banner banner banner banner

Виктор Медведчук: Если украинские власти не назначат выборы на Донбассе, это будет значить, что на минских соглашениях поставлен крест

Интервью с главой политсовета партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Виктором Медведчуком

Виктор Медведчук: Если украинские власти не назначат выборы на Донбассе, это будет значить, что на минских соглашениях поставлен крест
112.ua

Виктор Медведчук

Председатель политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь"

Интервью с главой политсовета партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Виктором Медведчуком

Вопрос: "Слуги народа" сегодня намерены рассматривать постановление о назначении выборов на Донбассе. Будет ли такое постановление и известно ли вам, когда за него будут голосовать?

Виктор Медведчук: Я слышал о такой информации от господина Качуры, который об этом объявлял. Более того, я хочу сказать, что он поступил абсолютно правильно. Он еще в конце июля (если мне не изменяет память, 28 июля) внес проект постановления об изменении в постановление от 15 июля в отношении проведения выборов на Донбассе. Это очень важные изменения, как и само постановление от 15 июля. Почему? Потому что вопрос сегодня сводится к тому, что это камень преткновения в вопросах дальнейших минских переговоров. 

Более того, последние встречи в "нормандском формате" (имеется в виду, советников глав государств), а также ТКГ продемонстрировали, что есть позиция. Она принципиальна со стороны представителей ОРДЛО – Донецка, Луганска, а также Москвы в отношении того, что если не будет изменено постановление… А там вопрос в первую очередь стоит о пункте 4, где приведены условия, при которых возможны вообще, априори выборы на неконтролируемой территории Донбасса, то есть то, что прописано конкретно в минских соглашениях.

И вот если этот пункт не будет изменен или отменен, это будет означать то, что поставлен крест на минских соглашениях. Сегодня этот вопрос является № 1. Более того, как известно из хода обсуждения в трехстороннем формате, вчера на контактной группе и ОРДЛО, и РФ поставили вопрос, что никакие действия не могут иметь место, пока этот пункт не будет изменен или отменен – постановление ВРУ от 15 июля 2020 года.

Более того, это касается вопросов обмена, что вызывает огромное сожаление. Это касается в том числе и вопросов несоблюдения с украинской стороны, как утверждают представители ОРДЛО, мирных соглашений об установлении режима прекращения огня от 22 июля. Фактически вчера стороны – все, кроме украинской, –заявили о том, что подобный отказ от вопросов инспекции, а также от вопросов изменения соответствующего пункта постановления ВРУ означает, что Украина вышла из соглашений о режиме прекращения огня и перемирия от 22 июля 2020 года. 

Это действительно является крайне негативным и отрицательным для нашей страны. Я считаю, что делегация наша не справилась в данном случае с задачей. Я думаю, что эти действия делегации диктуются президентом Зеленским, у которого, на мой взгляд (и я в этом уверен), отсутствует политическая воля на мирное урегулирование на Донбассе. Поэтому такие последствия. Поэтому сегодня мы имеем тот факт, который не приближает, а наоборот, отдаляет нас от мира на Донбассе.

У ЦИК еще есть время, чтобы назначить и провести эти выборы?

Нельзя путать некоторые понятия. Многие, кто комментирует и дает пояснения по этому поводу, не совсем понимают, о чем идет речь. Дело в том, что в пункте 4 сказано, что выборы на неконтролируемой территории могут состояться при определенных условиях, и эти условия перечисляются. Эти условия прямо противоречат минским соглашениям. Речь не идет о том, что выборы на неконтролируемой территории должны пройти 25 октября 2020 года. Они не могут априори пройти по одной простой причине: во-первых, нет закона о проведении выборов на неконтролируемой территории, а, во-вторых, нет сегодня того перемирия и не выполнены те условия минских соглашений, которые должны предшествовать проведению там выборов. Поэтому то, что с той стороны взята на вооружение такая позиция (об отмене пункта 4 постановления ВР), свидетельствует только о том, что она нарушает сама минские соглашения. Ее надо отменить, чтобы продолжать переговоры в рамках минского формата. Иначе эти переговоры абсолютно не имеют никакого смысла. А вот то, что предлагается внести изменения, как минимум, то, что предлагал г-н Качура, то, что предлагала ОПЗЖ, а мы ставили этот вопрос в отношении того, что необходимо проводить выборы уже в ходе этой кампании, 25 октября, – это выборы Луганского и Донецкого областного совета. Это выборы 18 ОТГ, где 500 тыс. граждан Украины, проживающих на Донбассе, лишены конституционного права. Лишены незаконно, лишены преступно. И это самая главная задача, которую необходимо исправить, и ее еще можно исправить несмотря на начало избирательного процесса.  А вот то, что касается неконтролируемых территорий, то это вопрос будущего. И вопрос будущего связан с тем, что нельзя ставить крест на минских соглашениях. А пункт 4 фактически этот крест поставил.  

Знаем, что в очередной раз срываются мирные переговоры в ТКГ, знаем, что вы уже отмечали, что ОРДЛО обвиняет Украину в срыве "режима тишины". Скажите, пожалуйста, какие шаги сейчас должна делать украинская власть, чтобы не провоцировать, не способствовать тому, чтобы на Донбассе снова были активные боевые действия?

Тут все очень просто. Все это прописано в минских соглашениях и "Комплексе мер по мирному урегулированию", который был подписан 12 февраля 2015 года. Они дают ответ на все эти вопросы, в том числе и те, которые вы поставили. И власти надо действовать в русле исполнения этих решений. А сегодня получается, что власть, которая по факту (и у меня есть основания это утверждать), не имеет политической воли на мирное урегулирование, пытается найти какие-то варианты "В", "С", пытается сделать все, чтобы сегодня не выполнять минские соглашения. Мы же слышим постоянные комментарии: "минские соглашения надо изменять", "минские соглашения не являются тем документом, который надо исполнять", но при этом господин Зеленский 9 декабря, именно он, не Порошенко, который освятил подписание минских соглашений в феврале 2015 года, а именно господин Зеленский 9 декабря подписал и утвердил Парижское коммюнике, признал минские соглашения, где они все перечисляются. Я хочу напомнить, что в коммюнике речь идет о мирном договоре от 5 сентября 2014 года, меморандуме от 19 сентября 2014 года и Протоколе и "Комплексе мер о мирном урегулировании" от 12 февраля 2015 года. Он же поставил свою подпись. Более того, были намечены действия, которые необходимо выполнить до следующей встречи глав государств "нормандского формата". Ничего из этого не сделано, я могу опять-таки это утверждать. Более того, продолжается перетягивание каната, а воз и ныне там. Поэтому в данном случае при отсутствии политической воли Зеленского и его окружения никаких результатов и подвижек в вопросе мирного урегулирования не будет. И власть хорошо знает, что ей надо делать, однако она категорически от этого отказывается. Отказывается делать, отказывается принести мир в Украину, вернуть Донбасс в Украину, а Украину – на Донбасс.

Ранее суд обязал возбудить уголовное дело против Турчинова и Порошенко за саботаж минских соглашений. Как вы считаете, при нынешней власти реально привлечь этих людей к ответственности и, собственно, поможет ли это в выполнении минских соглашений?

Я начну с конца. Вопрос, поможет или нет, я могу сказать о том, что, естественно, это не может никак повлиять на политическую волю главы государства и власти, если таковая есть. Более того, на сегодняшний день я могу говорить о том, что такой политической воли на мирное урегулирование нет. Поэтому никакие уголовные дела помочь здесь не могут. Более того, когда возбуждают уголовные дела, когда их расследуют и виновных привлекают к ответственности, мы же говорим о том, что закон един для всех, и преступление, любое преступление… Наказание за него должно быть неотвратимым.

Поэтому то, что сделали Порошенко и Турчинов, они должны быть привлечены к ответственности. Сколько шансов в этом, я определить не могу, потому что при беззубости и отсутствии профессионализма у этой власти что-то сделать вряд ли возможно. Но будем надеяться. Хотя, я еще раз подчеркиваю, это ни в коей мере не должно влиять каким-либо образом на реализацию минских соглашений и на установление мира.

После презентации в РФ "Межпарламентского диалога ради мира" уже украинское ГБР начало расследование. Знаем, что это уже не первый раз такое происходит. Наблюдали мы такую же ситуацию и при предыдущем президенте. Какая сейчас ситуация с тем расследованием и почему новая власть продолжает политику предыдущей?

Насколько мне и партии ОПЗЖ известно, последнее посещение Госдумы и встречи в депутатами Госдумы и с президентом РФ Путиным явилось основанием для возбуждения очередного уголовного дела. В настоящее время из документов, которые находятся в нашем распоряжении, в реестрах официальных… Назначены в июне пять экспертиз по данному вопросу. Всего уже было проведено до этого более десяти экспертиз, сейчас будут проводить еще пять, на предмет высказываний, на предмет оценок того, о чем говорили. Я хочу сказать, что в этом смысле г-н Зеленский и его окружение (руководитель СБУ Баканов и другие представители и руководители правоохранительных органов) абсолютно ничем не отличаются от предыдущей власти – от Порошенко и его преступного окружения. Все продолжается, все течет, пытаются запугать, пытаются остановить подобные действия по той же причине, которая касается мирного урегулирования. Ведь мы не просто встречались с представителями Госдумы, а в ВР зарегистрировано межпарламентское, межфракционное объединение, депутатская группа "Межпарламентский диалог ради мира: Украина, Россия, Германия, Франция". Это официальная деятельность этого межпарламентского, в данном случае – депутатского, объединения, и до этого, в феврале, мы, представители нашей партии и этого объединения, встречались с депутатами Национального собрания Франции, сената Франции, встречались с депутатами Бундестага, Германии, и следующая встреча была с депутатами Госдумы. У народных депутатов, у нашего объединения, есть все права и полномочия, в соответствии с Конституцией и законным статусом народного депутата, проводить такие встречи и такие переговоры. Никаких полномочий для этого не надо.

Но, к сожалению, и Конституцию, и законы очень плохо читает СБУ, т. к. там люди в основном профессионально не подготовлены, не имеют юридического образования, а если и имеют, то вряд ли научились читать. И мы им в очередной раз докажем, что читать надо, выполнять Конституцию надо, как и действующее законодательство. Поэтому остановить нас этим нельзя, у нас планируются последующие встречи, и они обязательно будут иметь место, в том числе и с депутатами российской Госдумы. Вопрос только в том, что весь мир сегодня борется с пандемией – есть условия карантина и приходится их соблюдать. Все остальные ограничения, те рогатки, которые сегодня ставит сегодня власть Зеленского и его "шестерки" в правоохранительных органах, все это закончится для них крахом. Мы будем продолжать эту политику -  политику, направленную на привнесение мира в Украину. 

Вернемся к выборам. Избирательный процесс подготовки начался. Скажите, пожалуйста, как оцениваете перспективы партии и на поддержку каких регионов ожидаете больше всего?

Партия, как и все остальные, которые приняли решение участвовать в избирательной кампании 25 октября, сегодня ведет активную борьбу во всех регионах за доверие наших граждан. Естественно, мы ведем эту борьбу во всех без исключения регионах, но уровень поддержки нашей партии больше касается юго-востока и центра и в меньшей степени – Западной Украины. Однако это не означает, что мы не пытаемся разъяснять, популяризировать, пропагандировать наши идеи, те реальности, которые мы отстаиваем и благодаря которым наша партия сегодня является второй в стране, фракция – второй в парламенте, и в результате той деятельности, благодаря которой мы получили поддержку. И хочу акцентировать ваше внимание на том, что все последние социологические исследования, как минимум 3-4 месяцев, говорят об уровне поддержки того, что мы делаем в парламенте, и в целом нашей партии и фракции. И в таких вопросах, как предложение экономического развития страны, борьбы за землю и попыток сделать все для того, чтобы она не была разворована, в таких вопросах, как мир и установление мира на Донбассе, возвращение Донбасса в Украину и во многих других вопросах мы среди всех парламентских партий занимаем первое место. Мы этим гордимся, это заслуженная, как мы считаем, и объективная оценка результата нашей деятельности, мы будем продолжать это делать. Это же касается сегодня местных выборов и тех фракций, депутатских групп, которые мы сформируем после выборов. Поэтому у нас есть с чем идти к людям, у нас есть конкретные достижения, есть конкретная программа, которая касается в том числе тех или иных регионов, где мы предлагаем реальные шаги для улучшения жизни и построения Украины как успешной страны.

И продолжение вопроса. Власть отменила местные выборы на подконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей. Как ваша политсила, которую вы возглавляете, будет защищать права избирателей на этих территориях? И вообще, как считаете, как такое решение будет способствовать мирному урегулированию ситуации на Донбассе?

Во-первых, безусловно, что это крайне негативное и, как мы считаем, преступное решение. Более того, мы всеми доступными правовыми методами боремся с тем, что сегодня лишены права, лишены конституционного права на выборы 500 тыс. граждан Украины, проживающих в Донецкой и Луганской областях. Лишены умышленно, по надуманным мотивам, якобы на основании докладных, которые были подписаны руководителями ГВА Луганской и Донецкой областей, что на этих территориях, территориях 18 ОТГ, местные выборы проводить нельзя. 

Это не просто глупость, это абсурд и умышленные, преступные, я подчеркиваю, действия президента Зеленского и его окружения, направленные на ограничение конституционных прав. Почему? Дело в том, что ситуация с вопросами проведения боевых действий, жертв и отсутствия реального прекращения огня и в 2018, и в 2019 году была намного сложнее. Но в 2019 году именно на этих территориях 18 ОТГ проводились президентские выборы, причем два тура – первый и второй тур. Кстати, следует особо подчеркнуть, что на территориях этих ОТГ во втором туре за Зеленского голосовало 87-88%. Это для того, чтобы еще раз подчеркнуть, как теперь Зеленский благодарит своих избирателей, ограничив, преступно ограничив, их конституционные права. Парламентские выборы в июле 2019 года тоже проводились на этих территориях. А здесь после изменения ситуации к лучшему, после уменьшения объема боевых действий, обстрелов и даже установления перемирия с 22 июля почему-то главы военно-гражданских администраций (естественно, по указке от господина Зеленского) решили, что выборы там проводить нельзя. Ну, комментарии здесь излишни. 

Кроме того, эти нарушения должны повлечь не просто политическую ответственность для Зеленского и власти, но и уголовную ответственность для тех, кто непосредственно это реализовывал. Это, опять-таки, губернаторы, главы администраций, это члены ЦВК, которые голосовали за это решение. Они все должны быть подвергнуты наказанию, и мы делаем все и в судах, и в правоохранительной системе. Вы знаете о том, что мы настояли на возбуждении уголовных дел и в отношении главы Луганской, и в отношении главы Донецкой области. Мы будем ставить вопрос о привлечении их к ответственности. Мы будем до конца защищать конституционные права наших граждан, которых умышленно, преступно лишили права избирать и быть избранными. 

Виктор Владимирович, а законно ли вообще отменять выборы?

Я вам хочу сказать, что отменять выборы законно только в том случае, если это отвечает Конституции и действующему законодательству. Представьте себе, что у нас, не дай бог, объявили военное положение. И, естественно, есть статус военного положения, когда можно отменять выборы. Во всех остальных случаях – это все надуманно, это все незаконно, это все преступно.

Уже завтра Рада входит в длинный бюджетный процесс – должен быть представлен проект бюджета на 2021 год. Знаем, что и вы в том числе, и фракция ОПЗЖ резко раскритиковали проект государственной сметы. Вы уже с ним ознакомились? Какие поправки планирует вносить ваша фракция и каковы вообще перспективы его принятия, зная, что он должен быть принят до 1 декабря? Или опять у нас будет такая новогодняя ночь под елку с госбюджетом?

Соскучились по новогодней ночи для принятия бюджета? Сейчас мы не будем прогнозировать, как это будет и сколько поддержат этот бюджет. Я думаю, что в преддверии выборов даже фракция "Слуги народа", которая "обязана" голосовать за предложения правительства, которые они утвердили и сформировали, вряд ли по многим статьям их поддержит: и правительство, и г-на Зеленского. Я хочу сказать о нашей политической силе – об ОПЗЖ. Во-первых, уже критика, которую мы ведем, а она является объективной и обоснованной, потому что даже те показатели, с которыми мы ознакомились, исходя и из презентации г-на Марченко, министра финансов, и из того документа, который мы получили, уже видно, что увеличены расходы, например, на содержание, и об этом уже только ленивый не говорил, на содержание Офиса и деятельности президента. Более того, это произошло в объеме 358 млн грн. Меньше заметили, что увеличены на 750 млн грн расходы на содержание Государственного управления делами. Я хочу перевести, что это примерно одно и то же. То есть фактически все, что связано с деятельностью ОП и команды президента, увеличено более чем на миллиард гривен.

Я могу сказать о том, что увеличены расходы на правоохранительную систему: на МВД, на СБУ, на прокуратуру. И объем увеличения расходов в сравнении с действующим бюджетом 2020 года составляет около 10 млрд грн. С одной стороны, было бы хорошо, если б эти деньги использовались эффективно. Но социология последнего полугода говорит о том, что наши люди не чувствуют себя в безопасности. Значит, правоохранительная система работает неэффективно и работает непрофессионально. Поэтому подобное увеличение средств на содержание правоохранительной системы вызывает улыбку и непонимание. И еще одно обстоятельство, на которое я бы хотел обратить внимание. Уменьшены субсидии на 2 млрд 700 млн грн. Третий год подряд у нас уменьшаются субсидии населению! И самое важное, что будет делать наша партия, наша фракция в вопросах принятия бюджета. Во-первых, мы будем настаивать на том, что, понятно, расходная часть должна быть увеличена, и это касается и социальных вопросов, и здравоохранения, и образования, и многих других, но мы начинаем с другого: мы говорим, где можно взять деньги для того, чтобы обеспечить поступления в доходную часть бюджета. И мы снова вернемся к тому вопросу, что на сегодняшний день необходимо отменить экономическую блокаду Донбасса, так как это дополнительно дает, по расчетам экспертов, 2-2,5% ВВП. Надо проводить политику детенизации экономики, которая может дать около 2% ВВП.

Необходимо сегодня проводить сокращение финансирования чиновников, потому что вы знаете, что Конституционный суд уже отменил ограничение 10 минимальных зарплат. Мы настаиваем на том, что 10 минимальных зарплат, а сегодня это 50 тыс. грн, должно быть пределом для чиновников любого уровня. Я думаю, что в этом направлении мы будем двигаться, мы будем говорить, утверждать и давать основания для того, чтобы был увеличен прожиточный минимум, необходимо увеличивать минимальную зарплату. И не так, как она увеличена, на 277 гривен, а до 7,5 тыс. грн. Увеличена минимальная пенсия, и для этого всего мы указываем источники наполнения доходной части бюджета. Мы знаем, как это сделать, мы считаем, что курс экономического развития должен быть коренным образом изменен, и в этом случае, а мы об этом детально будем говорить, будем популяризировать свои идеи, будем настаивать, чтобы они были учтены и включены при разработке окончательных вариантов бюджета, при утверждении и в первом,  и во втором, и в третьем чтении, для того чтобы добиться изменения ситуации, которая может привести к тому, что Украина наконец-то станет на путь построения успешной страны.

Относительно НАБУ есть решение Конституционного суда, которым признаются неконституционными некоторые положения этого органа, в том числе глава этого органа. Как вы оцениваете это решение Конституционного суда и какая судьба ожидает НАБУ после?

Это странная ситуация, которая сложилась у нас в правовом мире, я образно выражусь, в отношении НАБУ. Во-первых, это второе решение Конституционного суда, который дает характеристику тому, что произошло в стране, когда создали НАБУ. Первое решение было, когда господин Зеленский и монобольшинство еще в сентябре прошлого года попытались внести изменения в Конституцию и предоставить дополнительные полномочия президенту назначать руководство НАБУ, и Конституционный суд ответил, что этого делать нельзя. Сейчас Конституционный суд дал оценку в целом этому институту НАБУ. И главное, что он в нем указал, это (из предварительных сообщений и оглашений этого решения) то, что этот институт создавался незаконно, президент не имел права его создавать. Это не было в его полномочиях и этот вопрос в правовом контексте не был урегулирован. Поэтому сегодня поддается сомнению вообще существование этого института, если иное не будет урегулировано действующим законодательством в зале ВР, если народные депутаты не примут закон для того, чтобы эта деятельность продолжалась.

В отношении руководителя НАБУ я вообще не хочу говорить, потому что человек, который признан в законном порядке и обвинен (и эти обвинения подтверждены) в коррупционных действиях, продолжает оставаться руководителем НАБУ, причем он находится под защитой представителей внешнего управления. Его защищают и послы G7, и американское посольство, и Запад, который сегодня запрещает власти предпринимать какие-либо действия. Это полный абсурд. Мы дожились до ручки. Сегодня страна не может управлять своими возможностями, ресурсами в такой важной и серьезной теме, как обеспечение национальной безопасности, в вопросах установления правопорядка и в вопросах правовых отношений, как регулирование борьбы с коррупцией. Это действительно является крайне отрицательной оценкой того, что происходит сегодня и крайне отрицательной оценкой непосредственно власти Зеленского и его окружения.

И еще одна тема. Знаем, что ряд европейских политиков неоднократно критиковал отношение украинской власти к процветанию национал-радикальных группировок, организаций. Скажите, пожалуйста, почему, по вашему мнению, ничего с этим не делается, почему правоохранительные органы молчат и власть никак не комментирует все эти преступления, которые на наших глазах эти организации и провоцируют?

Действительно, национал-радикалы сегодня находятся в стадии вседозволенности, и это происходит по следующим причинам. Первая причина – власть их боится; вторая причина – непрофессионализм, неэффективность деятельности правоохранительной системы. Именно поэтому мы сегодня занимаем первое место в Европе по уровню преступности. То есть вот эти причины являются сегодня непосредственно связанными с тем, что происходит в стране. Разгул национал-радикалов не может быть терпим обществом, страной, государством и государственной властью. Более этого, монополия на применение насилия в стране должна принадлежать только государству. Сегодня государство в лице господина Зеленского, как, собственно говоря, и ранее в лице Порошенко, так и не отвоевали это конституционное право, обязательный атрибут государственной власти – применение насилия. И с учетом того, что власть, сегодняшняя власть, боится национал-радикалов, это все происходит. Именно поэтому сегодня граждане не доверяют этой власти. И в вопросах… Когда задаются вопросы, насколько вы чувствуете себя в безопасности, большинство населения, более 60% опрошенных, считает, что власть не способна обеспечить их безопасность. Вот вам оценка власти, оценка происходящего в стране.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>