banner banner banner banner

Патриарх Филарет: Захват храмов происходит потому, что в Украине существует несколько православных церквей

Патриарх Филарет: Захват храмов происходит потому, что в Украине существует несколько православных церквей
112.ua

Филарет

Патриарх УПЦ КП

Мага: Почему возвращение украинцев из Уханя вызвало такую агрессию в обществе? Ответ будем искать вместе с нашим уважаемым гостем, Патриархом Киевским и всея Руси Филаретом. Ваше святейшество, вы обращались к людям, вы просили их не поддаваться на провокации. То, что вы видели вчера, по вашему мнению, это страх, это провокация, это недоработка власти?

- Я думаю, что все было. Во-первых, страх за свою жизнь. Поэтому этот страх толкал их на такие события. С другой стороны, я думаю (у меня нет доказательств), что враги Украины хотели воспользоваться этим, для того чтобы разжечь вражду и посеять недоверие и к украинцам, и к Украине.

- А имиджевая составляющая? Нас опять показывали: американские, британские, а о российских телеканалах я вообще не говорю.

- Если показывают какие-то негативные черты другого народа, то это не из любви к этому народу. Человек в своей жизни должен руководствоваться прежде всего любовью к Богу. А если человек любит Бога, то он будет любить и ближнего. А если он не любит ближнего, то это означает, что в сердце этого человека любви нет.

- А любит ли наш человек Бога по-настоящему? Я посещаю различные храмы, различные конфессии. Вижу наших политиков иногда в этих храмах. Я знаю, что они делают в реальной жизни. В храме они исповедуются, обходят и все иконы целуют, прикладываются к мощам и привозят их. Причастие, исповедь - все должно быть, но он выходит из храма и идет заниматься тем, чем он занимался. Как я должен верить, что он верит в Бога? Если у него такая вера в Бога, то у него и вера к народу, любовь к народу такая же, как и там, в храме. Мне кажется, что эта ложь, лицемерие являются наибольшей проблемой в нашем государстве.

- Надо жить верой, а не лицемерием. Многие христиане делают вид, что они христиане, а жизнь их совсем не христианская. Это, что вы сказали, свидетельствует о том, что внешне этот человек христианин, якобы выполняет все предписания церкви, но в душе он совсем другой. Для того чтобы быть человеком, надо любить. А если человек не любит, то он уподобляется животному. Потому что животное не любит, а живет инстинктами. Так и человек христианин, который наружу показывает, что он христианин, а дела говорят о другом, то это свидетельствует о том, что в этом человеке любви нет. Апостол Иаков в своем послании пишет так: "если человек не любит ближнего, которого видит, то как он может любить Бога, которого не видит?" Показать, доказать, что у тебя в сердце есть любовь, можно только делами.

- Как раз об этом нам пишет Людмила: "Как так случилось, что во Львовской области люди проводили молебен и просили Матерь Божию уберечь их от приезда людей из Уханя. Где же их любовь к людям?" Когда я вижу, что человек – вор, а мне говорят: зато он церковь построил – молодец. То есть он наворовался и считает, что он купил индульгенцию? Так же когда священнослужители ездят на Range Rover и говорят, что его подарили, и что с ним делать? Я знаю что: продать, купить себе "Опель Вектра", а на разницу построить небольшую больницу для бедных людей. Что можно с этим делать? Как показать людям, что церковь - это не только притворство веры, а то, что оценивается делами, как сказали вы.

- Дела - это проявление внутреннего состояния человека. Есть люди, которые действительно в сердце своем добрые, и эту доброту они проявляют разными средствами: терпят, страдают, помогают. А есть люди, которые делают вид, что они добрые. Действительно, в Украине построено очень много храмов. Часто эти храмы построили меценаты…

- …с непонятным происхождением капитала.

- ...может, и так, и скорее, что да. Но для чего они строят храмы? Для того, чтобы Бога прославлять? Чтобы люди молились? Нет. Они строят храмы для того, чтобы их прославляли. Не Бога, а их, за то что они построили. Добром это назвать нельзя, это можно назвать лицемерием. Или "славолюбием", потому что он строит для того, чтобы прославляли. Да еще и на храме напишет, кем построен. Но в жизни мы встречаемся с различными проблемами. Любовь к ближнему проявляется в том, что когда человек встречается с тобой и нуждается в твоей помощи, то ты должен помочь. А если у тебя нет средств, но ты сочувствуешь, то это сочувствие уже является добром.

112.ua

- Любовь к внешним символам убила в людях внутренние истинные проявления. Где мы потеряли черту настоящего и ненастоящего?

- Не превращали веру в действие. На словах верим, любим, на словах правдивы, а на деле совсем другие. В этом и есть наша проблема. Но нам не надо забывать нашу греховную природу, потому что человек часто и хочет сделать добро, а тело и разум наполнены грехом, толкают на другое. Поэтому эти недобрые поступки - это последствия нашей греховной природы. Но эту природу надо исправлять - применять волю. Потому что мы порой много говорим о любви, об уме, а мало говорим о воле. А без воли человек не может заставить себя сделать добро.

- Нам пишут: "А что думает Патриарх по поводу вражды церкви, и как на это смотрит Бог? Любят ли люди Бога, когда дерутся за храмы, за то, что их пастыри по-разному смотрят на веру в Украине?" И еще у нас звонок от социальной работницы: "Вчера священник ПЦУ в социальных сетях призвал к жестким действиям против украинцев, которые вернулись из Китая. Посеял панику среди местных жителей. Вы поддерживаете своего священника?"

- Такого священника архиерей должен наказать. Он совершил грех в отношении людей, и его нужно исправить – надо наказать, чтобы он покаялся. Но, как мне известно, после того, как к нему архиерей обратился, что он поступает несправедливо, не из любви к ближним, то он уже запел другую песню: стал выступать против мятежников, которые не хотели пустить людей.

Новости по теме

- Может, он не разобрался в ситуации?

- Возможно, и не разобрался.

- А как вы относитесь вообще к тому, что некоторые священники довольно активны в социальных сетях? Не Божье это дело - призывать людей к бунту.

- Действительно, не надо призывать к бунту, а надо призывать к любви и к помощи. Надо тем людям, которые попали в такую беду, помочь. Если они больные, их надо изолировать от общества, а если исследования покажут, что они не заражены, то они будут свободны. Надо себя поставить на место человека, который страдает. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали, вот так и ты поступай. Если те мятежники поставят себя на место тех людей, которых привезли из Китая, то как они хотят, чтобы с ними поступали? Господь Иисус Христос сказал так: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте".

112.ua

- Когда человек столько раз в день слышит, что это смертельно, то это пересиливает людей, оно приводит к пению гимна. Мне кажется, что если бы во время богослужения священник поступил бы иначе, мы бы не имели этой ситуации. Если бы он призвал поступать с людьми, которых привезут, как христиане. Этого не было. Я считаю, что сейчас церковь должна была брать на себя серьезные рычаги в этом всем.

- Все церкви выступили с заявлениями в поддержку людей, которых привезли из Китая. Только этот один священник выступил против. Но потом он раскаялся. Надо поменьше говорить, а побольше делать.

- Что бы вы посоветовали сейчас этому священнику из Новых Санжар?

- Покаяться в своем нехорошем поступке. И он уже это сделал. Но злые люди используют его грех для того, чтобы разжечь эту ненависть. Поэтому здесь уже не священник виноват, а те люди, которые разжигают это. Почему не говорят о его покаянии?

- На связи преподаватель из города Острог: "Как вы объясните захват храмов Украинской православной церкви, который паства ПЦУ в нарушение Божьих, государственных законов проводит уже более года? Разве это христианская любовь?".

- Речь идет о захвате храмов. Это, к сожалению, в Украине есть. Захват храмов происходит потому, что в Украине существует несколько православных церквей. Есть ПЦУ - Православная церковь Украины, есть УПЦ Московского патриархата, есть Украинская православная церковь Киевского патриархата, и каждая из них хочет иметь побольше храмов и побольше верующих, чтобы она была доминирующей. Но в Украине должен быть одна Украинская православная церковь - независимая. Независимая ни от Москвы, ни от Константинополя. А мы сегодня имеем две церкви: УПЦ Московского патриархата, зависимую от Москвы, и ПЦУ, которая имеет томос об автокефалии, а фактически зависит от Константинополя. Так вот, наша церковь, УПЦ Киевского патриархата, которую я возглавляю, и я всегда стояли на позиции и стоим: насилие в вопросах веры не может быть. Потому что Господь даже в царство небесное, в вечную жизнь, не призывает силой. А человек должен свободно избрать. Так и здесь. Если люди хотят изменить свой религиозный центр, перейти, они имеют на это право. Но это должно совершаться не путем насилия, а добровольно.

- Я помню случаи, когда привозили убитых воинов АТО, и храмы отказывались их отпевать. После того людей уже никто сдержать не мог. Это позиция и церкви, и определенного священника. У меня в таких случаях всегда вопрос: отпел бы этого человека Иисус Христос? Как бы отнесся Иисус Христос к мусульманину, иудею, католику? Если привозят убитого мальчика, а их не пускают на территорию храма, то пусть обижаются потом на себя. У нас война.

- Таких случаев было много, и такие случаи заставляют людей менять свои религиозные центры. Людей, оскорбленных таким отношением к воинам, которые отдали свою жизнь за Родину, это заставляет менять эту церковь на другую. Но все это должно происходить добровольно, а не несильно.

- И должно объединять, а не разъединять. Президент сказал: "В современном мире ощущение нации единым целым возникает не только благодаря совместным традициям, культуре и религии. Ценности, которые являются приемлемыми для каждого уголка Украины - это порядочность, воспитанность, толерантность и демократия". По вашему мнению, насколько сейчас единая Украина, насколько едины украинцы?

- Украина не единая. Хотя она должна быть единой. И беда наша в истории, мы всегда, украинцы, разделялись. И даже существует такая поговорка: "Где два украинца - там три гетмана. А где два немца, там три ферейна". То есть наша черта - разделяться. Мазепа потерпел поражение под Полтавой, потому что предали украинские казаки, которые перешли на сторону Петра. Если бы они были с Мазепой, то Мазепа бы победил и Украина была бы свободным государством.

- Получается, что у нас веками ничего не меняется. У нас всегда есть желающие предать, желающие перейти на другую сторону. Скажите, что мы не безнадежны. Я хочу верить в то, что мы все же построим нашу государственность.

- Украинцы объединиться могут. И в этом помогает нам Бог: допускает страдания, которые объединяют людей. Страдание объединяет людей, а не жизнь в благоприятных условиях. Украина побеждает этого агрессора потому, что народ украинский объединился. Вы знаете, какой небоеспособной была наша украинская армия, а сейчас она боеспособная. А это потому, что люди объединились вокруг защиты своей родной земли. Тут уже забывают о разнице, а защищают свою родную землю. Господь поможет нам, что мы объединимся, свое украинское государство сохраним, и сохраним свою землю. С помощью Божией.

- В ХХ веке мы имели две мировые войны. В этих событиях почти все время была Украина. У нас был Голодомор, нет ни одного миллиметра украинской земли, которая бы ни была полита кровью. Сколько еще страданий нужно этому народу, чтобы он, наконец, объединился? Или мы не понимаем, что они не прекратятся до тех пор, пока мы не станем единым народом?

- Когда это станет, я не могу сказать. Бог знает. Но то, что мы идем по этому пути, к объединению, это мы видим на том, что украинский народ защищает свою землю. Умирают на востоке и галичане, и подоляне, и все объединяются в защите своего государства. Будем страдать до тех пор, пока не объединимся и не станем великой державой.

Новости по теме

- Слушая ваши проповеди, я слышал, как вы призываете молиться за украинское воинство, за тех, кто в окопах. Но большинство украинских городов гуляет. У нас полное впечатление, что война происходит где-то очень далеко. Ребята, которые там, они реально объединены в кулак. А мы уже научились жить с этой бедой. Вы видите окончание этой войны, и как скоро, каким образом, оно может произойти?

- Вижу, что война не может быть вечной. Она обязательно закончится, и закончится победой Украины, потому что Украина стоит на дороге правды. Не мы напали, а на нас напали. Мы защищаем свое, а у нас хотят забрать наше. Правда с нами, и это ясно каждому разумному человеку. А если правда с нами, то с правдой Бог. А там, где Бог, там всегда победа. И поэтому я убежден, что Украина победит.

- Для тех, кто не знает, скажите, где вы появились на свет Божий?

- Моя малая родина – Донбасс, село Благодатное, Амвросиевский район. Сегодня этот район оккупирован. Я верю, что он будет свободен, и оккупация прекратится. Во мне течет кровь казацкая, с одной стороны, а с другой – галицкая. По материнской линии я Опрышко, а это повстанцы в Карпатах.

- Звонок из Тернополя: "Бог для мертвых или только для живых?".

- Бог для мертвых и для живых. А вообще, мертвых, несуществующих людей нет. Человек, который родился, уже из бытия выйти не может. Если бы он и хотел, он не может выйти, потому что он получил бытие. Человек вечен, и поэтому смерть это разделение души и тела. Но наступит время, когда душа с телом соединится. По повелению Божию все мертвые воскреснут. Многие задают вопрос, каким образом миллиарды людей могут воскреснуть? Ответ на это таков: а каким образом из ничего возник этот мир? Бог захотел – и стало так. Так и по повелению Божию воскреснут мертвые и соединятся с телами. И будет вечная жизнь. Но она будет разной: блаженной и страдальческой. И на земле мы живем для того, чтобы выбрать, в какой жизни мы хотим быть. Если хотим в блаженной, то надо любить, потому что блаженство там, где есть любовь.

112.ua

- Вам пишут: "Страдания в Украине только разделяют людей, и вчерашние события это показали".

- В этом случае не страдания разделили, а разделил грех. И часто грех разделяет через страдания. А страдания через терпение, наоборот, человека превозносят. Делают его добрым. Поэтому Христос и сказал: "Терпением вашим спасайте души ваши". А терпение это страдание. Святых на земле и на небе, которые бы не страдали, нет. Если святой или святая, то обязательно этот человек страдал. Даже Божья мать страдала, когда видела своего Сына распятым на кресте. Все апостолы, мученики, святители, все праведные люди страдали. Страдания не страшны, и их не надо бояться, а надо бояться греха, потому что грех рождает страдания.

- А этим людям, которые просто живут и работают, им нечего надеяться на царство вечное?

- А вы спросите у этих людей, страдали ли они в жизни? Никто из них не скажет, что он никогда не страдал. Не будет страданий только там, где нет греха. А мы грешим. Не будете грешить – не будете страдать.

- Нам пишут: "Нет средств – ребенка не окрестишь, не обвенчают". Почему все услуги в наших церквях платные?

- Если у человека нет средств, священник обязан сделать это бесплатно. Господь сказал: "Даром приняли благодать, священство, даром давайте". Поэтому священник обязан совершить таинство бесплатно.

- Пишут: 83% пенсионеров получают нищенские пенсии – 2000 грн. Они все мученики?

- Мученик – каждый человек, который страдает. Поэтому Христос и сказал: "Терпением вашим спасайте души ваши".

- Что может стать чумой XXI века?

- Не знаю.

- Что дороже для большинства адептов: ряса или совесть?

- Совесть.

- Что делать, когда ладан не горит?

- Воскурять.

- Что любите больше: красить яйца или разбивать их?

- Я разбивал, а красили другие.

- Верите ли вы в теорию большого взрыва?

- Верю во второе пришествие Христа и Антихриста. И страшные страдания, которые ждут человечество в условиях пришествия Антихриста.

Новости по теме

- То есть в конец света вы верите. Когда он будет?

- Мы не знаем, Христос сказал: "Не знает никто о конце света". А какие будут признаки второго пришествия, он сказал. Пришествие Антихриста означает, что после этого будет второе пришествие Христа. И тогда будет разделено добро и зло. И они будут существовать отдельно: добро будет вечно блаженствовать, а зло будет вечно страдать.

- Кто поставит точку: ученые или верующие?

- Бог поставит точку.

- На чью сторону вы станете: грешного верующего или правильного атеиста?

- На сторону атеиста, который покается.

- Кто главный Иуда в Украине за всю историю?

- Не знаю.

- Если Бог любит нас, почему в мире так много жестокости?

- От Бога исходит любовь, а жестокость исходит от дьявола и от людей грешных, ибо Бог не делает зла.

- Красивые женщины, они от кого?

- От Бога.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>