Не исключено, что РФ уже готовится вернуть Украине отобранные ранее месторождения на шельфе Черного моря

Российские власти планируют остановить хозяйственную деятельность на Одесском газовом месторождении, обеспечивающем оккупированный Крым почти половиной собственной добычи газа, сообщило российское агентство "РБК" со ссылкой на источники в федеральных и крымских "органах власти". Решение якобы связано с международным арбитражным спором по морскому праву, инициированным Украиной против России в сентябре 2016 года. О ходе этого процесса по иску "Нафтогаза", также поданного в отношении незаконно аннексированных РФ украинских нефтегазовых активов, а также ситуации с незаконной добычей газа Россией в украинской экономической зоне 112.ua поговорил с руководителем компании "Чорноморнафтогаз" Светланой Нежновой

 

Не исключено, что РФ уже готовится вернуть Украине отобранные ранее месторождения на шельфе Черного моря
Светлана Нежнова 112.ua

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Российские власти планируют остановить хозяйственную деятельность на Одесском газовом месторождении, обеспечивающем оккупированный Крым почти половиной собственной добычи газа, сообщило российское агентство "РБК" со ссылкой на источники в федеральных и крымских "органах власти". Решение якобы связано с международным арбитражным спором по морскому праву, инициированным Украиной против России в сентябре 2016 года. О ходе этого процесса по иску "Нафтогаза", также поданного в отношении незаконно аннексированных РФ украинских нефтегазовых активов, а также ситуации с незаконной добычей газа Россией в украинской экономической зоне 112.ua поговорил с руководителем компании "Чорноморнафтогаз" Светланой Нежновой

"Заявления Луценко по вышкам удивляют"

Расскажите более детально о процессах, которые сейчас ведутся Украиной в международных арбитражах в отношении нефтегазовых активов в аннексированном Крыму?

В производстве сейчас находятся два процесса. Один ведет МИД Украины в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в Постоянном арбитражном суде в Гааге (Нидерланды). Уведомление об арбитраже, иск и основания, на которых он базируется, были направлены РФ еще 14 сентября 2016 года. 22 декабря 2016 года был сформирован Арбитражный трибунал, в состав которого, в частности, входят судьи из Южной Кореи, Алжира, Мексики, Великобритании и от России. В рамках этого процесса 12 мая 2017 года прошли первые процессуальные слушания, по результатам которых был принят приказ об установлении процессуальных сроков. 19 февраля 2018 года Украина подала меморандум, который содержит описание претензий Украины к России, и до 19 ноября 2018 года Россия должна подать свои контраргументы. Также России до 19 мая 2018 года дано время для возражений по юрисдикции.

19 февраля МИД Украины опубликовал на странице в Facebook заявление о том, что Украина подала меморандум в арбитражном производстве против Российской Федерации по Конвенции ООН по морскому праву. Меморандум доказывает, что Россия нарушила суверенные права Украины в Черном и Азовском морях, а также в Керченском проливе. Начиная с 2014 года, РФ лишила Украину возможности осуществлять свои права морского государства, для собственных нужд эксплуатирует суверенные ресурсы Украины, узурпировала право Украины регулировать собственные морские территории, говорится в сообщении МИД. В нем также отмечается, что нагло попирая международное право, РФ ворует энергетические и рыбные ресурсы, которые принадлежат Украине и ее народу, при этом среди прочего причиняет физический вред украинским рыбакам, блокирует вхождение судов в украинские порты в связи с незаконным строительством Керченского моста. Украина просит арбитражный трибунал прекратить нарушение РФ Конвенции ООН по морскому праву и подтвердить права Украины в Черном и Азовском морях, а также в Керченском проливе, в том числе и обязать Российскую Федерацию уважать суверенные права Украины в ее водах, остановить хищение украинских ресурсов и выплатить компенсацию за причиненный ущерб, сообщил МИД.      

Второй процесс инициирован НАК "Нафтогаз Украины" совместно с шестью другими компаниями группы ("Чорноморнафтогаз", "Укртрансгаз", "Укргаздобыча", "Укртранснафта", "Газ Украины", "Ликво"). Иск был подан в октябре 2016 года международной юридической фирмой Covington & Burling от группы "Нафтогаз" и рассматривается в Постоянном арбитражном суде в Гааге в соответствии с регламентом ЮНИСТРАЛ от 1976 года. Отмечу, что Covington & Burling представляет интересы Украины и по иску МИД Украины в Гааге, и очень важно, что доказательная база унифицирована и собирается в едином стандарте. Сбор доказательной базы для ведения международных судов против РФ обеспечивает именно "Чорноморнафтогаз". Для сбора фактов по незаконной добыче природного газа на шельфе Черного и Азовского морей, неправомерного использования имущества "Чорноморнафтогаза" мы проводим мониторинговые миссии на шельфе Черного моря. На судах Госпрогранслужбы посещаем месторождения, на которых представители РФ ведут добычу. Факты их незаконной деятельности фиксируются в присутствии представителей правоохранительных органов. Составляются акты, которые подписывают правоохранители, находящиеся на судне. Материалы присоединяются к доказательной базе в международных арбитражах. В миссиях мы фиксировали пребывание российских военных кораблей около месторождений.

В предыдущих интервью Светлана Нежнова рассказывала, что представители РФ пытаются оказывать на участников миссии психологическое давление. На буровых и "отжатых" у "Чорноморнафтогаза" судах нарисовали флаг Российской Федерации, наводили на участников миссии оружие, запускали на низком полете боевые самолеты. Один из самолетов пролетал на такой высоте, что находящиеся на судне участники миссии могли разглядеть пилота в кабине. Также в одном из случаев корабль миссии окружили российские корабли и стали выдавливать в сторону оккупированного Крыма.

Выходили ли вы с миссией после появления сообщений о намерении РФ прекратить разработки Одесского месторождения?

Нет, миссии после появления этой информации еще не было. Ведь и информация появилась недавно в средствах массовой информации. При этом официальных заявлений от государственных органов РФ либо чиновников мы пока что не видели.

Отмечу, что в распространенной российскими СМИ информации о намерении РФ прекратить работы на месторождении указан срок - с 1 июля 2018 года. Сейчас они, скорее всего, продолжают добывать газ и конденсат на месторождении. По нашим данным, фейковое "унитарное государственное предприятие Республики Крым "Чорноморнафтогаз", прибравшее к рукам имущество украинского "Чорноморнафтогаза", на Одесском месторождении с момента аннексии добыло 3,757 млрд куб. м природного газа, что составляет не менее 52% от общего объема добычи на полуострове.

Карта газовых месторождений на шельфе Черного моря Нафтогаз

Всего же российские оккупанты с момента аннексии добыли на оккупированном полуострове и шельфе Черного и Азовского морей 7,2 млрд куб. м природного газа и 222,6 тыс. т газового конденсата и нефти. (В 2014 году было добыто 2 млрд куб. м газа и 57,1 тыс. т газового конденсата и нефти, в 2015 году – 1,84 млрд куб. м природного газа, 61,1 тыс. т газового конденсата и нефти, в 2016 году – 1,67 млрд куб. м газа и 53,4 тыс. т газового конденсата и нефти, в 2017 году – 1,62 млрд куб. м газа и 51 тыс. т газового конденсата и нефти). На Одесском месторождении помимо пробуренных Украиной 11 скважин оккупанты незаконно в 2014-2015 гг. пробурили еще 7 скважин. Так что вопрос еще и в том, как они будут останавливать добычу на 18 действующих скважинах. Ведь это же технологический процесс, требующий немалых капиталовложений. Возможно, с этим вопросом они выйдут с какими-то предложениями к украинской стороне.

На каком сейчас этапе рассмотрение иска "Нафтогаза" в Гааге и какие по нему заявлены исковые требования?

В деле уже сформирован состав арбитража: судья Иан Бинни, главный юридический советник, королевский адвокат (председательствующий судья); судьи: доктор Чарльз Понсет, профессор Майя Станивукович.

Российская сторона не назначила своего представителя, сообщив в письме от 19 января 2017 года, что "двустороннее соглашение между Украиной и Россией не может быть основанием для формирования арбитража с целью удовлетворения исковых претензий истца".

Также РФ сообщила, что "не признает юрисдикции международного суда при Постоянном арбитражном суде" по данному иску.

Несмотря на это, в сентябре 2017 года украинская сторона подала полный пакет документов. Уточню, данный процесс ведется на основании Соглашения между Кабинетом министров Украины и правительством РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. При этом важная особенность и отличие этого процесса от того, который ведет МИД, в том, что он затрагивает вопрос компенсации группе "Нафтогаз" за экспроприацию и наземной, а не только морской инфраструктуры. А она довольно обширна: на суше есть три действующих месторождения: Семеновское, Задорненское и Джанкойское (Россия на них также добывает газ). Кроме того, подземное хранилище Глебовское вместимостью до миллиарда кубометров газа и возможностью реконструкции до 3 млрд куб. м. Именно на столько мы планировали увеличить возможности по хранению, но не успели. Это хранилище Россия аннексировала вместе с более чем 600 млн куб. м газа, принадлежащего НАК "Нафтогаз Украины". Также к наземной инфраструктуре, незаконно национализированной Россией, относится и часть ГТС на территории оккупированного Крыма. Исковые требования сводятся к сумме компенсации, предварительно оцененной привлеченными экспертами в более чем 5 млрд долл. Хочу подчеркнуть, что в процессе рассмотрения иска сумма предварительной оценки может быть изменена в зависимости от того, какой подход к оценке применит трибунал. К морской инфраструктуре относятся 90 морских газовых и нефтяных скважин, 8 морских стационарных платформ, 8 блок-кондукторов, 370 км морских газовых трубопроводов, 31 плавсредство, из которых 4 – буровые платформы. Пять плавсредств были приобретены незадолго до аннексии АР Крым, в том числе 2 современные буровые платформы (СПБУ "Петр Годованец" и СПБУ "Украина"). Одна из буровых установок - "Украина" - эксплуатируется россиянами на Одесском месторождении.

Отмечу, что благодаря тому, что мы вовремя поставили фейковый "Черноморнефтегаз" под санкции, корабли не разошлись по всему миру на условиях бербоут-чартера (сдача в аренду без экипажа). "Чорноморнафтогаз" (100% акций принадлежит НАК "Нафтогаз Украины") имеет абсолютно все документы, связанные с правами собственности на суда, платформы, спецразрешения на пользование недрами, не имея доступа к этому имуществу.

Также и новые буровые установки (так называемые "вышки Бойко", - ред.), которые, согласно документам, находились на момент аннексии АР Крым под флагами Панамы, мы поставили под украинские флаги. Свидетельства права собственности на них были получены в октябре 2014 года. Таким образом, мы лишили РФ возможности и их сдать в аренду.

Хочу подчеркнуть, что права собственности на буровые платформы принадлежат законному владельцу – украинскому "Чорноморнафтогазу". По этой причине недавние заявления Генпрокуратуры о том, что они будут проданы, мягко говоря, удивляют. Для того чтобы понять сложившуюся ситуацию, "Чорноморнафтогаз" обратился в Генпрокуратуру Украины с просьбой разъяснить законному владельцу, на каких основаниях генеральный прокурор сделал заявление о планируемой продаже. Кредиторская задолженность "Чорноморнафтогаза" перед НАК "Нафтогаз Украины" за указанные буровые составляет около 6 млрд грн.

Светлана Нежнова говорит о заявлении генпрокурора Юрия Луценко, которое он сделал на пресс-конференции 2 февраля. Луценко сообщил о решении суда, согласно которому самоподъемные буровые платформы "Петр Годованец" и "Украина" были переданы Национальному агентству Украины по вопросам обнаружения, поиска и управления активами, которые были получены коррупционным путем. "Конечно же, они (платформы, - ред.) сейчас находятся на территории временно оккупированного Крыма, но это не помешает юридически продать их какому-либо желающему субъекту, который потом может начать процесс их возвращения в свою собственность, или взыскания денег с оккупационной власти РФ. Такие прецеденты в международной судебной и арбитражной практике есть, и мы пойдем этим путем", - сказал генпрокурор. Он также отметил, что цена вышек будет не настолько высокой, как в случае продажи неарестованного имущества.

"Остается загадкой, что с нашей доказательной базой делает Минюст"

Когда начнутся слушания по иску "Нафтогаза" в Гааге?

Его рассмотрение планируется в мае 2018 года. Мы с вами имеем все шансы быть свидетелями - без преувеличения! - исторического процесса.

По вашим данным, фейковый "Черноморнефтегаз" имеет отношение к российскому "Газпрому"?

Нет, "Газпром" дистанцировался от них, опасаясь санкций.

Аннексия произошла еще в 2014 году. Почему иски по нефтегазовым активам в оккупированном Крыму были поданы только сейчас?

Во-первых, иск был подан не сейчас, а полгода назад, в сентябре 2017 года. При этом, согласно применяемому арбитражному регламенту, арбитражное разбирательство началось не в момент подачи иска, а в момент подачи группой "Нафтогаз" заявления об арбитраже в октябре 2016 года. После подачи заявления об арбитраже был сформирован арбитражный трибунал, который, собственно, и установил своим решением срок для подачи истцами искового заявления – 15 сентября 2017 года.

При этом, согласно российско-украинскому двустороннему соглашению о поощрении и взаимной защите инвестиций, инвестор имеет право обратиться за защитой своих нарушенных прав в арбитраж лишь при условии, что он предпринял усилия для урегулирования спора путем переговоров. Обращение в арбитраж допускается лишь в случае, если спор не удается урегулировать путем переговоров в течение 6 месяцев.

Таким образом, прежде чем подать в октябре 2016 года заявление об арбитраже, группе "Нафтогаз" пришлось выполнить это требование о попытке переговоров, несмотря на всю бесперспективность каких-либо переговоров с РФ.

Отмечу, что обращению в арбитраж предшествовала длительная тщательная работа. Нужно было выверить доказательную базу. Нужно было "Нафтогазу" определиться с юридической компанией, которая будет вести эти суды. Была выбрана компания Covington & Burling (США). Подобное дело не имело прямых и полных аналогов, соответственно выбор компании, которая способна обеспечить надлежащее представительство группы "Нафтогаз", должен был быть максимально выверенным. Для применения переговорной процедуры в данном конкретном случае потребовалось принять отдельное постановление Кабмина.

Кроме этого, как мы говорили выше, по международным правилам длительной является процедура от инициирования арбитража до формирования состава арбитров и рассмотрения дела по сути.

Кроме двух исков, которые мы обсудили, какие еще поданы или готовятся к подаче?

Насколько нам известно, также планировал обращение в ЕСПЧ Минюст. Мы им передали всю доказательную базу. Около месяца назад мы обращались в министерство с официальным запросом о том, что происходит с иском, но ответа пока не получили. Мы не знаем, что сейчас с нашей доказательной базой делает Минюст и какие разбирательства ведутся в ЕСПЧ.

Расскажите о перспективах Одесского месторождения и тех месторождений, которые также остались в Крыму? Известно, что до аннексии "Чорноморнафтогаз" разрабатывал 10 из 18 месторождений.

На момент оккупации Крыма "Чорноморнафтогаз" владел 19 специальными разрешениями на пользование недрами, из них 15 – на шельфе Черного и в акватории Азовского морей. Еще 4 спецразрешения были выданы на разработку месторождений, расположенных на суше. В результате оккупации компания утратила доступ ко всем объектам недропользования, кроме одного газового месторождения – Стрелкового, расположенного в Херсонской области. Безусловно, шельф очень перспективный. Чтобы вы могли представить себе объемы потерянной из-за аннексии добычи углеводородов, скажу, что речь идет о потере объема как минимум 20% газодобычи украинских госкомпаний. Мы планировали с 2015 года начать поставки газа с крымских месторождений на юг Украины, в Херсонскую область, и уже были даже начаты проектные работы по строительству дожимной компрессорной станции в районе Красного Чабана (с 2016 года – село Преображенка). Для реализации этого проекта объем добычи в Крыму и на шельфе планировалось довести до 3 млрд куб. м. В последний год перед аннексией было добыто 1,6 млрд куб. м газа.

Кроме этого, в экономической зоне Украины на шельфе Черного моря также находится перспективная площадь Губкина, которая является предметом договора о совместной деятельности "Чорноморнафтогаза" с британской CBM Oil. По перспективным ресурсам эта площадь сопоставима с Одесским месторождением, и "Черномонефтегаз" не имеет возможности из-за агрессии РФ в Черном море заниматься разработкой этой площади.

Одесское, насколько я понимаю, одно из самых богатых и перспективных месторождений из оставшихся в оккупированном Крыму?

Это месторождение введено в эксплуатацию в ноябре 2012 года и находится в экономической зоне Украины. По данным Государственного баланса полезных ископаемых Украины, по состоянию на 1 января 2014 года начальные балансовые запасы на Одесском месторождении составляли 21,1 млрд куб. м газа и 330 тыс. т конденсата. До оккупации "Черномернефтегаз" добыл на месторождении около 470,3 млн куб. м природного газа. На месторождении было установлено 3 блок-кондуктора, проложено 92 км подводного трубопровода (который соединил месторождение с полуостровом). Планировалось также проложить газопровод и до Безымянного месторождения (расположено рядом с Одесским). Проект совместной разработки месторождений даже был утвержден распоряжением Кабмина (№ 302 от 05.03.2009). Однако из-за аннексии Крыма эти планы реализовать не удалось. По нашим данным, фейковый "Черноморнефтегаз" выкачал из Одесского месторождения в 2014 году 971 млн куб. м природного газа, в 2015 году - 939 млн куб. м, в 2016 – 863 млн куб. м, в 2017 году – 984 млн куб. м.

Насколько действующие санкции связывают россиян и сдерживают их от масштабного разграбления крымских месторождений?

Санкции очень действенны. Сейчас российский, фейковый, "Черноморнефтегаз" использует уже готовые скважины. Это очень удобно. Пока им легко использовать наворованное. В связи с санкциями захватчики не могут должным образом обслуживать вышки. Необходимые капиталовложения для них непомерно высоки. Теми же санкциями они ограничены в возможности привлекать к разработке скважин инвесторов, использовать качественное зарубежное оборудование.

Россияне постоянно ищут выход из этой ситуации.

В частности, из последнего. 21 декабря 2017 года правительство РФ одобрило изменения к закону № 161 "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием в составе РФ новых субъектов". Этот законопроект предусматривает, что спецразрешения на пользование недрами на шельфе Черного и Азовского морей будут продаваться на аукционах, причем компаниям с более чем 50-процентным российским капиталом. Сейчас документ направлен в Госдуму.

Хочу подчеркнуть, что все компании, которые решатся посягнуть на месторождения, находящиеся в украинской экономической зоне, на шельфе Черного и Азовского морей, неизбежно подпадут под санкции.

В заметке "Между Крымом и Одессой: почему Россия сокращает добычу газа в Черном море" от 15 февраля российское агентство "РБК" сообщало о том, что согласно внутреннему приказу гендиректора "Чорноморнафтогаза" (компания, созданная оккупационной властью Крыма) Бориса Зимина от 23 ноября 2017 года "О пересмотре производственной и инвестиционной программы", предусматривалась консервация не только Одесского месторождения, но и Голицынского газоконденсатного месторождения, также расположенного в западно-крымской шельфовой зоне. Причины решения в документе не указывались, отметило агентство.

Я не исключаю, что россияне уже готовятся к передаче Украине как минимум всех объектов, расположенных за чертой 12-км зоны вокруг полуострова, ибо так они себе придумали в своей игре без правил. Только так я могу объяснить их логику в отказе от Одесского и Голицынского месторождений. Если это так, то у них остается Штормовое, Архангельское, несколько других, а также месторождения на суше. Отмечу, что Штормовое и Архангельское – довольно низкодебитные месторождения и ни в какое сравнение не могут идти с Одесским. Полагаю, россияне всегда понимали, что шельф принадлежит Украине. Они уже построили газопровод, соединяющий оккупированный Крым с Краснодарским краем. Насколько мне известно, он уже запущен в работу. Ежегодная потребность Крыма составляет около 2 млрд куб. м газа, и поставлять его из РФ, видимо, намного дешевле, чем добывать на шельфе, особенно с учетом санкций.

"Газ добывает РФ, а платить за недра должен "Чорноморнафтогаз"

Помимо сбора доказательств для международных судов и разработки Стрелкового месторождения (обеспечивает газом Геническ), чем еще занимается "Чорноморнафтогаз"? Ведете и планируете ли разработку и других месторождений?

Кроме Стрелкового месторождения, никаких других не разрабатываем. Мы не имеем возможности вести хозяйственную деятельность. Счета нашей компании заблокированы некоторыми кредиторами. (В предыдущих интервью Светлана Нежнова называла среди основных кредиторов "Чорноморнафтогаза" также и НАК "Нафтогаз Украины", "Укрэксимбанк", которому компания должна 128 млн грн. Долг перед Всеукраинским банком развития (связывают с сыном беглого президента Александром Януковичем, сейчас банк под временной администрацией) - 146 млн грн. Кредитная линия открыта в феврале 2014 года, а долг сформирован в марте 2014 года. Перед предприятием ООО "Укратомэнерго" (связывают с Эдуардом Ставицким) долг в сумме 28,8 млн грн. Он также сформировался в феврале 2014 года. Долг перед "Сбербанком России" – 330 млн грн. Также, по ее словам, другими кредиторами предъявлены иски на сумму около 600 млн грн). Нам крайне сложно разрабатывать даже одно Стрелковое месторождение и обеспечивать жителей Геническа и Генического района природным газом. Производственный процесс требует постоянных капиталовложений, постоянного и своевременного финансирования, и очень сложно управлять процессом хозяйственной деятельности в такой ситуации.

Ввиду недостатка финансовых ресурсов и отсутствия производственной базы "Чорноморнафтогазу" сейчас нет смысла получать новые спецразрешения на пользование недрами, в том числе на шельфе Черного моря.

Насколько мне известно, сейчас действия по получению спецразрешений на пользование недрами на шельфе Черного моря на участках, расположенных ближе к Одессе, осуществляет "Укргаздобыча".

Будут ли эти месторождения доступны для разработки, не появятся ли около них россияне?

Вопрос о доступности – хороший вопрос. Сейчас около этих месторождений россиян нет. Но, проводя миссии, мы неоднократно были свидетелями внезапного появления их военных самолетов и кораблей. Россия ведь без предупреждения нарушает права Украины на использование шельфа.

Насколько я понимаю, на открытые действия они не решаются? Ограничиваются психологическим воздействием, верно?

Это абсолютно непредсказуемо. Поэтому и необходим такой цивилизованный путь в международных судах, чтобы Украина смогла отстоять свои суверенные права на использование шельфа.

Вы ожидаете, что решения, принятые в Гааге, будут этому способствовать? Появится механизм наказывать РФ или удерживать ее от подобных действий?

Все покажет решение суда.

В середине прошлого года президент Петр Порошенко наложил вето на законопроект № 5370 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в отношении стабилизации деятельности "Чорноморнафтогаза". Документ предусматривал установление моратория на банкротство компании до 1 января 2019 года. Как развивается ситуация в этом ключе?  

Нам необходимо принятие законопроекта с поправками президента. Иначе государство Украина в лице своего государственного предприятия не сможет сохранить право на пользование недрами, оставшимися на оккупированной территории и на шельфе Черного и Азовского морей. Согласно документу, спецразрешения на пользование недрами автоматически продлеваются до окончания оккупации. Такой закон есть в отношении недр, оставшихся на оккупированной территории Донбасса, но по Крыму такого документа нет.

В то же время Государственной службой геологии и недр уже аннулировано 5 спецразрешений "Чорноморнафтогаза" на крымские месторождения в связи с истечением их срока действия. Инициатива в отношении их продления отклонена в связи с налоговым долгом в 23 млн грн (плата за пользование недрами континентального шельфа в границах исключительной (морской) экономической зоны). По этой же причине Госгеонадра приказом от 19 апреля 2017 года № 176 остановили действие еще двух спецразрешений "Чорноморнафтогаза" – на Штормовом газокондесатном и Одесском газовом месторождениях. После наших неоднократных обращений и огласки, которую информация получила в СМИ, служба трижды переносила вступление в силу приказа. Последний раз дата перенесена на 1 марта 2018 года. В нынешнем году заканчивается срок действия спецразрешений на еще три месторождения: Одесское, Безымянное и площадь Губкина. Судебное дело о списании безнадежного налогового долга находится на рассмотрении в Кассационном административном суде в составе Верховного суда Украины. По состоянию на конец февраля текущего года дата судебного рассмотрения не назначена. За возобновление спецразрешений придется заплатить десятки миллионов гривен, а таких денег у компании нет.  

Кроме того, складывается абсурдная ситуация, когда газ из недр, принадлежащих Украине, добывает РФ, а платить за продление спецразрешений на пользование этими же недрами десятки миллионов гривен по действующему законодательству обязан украинский "Чорноморнафтогаз".

Сейчас мы инициировали еще один законопроект, который мог бы помочь в спасении "Чорноморнафтогаза" и защите прав Украины в судах. Если законодательные инициативы будут приняты, нынешний год может стать для компании прорывным.

Беседовала Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>