Снижение уровня профессионализма в правоохранительных органах грозит разорвать кровеносные сосуды государства

Экс-глава СБУ в 2003-2005 годах, глава партии "Сила и честь" Игорь Смешко в интервью телеканалу "112 Украина" рассказал о реформе МВД, о размытости ответственности силовых структур в АТО, а также - почему считает страшной кадровую политику нынешнего руководства государства

Снижение уровня профессионализма в правоохранительных органах грозит разорвать кровеносные сосуды государства
112.ua

Наташа Влащенко

Журналист

Экс-глава СБУ в 2003-2005 годах, глава партии "Сила и честь" Игорь Смешко в интервью телеканалу "112 Украина" рассказал о реформе МВД, о размытости ответственности силовых структур в АТО, а также - почему считает страшной кадровую политику нынешнего руководства государства

Влащенко: Сегодня события недели мы обсуждаем с экс-главой СБУ в 2003-2005 годах, главой партии "Сила и честь" Игорем Смешко.

Добрый вечер, Игорь Петрович. За эти два года очень многое изменилось для Украины и в мировом контексте, и для нас здесь, внутри страны. Как на международной арене изменилась ситуация и отношение к Украине?

Смешко: Наше положение, к сожалению, кардинально изменилось в мире. Если в 1991  году мы обладали третьим ядерным арсеналом, огромным потенциалом природных ресурсов, человеческих ресурсов, высокообразованным населением, то сегодня, в основе своей, мы находимся в эпицентре уже де-факто начавшегося мирового уровня противостояния двух цивилизаций. Ведь вооруженный конфликт с агрессией России против нас – это не просто война, де-факто между Россией и Украиной – это война двух цивилизаций. РФ, также кардинально изменившись и экономически, и в системе управления государством, восстановив авторитарную машину, более присущую Советскому Союзу, отстаивает свою национальную идею. Это возрождение Российской империи или Советского Союза в своих границах. По крайней мере, обеспечение мирового влияния, ослабление США и их роли в Европе и абсолютное право получения обратно протектората, как минимум, над всей территорией СССР. Европа, к сожалению, начав движение к объединению, состоит из фрагментов – каждый по себе. Достаточно сильная экономически, с высоким уровнем развития демократического общества внутри, но не представляющая собой монолита, не имеющая никакой стратегии, даже по выживанию, в очень сильно меняющемся мире. Появляются гиганты,  цивилизации, которые не являются европейскими и евроатлантическими: Китай, Индия, арабский мир. Движение европейской демократии у  нас в стране осуществляется, к сожалению, только на нижнем уровне – две революции и два Майдана показали, что у нас есть развитое демократическое общество, по крайней мере, в зародыше своей наиболее активной ее части. Но при этом наши политические элиты бесконечно отстали лет, наверно, на 10-15. И вот в этот момент, когда евроатлантическая цивилизация, ее эволюционная поступь, даже без ее усилий, подошла к границе с Россией, Россия в этот момент, имея свою стратегию, решила это кардинально остановить, используя стратегическую слабость в управлении запада – она пошла в наступление. А мы оказались в ситуации субъекта, но не объекта истории, потому что в данный момент, и  это хорошая часть истории - у нас прекрасный народ, мы интуитивно готовы к тому, чтобы стать национальной демократией.  Но в то же время, колоссальная слабость государственного аппарата, разбалансирование всех институтов власти и неосознавание этим аппаратом, что мы находимся на разломе двух цивилизаций, без существования серьезной стратегии: как занять правильное положение, как потребовать от союзников даже то, что они часто не понимают, что война, собственно, идет не только между Украиной и Россией – война идет  между двумя цивилизациями.

- Что Украине делать в этой ситуации?

- У нас только один выход. Наши политические элиты должны понять, что если они не разработают национальную идею и национальную стратегию, очень короткую, на несколько страничек, если они открыто не подпишут свою политическую судьбу под прозрачной идеей построения действующей демократии, мощного экономического общества, процветания в стране и повышения уровня жизни нашего населения – то они будут сметены. Но, к сожалению, народ, интуитивно сметая, может поставить ситуацию настолько остро, что действительно есть угроза территориальной целостности Украины. Потому что в определенной степени запад уже устал. Не надо идеализировать запад как одно целое. Есть элиты запада, которые только сейчас начинают понимать, что они просчитались в оценках России и в оценках арабского мира, и возможных угроз для них. Они только начинают этим заниматься. Но большинство западного населения далеко от того, чтобы в такие проблемы вникать. Их интересует уровень жизни, стабильность в их странах. Наше постоянное апеллирование, что кто-то за нас разработает нашу национальную идею и нашу стратегию выживания, в данной ситуации – это утопия. 

- Кто эти люди, которые должны это сделать?

-Несколько лет тому назад возникла общественная организация ветеранов всех силовых структур. Политика – вещь абсолютно не наша. Именно то, что наши политические элиты не в состоянии этим заниматься, мы уже занимаемся этим второй год. Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы предоставим на суд общественности наше понимание национальной идеи и национальной стратегии Украины. Качество наших политических элит на сегодняшний день таково - их образование, кругозор и их патологическая жадность не дают им возможность понять, что спасение их и их бизнеса зависит от двух главных вещей: надо народу сказать, кто мы, куда мы идем, и пошагово объяснить, что мы должны сделать за год-два-три. Надо немедленно прекратить уничтожать средний класс, надо немедленно бороться с бедностью, надо перестать, наконец, воровать с государства, потому что больше воровать уже невозможно.  

- Степан Полторак назвал популистским аннулировать призыв на срочную службу и перейти на контрактную армию. "Без срочников мы в войне не победим", - сказал генерал. Что ж у нас за такая война, что победить в ней могут только срочники, а контрактники не могут?

- К сожалению, кадровая политика политической коалиции вот уже два года показывает страшные вещи. Занимать высокие посты в военно-политическом руководстве страны – это не просто быть лоялистом какой-то политической силы, сразу стать на это место и все понять. Сделанное заявление мне даже тяжело комментировать. С одной стороны, разумеется, нам нужна призывная армия, потому что мы не члены никакого союза, у нас оборонная доктрина, а для того, чтобы иметь кадровый резерв вооруженных сил, мы не можем отказаться от призыва в армию. Но, с другой стороны – мечта любой страны иметь профессиональную,  высоко подготовленную высоко оплачиваемую и мотивированную армию. В современной войне, особенно в гибридных войнах, локальные конфликты с применением сил специальных операций, с применением информационных войн, с применением высоких технологий в сфере разведки и управления – вот что будет побеждать.

- Из этого заявления следует, что у нас война. Но повсюду говорится, что у нас АТО, значит, всем должен руководить не Полторак, а глава СБУ? 

- Если не знаешь, как поступать, поступай по закону. С объявлением частичной мобилизации у нас – мы уже ведем боевые действия. А если мы ведем боевые действия, то, конечно, это война, а Генеральный штаб и Министерство обороны - это главный элемент в ведении военных действий. Но для этого нужна Ставка верховного главнокомандующего, для этого нужно называть вещи своими именами. Мнение начальника генерального штаба конечно важно, но здесь нужно мнение верховного главнокомандующего, секретаря СНБО.   

Новости по теме

Верховный главнокомандующий недавно заявлял о том, что срочников в зону АТО призывать не будут.

- К сожалению, было очень много за этих два года заявлений, которые противоречили друг другу. С самого начала мы, фактически, играем в поддавки. Мы ни разу не делали шаг вперед своими действиями и инициативами, чтоб создать проблемы противнику. Мы приняли необъявленную войну, мы назвали ее АТО, хотя, если почитать закон, - то это ограниченное по времени пространство, ограниченное здание, ограниченная территория, но никак не захваченные по одной трети двух наших областей и аннексированный Крым. Отсюда размывается ответственность. Формально АТО руководит первый зампредседателя СБУ, а это правоохранительный орган, что является нонсенсом абсолютным. С другой стороны, Генеральный штаб, фактически, имеет возможность сейчас иметь неполную ответственность за ведение,  потому что он не ведет боевых действий, а у нас происходит АТО. Т.е., мы постоянно размываем ответственность, не создаем вертикаль ответственности. У нас на сегодняшний день до сих пор нет программы развития вооруженных сил, программы развития вооружения, хотя президент требовал это от Министерства обороны и начальника Генерального штаба. Если мы не имеем программы развития  вооруженных сил, то даже при нашей оборонной доктрине, притом, что мы знаем, кто наш вероятный противник, какие у него силы и средства,  - мы не можем сами себе сказать, а какие элементы вооруженных сил? Какие сухопутные войска, какие ВВС, военно-морской флот и силы специальных операций мы должны иметь? Какое вооружение и технику мы должны иметь? К сожалению, это все элементы цепи о том, что у нас нет стратегии и стратегического видения в органах государственной власти, которые системно отвечают за национальную безопасность и оборону. А это не только Генеральный штаб и Министерство обороны.

- Возможно, с этим размыванием ответственности связано то, что мы не имеем результатов ни по одному делу? Ни по Иловайску, ни по Дебальцево и т.д.

- Происходит самое опасное,  что можно было ожидать. Мы якобы ведем АТО. Но де-факто мы ведем боевые действия. Если боевые действия, то должны работать воинские уставы, воинские наставления. Если мы не ведем боевые действия, то по цепочке трагедии в Иловайске очень тяжело разобраться – какие боевые письменные приказы давались? Как применить военные уставы к гражданским сотрудникам СБУ? Ведь СБУ сама после объявления частичной мобилизации должна была перейти на штат военного времени. Гражданские люди во время боевых действий не могут отдавать приказы. У нас все настолько размыто, что я боюсь, что в будущем для военной прокуратуры очень много впереди работы.  

Министром обороны у нас сегодня является милицейский генерал. МВД тоже руководит человек, который не из этой системы. Реформы, которые ждет общество, идут очень медленно или вообще не идут. Аваков недавно предложил всех судей уволить и набрать новых. Все эти попытки таким образом провести реформы – о чем говорят?

- Это говорит об определенном уровне компетентности, отсутствии системного видения проблем всей правоохранительной системы государства. Все началось у нас с того, что в 2005 году была практика политических назначений в силовые структуры и правоохранительные органы людей без подготовки. Надо было изменить законодательство, надо было ограничить полномочия таких людей, которые не имеют профессионального образования. Для запада это нонсенс, чтобы министр внутренних дел не имел юридического образования, или чтобы министр обороны не имел до этого возможности хотя бы работать в Министерстве обороны. Как правило, обязательно он будет иметь еще и военное образование. Но люди, которые приходят на такие должности, при полном полномочии профессионалов беспартийных – они имеют колоссальные полномочия в своих руках, но не имеют соответствующей компетенции, опыта предыдущего работы, знания технологий, как работает данное министерство и ведомство. Это выливается в подобные заявления. С точки зрения популистского заявления политика – это можно понять. Для какой-то части населения – это отличное заявление, но это коллапс. Это коллапс правоохранительной системы. Если б у нас в парламенте работали профессионально комитеты, которые могли бы контролировать наши силовые ведомства, правоохранительные органы – мы бы ужаснулись. Количество преступлений катастрофически растет. Недавно наша общественная организация "Сила и честь" сделала открытое заявление президенту по поводу реформирования МВД. Его подписали три бывших замминистра МВД, еще до 2005 года. В Киеве и Киевской области в компоненте специалистов уголовного розыска и следственных органов осталась треть состава. Притом, что преступность растет. Это все должно решаться в системе – если какая-то система реформируется и временно ослабляется, то вторая система должна взять на себя функции компенсатора на данный момент.  Снижение уровня профессионализма в правоохранительных органах грозит разорвать кровеносные сосуды государства.

Новости по теме

- Чем занимается сегодня служба внешней разведки?

- Я думаю, что служба внешней разведки сейчас пытается сделать все от нее возможное для того, чтобы защищать национальную безопасность и оборону вне пределов нашей страны, и пытается предоставить президенту информацию, без которой управлять государством просто невозможно. Я являюсь частным лицом, однако, некоторое время мне было предложено создать комитет по вопросам разведки. Он так и не был создан, потому что ни одно из трех предложений президентом не было принято, и, в конце концов, коалиция и секретарь СНБО потребовали, чтоб эту должность отдали ему. В разведке очень важно – кто руководит и кто ставит задания. Потенциально – это очень сильный инструмент, хирургический. Тот, кто руководит разведкой, должен знать технологию работы разведки, он должен лично руководить,  давать письменные задания, получать ответы, накладывать письменные резолюции на это.  Длина рук разведки определяется ровно длиной рук высшего политического руководства, которое ею руководит. Разведка, кроме всего прочего, могла бы оказать огромный вклад в борьбу с коррупцией на высших эшелонах власти в нашей стране. Я не представляю, как два года расследуются коррупционные деяния Януковича и всей его команды без главного компонента - разведывательного. Разведка должна дать ответы, где за рубежом что находится. Разведка по своим каналам должна состыковать СБУ, ГПУ с соответствующими нашими партнерами за рубежом, и при помощи большого доверия, наработанного до того, обеспечить, чтобы вся информация, которая нам необходима о данных преступлениях за пределами страны, поступила, в конечном счете, в ГПУ. Однако разведка сама по себе никогда этим заниматься не будет, потому что разведка - это единоначалие и четкая постановка задач.  Должна быть четкая письменная постановка задач на определенном стратегическом направлении, а потом непосредственный контроль этого исполнения. Я не знаю, как сейчас работает комитет по вопросам разведки, однако, если этот комитет не работает и если он не может проверить качество информации, ее достоверность, если он не может прийти и проверить каждую операцию, вплоть до себестоимости ее – это огромная опасность. Даже при высоком профессионализме руководителя внешней разведки, в профессионализме которого можно не сомневаться, без существенного контроля и взаимодействия председателя комитета по разведке, президента – очень трудно ожидать что-то от разведки, потому что ее потенциальные возможности никогда не будут использованы до конца. Если спецслужбы находятся вне контроля исполнительной власти, если у парламентского комитета нет законодательно прописанных актов о глубине и параметрах контроля, то эти службы очень быстро могут загнить. Политические лидеры приходят к власти и их, гипотетически, интересует не спасение всей нации, а спасение их политической силы и их лично при власти. И они начинают в эти органы назначать, как в феодальном государстве, преданных лично им, без всякого контроля над ними. Очень быстро огромная машина, которая должна защищать национальную безопасность, становится преторианской гвардией конкретной маленькой политической силы. Фактически государство теряет иммунную систему борьбы с внешними и внутренними врагами. Системы контроля у нас не создано. Не созданы соответствующие постоянно действующие аппараты при соответствующих парламентских комитетах, которые могли бы проверить,  куда идут люди, на что тратятся деньги, какие задачи ставятся. Нет этого контроля и у АП, судя по тому, что при голосовании бюджета прошла поправка, которая, фактически, ставит под угрозу безвизовый режим. Ведь безвизовый режим - это вопрос национальной безопасности и обороны.  

Новости по теме

Получается, что никто из депутатов, которые подняли руку "за", не читали этого?

- Луценко заявил, что демократия - это "не лозунги, а процедуры". Но кто виноват, что парламент не соблюдает процедуры? Кабинет министров вовремя не предоставил бюджет. А какие выводы по Кабмину и по тем, кто вовремя не предоставил бюджет? Очевидно, что люди, отвечающие за это, не на своем месте. Система не работает, процедуры нет, демократии нет. Отсюда получается, что это больше похоже на феодальную систему, которая вмонтирована в демократические одежды. И это уже есть нарушение Конституции.

- Что это за служба спецопераций, и чем она будет заниматься?

- В гибридной войне против нас используются силы специальных операций РФ. Это наиболее подготовленные силы. С 1997 года по 2000 год я возглавлял Главное управление разведки Министерства обороны. В моем подчинении было 19000 человек. Такое большое количество было за счет трех дивизий специального назначения, ГРУ ГШ, которые нам достались по наследству от СССР. Это войска, у которых еще в СССР на вооружении стояли портативные ядерные боеприпасы, которые в глубоком тылу противника были в состоянии проводить диверсионные работы стратегического уровня операций. Однако они были подчинены не Министерству обороны, не Генеральному штабу, а ГРУ ГШ, разведке. В современном мире силы специальных операций - это силовая часть сложного информационно-разведывательного аналитического механизма, который вплетает в себя все разведывательное сообщество, при необходимости правоохранительную систему, всю информацию государства, и управляется на уровне высшего политического руководства. Мы через два года только думаем о назначении начальника и о концепции и отдаем это на откуп начальнику Генерального штаба, когда это, как минимум, вопрос секретаря СНБО. Это уровень верховного главнокомандующего. 

- Как вы думаете, последние смерти в России людей, причастных к силовым захватам наших территорий, - это совпадение или зачистки?

- Я далек от мысли, что есть какая-то зачистка. У нас нет фактов и оснований так думать. Скорей всего, огромные психологические перегрузки. Легко ли бывшим российским коллегам воевать с близким народом, который внес один из решающих вкладов в победу во Второй мировой войне, с которыми вместе учились. Ведь психологические и физические нагрузки на тех, кто находится на неправой стороне, принимают неправые решения, вынуждены их делать, – огромны.  

Ждет ли нас обострение на востоке?

- Я надеюсь, что нет. Хотя мы должны быть готовы к этому в любой момент. Потому что, с другой стороны, фактически, авторитарное управление, где один человек может принять в минуту решение, а все уже подготовлено для реализации.  

- Вы возглавляли СБУ в 2003-2005 годах. Знаете ли вы, кто отравил Ющенко?

- Я не знаю, был ли факт отравления. Я бы очень хотел познакомиться, наконец-то, с материалами следствия, чтобы убедиться, что был факт отравления. Я очень много общался со специалистами в сфере отравлений. Я не знаю отравлений, которые могут периферийно отравить только часть тела. 

- Есть ли у вас свое мнение о тех, кто стрелял в людей на Майдане?

- Я уверен в том, что полноценного расследования, с учетом разведывательной составляющей, с учетом задействования наших партнерских связей, так до сих пор и не происходило. И с СБУ, и с МВД оперативного сопровождения расследования нет.

- Будут ли названы заказчики по делу Гонгадзе?

- Рано или поздно будут.

Новости по теме

- Было ли самоубийством то, что произошло с Кравченко?

- Я не верю в самоубийство Кравченко.

- Готовы ли мы к отторжению возможных террористических атак в Украине?

-Я очень хотел бы верить руководству нынешних спецслужб о том, что мы защищены. Хотя, я бы очень просил народ рассчитывать на себя.  

- Какую перспективу, реальную, имеет решение Печерского суда о наложении ареста на "вышки Бойко"?

-Это ни на что не влияет. Без сотрудничества с правоохранительными органами и спецслужбами запада – на уровне разведки, дальше на уровне СБУ и только потом следствие, решить этот вопрос невозможно. 

- Кто больше проиграет от торговой российско-украинской войны?

- На длительную перспективу проиграет Россия. Украина станет на ноги, и Россия будет покупать украинские товары, но более высокого качества, через время.

- Произошло ли очищение власти после Майдана?

- Нет.

- Возможна ли в Украине диктатура СБУ и спецслужб, как в России?

- С учетом того, что наши спецслужбы политизированы, и с учетом того, что фактически в них с 2005 года происходили политические назначения, возможно создание аморфных, но, все-таки, феодальных устройств, которые будут защищать политические партии.

- Отсутствие военной реформы и реформы спецслужб – непрофессионализм или саботаж?

- И то, и другое.

- Где вы провели Новый год?

- Дома, в семье.

- На каких трех китах надо создавать сегодня новые силовые службы, новую армию?

- Все очень просто – три критерия. Подберите человека, который имеет самое лучшее образование по данному профилю. Опыт работы - минимум десять лет хоты бы на средних должностях, если мы говорим о назначении в руководство. Человек должен знать технологию и показать, что он умеет применять эти знания на практике. Человек, если мы говорим о руководстве, должен доказать, что применил свои знания, практически работал и у него были результаты в интересах страны, которые можно оценить. 

- Спасибо большое, Игорь Петрович. 

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>