Для того, чтобы находиться в правовом поле, его не нарушая, надо менять его, выстраивая под те задачи, которые стоят сегодня перед новым парламентом. И проводить в том числе и политическую реформу, которую, в принципе, так долго ждут. Я и мои коллеги будем прикладывать максимум усилий для того, чтобы не нарушать. Мы все с вами нарушаем закон и иногда нарушаем и правила дорожного движения. Но ведь это нехорошо, и надо стремиться, чтобы этого не было.

- Какие именно изменения в регламент предложит ваша команда?

- Это очень долгий разговор.

- Сколько раз можно будет ставить на голосование проект закона по новому регламенту? 17-30?

- Если мы говорим о персональном голосовании, когда все находятся в зале, то будет достаточно и одного. Нельзя будет пробежаться по рядам и нажать за себя и за 28 коллег.

- Вы Антона Яценко недооцениваете.

- Если мы говорим о дактилоскопии, или о сенсорной кнопке, то это уже физически сделать будет невозможно. Поэтому многие вопросы сами по себе уйдут. Если мы говорим о наказании за неперсональное голосование, то это тоже очень сильно сузит количество желающих нарушать эти нормы действующего украинского законодательства. И много других вещей, которые сегодня отражены в регламенте, и многие вещи, которых в регламенте нет, а наверное, стоило бы, чтобы они там появились.

- Одна из проблем, которая больше всего волнует украинцев, это, собственно, вопросы войны и мира. Как прекратить войну на Донбассе, каким образом вернуть ОРДЛО, Крым под контроль Украины? Это будет сверхмощным, наиважнейшим заданием в том числе и для будущей ВР. Курт Волкер еще в июле говорил, что будущей ВР надо будет определяться со своей позицией относительно законопроектов, предусмотренных минскими договоренностями. А здесь и внесение изменений в Конституцию, и так называемый особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, и амнистия. Есть ли уже позиция вашей будущей фракции и ваша личная позиция, как будущего председателя ВР, относительно этого? Поддерживаете ли вы эти законопроекты? Возможно, свои какие-то варианты предложите?

- Это довольно тяжелая дискуссия, которая состоится в парламенте. Она будет прозрачной. О чем можно сегодня с уверенностью говорить, так это то, что мы должны двигаться в рамках минских договоренностей. Мы от этого не можем отойти. И мы, как команда, а прежде всего это президент имплементирует эти позиции, которые были отражены в минских договоренностях. Это и прекращения огня, и отведение вооружения. К сожалению, это точечно, но к этому надо стремиться и эту практику распространять на всю линию разграничения. Это действительно даст возможность вернуть территории. Мы будем разрабатывать, внедрять, реализовывать информационную стратегию, о которой уже сегодня говорят представители Офиса президента, и я уверен, что парламент будет поддерживать их в этих инициативах. И очень много других вещей, которые нам предстоит сделать. Если мы говорим об амнистии для военных преступников, то во всем мире это невозможно. Если мы говорим об амнистии для тех, кто вынужденно находится на оккупированных территориях и кто вынужден вести ту или иную деятельность, то, конечно, там надо будет подходить более тщательно к этим вопросам. Вопросов много, и мне бы очень не хотелось о них говорить так пиарно, из студии, когда есть пять минут. Это достаточно глубокая дискуссия и между властью, и между обществом, и между теми, кто живет здесь, и теми, кто очень часто вынужденно живет на оккупированных территориях.

Новости по теме

- Это и то, о чем говорил президент: и о компромиссах, и о том, на что он способен ради мира, и это то, о чем все думали, идя на выборы. Вы в интервью сказали, что одними законами не решить вопрос войны, одними законами не уберешь офицеров агрессора. Но эти компромиссы, которые можно в законодательной плоскости очертить, это все же будет ваша ответственность. Богдан Яременко, который возглавит комитет по международным отношениям, оценивая минские договоренности - особый статус Донбасса, говорил, что "новоизмененный закон об особом статусе Донбасса - это фантасмагория, попытка поженить здравый смысл с минскими договоренностями". Отношение к этому особому статусу, вплоть до "Минска", как такового, в вашей фракции очень ое Как вы с этим собираетесь работать?

- Наша фракция, как и вся наша великая Родина, – разные люди. С разными взглядами, с различным мироощущением, восприятием. С различными позициями. Но я уверен, что и во фракции, и в государстве надо находить (и мы найдем) точки соприкосновения, которые объединят всю фракцию и все государство вокруг тех позиций, которые позволят вернуть те временно оккупированные территории как Донбасса, так и Крыма.

- Осенью истекает срок действия закона об особенностях местного самоуправления. Если осенью возникнет снова вопрос со стороны наших зарубежных партнеров о пролонгации этого закона, ваша позиция?

- Для этого надо понимать позицию зарубежных партнеров, для этого надо будет понимать ситуацию, которая будет фактически в это время и со стороны РФ, и на фронте, и внутри государства. И всегда, голосуя за те или иные законы, надо исходить из национальных интересов государства.

- Мы не можем не вспомнить историю, имевшую место на прошлой неделе, с господином Богданом, а именно странное заявление, которое то ли было, то ли его не было.

- Почему странное? Было.

- Потому что "уволить по собственному желанию с момента желания" - так еще никто не формулировал.

- За последний год много чего произошло, чего не было раньше. Зеленский победил с 73% отрыва. Партия "Слуга народа" набрала более 43%. Богдан написал такое заявление. Многое меняется в нашем государстве.

- Когда он его написал?

- Я не являюсь персональным секретарем Андрея Иосифовича. Вам лучше к нему обратиться. Но я считаю, что он правильно сделал, когда его написал. Если не ошибаюсь, вся руководящая часть Офиса президента, в то время еще АП, написала эти заявления.

112.ua

- Вы тоже напишете?

- Это не вопрос. Если надо будет, я могу запросто написать.

- И все народные депутаты от вашей политической силы, или нет?

- Там немного другая ситуация.

- У кого будет сейф с этими заявлениями и ручками, которыми они будут написаны?

- Мне бы хотелось, чтобы этот сейф был у людей. Чтобы у них была возможность написать нам заявление. Если мы не отвечаем тем задачам и тем обещаниям, которые мы давали, чтобы они подписали это заявление. Это было бы наиболее правильно.

- Закон об отзыве, условно.

- Значит, это и будет закон об отзыве, или о досрочном прекращении полномочий народного депутата.

- То есть договоренности внутри фракции, что вы подписываете какое-то джентльменское соглашение о сложении мандата.

- Джентльменское мы не подписывали. Мы подписывали меморандум.

- Он юридической силы не имеет.

- Если мы говорим об этих заявлениях, то это тоже не соответствует Конституции. Надо, чтобы Рада голосовала, если мы говорим о сегодняшнем дне. Если мы говорим о работниках АП, то люди действительно шли с позицией, что они за кресло не держатся. Если будет необходимость оставить свое место (потому что так будет надо государству, потому что так выигрывает общество, потому что так надо будет команде), то люди без каких-либо скандалов уйдут со своих позиций. Это я считаю абсолютно правильной позицией, которую, возможно, надо было взять на вооружение и нашим оппонентам.

- Прошедшую неделю вы провели в очень напряженном графике в Трускавце. Но, возможно, у вас есть информация по поводу, какое из тех заявлений из Офиса президента и когда именно было написано? Это было сделано сразу, когда они пришли на Банковую, или это было сделано на прошлой неделе, после этого скандала с якобы написанным заявлением? И кто их в СМИ запустил?

- Я действительно был в Трускавце, и мне трудно ответить. Я не знаю, когда они писали эти заявления. Думаю, что будет корректно, если на эти вопросы будет отвечать Офис президента и коллеги, написавшие эти заявления. А как они попали в СМИ? К сожалению, "слив" до сих пор существует в украинской политике. К кому попало это заявление, кто его сфотографировал, кто отдал в СМИ... Думаю, что внутри Офиса президента будут разбираться.

- И здесь журналисты сразу ставят свой первый вопрос, который их учат ставить еще на первом курсе: кому выгодно?

Трускавецкое обучение: кто оплатил и сколько стоило?

- Оплатила политическая партия "Слуга народа". Сколько стоило, мне сейчас трудно ответить по некоторым причинам. Первое: есть коммерческая тайна, которую мы подписывали в рамках договоров с контрагентами. Второе: будет отчет НАПК, где мы, как партия, представим все свои расходы за отчетный период, и вы это увидите.

- Сейчас почему не представить?

- Потому что сейчас есть коммерческая тайна, которая отражена в договорах. Потому что когда подписываете с той или иной компанией или школой договор, то есть позиции, которые они выставляют. Но потом мы можем это показать в рамках действующего украинского законодательства. А есть еще и третья позиция: я, к сожалению (или к счастью), не занимался бухгалтерией, связанной с проведением этого обучения, поэтому мне будет не очень корректно отвечать.

- Переговоры с другими партиями относительно участия в коалиции еще продолжаются или уже свернули?

- Формулировка "еще продолжаются" мне не совсем понятна, потому что мы не проводили таких переговоров.

- В нашей студии представители не вашей политической силы говорили, что продолжаются такие переговоры.

- Мы встречались со своими коллегами и во время ваших эфиров, но проводить время вместе в эфире, дискутировать или даже вне эфира дискутировать по тем или иным вопросам и проводить коалиционные переговоры – это разные вещи.

- То есть коалиционных переговоров еще не проводили?

- Не проводили.

- Спасибо вам. Дмитрий Разумков, мы очень надеемся, что когда вы возглавите ВР, вы снова появитесь в нашей студии. Будем рады вас видеть.

- Благодарю вас.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>