Попробуйте сделать патриотическое кино хорошо, а не только лишь чтобы сарказм и ирония

Попробуйте сделать патриотическое кино хорошо, а не только лишь чтобы сарказм и ирония
112.ua

Наталья Сумская

Народная артистка Украины

Мага: Душа поет и радуется, ведь я воплощу сегодня мечту не свою даже, а больше своей мамы, потому что она всю жизнь мечтала, чтобы я в кадре обнял эту легендарную женщину. У меня в гостях народная артистка Украины Наталья Сумская.

Я даже себе не представляю Наталью Сумскую, которая бы возила с собой пять нарядов, чтобы в один день пошла бы в один журнал, там красивые, а на второй - там работящие. Наталья Сумская - это человек, который бесконечно находится в процессе. Мы вас забрали с репетиции, привезли сюда - вы не устали?

Сумская: Нет. Я вижу, что от этого только получаю энергию. А если у меня нет репетиций, у меня нет дел, вот тогда мне почему-то жутко, что нечего делать. Хотя женщина обязательно найдет, чем заняться.

- Я хотел бы, что это услышали все наши молодые актеры. Эти депрессивные, с антидепрессантами, с истериками. Они говорят, что депрессия - это болезнь. Наталья Сумская - человек, выросший в семье актеров. Давайте с вами поделимся, что это такое, от чего у человека не может быть депрессии?

- Я не знаю, что это такое и как она возникает. Поэтому я не обращаю внимания на это. У нас не прививалось с детства это. Я родились в те времена, еще того столетия, но тогда непопулярна была речь об этом. Тогда было очень модно где-то быть занятым. И поскольку я была из актерской семьи, то меня привлекал ВИА в школе - вокал. Кружки, и почти всем спортом, который можно пересчитать по пальцам, я занималась.

- Оно сказывается. Я не так часто имею возможность посещать театр, но когда посещаю, чаще всего по приглашению. Я был по вашему приглашению на "Люкс для иностранцев", смотрел на Наташу Сумскую - девочка. И эта энергия - она же идет оттуда. Мало кто сейчас задумывается над тем, что театральные дети - это совсем другие дети. Мы рожали все в театральном институте - после третьего курса рожали ребенка, потому что после того, как пришел в театр, уже не до рождения. И у нас всегда дети вповалку спали, курс Зимней всегда имел кучу детей за кулисами. У нас Снежана Егорова, моя жена грудью выкармливали и своих детей, и чужих. Дети знали, что надо молчать, что во время представления нельзя выходить на сцену. Когда вас впервые как девочку выпустили?

- Где-то, может, в 6-7. Я тогда ходила в детский сад, круглонедельный. За что благодарна родителям. Я почувствовала тот коллектив еще тогда, в те малые годы. У меня была кроватка в уголке. А комната была огромная. И все населено детьми. И мне нравилось быть в коллективе.

- Круглонедельный садик, это тебя на неделю отдают, и все?

- Да. Потому что мои мама и папа играли более 40 названий в месяц - так были заняты актеры драматического театра имени Марии Заньковецкой, где они тогда работали.

- Вы до 10 лет во Львове жили?

- Да. И эта десятка в таких воспоминаниях. Во всех спектаклях ребенок тоже востребован на сцене. И это актерские дети. Это был спектакль "Невольник" по поэме Шевченко "Слепой", где необходим был поводырь. Папа играл слепого кобзаря.

112.ua

- А вы мальчика?

- Да. Потому что и голос был у меня тогда подходящий, потому что я в саду в конце недели уже почти не говорила, вдоволь накричавшись. И как раз для мальчика подходило. Но я думала, что я выйду и сыграю. А я поверила в то, что папа слепой. Мне стало не до шуток, стало очень жаль отца, когда он на генеральном прогоне заклеил глаза, чтобы немножко видеть, но чтобы издали было видно, что он слепой. И я расплакалась. Сняли артистку - неудачный дебют. Взяли дочь костюмерши. Она была более спокойной, впоследствии она поступила в МГУ. Но моя карьера на этом не завершилась, я потом на радио играла благодаря этому голосу мальчика Самата из Чингиза Айтматова - "Тополек мой в красной косынке". Я заработала 60 рублей, и мне купили шубку.

- Я вспоминаю свой первый заработок - тогда были заготконторы. Сливы, яблоки собирали. И им нужны были коробки - ящик стоил 10 копеек. И я делал ящики. Я сделал 800 ящиков и ждал 80 рублей. И с меня сняли 4 рубля и сказали, что это за бездетность. Я рыдал. 4 рубля - это две бамбуковые удочки. Какая шубка была - искусственная?

- Да, она ведь не изнашивается, как натуральная. Она мне долго служила. На санках - знаменитый парк Костюшко, Стрыйский парк. Там была шапочка такая причудливая, шароварчики, ведь это Львов, простите.

- Наташа Сумская - чемпион мира по любым акцентам.

- Прошу господина, миленький. Так зачем вы это говорите. Я вам скажу, что Львов - это среда культуры, центр той ментальности. У меня внизу жила госпожа Песова, там были кошки. И я дружила - Леся и Сяня. Они подавали на обед картошку и простоквашу. Это лучший был обед, который я только могу вспомнить за все свои детские годы.

- Я помню роль, которая просто порвала всех, когда вы сделали Машу из Чехова "Три сестры". Вы за нее получили "Пектораль". Неожиданно чеховская героиня заговорила именно таким образом.

- Я открою интересную информацию. Когда я присоединилась к созданию роли, я перечитала всего Солженицына, "ГУЛАГ". А там, оказывается, через каждую главу Чехов фигурирует. И поэтому эти два имени рядом. И поэтому нет ничего удивительного, что Андрей Жолдак предложил переселить эту семью во Львов. Что эта интеллигенция была отправлена в Сибирь, именно западенская. А там она уже встретила этого КГБиста Вершинина.

- Жолдак очень противоречивая фигура, парадоксальная.

- Он хороший провокатор.

- Хороший провокатор и хороший режиссер. Вам не хватает сейчас хорошей режиссуры?

- Не хватает. Но сейчас, слава Богу, у нас подъем в театре, у нас новый главный режиссер. И у нас новая премьера - "Кориолан". Я должна сказать, что мы удивлены тем, что пьеса, написанная полтысячелетия назад, удивительно актуальная.

Новости по теме

- Очень скверная пьеса. Ее очень редко ставили.

- А здесь удалось. Созвучна сегодняшнему дню, этому изгнанию наших неоценимых героев. Кориолан был жертвой таких обстоятельств, которые и у нас очень похожи.

- Я - не журналист, я - актер. Мы с вами не раз пересекались, на одних сценах играли. Я смотрю на это актерским взглядом. Мы приходили смотреть на Наталью Сумскую еще студентами, тогда гремела "Белая ворона", тогда пошла "Энеида" с Хостикоевым, который для нас был таким волосатым богом. Кем бы ни была Наталья - она никогда не была шароварной. Вы всегда были живой. Эта вот ирония, самоирония и блестящая школа. То есть для Сумской что спеть, что станцевать, одновременно спеть, станцевать, говорить - у нас очень много кто этого не умеет.

- Папа меня еще учил, хотя его коллеги, когда я поступала, говорили: "Ваша Наташа идет в театральный? Ну, это надо иметь выдающиеся способности". Мне не пришлось доказывать. Важно - не переиграть. Мы, бывало, еще вначале не доигрывали. Лучше не доиграть, чем переиграть.

- Это однозначно. Страшная история заниматься вашими ролями - просто перечитать список. Если даже подсчитать, сколько времени вы потратили на это, я не могу представить, что у Натальи Сумской когда-то был отпуск, что она когда-то рожала детей, она заводила семью, что она успевала что-то делать. Если бы это загрузить на какую-либо Катрин Денев - она бы в 40 уже умерла. Как это можно? И вы всегда улыбаетесь, я никогда не видел печальную Наталью Сумскую.

- Украинская женщина. Это, пожалуй, генетика. Я никогда не задумывалась над этим.

- А мама приучала к этому или нет?

- Да, и мама - этот образец же был у нас рядом, в доме. Как она бежала на репетиции. Мы приобщались к помощи семье. Для меня было честью помогать маме до 17 лет, пока школа, с младшей сестренкой. Это такое счастье было ухаживать. И я говорила: "Все не умеете, я лучше". Сейчас у нас в театре у актрис 3-4 детей, поэтому это не редкость.

112.ua

- И нормально? Они успевают?

- Они успевают каким-то странным образом - помогают родственники, родные. Репетиция назначается на 10-11, можно успеть накормить завтраком семью, в середине дня есть пару часов пойти домой. Ты следишь за семьей. Вечером спектакль, но он не каждый день. Я вам такие секреты рассказываю, что все сейчас хлынут в артисты.

- Для меня не проблема вкрутить лампочку, прибить полочку, я вырезал даже изделия из дерева.

- Я тоже делаю все сама.

- Есть такой анекдот. Говорят: "Дедушка, в твое время были люди творческого склада ума?" - "Были, только мы их долбодятламы называли". Когда человек начинает прятаться за это: я человек творческий и поэтому это не умею... Я видел Олю, сестру, заканчивается концерт, и она в этом вечернем платье зашла в гости, быстро сбросила, посуду перемыла. Я вижу хозяйку. Вы всегда были хозяйками.

- Но я еще обязана образованию, которое было тогда. Очень жалею, что сейчас нет трудовых навыков, автодела, которое было еще в те времена. Оканчивая школу, можно было получить уже права. Я училась слесарному делу.

- А на чем вы учились водить машину? Потому что у нас в школе автодело было - ЗИЛ.

- Это удивительная организация на Ленинградской площади, ДОСААФ, более 55 лет они имеют. Я там училась в школе. Там прекрасные учителя. Один был очень похож на киноактера Никоненко, и он каждый день: "Это впереди вас - нос машины, это метр жизни". Стряхивал нас, чтобы нам жизнь малиной не казалась. А другой говорил: "Вячеславовна, тише газ. Вы обязательно научитесь. И в цирке животные учатся, и вы научитесь водить".

- Никогда не видел, чтобы Наталья Сумская где-то ходила, задирая нос, и рассказывала: "Я народная артистка". Я хотел бы, чтобы молодые понимали, что вы прошли эту свою большую жизненную школу. Вы начали сниматься еще студенткой?

- Нет, не пускали. Сразу после окончания в Свердловске, на "Мосфильме", мне там сказали: "У нее очень ярко выраженный украинизм в лице". И я очень благодарна, что я тогда не пришлась и на "Жизнь Клима Самгина", и много еще фильмов - не подходила я. А тогда уже как раз состоялся дебют из "Наталки Полтавки".

- И это было такое солнышко. Не боялись брать какие-то духовные вещи. Когда я посмотрел вашу фильмографию, было впечатление, что вы с кино не вылезали на тот момент.

- Некоторое время.

- В начале 80-х. Сейчас, когда пришел тот момент, когда на очень долгое время пропало все, рассыпалась киностудия Довженко - вам не надо было ни российских актеров, ничего. Вы прошли работу с такими людьми, которые полноценные фильмы создавали. Им не нужен был Домагаров, для того чтобы было узнаваемое лицо. Кого из тех, с кем вы работали, вспоминать приятно?

- За эпизод Миколайчуку Ивану Васильевичу я безмерно благодарна. Если это был "Вавилон", если это было "Украденное счастье" у Юрия Ткаченко. Я хотела пробоваться на Анну, но... массовка там, со спины - неважно. Что удавалось, что получилось - за это безмерно благодарна. Это судьба, так уже предначертано. У них были другие приоритеты, другие вкусы, даже на женщину-актрису другой взгляд. Тот или иной режиссер имел такой вкус - такая ему понравилась. Так что же мне желать, мечтать. А уже потом - то, что имею на сегодняшний день, и то, что снимаюсь, - за это все благодарна. Я не принадлежу к тем актрисам, которые - я не снялась и я очень жалею...

- Было такое словосочетание хорошее "украинское романтическое кино". Вы упомянули "Вавилон". Я вырос в маленьком селе, но клуб был, и когда появилось название "Вавилон 20", то неделю люди говорили, что надо идти в кино, потому что там "Вавилон", будут на мечах рубиться, что-то такое интересное. И когда появился Фабиан, я видел, как люди выходили перекурить и уже не возвращались.

- Я с первого раза его не поняла - со второго-третьего.

- Я досидел до конца сам в зале. У меня был шок - я не мог встать после этого. Я считаю, что это единственная большая роль, которую сыграла Любовь Полищук. Там она сыграла что-то такое, от чего оторвать глаз нельзя было. Вы можете себе представить, что сейчас появятся вот такие режиссеры? Имея такие возможности технические - чего ожидаете на данный момент?

- Я жду любви к украинству, прежде всего от режиссеров. И я верю, что они есть. И сейчас появляются названия. Душа радуется - украинские названия классических произведений, которые экранизируются. Сейчас имею счастье сниматься в ленте по роману Василия Шкляра "Черный ворон". Даже без проб мне предложили играть.

- Это кинолента или телефильм?

- Кино.

Новости по теме

- А пойдут люди?

- Даже американские ленты часто проваливаются в прокате. На все шедевры не хватит жизни.

- Есть один нюанс, который меня всегда мучил. Я смотрел на фильмы, в которых говорилось о бандеровщине. Вы очень хорошо знали те места, вас там всегда воспринимали как своих. Вы знали ту правду, вы знали о том, что вам рассказывали там, в горах.

- А сейчас еще больше.

- И вдруг приходилось играть в фильмах, где обязательно побеждали комсомольцы, коммунисты и идея. Наталья Сумская никогда себе не позволила сделать украинку какой не такой. И когда ты иногда смотришь, как комикуют, издеваясь...

- Нельзя, особенно сейчас. Если бы спрессовать это время, чтобы люди понимали, от кого это зависит, кинематографисты, чтобы, не дай Бог, порадоваться, а не насмеяться, потому что и так больно.

- Даже с врага, правда?

- Да. Нельзя. Надо очень избирательно сейчас относиться. Вы лучше попробуйте сделать патриотическое кино хорошо. Это же можно сделать. Что же один сарказм и ирония. Мы ведь и сами можем это сделать, за кулисами. Есть же образцы. Почему "Патриот" может сделать Мел Гибсон, а мы что, хуже?

112.ua

- Говорят, что Мел Гибсон вообще поменял сознание Шотландии одним "Храбрым сердцем". Я вспоминаю один из фильмов, где вы присутствовали - "Роксолану". Мне было очень обидно, потому что идея очень хорошая, но когда экономят на всем. Когда идут наша пленные, а на них одежда почти выдана в костюмерной, и велено - не дай Бог, потому что химчистка дорого стоит.

- Было у меня такое. Я на это не обращала внимания. Я пришла, у меня не было костюма на роль той цыганки-провидицы. Я с цыган сняла юбки. Покрыла голову платком. Это в два счета я сделала этот костюм. Но я уже увидела, какой должна быть цыганка, предсказавшая судьбу Роксолане.

- Опять восхищаюсь, потому что вы так можете. Молодая актриса придет, начнет требовать у продюсера, что ее должны одеть так и так.

- Не все же девочки одинаковы. Они сейчас посмеются, что и тетя им советует, как вести себя. Сейчас другие подходы. Вот я такая. А она другая, и как ты их научишь? Хотя тогда бы сэкономили время для создания образа, для создания роли. Так и в театре - нас так учили.

- Я сейчас к слову "тетка" прицеплюсь. На сцене вы порхаете. Я смотрю - девочка. Когда вы выходите за кулисы - и ноги болят...

- Нет, сразу нет. На представление хватает. Разве потом. А еще такая профессия - надо общаться с поклонниками, гости приходят, друзья, новые лица, и надо еще доиграть роль. И уже приходишь домой, и уже никто не видит, как там и т. д.

- А люди должны знать актеров ближе?

- А хотят?

- Хотят. У меня свой театр. Мы заканчиваем играть спектакль, и люди... Пришла студенческая сборная по футболу. К нам пришел капитан и говорит: "А можно, пока вы не переоделись, попросить вас выйти на сцену с нами сфотографироваться". Как я могу отказать этим детям? Раньше говорили, что должна быть глухая стена. Актер должен быть неприступным. Сейчас то, что вы выходите сфотографироваться, останавливаетесь поговорить, дать автограф, - это часть маркетинга или это часть души Натальи Сумской?

- Артистка народная? Поэтому должна быть с народом.

- А есть роль, после которой вы стали народной?

- Абсолютная неожиданность, ни в коем случае я не предполагала, не знала - в театре подали на звание. Но каким-то странным образом - там же свои предпочтения - вычеркнули. Я полдня прикреплена была в объявлении, а потом сняли. И на год пролонгировали.

- Я знаю это ощущение. Я тоже имею это высокое звание, и когда мне сказали, что в указе № 491 будет это, и вышел 490, затем в интернете вышли 492, 493, 494, а того нет.

- Пусть оно будет. И всех коллег, которые получают звания, признание, уважение, обязательно надо найти время поздравить, обнять.

- Но вы никогда не бегали за этим.

- Нет.

- Я знаю - вы имеете орден "За заслуги" III степени.

- Да, спасибо Родине.

- Когда-то Броневой сказал: "Это что, заслуги III степени или Родина III степени?" А можно представить себе такую ситуацию: Наталья пошла к президенту, премьер-министру, и вас бы приняли - и можно было бы сделать себе лучшую квартирку. Актрисы вашего уровня жили в Пассаже. Или жили на Лысенко. Или жили, чтобы недалеко ходить в театр. Вы ездите с "маминой мамы", как говорят в западных краях, до сих пор.

- Я радуюсь всему тому, что есть. У меня всегда только роли, направление репертуарной политики в театре, насколько это будет важно для зрителя. У меня есть подруга в театре, которая тоже является корифейкой - она всегда ждет праздника. Драма это, комедия, трагедия - чтобы был праздник.

- А люди идут, как на праздник, теперь в театр?

- Они идут, и я так счастлива, что я застала этот период своего театра любимого.

- Возрождение снова.

- Да. Через год ему 100 лет. И сейчас такой бум. Вы не достанете билетика. И мама моя всегда спрашивает: "Были люди?" Я говорю: "Полный зал". Бывало и другое. Когда я поступала в театр на работу - были другие времена.

- Когда был самый страшный период? Когда меньше всего ходили?

- Вот тогда. Это были 80-е.

- И кино посыпалось тогда понемножку.

- Но, видите, вернулось все. Как тяжело ни было в государстве, но искусство, меня это до сих пор удивляет, на таком подъеме. Его поддерживают, и само оно...

- Но вам не хватает одного театра Франко. У вас есть кумовское объединение "Бенюк-Хостикоев", которое пытается делать что-то свое.

- Интересно было, когда у нас был спектакль "О людях и мышах" по произведению Джона Стейнбека.

- Это вам тогда дали Шевченковскую премию.

- Да. А перед этим, год назад, мы там не прошли, были разные предпочтения, и народ признал нас народной премией Шевченко. У меня дома есть такой чугунный казак. Это свидетельство любви народной. Это много значит.

- Вас и неформальное объединение критиков, а это люди скептические, злые... Когда начинают говорить: "Да, "Пектораль", но она уже забронзовела".

- Я бы ее советовала общенациональной сделать, поскольку она не киевская. Было бы справедливо, и люди тогда бы имели такое уважение из любого театра.

- Туда допускают только государственные театры - вот в чем дело. И уже "Пектораль" за спектакль объединения "Бенюк-Хостикоев" вы бы уже не могли получить.

- Ничего. Иметь зрителя - это главное. Иметь любовь и почитание.

- Жить вместе с актером, с человеком с бурным темпераментом, Анатолием Хостикоевым...

- Не скучно.

Новости по теме

- Я знаю Анатолия Георгиевича в разных ипостасях. Когда он закрывается, когда он может такой ливень, гром выдать. Когда он приходит домой - кто кого больше успокаивает?

- Как придется. То он мне плечо... Женщины, они выносливее, жизненнее. Все говорят - мужчинам больше нужна поддержка. Как мать, как женщина, как хранительница.

- У мужа 37,2 - это о нем? Он начинает умирать или нет?

- Если больше градусов - возможно.

- Дети ваши тоже. Я знаю сейчас у Славы в театре Франко все нормально. Парень очень правильный.

- Главное - роли. Он имеет несколько ролей.

- Говорят, что он пришел, топнул ногой и сказал: "Я не хочу показываться как сын Хостикоева и Сумской, а я хочу пройти все".

- Это наш живчик. Он нас с детства настолько смешил. Он имел свой мастер-класс из тех образцов и от нас. И если надо развеселить семью, то это к Славе. Он собрал, может быть, из всех актеров-родственников важное, самое лучшее. И это выдает как актер. Я бы хотела, чтобы это проявилось в роли где-то.

- Для меня на канале "Интер" были два парадокса. Первый парадокс - Светлана Леонтьева, которая имела высочайшее доверие среди ведущих, как ведущая новостей, и вдруг ее ушли. И второй парадокс - это Наталья Сумская. Я почему сказал, что я воплощаю мечту моей мамы, потому что "Ключевой момент" - это было то, что она не пропускала ни разу. Вы делали очень человеческие вещи.

- Это при том, что это был очень позитивный выход и финал. Я благодарна тем годам, что людям дали такую порцию позитива. Они до сих пор помнят. Где бываю - "А за эту программу спасибо".

- А часто подходят, вспоминают?

- Эту программу часто, как ни странно.

- У вас же был хороший рейтинг.

- Наверное, нужна была смена сетки вещания. Владелец программ должен был запустить свои программы - я понимаю это так. Хотя там была такая интересная штука - мы были выдвинуты на премию, а нас немножко подвинули. Они не знали, что я в жюри среди тех 80-ти членов, и я звоню и говорю: "А как это так, что вы нас сняли с номинации?" Я прихожу тогда на канал, а они говорят: "Мы заняты". - "Как это так заняты? Вы не выделите немного времени, чтобы выяснить отношения?" Понятно, что после этого все закроется, и я ходила даже к Хорошковскому, добивалась, наивная женщина. Но я для себя сделала вывод навсегда, что это всегда безрезультатно.

112.ua

- А вы идете воевать за справедливость?

- Вот воевала. Я понимала, что на этом будет заканчиваться, но хоть выскажу им свое мнение, что так нельзя с людьми, с программой.

- В театре, если Наталья Сумская видит, что какой-то актер не тянет или какой-то режиссер симпатизирует? Я помню, мы молодыми актерами в театре Кобилянской позволяли себе встать, сделать революционные какие-то заявления.

- Только по необходимости, если актер попросит. А так оно неприемлемо все же по собственной инициативе что-то советовать. У каждого своя школа. Я не признаю школы как таковой у всех одной. У каждого актера свой шарм, свой вкус, своя манера двигаться, говорить. Это же целый перечень красок.

- Я не сомневался, что вы своего сына назовете Вячеславом, ведь что ваша сестра Оля, что вы… я знаю, как вы любите маму. Но когда вы начинаете говорить об отце, у вас становятся совсем другими глаза. Вы настолько обе были папины дочки?

- Кто знает? Я настолько мечтала, чтобы папа увидел меня в национальной роли - и он успел. Это как раз был год, когда еще не состоялась премьера "Кайдашевой семьи", а в седьмом году он ушел. Он еще до того успел зайти и посмотреть на репетиции. Это для меня было событие, что он хоть немного увидел. А мама была на съемках "Наталки Полтавки". И она помогла, добавила. И в финале благодаря маминому совету я ожила.

- А режиссер не протестовал по этому поводу?

- Нет, они же сокурсники.

- Я очень много вел конкурсы красоты. И нет ничего страшнее, когда мама приходит за кулисы. Только она знает, как должна быть накрашена дочь, как должна быть причесана.

- У нас было только о сути роли. Это главное было у нас в семье.

- Что они вкладывали в вас?

- Может, и не вкладывали. Но я видела, как они относились к профессии. Как они переживали, как обливались слезами, когда уходила от них какая-то роль. В этом была их жизнь.

- Но режиссер - бог, с точки зрения мамы и отца? Они говорили: "Идешь, должен слушать то, что тебе говорят". Потому что то, что я вижу, я понимаю - Наталья Сумская может так посадить режиссера на одну точку, что сидит и не рыпается.

- Я настойчиво добиваюсь сути образа. Я помню, как мама рассказывала мне, когда на нее не обращали внимания и забыли о ней, и она взяла и вокальным способом: "Да что же это такое, еще и издевается" (поет). И тогда режиссер: "А идите, играйте на сцену".

- А вы пытались обратить на себя внимание таким способом?

- О, такой недостаток. Если не любят, не видят - я отхожу. Если любит - я отдам все, что у меня есть для этой роли, для режиссера.

- Главный режиссер в вашей жизни?

- Хостикоев.

- А Данченко?

- Это этапы. У Анатолия есть удивительный дар - он не только актер. Он мыслит по-режиссерски. Как лучше будет для зрителя - вот у него есть этот дар. Он и другому актеру, и в том числе и мне, может сказать, где там будут аплодисменты. Где будет реакция зрителя. Он не из актерской семьи, но он знает, он чувствует. Как должно быть сценическое действие, каким должен быть финал, каким начало. И когда он его еще не находит - он докапывается. Это сладкие муки творчества, когда он ищет эти решения.

- С вами интересно разговаривать, потому что вы не оторваны от жизни. Вы ходите в супермаркет, вы знаете, что сколько стоит. Какая пенсия у мамы?

- 2500. Я сейчас хожу по собесам, ведь как можно пенсионерке начислить 5 тысяч гривен за отопление и свет. Я познакомилась с теми работниками, это очень интересно, каким образом делают начисления.

- Это вам интересно. Другим страшно.

- Там же тысячи народа.

- Вас приглашают, потому что вам симпатизируют. А вы представляете, сколько туда ходит, которых просто игнорируют.

- Представляю. Очень жаль. Здесь я страдаю вместе с людьми, очень трудно людям добиться правды. Мамин одноклассник, ее возраста, говорит ей по телефону: "Я хожу и добиваюсь правды". Он обивает пороги, а там есть коррективы электричества, и можно возместить пару сотен гривен. Там никто не поймет.

- Очень много случаев, когда люди известны, они идут и попросят о чем-то в больнице, о чем-то в собесе. Часто ли к вам обращаются?

- Добиваюсь. В районе мамином был самозахват придомовой территории. Я позвонила - они странным образом убрали эти цепи. Сняли, теперь можно хоть припарковаться. Там очень много нюансов, просто не хватает времени всего добиваться. Но надо.

- Два события: наиболее радостное и наиболее веселое за последние десять лет?

- Я так трудолюбивая, и все в театре. Что вы хотите от артистки? Единственное, я бы мечтала о лучшем будущем для страны, и я бы советовала тому, в чьих руках это будет, любить свой народ, потому что Шевченко же не зря сказал:

Блаженний муж на лукаву

Не вступає раду,

І не стане на путь злого,

І з лютим не сяде.

А в законі господньому

Серце його й воля

Навчається, і стане він –

Як на добрім полі

Над водою посаджене

Древо зеленіє,

Плодом вкрите. Так і муж той

В добрі своїм спіє.

А лукавих, нечестивих

І слід пропадає.

- А что надо сделать, чтобы это дерево созрело?

- Любить. Любить ту землю, где ты работаешь, где ты живешь. Не будет другой земли, другой страны, другой жизни. Надо прожить активно и с пользой здесь. Не для себя - для людей. В этом смысл жизни. Ни в чем другом.

Новости по теме

- Вы оформляли для себя пенсию, ходили?

- Она сама пересчиталась.

- Вы не остаетесь сидеть дома. Вы сколько можете, столько и будете работать. Но каждый раз, ездя с гастролями, не обидно, что там, где были горы, покрытые лесом - там сейчас вырубили.

- Обидно, больно.

- И это же кто-то позволил вырубить - люди же вырубили.

- Рука же поднялась подписать.

- Рука поднялась подписать, а местный Иван с Михаилом пошли и вырубили.

- А не дай бы Бог их бы порубили, если бы они не послушались. Вот еще беда.

- У меня есть такое мнение, что если Сумская чего-то не хочет, она никогда этого не сделает. Она не переступит через себя.

- Моя бабушка, Ольга Яковлевна Опанасенко, когда к ней пришли КГБисты, подушное, налог отрабатывать, она топор схватила, и шестеро детей в доме, и нет мужа: "Порубаю". Они испугались и ушли из дома.

- Таких бы эфиров побольше, чтобы люди, которые смотрят сейчас на вас, понимали, что вот сидит человек, который прошел уже достаточно серьезный этап своей жизни, и нет ни нытья, ни слез. Проснулся утром - классно. Покормил семью, есть чем - здорово. Продолжите эту строку.

- Есть такая поэтесса Светлана Костюк - нет ее уже, к сожалению. Она мне книжечку подарила.

Любов, лише любов врятує світ,

Цей дивний світ з пожарищами і війнами

І Божий слід, глибокий Божий слід,

І світло за відчиненими вікнами.

І милосердя тихе мовчазне,

І співчування до живого й сущого,

А все лихе мине, колись мине,

Несемо хрест тяжкий задля грядущого.

Де буде мати сонячна, як день,

І добрі люди дивом зачаровані,

І зорепад нечуваних пісень,

І почуття, всевишнім подаровані.

- Взгляд, глаза и красота. Я так благодарен. Я так счастлив, что вы пришли сегодня ко мне. Она снова возвращается на репетицию, и это значит, что жизнь продолжается, что Украина живет и будет долго и счастливо жить, пока есть такие люди, как народная артистка Украины Наталья Сумская.

- Спасибо.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>