Владислав Криклий, начальник Главного сервисного центра МВД
Главный сервисный центр МВД

Что такое сервисный центр МВД?

Идея сервисного центра МВД в том, чтобы было единое место, где гражданин может получить максимальный перечень административных услуг, которые ранее предоставлялись МРЭО и МВД. Это и регистрация/перерегистрация транспортных средств, и услуги, связанные с получением водительских удостоверений, и экзамены, которые предшествуют их получению, и справки о несудимости, которые мы запустили в этом году. Мы будем расширять перечень услуг. Для нас сервисные центры МВД – это принципиально новая концепция, а не просто смена вывески.

Все эти услуги можно получить в прозрачном офисе, мы ушли от кабинетной системы и живых очередей, у нас электронные очереди, продуманы все технологические и социальные удобства. В сервисных центрах МВД работают грамотные и подготовленные сотрудники, среди которых много новых. Обновление штата произошло благодаря программе стажировки -  это огромный проект, возможность для трудоустройства по всей Украине. Мы даже шутим, что у нас некоторое гендерное неравенство в результате набора. По статистике на стажировку 70% желающих были женщины.  

Главный сервисный центр МВД

Почему такая диспропорция!?

Во-первых, это теперь не правоохранительная структура, а сервис, который предоставляет сотрудник. У нас хорошие условия работы. И действительно совсем иной подход к вопросу поиска кадров. Нам важны мотивированные сотрудники, мы объявили свободный доступ к подаче заявок на программу стажировки в сервисном центре МВД по всей Украине. Так сложилось, что много девушек было среди желающих, они показали высокий результат на конкурсах после обучения и очень ответственно относятся к работе. И к слову, нашего основного посетителя, а это в основном мужчины, такое неравенство очень радует.

Какие результаты работы за год и планы на будущее?

Если говорить о результатах, которые достигнуты на сегодняшний день –  это ликвидация коррупционного документа справка-счет, теперь у нас в центрах оформляют бесплатный договор купли-продажи, запустили работу реестров зарегистрированных транспортных средств, мы обновили уже 23 сервисных центра МВД по Украине (всего же работает 150 центров, – прим. автора), запустили 20 мобильных сервисных центров МВД - мобильные машины, с помощью которых проводятся выездные регистрации в отдаленные населенные пункты, кроме того ввели фотофиксацию проведения обязательного технического контроля, провели первое онлайн-обсуждение новых тестовых билетов ПДД и с 1 июля мы уже запустили новые тесты ПДД для прохождения теоретического экзамена, а проверить свои знания и подготовиться теперь можно в тестовой онлайн-версии на сайте hsc.gov.ua

Главный сервисный центр МВД

В чем принципиальное отличие новых экзаменационных тестов от предыдущих?

Мы кардинально изменили систему тестов. Раньше это были сформированные экзаменационные билеты, в каждом из которых уже утвержденные 20 вопросов. Эти вопросы могли быть по непрофильным категориям, например, как о мото- или легковом транспорте, так и о грузовом и пассажирском. В результате нашей реформы сейчас вопросы соответствуют только той категории прав, на которую водитель сдает экзамен, они актуализированы и там больше нет логических ошибок. У каждого индивидуальный набор вопросов, который система выбирает в рандомном порядке. Следующий этап в части экзаменов – у нас будет внедрение фото- и видеофиксации процесса сдачи экзаменов как в теоретической, так и (что для нас более приоритетно) в практической части. В машинах будут установлены специальные видеорегистраторы. Соответственно, решение экзаменатора можно будет оспорить. В таком случае будет созываться комиссия.

Главный сервисный центр МВД

Водительские удостоверения. Многие обсуждают новые стандарты согласно ЕС. Разъясните, действительно ли придется менять права? 

Хочу разъяснить: закон обратной силы не имеет, поэтому никому не придется бежать менять права. Если мы говорим о территории Украины, то, по большому счету, тут можно использовать любые, даже самого старого образца водительские удостоверения, которые бессрочные, и никаких в этой части проблем нет. Если мы говорим о путешествии в страны ЕС - необходимо следовать нормам международного законодательства (Венской конвенции о международном движении). И там четко написано, что после 2011 года водительские удостоверения должны нести информацию о сроке действия. То есть, по водительским удостоверениям, которые выданы на 30 лет по категориям A и B, можно ездить в страны ЕС. Они сейчас и выдаются. 

Главный сервисный центр МВД


Что касается стандартов ЕС. Есть директива ЕС, которая действует в рамках Соглашения Украины с ЕС. Эта директива носит рекомендательный характер. Директива нам говорит о том, что по непрофессиональным водительским категориям (A и B) водительские удостоверения нужно менять раз в 10–15 лет. По профессиональным категориям – С и D – каждые 5 лет. В первую очередь это подразумевает, что водителям будет необходимо подтверждать психофизическое состояние здоровья. Ведь у нас очень грустная статистика – порядка 5 тыс. смертей ежегодно. С этим нужно что-то делать. Для этого необходимо сделать медицинский осмотр не фиктивным, как часто сейчас покупают “липовые” справки, а упростить процедуру прохождения медосмотра вместе с внедрением электронных реестров.

Также мы хотим, чтобы водительские права были более защищены, потому в дальнейшем действительно предлагаем внедрить туда чип. Это усложнит подделку документа. Плюс такой чип даст ряд других преимуществ: более быструю регистрацию, получение информации. Мы считаем, что необходимо повысить статус водительского удостоверения, приблизить его к внутреннему паспорту. Но опять таки, в случае внедрения нововведений гражданам ничего скоропостижно не придется менять.

Сколько стоит поменять водительское удостоверение?

На данный момент – 201 гривна + комиссия банка. Сумма очень небольшая, все предоставляется по себестоимости. Информацию можно найти о всех услугах на сайте hsc.gov.ua, получить консультации по телефону (044) 290-19-88. 

Действительно, это ведь совсем недорого!

В свое время очень странно рассчитывалась себестоимость: в нее не закладывались расходы на логистику, на зарплаты. То есть все сопутствующие расходы, которые несет государственное учреждение, не учитываются и покрываются из госбюджета. Как результат, у нас социальная несправедливость. Объясню. Не все имеют транспортные средства и водительское удостоверение, соответственно, не пользуются нашими услугами. А более состоятельные слои населения, которые чаще регистрируют, перерегистрируют, меняют водительские удостоверения - делают это фактически за счет социально малообеспеченных слоев населения, которые, по сути, оплачивают возможность того, чтобы они получали это все по очень низкой цене. У нас на сегодняшний день одни из самых низких цен в Европе, а по некоторым админуслугам - в мире.

Главный сервисный центр МВД

То есть цену нужно поднять?

У нас есть проект закона, который мы будем предлагать, чтобы как раз эту социальную несправедливость немного выровнять. Конкретней пока не буду озвучивать.

Вы внедрили недавно фотофиксацию обязательного технического осмотра транспортных средств. Какие результаты и чего вы вообще ожидаете?

На сегодня нет обязательного техосмотра для всех транспортных средств.

Но есть обязательный технический контроль транспортных средств, который касается легковых автомобилей, которые отвечают за перевозку пассажиров и грузов (такси), автобусов, специализированных транспортных средств, которые перевозят опасные грузы. Наше нововведение фотофиксации было внедрено в первую очередь для того, чтобы побороть фиктивный технический контроль – это была огромная проблема.

Раньше отсутствовал напрочь контроль, все организации, проводящие ТО, демпинговали, рынок опустился до минимума в плане стоимости, в результате все сошло к продаже бумажек. Сами протоколы о прохождении обязательного техконтроля банально продавались, можно было даже через Интернет заказать, стоило это небольших денег, 300-400 гривен. Сейчас ситуация корректируется. Благодаря первым месяцам работы фотофиксации нам удалось приостановить деятельность 50 из 300-350 реально работающих субъектов. Многие думали, что это не будет работать, начали химичить, играться с фотошопом, все думали, что это шутки, очередное техническое постановление и никто за этим следить не будет. Но когда убедились, что мы за этим процессом на самом деле начали пристально следить, пересмотрели свое отношение. Как результат, мы ожидаем, что станет больше исправных транспортных средств на дорогах.

Также данные о прохождении обязательного технического контроля доступны полиции и это удобный инструмент контроля транспорта, который на данный момент не прошел ОТК, но продолжает эксплуатировать дорожно-транспортную инфраструктуру.

А как вы считаете, техосмотр для всех автомобилей стоит вернуть?

Этим вопросом у нас занимается Мининфраструктуры, и их позиция – это обязательный техосмотр для всех ТС. Я считаю, что да, стоит. Почему? У нас масса неисправных опасных транспортных средств. И если понаблюдать по ДТП, то, как правило, именно такие машины тоже нередко участвуют в авариях, и часто резонансных. Я считаю, что такая информация должна попадать в реестр. А в дальнейшем ею будет пользоваться дорожная служба и полиция.

Готовите ли вы какие-то новшества для рынка такси?

Мы сейчас активно над этим работаем с Мининфраструктуры. Они компетентный орган в этой сфере деятельности. В действующем законодательстве не предусмотрена обязательная перерегистрация для тех, кто занимается пассажирскими перевозками. Как результат, мы видим, что машины сегодня могут перевозить мешок с картошкой, завтра – пассажиров. Они не проходят технический контроль, то есть транспорт может быть неисправен. Поэтому, во-первых, внесём соответствующие изменения в законодательство, чтобы появился легальный рынок такси. Это касается как такси, так и пассажирских межгородских и межобластных перевозок. А во-вторых, дадим ряд преференций, потому что у тех, кто занимается пассажирскими перевозками, могут быть дополнительные преимущества по посадке-высадке пассажиров, остановке под знаками, полосам общественного движения. Правда, это все ещё в процессе обсуждения и отработки. Лицензия на такси сейчас стоит небольших денег, поэтому затрат для тех, кто занимается пассажироперевозками, практически не несет.

Ни для кого не секрет, что в цивилизованных странах просто не существует такого явления, как "грачи", остановить "с руки" такси невозможно, за это штрафуют. А у нас служба такси, в лучшем случае, зарегистрирована как физическое лицо-предприниматель. И самое главное - сами машины очень часто в неисправном техническом состоянии, а в последнее время даже на иностранных номерных знаках.

Беседовала Татьяна Святенко