Николай Поворозник
Фото из открытых источников

- На каком этапе сейчас проект решения о повышении на 1 гривну стоимости проезда в городском транспорте в Киеве (трамвай, троллейбус, метро, фуникулер, городская электричка)? Это уже решенный вопрос?

- Сейчас продолжаются общественные слушания по этому вопросу, а также регуляторные процедуры касательно подготовки распоряжения Киевского городского головы о повышении тарифа на проезд в городском коммунальном транспорте. Решение будет принято до 15 июля.

- И когда начнет действовать?

- С 15 июля и начнет действовать.

Новости по теме: КГГА: Повышение стоимости проезда – это вынужденная мера для сохранения транспортной системы города

- И что уже показывают общественные слушания, что говорит общественность?

- Слушания, которые проходили, и слушания с профсоюзными комитетами показывают однозначную поддержку. Мы видим поддержку.

Для справки: Согласно расчетам КГГА, стоимость проезда в наземных видах транспорта, кроме городской электрички, будет составлять 4 грн. Проезд в метро и городской электричке – 5 грн. Стоимость месячного проезда в наземных видах транспорта будет зависеть от количества поездок. Например, стоимость месячного проезда на один вид транспорта будет составлять 170 грн, на два вида наземного транспорта – 330 грн, на три вида – 410 грн. Месячный проездной на городскую электричку – 190 грн. В проездных билетах нет ограничений на количество поездок в месяц.

- Какая проблема решается за счет повышения стоимости проезда на 1 гривну?

- Экономика этих предприятий показывает, что нынешний тариф чрезвычайно убыточный. С 2015 года тариф не повышался. При этом более чем в 4,5 раза выросла стоимость электричества и всех составляющих. Также выросла минимальная заработная плата. За счет повышения этого тарифа мы сможем максимально оплатить электроэнергию и обеспечить выплаты зарплаты сотрудникам.

Для справки: По данным КГГА, тариф на услуги перевозки пассажиров в городском транспорте действует в Киеве с февраля 2015 года в размере 4 грн на проезд в метрополитене и городской электричке, а также в размере 3 грн за проезд в наземных видах транспорта. За период 2015-2017 гг. тариф на электрическую энергию вырос в 4,6 раза (с 0,419 до 1,94 грн/кВт-час (в мае 2017 года)) и продолжает ежемесячно расти на 3% в связи с переводом с 2017 года предприятий городского электротранспорта из категории потребителей электрической энергии "население" в категорию "другие потребители" (II класс напряжения). Минимальная заработная плата выросла в 2,6 раза (с 1218 грн до 3200 грн) в соответствии с правительственной инициативой, одобренной Верховной Радой. Тариф на воду вырос на 20,6% (с 10,24 до 12,35 грн/куб. м). Запчасти подорожали на 20%. Стоимость дизельного топлива выросла в 1,4 раза (с 16 до 23,15 грн/л). Стоимость шин выросла в 1,5 раза (с 3826 до 5799 грн), аккумуляторных батарей - в 1,7 раза (с 2377 до 4024 грн).

- А сейчас есть задолженность по выплате заработной платы работникам коммунальной транспортной отрасли?

- Нет, задолженности нет, но нагрузку несет на себе бюджет Киева. Таким образом, (после повышения) расходные статьи на дотации из бюджета предприятиям уменьшатся.

Новости по теме: В киевском метро объяснили, с чем связано повышение цен на проезд в подземке

- Сколько составила дотация на 2017 год?

- Около 1,5 млрд грн.

- После повышения стоимости проезда на 1 гривну насколько уменьшится объем дотации из городского бюджета?

- Около 0,5 млрд грн уменьшится.

- Почему сразу не повысить тариф до экономически обоснованного?

- Есть большое желание повысить тариф до экономически обоснованного, но социальная и финансовая ситуация не позволяет это сделать.

Для справки: По данным КГГА, экономически обоснованный тариф на проезд в городском транспорте в 2017 году составляет 6,64 грн на проезд в метрополитене, 6,91 грн на проезд в наземных видах транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, фуникулер), 15,39 грн на проезд в городской электричке. По расчетам КП "Киевский метрополитен", плановая себестоимость составляет 5,68 грн на одного пассажира (в 2017 году). По расчетам КП "Киевпасстранс", плановая себестоимость перевозки одного пассажира в наземных видах транспорта составляет 5,76 грн.

- В течение какого периода после нынешнего повышения стоимости проезда в коммунальном транспорте тариф повышаться не будет?

- Все зависит от того, что будет происходить с экономической составляющей. Мы должны понимать, что, если мы хотим ездить в транспорте с современными условиями, за это нужно платить. Бесплатного сегодня ничего нет. За это кто-то должен заплатить. И наши категории льготников, льготы за которыми сохраняются, мы за них должны будем заплатить. Город за них должен заплатить.

- А когда второй, третий этап повышения стоимости проезда может быть, вы уже видите?

- Смотрите, все будет зависеть от возможностей бюджета города. На сегодняшний день тариф убыточный. Он не является рентабельным даже для перевозки одного пассажира, сегодня стоимость перевозки одного пассажира более 5 грн. Мы пока принимаем решение о повышении на 1 гривну, потому что есть возможность из городского бюджета компенсировать разницу. Если возможности не будет, будет приниматься соответствующее решение. Пока такой угрозы я не вижу, на ближайшие год-два такой угрозы не вижу.

- Сейчас в городском транспорте, на первый взгляд, везде есть кондукторы, контроллеры. Выросли ли поступления от оплаты проезда в городском транспорте?

- Вот видите, вы говорите, выросли. А другие мне пишут, что никто не проверяет. А в принципе мы понимаем, что, если ты пользуешься транспортом, нужно платить.

- То есть не произошло увеличения поступлений?

- Значительных колебаний не вижу.

- "Киевпасстранс" сегодня убыточное предприятие?

- У нас все дотационные предприятия убыточные.

- А происходит ли или запланировано обновление коммунального транспортного парка?  

- К сожалению, тариф, о котором мы на сегодняшний день говорим, не позволяет проводить модернизацию. Но парк будет однозначно обновляться, и в этом году у нас в планах закупить около 200 единиц техники за счет местного бюджета, а не за счет предприятия.

- 200 единиц какого вида транспорта?

- Это троллейбус, автобус, трамвай.

Новости по теме: Более 80% пассажиров киевского метро перешли на оплату проезда картой, - КГГА

- В какой временной промежуток произойдет обновление парка?

- Это до конца 2017 года планируется.

- А тендер уже состоялся? Уже понятно, кто станет поставщиком транспорта?

- Еще тендеры идут, надеюсь, до конца года мы закупим.

- Сколько инвестиций запланировано в покупку данного количества транспорта?

- Около 2,5 млрд грн.

- Эта сумма уже есть, она предусмотрена?

- Часть предусмотрена, часть еще должна быть привлечена, в частности, за счет сотрудничества с Европейским инвестиционным банком.

Для справки: По данным КГГА, в 2016 году было отремонтировано 67 единиц автобусов, 119 троллейбусов, 165 трамваев. В 2017 году запланирован капитальный ремонт 105 автобусов (автобусный парк 478 единиц), 30 единиц трамваев (весь парк 439). В среднем ремонте нуждаются 240 из 589 киевских троллейбусов и 132 трамвая. Кроме того, запланирован капитальный ремонт фуникулера.

В КП "Киевский метрополитен" ежегодный заводской ремонт требуется для около 200 вагонов. Затратные материалы для проведения работ значительно подорожали. От критической ситуации предприятие спас проект модернизации за средства Киотского протокола, благодаря которому Киев получил 135 обновленных вагонов метро, которые способны экономить до 40% электроэнергии.

Кроме того, обязательной замены требует изношенная контактная сеть. Из 2004 км контактного провода необходима замена 260 км (более 10%).  

- Есть ли планы по изменению маршрутов?

- У нас есть соответствующие исследования по востребованности маршрутов. На сегодняшний день у нас запланировано открытие 3-4 точечных маршрутов, в частности недавно был запущен 114-й маршрут с железнодорожного вокзала на Троещину, а также уже запущены магистральные маршруты 118 и 119. Для новых маршрутов, в том числе для них, и приобретается новый транспорт.

- В маршрутных такси проезд увеличился еще в начале года и, как утверждали в компаниях, в том числе, в связи с повышением минимальной заработной платы. Следует ли ожидать дальнейшего повышения стоимости проезда в маршрутках?

- Тариф – это не какая-то свободная цифра, это экономически обоснованные затраты на перевозку пассажиров. У нас есть структуры, которые отслеживают формирование тарифа. Да, частные перевозчики повысили цены в начале 2017 года, но для дальнейшего повышения у них оснований сегодня нет.

- А если все-таки маршрутчики цены повысят, какие будут действия со стороны КГГА?

- У нас, к сожалению, нет полномочий регулировать тарифы частных перевозчиков, и единственное, что мы можем и будем делать, - апеллировать как к ним, так и к контролирующим органам в части обоснования тарифов.

- В других городах, когда повысили тариф, от местных администраций звучали заявления, что маршрутчиков, которые откажутся его снизить, будут лишать лицензий. КГГА такие методы не будет применять?

- Я надеюсь, что у нас не дойдет до необходимости каких-то силовых методов в отношении работы с частными перевозчиками. Мы являемся достаточно паритетными партнерами на рынке перевозок, и я надеюсь, что до этого не дойдет.

- А сколько в Киеве приходится на долю перевозок коммунальным транспортом, а сколько - на долю маршрутных такси?

- Думаю, около 60% - это перевозки коммунальными видами транспорта, 40% - маршрутными такси.

- Какие тенденции отмечаются, будет ли сокращаться объем перевозок коммунальными видами транспорта?

- Почему он должен сокращаться? Все на рынке должно развиваться как минимум пропорционально.

Беседовала Елена Голубева