Сергей Федоренко - директор по коммерческим вопросам "Укргаздобычи".
пресс-служба Укргаздобычи

- Сергей Григорьевич, на сегодня сеть АЗС "Укргаздобычи" насчитывает 18 заправок. Как планируете развивать направление?

- Учитывая, что все наши заправки находятся в Харькове и области рядом с нашим Шебелинским газоперерабатывающим заводом, продукция которого продается на наших заправках, потенциально мы, возможно, будем развивать розничную сеть в этом регионе и в нескольких прилегающих к нему регионах. На минувшей неделе мы открыли в Харькове первую заправку под брендом U.Go (ранее заправки были под брендом "Укргазвидобування"). Под этот же бренд перейдут еще 6-7 АЗС нашей существующей сети. Мы будем ориентироваться на ликвидные, рентабельные заправки, часть же (не соответствующие требованиям к ликвидности АЗС), возможно, вообще будут закрыты или перенесены в другое место. Постоянно проводим check рентабельности, и если заправка не генерирует должный уровень дохода, то закрываем.    

Сейчас ждем решения набсовета НАК "Нафтогаза Украины" - по объему финансирования для дальнейшего развития сети. Могу сказать, что, скорее всего, это будет минимум строительства, наиболее вероятно, покупка (АЗС, - ред.).

- Какие заправки будете покупать?

- Все зависит от решения, которое примет собственник ("Нафтогаз"). Если будет принято решение наращивать активность, мы будем и покупать, и строить новые АЗС. Конкурировать с большими сетевыми брендами не будем. Мы четко себя дифференцируем и по цене на стеле, и по той цене, которую готовы предлагать за покупку объектов.

- Уже есть готовые землеотводы под новые заправки?

- Под те заправки, которые мы строим, землеотводы уже есть.

- Сколько строите и где?

- Сейчас четыре АЗС строятся в Харьковской области. Остальное зависит от собственника. Разумеется, у нас есть предложения от властей на местах, потому что мы прозрачная компания, которая платит все налоги, и власти заинтересованы в субвенциях, которые возвращаются в бюджеты в виде акцизных платежей с наших заправок. До нынешнего года, как вы знаете, акциз уплачивался с продажи топлива на заправочном пистолете. В связи с тем что некоторые недобросовестные предприниматели не все проданные объемы проводили по кассе, его перевели в централизованный акцизный сбор (уплачивается при добыче и при импорте). В местные бюджеты эти деньги возвращаются в виде субвенции, которая рассчитывается на основании официальных объемов топлива, реализованного на АЗС в области. Но снова-таки, не все игроки рынка поступают честно и проводят объемы через кассу, таким образом уменьшая объемы субвенций. А мы - госкомпания и всегда работаем законно, все продаем только через кассу, поэтому местные власти заинтересованы сотрудничать с нами, ведь таким образом они получают более высокие объемы субвенций.

- Как планируете расширить сеть U.Go?

- Решение еще не согласовано. Мы подали ("Нафтогазу") разные сценарии. Учитывая нынешние тренды рынка нефтепродуктов (то, что растут объемы продажи сжиженного газа, объем продаж бензина падает, а дизель стабильный), мы хотим развивать под брендом U.Go именно направление пропан-бутановых заправок. Планируем, что это будут моно-АЗС с 3-4 пистолетами для заправки LPG и с маленькими магазинами. Ориентироваться будем как на крупные города, так и на небольшие, дороги районного значения.

Новости по теме: Снижения цены на автогаз в сентябре не будет, - эксперт

- То есть бензина на заправках U.Go вообще не будет?

- В основном да. Направление, которое мы хотим с помощью этого проекта развивать, это продажи LPG собственного производства, на собственных заправках, которые будут монопродуктовыми.

- Почему решили сосредоточиться именно на заправках с LPG?

- В Украине продажи сжиженного газа уже превысили объемы продаж бензина. Это альтернативное топливо, социальное топливо, и за счет его низкой стоимости, по сравнению с бензином, спрос на него просто огромный.

- И, к слову, собственный бренд U.Go именно под этот проект создан?

- Это общий бренд розницы "Укргаздобычи". Мы сделали его лаконичным, понятным, несущем смысловой посыл, сохраняющим эйдетику с компанией: U в названии такое же, как в названии нашей компании, если писать его латинскими буквами.

НефтеРынок

- Заправки под брендом U.Go будут ориентированы на премиальный сегмент? Как я понимаю, до сих пор компания работала в бюджетном ценовом сегменте.

- Я не скажу, что премиальный… Это будет стабильный средний плюс. Мы хотим, чтобы это были АЗС, которые соответствуют довольно высоким стандартам нашего рынка. То есть это место, где ты не только можешь заправить автомобиль, но и вкусно поесть, выпить кофе с хот-догом, приобрести, как в магазине у дома, какой-то минимальный набор товаров по умеренным ценам. Наладить продажи свежевыпеченного хлеба и лобстеров в ближайшее время мы, разумеется, не сможем (шутит, - ред.). На некоторых заправках будет возможность оставить автомобиль на какое-то время: поесть-попить спокойно, подзарядить мобильный. Ведь сейчас в сети, которая выглядит непривлекательно, сложно продавать даже отличающуюся высоким качеством продукцию.         

- Какие сценарии рассматриваете по количеству новых АЗС?

- Мы рассматриваем разные сценарии. От 30-40 новых заправок до создания сети в 150 АЗС в четырех областях: Харьковской, Сумской, Полтавской, Днепропетровской. И это где-то радиус 300 км вокруг Шебелинского ГПЗ, где мы можем оперировать нашими газовозами (компания владеет собственным парком, - ред.).

- На существующих заправках вы продаете только продукцию собственного производства?

- Только собственного и по ценам, которые должны оправдывать себестоимость существования заправки и приносить доход компании.

- Тем не менее у вас есть возможность продавать немного дешевле, чем у конкурентов?

- Я думаю, что цена будет рыночной. Но вы правы, мы действительно можем предлагать конкурентные цены, учитывая, что являемся вертикально-интегрированной компанией – от скважины до заправочного пистолета. Мы к тому же работаем в гривневой зоне, являемся крупнейшим национальным производителем и всегда можем поставлять LPG на нашу заправку.

- Существующая сеть "Укргаздобычи" до последнего времени работала в низком ценовом сегменте?

- Мы работали в сегменте "средний минус", с U.Go идем в "средний плюс". Компания кардинально меняет подход: если сначала, до того как пришел текущий менеджмент, ритейл рассматривался с точки зрения сбыта объема, то сейчас мы смотрим на это направление, как на доходный бизнес, который должен работать с премией. Логика такая: ритейл и зарплаты сотрудникам АЗС оправданы, если заправка генерирует доход, из которого это может быть оплачено. Задача, которую сейчас ставим перед собой, – сформировать доверие потребителя к нашему бренду и доверие к качеству нашей продукции. Тогда мы сможем продавать ее за адекватную цену.

- Насколько ваши планы амбициозны? Предел для сети – четыре области или видите более широкий охват, возможно, выход в Киев?

- Национальные производители (а на сегодня в Украине это мы и "Укртатнафта") наполняют рынок нефтепродуктов на 30%, все остальное – это импортные поставки… И вполне логично, что в зависимости от региона ввоза, импорт соответственно представлен в конкретных регионах Украины. Северо-запад страны – это бензины Белоруссии, западные области – соответственно Литва, Польша, Венгрия. Поэтому мы, национальные производители, конкурируем именно в тех регионах, где особенно сильны, в частности, за счет логистики. У нас есть, к примеру, контрагенты и в Ужгороде, мы возим туда бензин. Но такие дальние перевозки не являются массовыми. Вы же понимаете, экономически более выгодно импортировать с ближе расположенного польского или венгерского НПЗ, чем везти бензин за 1,2 тыс. км через всю Украину.

Новости по теме: Дикий рынок: Кто зарабатывает на подорожании автогаза в Украине

- Вы год назад начали развивать розничное направление. Можете сказать, какую доходность (с учетом вертикальной интеграции вашего бизнеса) оно генерирует, даже при работе в сегменте "средний минус"?

- Могу сказать, что заправка с адекватным местом расположения, с проливом, сопоставимым с объемом топовых игроков, на которых приходится половина розничных продаж топлива, при условии, что она построена с нуля, может окупиться за 3-5 лет. То есть это нормальный, рентабельный бизнес.

- А если работать в более высоком ценовом сегменте, в который вы с новым брендом идете, то срок окупаемости еще больше сократится?

- Конечно. Наша задача - выйти на показатель IRR (Internal Rate of Return – внутренняя норма рентабельности) около 30% и даже выше.

- Кого считаете своими конкурентами?

- Это все национальные и региональные игроки, которые имеют такой же, как у нас, набор услуг: продают топливо украинского производства, сопутствующие товары в среднем ценовом сегменте.

- В Полтавской области, в Кременчуге, вы войдете в конкуренцию с "Укртатнафтой".

- Я бы не сказал, что мы с ними конкуренты. По большому счету, мы делаем одно дело. Наш основной месседж – украинцы имеют право на топливо европейского качества, не ниже стандарта Евро 5 по вразумительной цене. Мы конкурируем с Кременчугом ("Укртатнафта" производит бензины и LPG на Кременчугском НПЗ), но мы с ними по одну сторону баррикад, в том смысле, что немало крупных сетей заправок продают импортное топливо, о качестве которого лучше не говорить.

- На сегодня "Шебелинка" имеет достаточно технических возможностей производить нефтепродукты высокого стандарта?

- Безусловно. С 2015 года на предприятии была проведена модернизация, мы довели вначале топливо до стандарта Евро 4. Уже с весны 2016 года все бензины и моторное топливо, которое мы производим, соответствует евростандартам (Евро 5). И планируются еще дальнейшие этапы модернизации.

Реклама топлива производства Шебелинского ГПЗ
Нафтогаз

- Какие инвестиции на них предусмотрены?

- На самом деле на первом этапе пока небольшие, около 80 млн грн. Далее инвестиции будут крупнее, потому что нам нужно будет расширяться, увеличивать объемы производства. Мы сейчас перерабатываем небольшой объем – немногим более 500 тыс. т (нефти и газоконденсата) в год, планируем довести этот объем вначале до 550-600 тыс. т, а затем выйти на 1 млн т. Сырье, которое сейчас перерабатывается, – это наша собственная добыча, около 450 тыс. т в год, а все, чего не хватает, мы докупаем на внутреннем рынке или импортируем. Вот недавно "Укртранснафта" вышла на рынок с предложением определенного объема нефти – часть мы купили.

- Тот факт, что Кабмин тормозит с окончательным одобрением финпланов предприятий "Нафтогаза", сдерживает развитие проекта?

- Учитывая, что в течение последних пяти лет финплан текущего года обычно принимался в ноябре-декабре… Наш финансовый план ("Укргаздобычи") на 2017 год подавался, как и положено, в конце 2016 года. На текущие наши проекты, собственно, непринятие финплана не очень влияет. Но все же в финплан заложены инвестиции на дальнейшее развитие ритейла, и без разрешения собственника (Кабмина) мы, понятно, их осуществлять не можем.

- Разумеется, не могу не спросить, что думаете о ценовом кризисе, который недавно разразился на рынке LPG?

- Это болезнь рынка, ведь объем потребления пропан-бутана в Украине за последние три-четыре года вырос почти на 100% - с 700-800 тыс. т до 1,6 млн т, которые прогнозируются в нынешнем году. Вы знаете, что огромное число автолюбителей поставили себе ГБО (газобаллонное оборудование, позволяющее заправляться сжиженным углеводородным газом), а рынок оказался не готов и не смог предложить поставки. Учитывая, что большая часть рынка – это российский пропан-бутан, а с обеих сторон (Украины и РФ) регулярно возникают преграды и законодательного, и логистического характера… Поставки время от времени прекращаются. Мы видели это в октябре прошлого года. Идентичная ситуация, просто в нынешнем году она еще больше усугубилась, потому что рынок вырос и дефицит стал еще больше, соответственно отреагировали цены. В октябре 2016 года, например, цены, которые были на уровне 13 тыс. грн/т (в опте), выросли до 22 тыс. грн/т.

- Вы считаете, что сговора трейдеров не было? Рост цен произошел под влиянием рыночных факторов?

- Да, это рыночная ситуация. И трудно сговориться на рынке, на котором в сезон пикового спроса потребляется 140-150 тыс. т автогаза, а его поставками занимается не менее сотни импортеров – как больших, так и малых компаний. Маленькие компании, не имеющие возможностей резервировать запасы, начинают на взлете цен везти небольшие, но многочисленные партии, и обваливают цены . Поэтому крупные компании, которые могли бы резервировать запасы, этого не делают. Поэтому в пределах плюс-минус 2 тыс. грн на тонне рынок LPG постоянно колеблется. И когда в август нужно было входить с запасом 30-40 тыс. т, его просто не было.

Новости по теме: Каплин: Несколько украинских импортеров путем сговора заработали на скачке цен на автогаз 700 млн грн

- Вы будете развивать направление парка собственных резервуаров?

- Весь вопрос в том, что на данный момент нет такой явной угрозы, которая вынуждала бы это делать. Дело в том, что если автомобиль ездит на бензине, а его на заправках не будет, он встанет. А вот если не будет LPG, то автомобилист заправит машину бензином.

- Сколько автогаза производит Шебелинский ГПЗ?

- Около 170 тыс. т в год, но это не тот объем, с которым мы можем влиять на рынок. Наша доля на рынке не превышает 11%, хотя еще несколько лет назад доходила до 20%. Мы просто большой трейдер. И чтобы увеличивать объемы производства, нам нужно бурить новые скважины. Объем производства LPG на наших предприятиях может быть увеличен и за счет импортных поставок сырья. Но учитывая, что у нас есть и логистические, и другие проблемы, мы большую ставку, разумеется, делаем на добычу. Однако, действительно, проблемы у нас есть сейчас. Полтавский облсовет не согласовывает лицензии. А это наш украинский "нефтяной Техас". В Харькове ситуация немного легче. Сейчас сырье для нашего пропан-бутана в основном добывается на новых скважинах, с новыми лицензиями. На старых объем добычи газоконденсата постоянно уменьшается. Только при бурении на новых лицензиях мы сможем выйти на рынок как крупный игрок с большими объемами.

- Автогаз, который производит Шебелинский ГПЗ, для розничной сети "Укргаздобычи" продается в приоритетном порядке?

- Газ производства "Шебелинки" и еще четырех наших заводов продается на торгах на "Украинской энергетической бирже". Механизм абсолютно рыночный, кто угодно может забрать объемы LPG, выставленные на торги.

- Во время кризиса "Укргаздобыча" по какой цене продавала автогаз?

- Я бы не называл это кризисом. Кризис – это когда газа нет в наличии. А он был, просто по высокой цене. Мы продавали в июле по ценам 17-18 тыс. грн/т (в опте) и были ожидания на уровне 20-22 тыс. грн/т. Но мы вышли в конце июля - начале августа на торги, и стартовая цена была 15 тыс. грн/т, участвовало около 50 компаний, которые разогнали цену до 28 тыс. грн/т. Мы этого не ожидали, да сами и покупатели не ожидали, поэтому реально выкупили только 60% выставленного на торги объема. Недавно прошли следующие торги, и цены уже были 23-24 тыс. грн/т.

- А вы могли как-то повлиять на ценообразование?

- Мы никак не влияем на цену автогаза. Стартовая цена для торгов устанавливается комитетом, в который входят представители Минэнерго и МЭРТ. Цена рассчитывается исходя из импортного паритета – порядок формирования утвержден постановлением Кабмина №570. И, согласно ей, предусмотрено, что "Укргаздобыча" может выходить на торги только два раза в месяц. Сейчас в Кабмине уже прошел все согласования проект изменений к этому постановлению, которые мы вместе с Минэнерго и Ассоциацией сжиженного газа разрабатывали, согласовывали и защищали в течение последних двух лет во всех министерствах. И оно каким-то удивительным образом попало в Кабмин именно в тот момент, когда начался ценовой скачок. Проект изменений предусматривает, что "Укргаздобыча" может продавать LPG не просто в зале, как это сейчас происходит, а на электронных торгах. И не только два раза в месяц, а чаще, для того чтобы мы могли покрывать эти ценовые колебания, которые время от времени возникают. Мы ведь сейчас в ситуации, когда выходим на торги с огромными объемами LPG – 5-6 тыс. т, а продаем 2-3 тыс. т за одну сессию. И затем снова нужно ждать 2 недели до следующих торгов.

- Когда этот документ может быть реально принят, согласно вашим ожиданиям?

- Проект прошел согласование на правительственном комитете Кабмина, и мы очень надеемся, что он будет утвержден до конца текущего месяца.

Беседовала Елена Голубева