После продажи земли крестьянин в дополнение к полученной цене должен пожизненно получать ренту

Народный депутат Украины от БПП. Предприниматель, политический деятель. Окончил факультет экономики и права Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве. Позже отказался от российского гражданства и принял украинское. Основатель и соучредитель нескольких частных фирм аграрного и юридического профиля. Работал советником главы секретариата президента Украины. Был одним из фигурантов громкого скандала в сфере выделения земель сельскохозяйственного назначения в Николаевской области. АРКАДИЙ КОРНАЦКИЙ

После продажи земли крестьянин в дополнение к полученной цене должен пожизненно получать ренту
112.ua

Наташа Влащенко

Журналист

Народный депутат Украины от БПП. Предприниматель, политический деятель. Окончил факультет экономики и права Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве. Позже отказался от российского гражданства и принял украинское. Основатель и соучредитель нескольких частных фирм аграрного и юридического профиля. Работал советником главы секретариата президента Украины. Был одним из фигурантов громкого скандала в сфере выделения земель сельскохозяйственного назначения в Николаевской области. АРКАДИЙ КОРНАЦКИЙ

Влащенко: Сегодня у нас в гостях депутат от БПП Аркадий Корнацкий.

Здравствуйте. Вы – представитель БПП. Но ведь в цивилизованном мире у президентов не бывает своих блоков в парламенте?

Корнацкий: Не совсем так. Президенты в большинстве случаев являются представителями определенных политических сил, и независимо от того, называются они именем президента или не называются, тем не менее, они в большинстве стран в той или иной степени представляют именно президента.

- Как вы считаете, можно ли считать законным голосование 16 сентября за закон об особом статусе Донбасса, когда Турчиновым была отключена система "Рада" и не голосовали бюллетенями? Будет ли конституционное большинство для второго чтения закона о поправках в Конституцию?

- Я не буду комментировать законность или незаконность голосования 16 сентября 2014 г. Я не был тогда народным депутатом. Нет предмета для разговора о предыдущих действиях ВР, потому что есть очень много работы в этом созыве. ВР уже 8-го созыва приняла закон о добровольном объединении территориальных общин, и ВР проголосовала о направлении в Конституционный суд изменений к Конституции Украины, которые касаются местного самоуправления, и весь шквал критики на президента именно был получен из-за того, что якобы в переходных положениях этих изменений в Конституцию предполагается какой-то скрытый статус Донбасса. Нет там ничего подобного. И меня лично волнует совсем другое. Меня волнует, например, то, что касается административно-территориального устройства, и то, что касается будущего органов местного самоуправления, так как некоторые изменения, которые там есть, так, как они прописаны, наводят на мысль, что кое-кто, возможно, имеет цели практически ликвидацию такого наиболее демократического органа местного самоуправления, как сельские советы. Это объединение, о котором идет речь как о децентрализации, на самом деле, с формальной точки зрения, является ничем иным, как централизацией. Это, на мой взгляд, является самой большой неприятностью, которую надо исправить. И я уверен, она будет исправлена.

- В тех предложениях, которые были направлены в Конституционный суд, есть совершенно очевидное усиление президентской власти.

- Нет там ничего подобного, потому что президент и сейчас имеет право отменять распоряжения глав местных администраций. И то, что он будет иметь право отменять распоряжения префектов, абсолютно ничего не меняет. И там написано, что если он или префект будут иметь право приостанавливать действие органа местного самоуправления, которое противоречит Конституции или прямо угрожает территориальной целостности государства, и одновременно это будет направлено в суд, то абсолютно никакого превышения даже по сравнению с нынешними полномочиями президента нет. Мы валим все проблемы в стране на президента. И в то же время мы хотим, чтобы президент не имел никаких полномочий.

- Какие проблемы мы валим на президента?

- Все, которые есть в государстве. В том числе проблемы, которые создает исполнительная власть. А исполнительная ветвь власти – это доминирующая часть власти, которая наиболее влияет на жизнь людей, и люди это видят. А воспринимают люди эти проблемы как проблемы, за которые должен отвечать президент.

- Вы за парламентско-президентскую республику или за президентско-парламентскую?

- В Украине сейчас нужна президентско-парламентская республика, потому что это очень сложный период в жизни страны. Я не за большое усиление роли президента, а за то, чтобы полномочия президента были сбалансированы. Президент является главой государства. По моему убеждению, президент как государственный институт должен иметь полномочия немножко исполнительной власти, немножко судебной власти и, безусловно, немного законодательной власти.

- В демократических странах суды абсолютно независимы от президента. То, что вы говорите, – очень опасно.

- То, что я сказал, абсолютно не противоречит независимости судебной ветви власти. Президенты в тех странах, где есть президентско-парламентская форма власти, обладают небольшой частью тех полномочий. Это я вам говорю как человек с международно-правовым образованием.

Новости по теме

- Не кажется ли вам, что в стране, в которой опыт демократии очень небольшой, опасно сосредотачивать власть в руках одного человека?

- Никто не сказал, что вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках президента. А вам не кажется опасным сосредоточивать всю полноту власти в руках ВР?

- У нас же сейчас такого нет. У нас есть система сдерживания и противовесов.

- Нет у нас никакой системы сдерживания и противовесов. И тот значимый беспорядок по многим вопросам, который у нас есть и которым все недовольны, он в значительной степени является тем, что у нас сейчас парламентская форма правления и практически необузданное законотворчество. В ВР же идет работа: кто кого обгонит, кто закон внесет раньше.

- То есть вам не нравится, как сегодня работает ВР?

- Абсолютно. Я этим не доволен, прежде всего, потому, что я юрист. У меня 35-летний стаж практической юридической работы.

- Гройсман регулярно нарушает регламент. Почему вы как юрист не ставите об этом вопрос?

- То, что никто не отрицает, это просто безосновательные разговоры. Никто не знает регламента. Мои коллеги на 50% являются популистами. Они просто критикуют и спикера, и президента для того, чтобы их критиковать. Для того чтобы сказать, что спикер что-то нарушил, надо знать регламент, а регламент – это очень сложный закон. Я, конечно, не исключаю, что в такой бурной работе, которую ведет ВР, могут быть какие-то технические погрешности.

- Закон 15-58 был проголосован в 9 часов вечера, и его не было в повестке дня. Это ли не нарушение регламента?

- Это нарушение регламента, которое было оправдано ситуацией. На улице собрались и не один день митинговали те, кто добивался принятия этого закона. Этот закон вносили в повестку дня накануне, за несколько пленарных заседаний до того. Во-вторых, популисты, которые находятся внутри ВР, имели прекрасную возможность тот закон, который они лоббируют, внести. Я считаю, что ни в коем случае Гройсман умышленно регламент не нарушает. Возможно, иногда складываются такие обстоятельства, что трудно даже разобраться.

- До последнего времени между аграрным лобби в украинской политике и властью существовал нейтралитет. Сегодня в парламент зашло достаточно много людей, которые сами лоббируют свои интересы, – около 27 человек. Почему среди этих людей нет небольших фермеров?

- Я не отрицаю, что в ВР и, в частности, в аграрном комитете есть аграрное лобби. Голосование в аграрном комитете часто складывается очень своеобразно. Большинство присутствующих на заседании комитета голосуют за принятие закона, а Корнацкий голосует против, потому что нет там единого аграрного лобби. Надо рассматривать отдельно тех, кто лоббирует крупный аграрный бизнес, и тех, кто лоббирует интересы крестьянина, наиболее массового сельхозпроизводителя и мелкого сельхозпроизводителя, единоличника, фермера. Это то, что лоббирую я. Это две большие разницы: когда вы говорите о суперкомпании "Нибулон", к которой имеет отношение народный депутат Украины Андрей Вадатурский, и когда вы говорите о скромном среднем предприятии "Агрофирма Корнацких", к которому я давно уже формально не имею отношения, оно носит только фамилия моей семьи. Мы не скрывали и не скрываем никогда того, что делали, но я с 12-го года не являюсь даже учредителем этого предприятия. Я пришел в ВР не для того, чтобы лоббировать аграрный бизнес, а я намерен внести законопроект о государственной поддержке крестьянина-сельхозпроизводителя. Это то, чего не хватает украинской государственной политике с самого начала и до сегодня.

После продажи земли крестьянин в дополнение к полученной цене должен пожизненно получать ренту
112.ua

Наташа Влащенко

Журналист

Народный депутат Украины от БПП. Предприниматель, политический деятель. Окончил факультет экономики и права Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве. Позже отказался от российского гражданства и принял украинское. Основатель и соучредитель нескольких частных фирм аграрного и юридического профиля. Работал советником главы секретариата президента Украины. Был одним из фигурантов громкого скандала в сфере выделения земель сельскохозяйственного назначения в Николаевской области. АРКАДИЙ КОРНАЦКИЙ

- Косюк, который не в ВР, но имеет туда доступ и влияние, Вадатурский, Мирошниченко и многие другие выступили против закона о налогообложении. Проголосован ли во втором чтении этот закон?

- Относительно налогообложения сельхозпроизводителей речь идет в основном о двух моментах. Первое – это уплата или неуплата НДС по спецрежиму и при экспорте зерна, в частности, сохранение этого режима. И в последнее время – введение электронного администрирования, т. е. то, что практически поставило бухгалтерии сельхозпредприятий на грань фола. Они уже не знают, смогут отчитаться или нет. Зернотрейдер – это тот, кто покупает зерно у сельхозпроизводителя и платит НДС ему. Сельхозпроизводитель, получая тот НДС и платя самостоятельно в дальнейшем, относит этот НДС не в бюджет, а платит это на свой спецсчет, откуда он вправе ту сумму НДС использовать на свои инвестиционные потребности: купить все, что нужно для производства. Это абсолютно нормально. Главное, нужно иметь статус официального сельхозпроизводителя.

- У нас защищены только богатые аграрии. Простому крестьянину нужны только беспроцентные или низкопроцентные ссуды.

- Вы говорите об аграрном бизнесе, а я говорю о наиболее массовой категории сельхозпроизводителей. Это украинские крестьяне, которые производят продукцию в своих собственных дворах. В селах сейчас иногда 90% рабочих мест это исключительно рабочие места в собственных дворах. Этим людям надо помочь. Для этого им не нужны никакие кредиты, потому что кредитами ничего не сделаешь. Надо на государственном уровне, под эгидой государственной аграрной политики разработать программу предоставления материальной помощи этим людям. Предоставить помещение для содержания скота, предоставить доильные аппараты, водогрейные котлы, насосы, то есть облегчить работу этих людей. Потому что молодежь в такие условия, в которых работают их родители, не идет и не пойдет работать. Она пойдет в город, и город будет маргинализован за счет миллионов крестьян, которые туда придут.

- Нельзя давать людям что-то бесплатно.

- Не бесплатно. Это будет товарное кредитование, а не денежное. Деньги, которые предоставляются, идут через чиновника и частично оседают у него. Нам надо применять свой опыт, украинский: давать крестьянам модульные помещения, где они смогут по-европейски работать, чистенько, аккуратно, и то молоко сразу станет на несколько порядков более качественным.

- Через мелкие крестьянские хозяйства мы никогда не поднимем сельское хозяйство. Нам нужно поднимать аграрный бизнес. Нам нужно давать возможность для работы мелким и средним фермерам.

- Вы очень ошибаетесь. Аграрный бизнес Украины является самодостаточным, причем он массовый. Продукция, которая производится украинским крестьянином или мелким фермером, вся продается на местах. Она просто не доходит до супермаркетов, так как у нее нет товарного вида и потому что в крупных торговых системах есть коррупция. Для того чтобы стать на полку, надо дать взятку. Часто их продукция идет неофициально, идет за наличные. Они и налогов часто не платят. Поэтому нужно создать такие условия, чтобы единоличники легализовались, чтобы они начали платить налоги. До трети земель обрабатывают люди, которые числятся единоличниками. Он обрабатывает один свой пай, а на самом деле, кроме своего пая, он арендует еще 100-300 га земли.

- Что нам делать с землей? Продавать или не продавать?

- Мораторий на продажу земли закончится тогда, когда будет принят закон Украины об обороте земель сельхозназначения. Пока этот закон не будет принят – тот так называемый мораторий не закончится. Моя позиция такова: должно быть соблюдение конституционных прав людей. Крестьяне, владельцы земельных долей паев уже 15 лет ущемлены в своих конституционных правах. Они не имеют права продать то, что помогло бы им решить очень много проблем. Во многих семьях есть по несколько тех земельных паев. Для того чтобы получить арендную плату, им может быть достаточно одного или двух, а остальное они хотели бы продать. Но они не могут этого сделать. Купля-продажа большому аграрному производителю абсолютно не нужна. Для чего вкладывать деньги в покупку, когда можно бесплатно взять в аренду! Нет никакого интереса в том, чтобы скупить землю.

Новости по теме

- Аренду можно отобрать.

- Никто аренду отобрать не может, тем более по украинскому законодательству за аренду земли. Потому что предыдущий арендатор имеет преимущественное право на продление договора аренды. Я – за то, чтобы крестьянин имел законное право распорядиться своей собственностью, но, безусловно, под контролем государства и обязательно, если он продаст землю по цене, приближенной к минимально обоснованной, к инвестиционно обоснованной, то затем этот крестьянин пожизненно должен еще в дополнение к полученной цене получить ренту. То есть ту же арендную плату, которую он сейчас получает как арендодатель. Может, немножко в меньшем размере. Есть практика, в том числе практика моего семейного предприятия, которое в конце 90-х годов приобрело у односельчан земельные паи, и они до сих пор получают в дополнение к цене ренту, и эта рента уже сравнялась с размерами арендной платы.

- Ваш вопрос ко мне?

- Не хотели бы вы пойти либо непосредственно в сельское хозяйство, либо в ВР и лоббировать наши проблемы, которые у нас есть?

- Я не разбираюсь в сельском хозяйстве, только интересуюсь тем, как это происходит в нашей стране. Но я уверена, что это является системообразующим в нашей стране. Этому мы должны уделять наибольшее внимание, так как сельское хозяйство может спасти экономику Украины.

Большое спасибо, Аркадий Алексеевич.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>