banner banner banner banner

По новому генплану Киева нужно советоваться с общественностью, но у нас это превратили в политику

Что надо знать о проекте нового генплана Киева, рассказывает его создатель - начальник КО "Институт Генерального плана города Киева" Сергей Броневицкий

По новому генплану Киева нужно советоваться с общественностью, но у нас это превратили в политику
112.ua

Екатерина Гичан

Журналист

Что надо знать о проекте нового генплана Киева, рассказывает его создатель - начальник КО "Институт Генерального плана города Киева" Сергей Броневицкий

В этом году, максимум - в начале следующего, примут новый генеральный план Киева, - новости с подобными заголовками выходят с завидной регулярностью с 2009 года. Документ начали разрабатывать при Леониде Черновецком, продолжили при Александре Попове и перерабатывали при Виталии Кличко. В этом, 2015-м, году снова звучат прогнозы о скором принятии нового генплана. Но "воз и ныне там".

Сдвинется ли процесс с мертвой точки; нужен ли вообще новый генплан и зачем он столице; что и когда он изменит в жизни киевлян; чего ждать пригородам; как велась подготовка главного градостроительного документа и какую роль сыграла общественность – все это мы обсудили с начальником КО "Институт Генерального плана города Киева" (КО "Киевгенплан") Сергеем Броневицким.

Момент, выбранный для беседы, может показаться странным, ведь новый генплан находится вне фокуса внимания журналистов. Но именно такой момент позволяет спокойно разобраться в теме, избегая спекуляций, манипуляций и лишних эмоций.

Тем более, совсем скоро, - когда приступит к работе новый созыв Киевсовета, - генплан опять вернется в фокус всеобщего внимания.

Почему нужен?

- По украинскому законодательству, только местный совет может решать, нужно разрабатывать генплан и прочую градостроительную документацию или нет; нужно утверждать ее или нет. (Градус обвинений в том, что новый генплан не имели права разрабатывать и тратить на него около 20 млн грн, поднялся так высоко, что Киевсовет обратился за разъяснениями в Институт государства и права им. Корецкого. - Ред.) Все города цивилизованного мира утверждают генеральные планы и каждые 5-10 лет разрабатываются новые планы развития.

Действующий генплан разрабатывался с 1997 года и был принят в 2002 году. Абсолютно в других социальных и экономических условиях, абсолютно в другой информационной базе, на другой топооснове, которая кардинально изменилась за последние 20 лет. Естественно, за это время произошла масса изменений (более тысячи), которые не нашли отражения в самом документе. В действующем генплане деградирующие промтерритории показаны действующими, и значит, строить там нельзя.

По нынешнему генплану, Киев должен был бы без согласования с областью, с местными советами и территориальными общинами аннексировать 64 тыс. га пригородной земли, которой он не имеет права ни распоряжаться, ни использовать ее, ни давать разрешения на застройку, ни отчуждать, ни получать с нее налоги. Очень трудно развивать город, если генплан запланирован на территорию, которой у него нет.

Новости по теме

При этом в черте города находится 7 тыс. га промышленных территорий, которые используются неэффективно, т.е. предприятия не работают, там нет рабочих мест, они не платят ни аренду, ни земельный налог, ни другие налоги. Только на одной Нижней Теличке на 204 гектарах около 60 промпредприятий, из которых едва ли работают хотя бы 5. Хозяева и директора этих предприятий за то, чтобы перепрофилировать эту территорию под общественную и жилую функцию (к слову, в генплане это предусмотрено).

112.ua

Еще почти 3 тыс. га – это территории сельхозназначения. В проекте нового генплана мы меняем их целевое назначение под жилищно-общественную функцию. Еще 2,5 тыс. га – это спецтерритории, в том числе воинские части. Сейчас нет нужды в том, чтобы их было так много, поэтому некоторые из них изменят свое целевое назначение, по согласованию с Минобороны.

Кроме того, была допущена масса стратегических просчетов: по количеству населения (в генплане предусматривалось 2,6 млн человек к 2020 году, а уже сейчас, в 2015-м, больше 3 млн), по транспорту (на 2020-й год предусматривалось 750 тыс. автомобилей, а сейчас уже 1,2 млн – только по официальным данным автоинспекции). Конечно, все это приводит к изменению расчетных показателей, к изменению нагрузок на городские сети, на транспорт, на школы, садики. Перечень можно продолжать.

Поэтому в 2008 году, когда стало очевидно, что развивать город по действующему генплану нельзя, Киевсовет принял решение о разработке нового.

Когда и почем реализуют генплановские планы?

- Генплан не отвечает на вопрос "когда?" Он отвечает на вопросы: "что нужно?" и "во сколько это обойдется". То есть, например, что можно строить, где прокладывать дорогу или инженерные сети, какие ограничения на застройку в центре и т.п. Плюс – рассчитывается ориентировочная стоимость.

Ответ на вопрос "когда?" зависит от пополнения бюджета, от общей экономической ситуации в стране, от возможности привлекать инвестиции (напомним, в октябре Киев объявил технический дефолт, - ред.).

Но надо понимать, что запланированное будет реализовываться в течение 20 лет. Причем не только за бюджетные деньги.

Если мы говорим о жилье, то оно, в основном, строится за деньги инвесторов. Если мы говорим об инженерных сооружениях, то они тоже строятся за счет денег инвесторов, за счет взносов на развитие инфраструктуры. Если мы говорим о таких объектах, как, например, Бортническая станция аэрации, то это тоже инвестиционный объект.

Поэтому будут и инвестиционные деньги, и деньги городского бюджета, и деньги государственного бюджета.

Киеву обязаны выделять финансирование из госбюджета для выполнения столичных функций – так, как это было все предыдущие годы. Потому что столица всегда во всех странах мира финансируется за счет госбюджета, в том числе.

Новости по теме

Прежде всего, необходимо выделить финансирование на строительство Подольского мостового перехода – его нужно завершить в ближайшие годы. На строительство четвертой ветки метро (на Троещину). На крупные транспортные развязки: у метро "Шулявская", на Ленинградской площади, продолжение окружной дороги до Оболонского проспекта от улицы Кондратюка. Все эти объекты могут строиться комбинированно, т.е. за средства городского и государственного бюджетов.

На реализацию мероприятий, предложенных новым генпланом, потребуется около 500 млрд грн (в ценах 2013, и пересчета пока не было).

Как сложатся отношения с областью?

- Границы города были определены еще в советское время соответствующим постановлением Совета министров – территория города составляет 84 тыс. га. На сегодня проект границы города ждет утверждения. Он согласован с областью в общих чертах, но есть ряд неточностей на некоторых отрезках.

Когда я говорю о неточностях, то не имею в виду Беличанский лес. Тут город занимает жесткую позицию: это ландшафтно-рекреационная территория Киева, это заповедник.

Я имею в виду некоторые участки в Вышгородском и Бориспольском районах. Но это уточнение границы никак не влияет на общий баланс территорий.

Чем агломерация лучше мегаполиса?

- Ведущие европейские столицы – Париж, Берлин, Лондон – не идут по пути юридического расширения границ, поскольку в мировой практике это позавчерашний день. Они создают органы совместного управления между городом и пригородными территориями.

Нам тоже нужно идти этим путем, и в генплане есть раздел "Пригородная зона". У Киева есть масса интересов на территории области: общий транспортный каркас, общее развитие транспорта, общий природный каркас, перспективы вынесения промпредприятий за границы Киева и т.д.

Но от того, что мы включим в территорию Киева, например, Бровары, броварчанину до Крещатика ближе ехать не станет. А для Киева – это дополнительная нагрузка на бюджет, т.к. мы обязаны будем "тянуть" туда инженерные сети, строить там школы и садики, развивать транспортную инфраструктуру. Все это – нагрузка на бюджет.

На ближайшие 20 лет нам хватает своих проблем и места для строительства.

Что если пригороды не захотят помочь городу?

- В контексте отношений Киева и области часто поднимается вопрос Украинки (пригород в Обуховском районе, – ред.) – там планируется построить очистные сооружения для Киева.

Мы не сможем там ничего построить без жителей Украинки, без разрешения местного совета, а он вправе выдвигать Киеву условия и требовать компенсаций для жителей. Если область или какая-то территориальная община позволяет городу разместить очистные сооружения или кладбище под нужды этого города, то это делается только по прямым договорам с территориальными общинами.

112.ua

Местному совету придется взвесить уровень пользы и вреда. Может, выделенная им компенсация позволит построить школы, садики, обновить инженерную инфраструктуру. Тогда польза превысит потенциальный вред. Хотя современные методы очистки подобных предприятий позволяют размещать их без вреда для экологии.

Как изменится исторический облик?

- Для того, чтобы у нас не было никаких вопросов с историками, мы специально взяли на субподряд Институт памятникоохранных исследований при Министерстве культуры. Мы не вмешивались в работу историков, хотя и высказывали свои предложения, поскольку это наше право, как генподрядчиков.

Когда институт в 2011 году выдал нам работу, мы сказали "хорошо". Затем, уже в 2014 году, Минкульт приостановил действие соответствующего приказа от 2011 года, чтобы пересмотреть историко-архитектурный опорный план. В 2014 году нам опять выдали работу, и мы опять сказали "хорошо". Но в том же 2014-м году нам снова сказали, что работа плохая. Мы сказали "сделайте так, как считаете нужным, согласуйте в Министерстве и отдайте нам".

Поэтому когда звучат претензии к "Киевгенплану" по поводу исторического облика города (причем, часто они звучат от историков), то мы переадресовываем их самим историкам. Ведь работу по этому направлению выполняют специалисты при Минкульте, и научно-методический совет, утверждающий этот раздел, тоже находится при Минкульте.

Новости по теме

Сейчас, насколько я знаю, работа по историко-архитектурному опорному плану уже выполнена в 100%-ном объеме и ее рассмотрят в ближайшие недели.

В самом плане увеличено количество исторических ареалов: с 4-х – до 16-ти. Границы буферных зон (где действуют ограничения на строительство) расширены в 1,5 раза, по отношению к действующему генплану. Жестко ограничивается какая бы то ни было высотная застройка, чего нет в действующем генплане. Мое мнение – где-то это даже перебор. Но руководство города осознанно не вмешивается, чтобы историки сами друг с другом разобрались.

Как быть с диссонансом?

- Как это делается в Германии – в самой богатой стране Европы. В Берлине в советское время тоже построили много чего, что потом назвали диссонирующей застройкой (так называются здания, которые не вписываются в единый облик). Эти здания выкупались за бюджетные деньги, а потом сносились, и на их месте возводились новые.

Бюджет Берлина составляет 30 млрд евро плюс 30 млрд евро ему выделяет федеральный бюджет. Всего – 60 млрд евро. Для сравнения: бюджет Киева – менее 1 млрд евро. Так есть ли у Киева возможность внедрить берлинский опыт? Конечно, нет.

Поэтому нам придется смириться с тем, что уже построено, но мы можем попробовать сгладить этот диссонанс. Сносить этажи – это самый простой метод, но он очень затратный, т.к. все это – чья-то собственность, которую нельзя отбирать. Еще один метод – это использовать архитектурную подсветку или сглаживать за счет новых строений.

112.ua

В Киеве есть около 10 диссонирующих объектов. Самый яркий пример находится по адресу Кловский спуск, 7а (посмотреть можно здесь, - авт.). Такое здание на 48 этажей нельзя было возводить.

Чем поможет генплан, зонинг и… кризис?

- С другой стороны, на сегодня запрет никак не регламентирован. Если инвестор, покупая землю, придет к главному проектировщику территории и скажет, что хочет строить 25-этажный дом, то ему возразят: "Нет, нельзя – это слишком много этажей". Но инвестор задаст резонный вопрос: "Где написано, что нельзя?"

В действующем генплане есть эфемерная норма о 27 метрах, но она прописана в разделе "Перспективы организации территорий"; а когда наступят эти перспективы – в 2020 или в 2030 году? – не прописано. Раз нет законодательного запрета, то и выдают разрешения на многоэтажки в центре. Только экономический кризис спасает нас от того, что строят не так много, как могли бы.

В новом генплане и в готовящемся зонинге застройка четко регламентирована. В зонинге территория Киева разбита на кварталы, и в каждом квартале определена граничная плотность застройки; процент застройки; численность населения, пребывающего в этом квартале постоянно; высотность; функциональное назначение и пр.

Покупая землю, инвестор будет заранее знать, какой этажности и назначения может быть здание в этом конкретном месте, и администрация, выдавая разрешение, будет руководствоваться зонингом. Поэтому согласовать объекты, подобные 48-этажке на Кловском, было бы нельзя, если бы был принят генплан и зонинг.

Кроме того, согласно закону Украины "О градостроительной деятельности", если нет зонинга и детальных планов территорий (ДПТ), то город де-юре не имеет права отводить землю, проводить земельные аукционы, инвестиционные конкурсы и давать условия на проектирование. Городской бюджет недополучает сотни миллионов гривен, а строительство продолжается, поскольку нужные решения просто продавливаются.

Что не регламентируют генплан и зонинг?

(Вопрос возник потому, что когда речь заходит о генплане, то всплывают все темы, касающиеся жизни города: скандальных строек, обветшания старинных домов, инфраструктуры, транспорта, финансирования, сроков строительства и много чего еще. Поэтому было важно отделить те аспекты, которые имеют отношение к генплану, от тех, которые не имеют, - прим. авт.).

- В генплане отражается функциональное назначение территорий – она показана тем или иным цветом, направление магистральных улиц (внутридворовые не показываются), направление магистральных инженерных сетей, дома показаны точками (10-тысячный масштаб, в котором разрабатывается генплан, не позволяет увидеть больше). Тут нет ни этажности, ни нового строительства, мы вообще не наносим новое строительство на генплан, мы показываем, что, например, тут можно разместить жилой дом, а вот здесь – будет застройка общественной функции.

Новости по теме

Поэтому, когда замечания идут на уровне "разместите детскую площадку в этом дворе", мы не можем на них ответить – до такого мелкого масштаба мы просто не рассматриваем.

Или замечания по поводу обветшания знаковых домов (яркий пример находится в центре Киева – это так называемый "Замок Барона" напротив Золотых Ворот; дом ветшает, его безуспешно пытались отсудить у нынешнего владельца - Александра Лойфенфельда, - прим. авт.). Однако ни зонинг, ни генплан на такие замечания ответить не могут, потому что в градостроительстве не рассматриваются вопросы собственности.

С Гостиным двором нужно что-то делать. Под ним проходит линия метро, и страшно представить, что произойдет, если здание рухнет, а общественность, насколько я знаю, не подпускает застройщика. Общественники и активисты говорят, что нужно выделить 2 млрд грн на обустройства там музея. Может ли город выделить такие деньги? Если не хватает школ и садиков, если канализационный коллектор в аварийном состоянии, остро стоит проблема транспорта, не закончен Подольский мостовой переход, и этот список можно долго продолжать. Музей – это тоже нужно, но требовать денег на него можно было бы в богатой европейской столице, а не у нас.

Как работать с критикой?

- Мы проводили слушания по поводу генплана больше года, вместо трех месяцев, как это положено. Тогдашняя администрация (во главе с Александром Поповым, – ред.) решила, что нужно рассмотреть все предложения киевлян. Более того, мы до сих пор принимаем предложения: как от физических, так и от юридических лиц, и обязаны на них отвечать. Это будет продолжаться вплоть до момента утверждения генплана.

По ходу принятия предложения функции территорий могут меняться. Поэтому странно, когда нас критикуют за то, что проект, который был в 2008 году, отличается от того, что был в 2011, и тем более, в 2015-м. За последние 1,5 года проект генплана кардинально переработан: уменьшено количество прогнозного жилья – с 28 млн кв. м на период 20 лет - до 22 млн. Увеличено количество зеленых зон общего пользования. Мы кардинально пересмотрели транспортную модель – совместно с Мировым банком.

К тому же мы получаем новые статистические данные по развитию Киева, новые данные по населению, например, в июле 2015 Киевсовет принял решение по поводу строительства жилья для участников АТО. Проектировщики могут менять градостроительную документацию в процессе работы. Есть замечания заказчика, есть пожелания инвесторов, местных жителей. С 2011 года сколько новых объектов появилось! Озвучены новые инвестиционные намерения, не можем же мы застыть в 2011-м году. В Киеве жилищная норма обеспеченности на одного жителя – около 20 метров, а в городах Европы – это 40-60 метров.

112.ua

Когда нам ставят в пример европейский опыт и роль общественности, то в Европе общественность не принимает генплан. Там проводятся общественные обсуждения (и мы их проводили, причем в 4 раза дольше положенного срока), местные жители могут вносить свои предложения. Однако техническую документацию рассматривают только специалисты: архитекторы, градостроители, инженеры и т.д. Точно так же и у нас должно быть. Почему неспециалисты советуют специалистам?

Мы провели общественные обсуждения. Мы посоветовались с Союзом архитекторов Украины, он провел экспертизу, дал свои рекомендации, мы их учли, и Союз рекомендовал генплан к утверждению. Что еще нужно? Государственную экспертизу мы прошли. Согласование министерств и ведомств мы прошли. Я не знаю, с кем еще можно посоветоваться. Было 7 заседаний архитектурно-градостроительного совета.

С общественностью нужно советоваться, но, к сожалению, у нас принятие генплана заполитизировали. Целый ряд политических партий считает своим долгом, не разбирая сути документа, не понимая вообще, что это за документ и что он регламентирует, требовать, чтобы его не принимали, потому что он плохой. Ну, вот они решили, и значит, так.

Нам говорят, что мы (КО "Киевгенплан", - ред.) не имеем права разрабатывать генплан. Ну, а кто кроме местного совета имеет право это решать?

Во Франции, в Германии, в Великобритании, в России – в столицах есть коммунальные проектные структуры, которые работают над генеральными планами городов. Таким образом города защищают себя от узкокорпоративных интересов определенной группы разработчиков. Даже в Киеве частная структура никогда не разрабатывала генплан (просто, когда готовили генплан от 2002 года, то тогда "Киевпроект" был муниципальным, а сейчас он принадлежит акционерам).

Когда примут?

- Генплан разработан, прошел комплексную государственную экспертизу, согласование градостроительного совета, всех государственных служб, получил рекомендацию от Союза архитекторов.

Новости по теме

Осталось утвердить приказом Минкульта историко-архитектурный опорный план, разработанный в составе генплана, и получить приказ "Об утверждении границ и режимов использования исторических территорий".

На сегодня генплан уже передан в Киевсовет и ждет своего рассмотрения и утверждения уже новой каденцией Киевсовета.

Я думаю, что его примут в начале следующего года.

Также ведется подготовка зонинга – этот документ конкретизирует генплан: определяет параметры застройки: граничную высотность, плотность, процент зеленых насаждений и пр. Скоро он появится в открытом доступе, и начнется его общественное обсуждение. По закону, мы сможем утвердить зонинг только тогда, когда будет утвержден генплан.

Беседовала Екатерина Гичан

Ознакомиться с полным проектом нового генплана Киева можно здесь.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>