Министр социальной политики Андрей Рева в эфире телеканала "112 Украина"
112.ua

Бацман: В эфире программа "Бацман". В студии Андрей Рева – министр социальной политики Украины. Добрый вечер. Вначале немного математики. Минимальная пенсия до вашей пенсионной реформы была 1312 гривен, а после реформы – 1452 гривны. Доллар до реформы стоил 26,52 гривны, а сейчас в госбюджете заложен курс 30,1.Получается, что до реформы пенсиясоставляла 49,5долл., а после реформы – 48,2. В чем победа и почему реформа не учитывает инфляцию?

Рева: Начнем с того, что курса 30 долл. за гривну на сегодняшний день нет, а реформа уже есть. Речь идет о том, что когда закладывается такой курс доллара, фактически закладывается коридор. Мы говорим о верхней границе этого коридора, которая не обязательно будет достигнута в течение следующего года. Поэтому сегодня, когда реформа уже началась, то у нас действительно минимальная пенсия составляла 1312 гривен, а после реформы – 1452 гривны. Во время бюджетного планирования уровень прожиточного минимума высчитывается следующим образом: прогнозируемый уровень инфляции плюс два пункта сверх него. Поскольку в 2017 году инфляция планировалась на уровне 8%, то рост прожиточного минимума предполагался на уровне 10%: 5% в мае и 5% в декабре. Когда мы обсуждали реформу, то фракция Радикальной партии во время подготовки ко второму чтению проекта заметила, что мы уже практически достигли 10% инфляции за год, и поэтому должны пересмотреть показатель прожиточного минимума, и поднять не на 10%, а на 15%. Мы оценили возможности, согласились, и в законопроект была внесена эта норма – 1452 грн, что соответствует размеру минимальной пенсии. Когда правительство пришло в апреле 2016 года, минимальная пенсия составляла 1074 гривны. То есть за 18 месяцев размер минимальной пенсии вырос почти в полтора раза. А с 2016 года колебания доллара находятся практически на одной и той же отметке. Нас все время пугают, что когда увеличиваются социальные стандарты – будет обвал и тому подобное. Цены растут всегда, при любых условиях. Единственный случай в истории нашей бывшей страны, когда они снижались, – Сталин в 40-х годах официально снижал их перед новым годом, и многие из людей преклонного возраста это помнят и приводят в пример. Но ведь никто не говорит, какой ценой это тогда покупалось. Рост цен – объективный процесс. Проблема в том, что для того, чтобы люди не беднели и жили хорошо, нужно, чтобы росли и пенсии, и зарплаты. Если темпы роста заработных плат и пенсий выше, чем рост инфляции, тогда идет улучшение материальных условий проживания людей. Если нет – условия жизни людей ухудшаются.

- Почему за годы независимости умерли или уехали почти 12 млн украинцев? У Вас лично есть ответ на этот вопрос?

- Экономический курс, который был взят в начале независимости, предусматривал консервацию той социально-экономической системы, которая досталась Украине в наследство от Советского Союза. Польша, Венгрия и другие сразу начали реформирование своей социально-экономической системы. У них не было этапа провозглашения независимости. Они освободились от зависимости от Советского Союза и сосредоточились на экономических реформах. А в Украине на начальном этапе сосредоточенность была на построении основ государственности – об экономической модели говорили меньше. Как следствие, все время консервировалась советская модель. То есть мы проедали наследие, которое нам досталось от СССР. На 25-м году независимости стало понятно, что дальше проедать нечего. Это, возможно, является главным стимулом для правящей элиты Украины в проведении социально-экономических реформ – проедать больше ничего! А меньше нас стало потому, что в связи с ухудшением социально-экономической ситуации резко упала рождаемость. Это первая причина. Соответственно низкие социальные стандарты и высокий уровень безработицы стимулировали людей выезжать за границу. Вначале трудовая миграция больше устремлялась в РФ, а по мере того, как наши западные соседи провели успешные реформы и открылись возможности для того, чтобы работать там, люди поехали и на Запад. Сегодня западная трудовая миграция значительно превышает восточную. Люди ищут лучшей доли, и это повлияло на демографические показатели.

- Почему бы властям не провести всеукраинскую перепись населения, и госпотоки распределять не на тех людей, которые есть на бумаге, а на тех, которые есть в наличии?

- Отсутствие четкого понимания, сколько жителей в Украине, не влияет на распределение потоков. Оно влияет на планирование. Нельзя нормально планировать социально-экономическое развитие, если мы не знаем, сколько людей проживает в Украине, где они сосредоточены. По закону и согласно тем решениям, которые были приняты правительством, перепись должна состояться в 2020 году. Сейчас к этому началась подготовка. Комиссию по переписи возглавляет вице-премьер Павел Розенко.

- Доктор Комаровский сказал, что власть заинтересована, чтобы нас стало меньше, потому что каждая бабушка, которая выжила, приближает крах Пенсионного фонда. Вы понимаете, что власть дает все основания так думать украинцам?

- Я не могу с этим согласиться. Если мы возьмем нашу статистику, то число пенсионеров у нас увеличивается, и оно будет увеличиваться в дальнейшем. Правительство никогда не ставило перед собой цель уменьшить количество пенсионеров. Когда мы рассматриваем принципы пенсионной реформы, то как раз увеличение пенсионного возраста приводит к тому, что люди позже выходят на пенсию, им нужно меньше платить пенсию, и соответственно их количество уменьшается. Когда мы проводили пенсионную реформу – у нас была другая цель. Мы на самом деле видели, что проблема не в количестве пенсионеров, а в количестве плательщиков единого социального взноса. Из 26 млн людей трудоспособного возраста, которые официально зарегистрированы в Украине, у нас единый социальный взнос платят 12 млн граждан. Из них 10,5 млн – это наемные работники и частные предприниматели. Еще за 1,5 млн платит государство. То есть почти 12 млн пенсионеров и 12 млн. плательщиков ЕСВ. Еще 14 млн ЕСВ не платят. Если взять методику Международной организации труда, то у нас почти 1 млн 900 тыс. безработных. Хотя в центрах занятости среду ищущих работу зарегистрировано только 303 тыс. А где остальные? Этот огромный потенциал, где-то в районе 8 млн, – это те люди, которые работают в теневой экономике, либо уехали. Если мы хотим решить проблему Пенсионного фонда на ближайшую перспективу, то есть на 10-15 лет, нам не нужно увеличивать пенсионный возраст. Нам нужно детенизировать занятость. В Польше при тех же демографических показателях аналог нашего ЕСВ платит 22 млн поляков. А у нас – 12. Вот и все проблемы Пенсионного фонда.

- Вопрос из ФБ: люди просят Вас провести эксперимент и прожить хотя бы год на минимальную украинскую пенсию, 1452 грн.

- Я ценю такие предложения, но хочу напомнить, что 1452 мы установили после 1074. И не мы довели страну до такого состояния, когда нужно проводить такие эксперименты. Я бы советовал, чтобы наш уважаемый телезритель посоветовал это нашим политикам, которые довели Украину до того, что у нас сегодня пенсия 1452 грн.

Новости по теме: Между новым налогом и второй пенсией: Какие перспективы у накопительной пенсионной системы

- Это Вы о ком?

- Я о тех, кто был при власти и не голосовал за пенсионную реформу – это "Батькивщина" и "Оппоблок". Пусть им предлагают, раз они не хотят повышения пенсий, не хотят, чтобы люди жили лучше.

- Вы министр социальной политики, Вам и предлагают.

- Я понимаю, но каждый должен отвечать за то, что он сделал. Я отвечаю за ситуацию, которая есть полтора года. И мы ее пытаемся исправить. Но те, кто довел до той ситуации, – они все находятся в ВР.

- Сколько должны получать украинские пенсионеры? Ваше видение? К какой сумме стремитесь?

- Это просто рассчитывается. Мы в прошлом году, впервые за 15 лет, рассчитали стоимость прожиточного минимума так, как этого требует закон. Стоимость того набора составляла на тот момент 3200 грн. Мы понимали, что мы не можем прыгнуть сразу на 3200 грн. во всех социальных стандартах. Было принято решение, что сначала мы выводим уровень зарплат на этот уровень, потому что если работающий человек получает меньше, чем 3200, значит, мы признаем, что он находится за гранью выживания. У нас из 10,5 млн наемных работников, которые платили ЕСВ, 4,5 млн платили его с минимальной зарплаты. И среди этих людей 47 тыс. руководителей частных предприятий, которые декларировали зарплату 1450 гривен. К 3200 мы должны приближаться, и я хотел бы, чтобы это было как можно быстрее. Но без роста заработной платы вряд ли мы можем позволить себе выйти на те параметры просто по желанию. Но что важно – до пенсионной реформы у нас была средняя пенсия в Украине 1829 грн. После проведения реформы средняя пенсия у нас увеличивается на 700 грн. То есть она у нас будет составлять около 2500 грн. Это мало. Но мы запустили механизм постоянного повышения пенсий. Мы не сделали так, как сделали до нас – повысили пенсию, а потом следующего повышения ждите 5 лет. Пенсионная реформа позволяет провести следующий этап повышения уже в 2019 году. И делать это каждый год.

- Светлана Поклад, жена легендарного композитора Игоря Поклада, спрашивает, как можно после уплаты всего хоть что-то съесть на пенсию в 1452 грн.

- Для того, чтобы сказать, почему такая пенсия, нужно видеть пенсионное дело. Мы не ставили перед собой задачу поднять пенсию всем на 700 гривен. Это была бы уравниловка. До реформы из 12 млн пенсионеров 8,5 млн получали минимальную пенсию. Одинаковую. Какой может быть стимул для молодых людей платить взносы? Поэтому если есть вопросы по пенсии – я готов встретиться, мы разберемся, почему такая пенсия и есть ли там возможности для пересмотра ее размера. В индивидуальном порядке. Но в любом случае осовременивание пенсий произошло по понятным правилам. Они не зависели от того, какой это человек – заслуженный или менее заслуженный. Осовременивание происходило по двум показателям: страховому, то есть трудовому стажу, который человек имел, и коэффициенту заработка.

Новости по теме: Бойко советует пенсионерам, которым не подняли пенсии, обращаться в Пенсионный фонд и к своим депутатам

- Из ФБ: "С двумя малышами в декрете. Получаю соцпомощь 860 грн на одного, другого дохода нет. Как можно, получая 1760 грн, заплатить 2,5 тыс. коммуналки? За неуплату отключили отопление, субсидию забрали. Что делать? Ждать, что за долги заберут квартиру?"

- Если нет мужа, необходимо обратиться в управление социальной защиты, и если человек уклоняется от уплаты алиментов, то значит, мы будем платить государственную помощь до соответствующего уровня. Государственная помощь учитывает существующие доходы, считается прожиточный минимум, берется соответствующий процент и определяется сумма. Но в любом случае, если человек обращается в управление социальной защиты, то ему должны рассмотреть вопрос о назначении государственной помощи, если нет мужа или он не хочет платить алименты, и параллельно оформить субсидию.

- Очень много вопросов о том, что сейчас субсидии начали забирать, а новые не оформляют. Расскажите, как это будет сейчас.

- Это неправда. Субсидия – это софинансирование. Когда мы приходим в магазин и не можем купить товар, мы этого не делаем. Это считается рыночным принципом: нет денег – не обращайся. Когда мы говорим о жилищно-коммунальных услугах, такая схема действовать не может, потому что жилищно-коммунальные услуги – это условие для выживания человека. Следовательно, если у него нет возможности заплатить за стоимость этих услуг, государство обязано ему помочь. Размер помощи определяется по специальной формуле: исчисляется доход домохозяйства, исчисляется размер жилищно-коммунальных услуг в пределах норм, берется соответствующий процент, человек платит соответствующую сумму, а остальное платит государство. Чем меньше доход, тем меньшая доля в уплате. Например, если человек получает 1452 гривны и живет один, то он примерно будет платить за жилищно-коммунальные услуги не более 70-80 гривен. Даже если услуги будут стоить 2000 гривен – 1930 гривен за него заплатит государство. 6,5 млн граждан Украины сегодня пользуются субсидиями. Возможно, есть какие-то единичные конфликтные ситуации, которые можно решать, но говорить о системной проблеме не совсем правильно.

- В Германии коммунальные услуги составляют не более 15% от средней пенсии в Украине после того, как коммуналку привели к "европейскому уровню" 125% от средней пенсии. Коммуналку мы к европейскому уровню привели, а зарплаты и пенсии – нет?

- Это следующий шаг – привести зарплаты и пенсии к европейскому уровню. А для этого нужно, чтобы был соответствующий ресурс. Это то, что рассказывал Бальцерович, когда предлагал посмотреть на Польшу 89-го года. Там были те цифры, о которых вы сейчас говорите. Поляки, выбирая из двух возможностей – сдерживать тарифы или повышать социальные стандарты, – избрали повышение стандартов. Тарифы поднялись до определенного уровня, а все ресурсы государство направило на поддержку людей. Сегодня в Польше зарплаты и пенсии позволяют полякам самостоятельно платить за коммунальные услуги. У нас мы 25 лет держали тарифы. Мы потратили 53 млрд долларов. И что, наши люди стали богаче? Или мы решили хоть одну коммунальную проблему? Миклош говорит, что "мы считали, что умнее поляков, и десять лет пытались идти вместе с вами. А в 1999 году, когда поняли, что это тупиковый путь, то пошли по польскому пути". А нам понадобилось 25 лет для того, чтобы понять, как действовать в этой ситуации. Для того, чтобы зарплаты и пенсии выросли до европейского уровня, нужно время. А людям нужно жить сегодня и платить сегодня. 6,5 млн семей, которые получают сегодня жилищную субсидию, платят средний процент – 9,5% своего совокупного дохода. Мы понимаем, что мы не немцы, и наши люди не могут в большинстве своем сами заплатить, но государство их поддерживает, и размер оплаты их совокупного дохода абсолютно такой, который можно считать приемлемым. То есть не более 10% в среднем.

- Будут ли увеличены выплаты для переселенцев с Донбасса и на сколько? Сейчас это 884 гривны для нетрудоспособных и 442 гривны для трудоспособных.

- Мы пересматривали в этом году этот размер, и для лиц с инвалидностью мы установили более высокий размер. В целом, если взять на семью, было ограничение в 2400 гривен. Мы подняли этот размер до 3400 гривен. То есть в тех пределах, которых нам позволял бюджет, мы уже это сделали в этом году. Конечно, мы будем увеличивать поддержку вынужденных переселенцев и в следующем году. Какими будут эти цифры, будет окончательно ясно, когда утвердят бюджет.

- Из ФБ: "Что будет с пенсиями тех людей, которые проживают на оккупированной территории и по состоянию здоровья и возраста не могут выехать? Выдадут ли их после деоккупации в полном объеме?"

- У нас, к сожалению, сегодня в законе существует ограничение: пенсию можно возвращать только за три года, если вы ее не получили по каким-либо причинам. Но я думаю, что мы внесем изменения в законодательство, и, учитывая то, что люди не по своей вине оказались на оккупированной территории, изменим ограничения по срокам, и когда произойдет деоккупация или когда люди приедут на подконтрольную Украине территорию, мы им выплатим пенсию, которую они не получили за тот период, когда не было такой физической возможности.

- Из ФБ: "Моей маме 82 года, 43 года стажа – третий инсульт. Пенсии 1560 гривен хватает только на лекарства и памперсы. Живет в деревне, где на зиму нужно 3 тонны угля, который сейчас по 7500 гривен. Субсидии не дали. Я оставила работу, чтобы ухаживать. Предлагают оформить опекунство за 117 гривен в месяц. Как можно прожить на 117 гривен и как зарабатывать стаж, если надо ухаживать за мамой?"

- Во-первых, опекунам идет стаж, несмотря на то, сколько им платят, а во-вторых, главный вопрос – почему не оформили субсидию? Это индивидуальные случаи, которые надо разбирать.

- 90% людей, которые задали вопрос перед эфиром, буквально кричат, что у них проблемы с субсидиями.

- Вам звонят люди, у которых действительно есть проблемы. Тем 6,5 млн людей, которые получают субсидии, ее пересчитали. Это значит, что в летний период у многих субсидий не было, а на зимний период их автоматически перечисляют, и, начиная с октября, когда начинается отопительный сезон, им автоматически переназначают субсидии. Им даже обращаться не нужно, если у них нет изменений в составе семьи. Поэтому, если люди обращаются и у них есть проблема, то когда они звонят на ваш уважаемый канал, их много, потому что со всей страны можно набрать очень много проблемных моментов. Это нужно решать. Я работал заместителем городского головы в Виннице, и все эти социальные проблемы, о которых мы сейчас с вами говорим, – они же все там. Обращались люди в связи с тем, что у них не хватало средств на лечение онкологии, что-то у кого-то сгорело, кто-то не мог оплатить обучение – миллионы случаев. И городской совет выделял средства на поддержку этих людей. По местным социальным программам. Если мы говорим о решении социальных проблем, одно министерство, в одиночку, решить за всю Украину...

Новости по теме: Субсидии на новый отопительный сезон получат 6,5 млн семей, – Гройсман

- Но как это 117 гривен за опекунство?

- В опекунстве есть другая сторона медали. Если посмотреть на опекунство в западных областях Украины, то можно увидеть, что там много кто оформлен опекуном, а их на самом деле нет. Они уехали, а им здесь идет страховой стаж. А тем, кто реально в беде, – надо помочь. Мы сейчас готовим новый закон, который будет подан в ВР, и, надеюсь, принят до нового года, который унифицирует систему предоставления социальной помощи. Люди будут получать, исходя из своих реальных доходов. Если они низкие – будем доплачивать до прожиточного минимума. Основной принцип – мы будем исходить не из статуса человека, а из его материального положения.

- Люди спрашивают: к кому обращаться лицам, особенно молодым, которые в течение последних десяти лет были вынуждены получать зарплату в конвертах? Как подтвердить рабочий стаж поколению 1990-2000-х, когда по всей стране люди выживали, как могли, работая по трудовым договорам, работали за границей, пересылая миллиарды в свою страну?

- Такая ситуация была. Но мы ее должны менять. Мы должны бороться с рабовладельцами, которые, нанимая людей на работу, платят им деньги в конверте и лишают их каких-либо социальных льгот и какой-либо перспективы. У нас десятки случаев по всей Украине, когда люди гибнут на производстве, а владельцы говорят, что те были на экскурсии. Этим людям надо легализоваться и начинать платить ЕСВ. Они получали зарплату у своего работодателя, не требовали, чтобы их оформляли, а в это время другие люди работали и платили взносы.

- То есть эти годы потеряны для этих людей как пенсионный стаж?

- Есть механизм их возмещения через Пенсионный фонд – компенсация стоимости пенсионного стажа, которого у них нет. До нового года у нас коэффициент – 1, а после нового года – 2. Можно начать работать легально и получать легальный страховой стаж. В конце концов, если человек достигает пенсионного возраста, а у него нет страхового стажа, выплачивается государственная помощь.

Новости по теме: Пенсионная реформа-2 стартовала. Чего ожидать?

- Еще один вопрос: если можно будет купить стаж за 17 тыс. гривен за год, то можно ли будет продать свой стаж хотя бы за 10 или передать в наследство?

- Он не продается и не передается в наследство. До нового года он ровно вдвое дешевле. Эта норма есть в законе с 2003-го года.

- Спрашивают, как можно было додуматься не учитывать в страховой стаж до 2004 года обучение в вузе и декретные отпуска?

- Не я же принимал законы в то время. В пенсионной реформе мы некоторые проблемные моменты решили. До 2004-го года декретное время пребывания в отпуске учитывалось. С 2004-й по 2012-й не учитывалось. А с 2013-го снова начало учитываться. Когда мы готовили законопроект о пенсионной реформе, депутаты обратили внимание, что существует дискриминация женщин. Поэтому мы приняли решение, что весь этот страховой стаж, в том числе период с 2004-го по 2013-й, учитывается в стаж для пенсионного обеспечения. Таких моментов много. По тем же предпринимателям мы определили, что частные предприниматели, которые работали на упрощенной системе или на фиксированном налоге с 98-го по 2000-й год, когда у нас еще не было персонифицированного учета, им стаж засчитывается по факту регистрации. Им не надо будет ходить в Государственную фискальную службу и брать справку, что они платили взносы. Самого факта регистрации достаточно. С 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года им месяц за месяцем будет считаться по условиям уплаты какого-либо взноса. По нашему нынешнему закону засчитывается стаж месяц за месяцем в том случае, когда вы платите меньше минимального вклада. Но в течение этих 17 лет законодательство менялось. Сначала они платили часть единого налога, она расщеплялась, и им зачисляли на их персональный счет в Пенсионном фонде. Причем для каждого региона это был разный размер, в зависимости от вида занятий. Затем для них ввели обязательный ЕСВ. Так вот для того, чтобы сегодня люди не пострадали, то если платил в этом месяце, несмотря на размер, мы зачисляем месяц к месяцу. А уже с 1 января 2018 года мы зачисляем месяц к месяцу при условии уплаты минимального страхового взноса. Что касается обучения в вузах, то до 2004 года обучение в вузах засчитывается в страховой стаж. Потом не засчитывается, поэтому с 2004 года была введена норма, что страховой стаж засчитывается при условии уплаты страховых взносов. Мы хотели решить этот вопрос, и были такие предложения, но мы пока не нашли источников, для того, чтобы закрыть эту дыру – с 2004-го по 2017-й год.

- Опять из ФБ: "Почему такое пренебрежение к ученым? В связи с последними постановлениями научные пенсии не индексируются и не привязаны к прожиточному минимуму. В таком случае надо ликвидировать академии наук и университеты? Почему такая дискриминация?"

- Почему вы считаете, что это дискриминация? Перед законом все равны. Мы сейчас осовременили пенсии людям, которые получили их по общим законам. До 2015 года у нас было до 15 различных законов, по которым людям считалась пенсия – для 15 категорий. Если вы работаете журналистом не в государственном СМИ, и работаете 40 лет, вам, по простому закону, должны были давать 40% от вашей зарплаты, пенсии. Если вы – научный работник, государственный служащий и т. п., то вам нужно иметь 10 лет стажа, специального, и вам тогда считается 80% от вашего заработка. А если 20 лет – 90%. Поэтому пенсии тех категорий людей сегодня действительно не пересматривались, потому что дальше у нас никаких специальных пенсий не будет. Постепенно пенсии для всех остальных будут расти, люди могут переходить на общую пенсию, и это никакая не обида, потому что быть как все и быть равным перед законом – не может быть оскорблением. Оскорблением может быть привилегия, а привилегии у нас имели народные депутаты, госслужащие и тому подобное.

- Какой размер максимальной пенсии возможен сегодня в Украине?

- Сегодня есть ограничение на размер 10740 гривен. Но у нас есть примерно 20 тыс. граждан, у которых больший размер пенсии, поскольку у них был больший размер пенсии до введения ограничения. Но из этих 20 тысяч у 19200 пенсия 20 тыс. гривен и у примерно 800 человек пенсия свыше 20 тыс. гривен. При этом самая высокая пенсия, 58 тыс. гривен, у гражданина Украины, летчика-испытателя, Героя Украины.

- Как мы будем отдавать долги МВФ?

- МВФ не давал нам огромных кредитов за последние три года. Рос внутренний долг из-за определенных инфляционных процессов, которые имели место в нашей стране. Если посмотреть на долговую нагрузку в других странах, то в последней новейшей истории только одна страна не имела внешних долгов – это Румыния. Мировая финансовая система построена таким образом, что вопрос не в том, чтобы заставить страну вернуть все долги. Вопрос в ее платежеспособности по процентам.

Новости по теме: МВФ еще не определился с датой прибытия миссии в Украину

- Вопрос из ФБ: "Можно ли похоронить человека на две его пенсии, которые выделяются государством?"

- Я тоже хоронил своего отца, и не на две пенсии, которые заплатило государство, в 1999 году. Я, как сын, сам находил возможности для того, чтобы решить этот вопрос. Есть 51 статья Конституции Украины. Но в любом случае похоронить кого-то по две пенсии невозможно.

- Спрашивают, почему реформу нельзя было сделать начиная с 35-летних, с того возраста, когда еще везде берут на работу? Народ был бы готов, что надо делать пенсионные накопления.

- Накопления мы будем делать как раз с 35-летних – второй этап реформы, когда мы будем вводить накопительную систему, она будет касаться 35-летних. Они в течение 20 лет будут накапливать на своих персональных счетах средства для того, чтобы потом получать дополнительную пенсию, с помощью этих накоплений.

- Вы уже знаете, какая у Вас будет пенсия по новой пенсионной реформе?

- Я никогда для себя лично не считал, потому что я еще человек трудоспособного возраста, мне еще как минимум девять лет нужно работать. У меня на сегодняшний день общий страховой стаж – 34 года и почти 3 месяца. У меня нет ни одного дня прерванного стажа. Пенсия министра, точно так же, как и всех других людей, будет исчисляться по единым законом. Закон теперь один для всех. И я прошу, чтобы все наши люди поняли – наша задача сделать так, чтобы все были равны перед законом: и президент, и депутат, и рабочий, и крестьянин. Пенсионное обеспечение должно быть для всех на одинаковых, равных условиях.

- Спасибо Вам, Андрей Алексеевич, за интервью.