Процесс нужно запускать – выступать против пиратства и говорить об этом

Дмитрий Костюк - успешный украинский продюсер. Учился в Днепропетровском медицинском институте, по специальности стоматолог, но никогда не работал по профессии. В постсоветское время стал успешным бизнесменом. Основал первый украинский музыкальный телеканал "БИЗ-ТВ", чем доказал, что в нашей стране умеют делать собственный качественный телепродукт. Вместе с Константином Меладзе создал группу "ВИА Гра", являлся ее генеральным продюсером. И. о. генерального директора "Украинского агентства по авторским и смежным правам". Был женат на украинской поп-певице Евгении Власовой. Есть сын и дочь

Процесс нужно запускать – выступать против пиратства и говорить об этом
112.ua

Наташа Влащенко

Журналист

Дмитрий Костюк - успешный украинский продюсер. Учился в Днепропетровском медицинском институте, по специальности стоматолог, но никогда не работал по профессии. В постсоветское время стал успешным бизнесменом. Основал первый украинский музыкальный телеканал "БИЗ-ТВ", чем доказал, что в нашей стране умеют делать собственный качественный телепродукт. Вместе с Константином Меладзе создал группу "ВИА Гра", являлся ее генеральным продюсером. И. о. генерального директора "Украинского агентства по авторским и смежным правам". Был женат на украинской поп-певице Евгении Власовой. Есть сын и дочь

Влащенко: Сегодня у нас в гостях исполняющий обязанности главы Государственного   агентства охраны авторских и смежных прав Дмитрий Костюк.

Здравствуйте, Дмитрий.  Достаточно неожиданное назначение.  А куда делся прежний глава агентства?

Костюк: Прежнее руководство уволили из-за того, что там пропало очень много денег авторов. Статус у этого агентства,  с одной стороны, государственный, но никаких бюджетных денег там нет. Есть только деньги авторов и правообладателей,  которые передали туда управление.  Я узнал, что проводится конкурс, прошел два собеседования, и через две недели мне предложили контракт. 

- Я вас поздравляю. А прежняя глава взяла 18 млн чужих гривен и исчезла в неизвестном направлении?

- Она сейчас на больничном.

- Вы по специальности стоматолог, но не работали ни одного дня по специальности. Зачем вы там учились?

- Я не доучился в мединституте, так как прекратил посещать занятия. Меня в жизни привлекали две вещи – врачевание и музыка. На каком-то этапе музыка перетянула. Я прекратил посещать занятия в мединституте, потому что у нас группа была, не хватало денег на инструменты, и я пошел зарабатывать деньги. 

- Почему вам перестал быть интересен шоу-бизнес и вы его фактически покинули?

- Когда я стал писать резюме, я увидел, что мне есть чем гордиться. У меня много инфраструктурных проектов, которыми все пользуются. В агентство я, собственно, согласился прийти, потому что передо мной поставили четкую задачу  - реформировать его до уровня ЕС. Мне интересно, чтобы мои проекты развивались вперед. Собственно, и в проекте "ВИА Гра", который я когда-то придумал и собрал его, я понял в какой-то момент, что все идет по кругу, и дальше я его вытащить уже не могу.

- Но ведь в начале нулевых потихоньку заработала индустрия, появились программы, которые работали, как "фабрики", появились продюсерские центры.  А потом все "сдулось" – еще до кризиса 2008-го года. Почему это произошло?

- То агентство,  в которое меня назначили, во всех развитых странах является основной инфраструктурной точкой отсчета этих процессов. Все начинается с авторов. А мы не сумели создать рынок. Вокруг нас все создали рынок. Причем северный сосед создал рынок, который уже догнал Германию. Я этим вопросом начал интересоваться давно и какое-то время не понимал, почему авторские публичные  права  - это такая важная вещь. Они защищаются очень четко в мире – никто не может на нее покуситься. УААСП  должен аккумулировать, собирать все средства, призван служить и защищать интересы авторов, потому что автор  - это человек, изначально очень специфически устроенный и незащищенный. 

Новости по теме

- Одна из причин, что мы не смогли создать культурный рынок, это то,  что нет стимула финансового, нет мотивации людей, которые его создают?

- Конечно.

- До конца 90-х УААСП  регулярно перечисляло деньги, а потом все закончилось, и никто ни за что не ответил. Какие задачи вы для себя сегодня ставите, первоочередные, чтобы восстановить инфраструктуру этого агентства?

- УААСП, к счастью, оказался не совсем хромой уткой, как я думал. Такое впечатление,  что специально последние годы его выхолащивали и, в принципе, готовили к умерщвлению. Но там остались здоровые силы и хороший состав авторов  - классики, и даже Лина Костенко является членом УААСПа. У меня есть две позиции – порядок навести в УААСПе, потому что там документы еще лежат с советских времен авторов, которые зарегистрировались. С сегодняшнего дня авторы должны понять, что у них появился их дом, УААСП, и появился я, который будет защищать их интересы. И мы будем инициировать инициативы, потому что здесь без президента и без Кабмина не обойтись.

-  А какие гонорары платятся? Стоит ли вообще заходить в этот родной дом за этими гонорарами?

- Например, трагически погибшему Кузьме начислено за сентябрь месяц 35 грн 35 коп. по ротации. Скрипке – 3 грн 76 коп. Скрипка уже за одну  песню "Весна" должен получать достаточные деньги.

- А какие механизмы есть для фиксации количества исполнений, мест исполнения?

- С приходом денег все более-менее понятно. Но УААСП оказался реальной конфедерацией. Каждый отдел – это независимые республики, между собой не сообщающиеся. Это то первое,  что я сейчас буду реформировать и менять – конечно, ставить систему распределения, систему опознавания. Если меня не уволят, то уже буквально через несколько месяцев все перейдет в онлайн. Каждый автор, если он там  зарегистрировал права, будет знать, где прозвучало. 

Новости по теме

- А как это можно контролировать?

- Современные технологии уже все это позволяют делать. Система, которую я буду внедрять, но при доброй воле тех же ресторанов, например фиксировать, чьи песни там исполнялись.   Сейчас распределение базируется на плей-листах радиостанций.

- А какой процент добросовестности тех же FМ-радиостанций?

- Я был радостно удивлен, что радиостанции таки платят деньги. Не платит пока только "Бизнес Радио Группа".

- Очень много проблем с авторскими правами в интернете – книги, статьи, музыка кинофильмы. Вы будете этим заниматься? Там же нужны изменения законодательства об авторском праве и смежных правах касательно защиты прав компьютерных программ и т.д. в соответствии с различными международными соглашениями. 

- Государство впервые повернулось к авторам лицом. Но у нас есть проблема другая. У нас, кроме ОКУ (организации коллективного управления), которой является УААСП, еще есть 18 ОКУ. Бывшие директора и топ-менеджеры  УААСПа выходили и создавали свои ОКУ. Это те организации, которые должны печься об авторских правах.  На сегодняшний день их 19. Не исключено, что какие-то из них и пекутся, но авторы об этом не знают. Более того, закон, который приняли, позволяет этих ОКУ иметь хоть тысячу. Т.е. нельзя отказать в регистрации. И, соответственно, предприниматели, которые и не против платить,  понимают, что у них 19 позиций на переговорах: если ты не хочешь платить, ты можешь вечно вести переговоры с 19 ОКУ. И вот две ОКУ собирают 60 млн грн, а остальные 17  -  6-7 млн. Но перетягивание каната приводит к тому, что рынок не развивается. Все эти ОКУ друг друга ненавидят. И при этом Польша, которая собирает 300 млн долл., Венгрия – около 70 млн. 

Новости по теме

- Что будет с нелегальным программным обеспечением? Я считаю, что государственные учреждения должны показать частному сектору пример легализации программного обеспечения.

- Страсти по нарушению прав Windows сейчас немного подуляглись – это были основные претензии к Украине.  Но никуда не делись претензии американской киноиндустрии к Украине. Они считают нас самыми большими пиратами. Владельцы сайтов готовы платить авторские, но нам  все время какие-то  законы выдвигают, чтоб нас через колено переломать.

- Нужно создать законы, которые позволяли бы бизнесу работать и не умереть – т.е. легализовать все это. А что делать с музыкой?

- Сайты, которые занимаются музыкой,  должны  платить авторские отчисления,  как и  телевидение, и радиостанции. Это их легализует – они платят авторам, в данном случае в УААСП. А учет в интернете  очень четкий.

- Что делать с вторжением рекламы в область авторских прав? Ведь в Украине реклама очень беспардонна.

- У нас эти 19 ОКУ, которые защищают права на все что угодно, они, собрав какие-то деньги, найдут тысячу юридических  отмазок, чтоб вам три года эти деньги не выплатить, потому что по закону через три года эти деньги считаются невостребованными. Здесь без Кабмина и ВР не обойтись. Мне нужна правильная,  хорошая авторская "сотня", чтоб голос был услышан, и реформа, которую государство меня наняло провести с УААСПом, произошла.

- Есть ли у нас подготовленные юристы в области авторских и смежных прав?

- Юристы такие есть, но, к сожалению, их не так много. Но для меня задача стоит очень четко – привести в соответствие с требованиями ЕС.

- Есть ли шанс у человека в Украине, если он затеет судебный процесс, выиграть его, и ему выплатят деньги?

- Есть.

Новости по теме

- Как объяснить нашим людям, что украсть у кого-то песню послушать или посмотреть фильм "на шару" - это то же самое, что украсть полкило колбасы.

- Выезжая за границу, наши люди сразу становятся европейцами. Нужно вести и разъяснительную работу, и примеры подавать. Этот процесс просто нужно запускать – выступать против пиратства, говорить об этом. У нас же произошла Революция достоинства – это говорит о том, что силы и внутренний потенциал нации есть.

- Спасибо большое. 

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>