Виктор Медведчук о законе про референдум: Можно быть слугой народа, но с народом нужно советоваться

Виктор Медведчук о законе про референдум: Можно быть слугой народа, но с народом нужно советоваться
112.ua

Виктор Медведчук

Народный депутат Украины, председатель Политсовета партии "Оппозиционная платформа ‒ За жизнь"

Ведущая: Приветствуем вас в прямом эфире, господин Медведчук.

Виктор Медведчук: Добрый день.

Еще с прошлой недели многое произошло в Киеве, но мы хотим начать с вопроса об Одессе. Несколько дней назад Верховная Рада провалила голосование по созданию ВСК, которая должна расследовать эти трагические события в Одессе, произошедшие 2 мая 2014 года. По вашему мнению, почему новая власть отказывается расследовать возможные преступления времен старой власти?

Вопрос даже не в том, и это принципиально, что новая власть не хочет расследовать то, что не хотела делать старая власть. Хотя мне кажется, обязанность и прежней власти, господина Порошенко, и особенно обязанность новой власти, господина Зеленского, – расследовать и расставить точки в страшном преступлении, чудовищном преступлении, при котором заживо были сожжены 48 наших граждан, 48 человек. И эта трагедия до сих пор не расследована. И абсолютно понятно, что она не расследовалась раньше, потому что там были замешаны те люди, которые находились при власти, и они покрывали и свои преступления, и преступления своих подельников. Но абсолютно непонятно, почему господин Зеленский, который получил рекордную поддержку в Одессе и Одесской области, и его партия, которая также заняла первое место на парламентских выборах, отказалась фактически, проигнорировала требования одесситов, требования граждан всей страны расследовать это страшное преступление – это сожжение живьем 48 граждан нашей страны.

И то, что произошло, когда они не проголосовали за создание следственной комиссии… Мы ведь все хорошо понимаем, что создание Временной следственной комиссии по расследованию всех этих причин, которые фактически теми, кто должен расследовать, правоохранительными органами и правоохранительной системой, уже шестой год не расследуются, так как точки все не расставлены, – это не панацея от того, чтобы привлечь в данном случае виновных к ответственности, но это политическое решение, которое должно подтолкнуть и вынудить следственные органы заниматься серьезно этим вопросом. Я имею ввиду создание такой комиссии.

И то, что "Слуга народа" отказалась от этого, это, естественно, непонятно для многих, в первую очередь для одесситов. И этим самым они не просто проигнорировали одесситов, проигнорировали мнение людей в Украине, они просто в данном случае покрывают убийц, которые совершили это страшное преступление. Я думаю, что, безусловно, это не конец, и вопрос о создании следственной комиссии будет возобновлен на следующей пленарной сессии. И более чем удивительно и вызывают возмущение те высказывания, которые мы сегодня слышим от представителей фракции "Слуги народа", а именно от господина Ткаченко, который заявил после провала голосования, которое было организовано именно частью фракции "Слуги народа", потому что не следует забывать, что 32 человека народных депутатов от "Слуги народа" поддержали создание такой комиссии. Так вот, господин Ткаченко заявил о том, что они создадут свою комиссию, которая будет расследовать… И здесь пауза. Как бы вы думали, кого и что они будут расследовать? Преступления тех людей, которые были сожжены в Доме профсоюзов в Одессе. Вдумайтесь в этот цинизм и в это кощунство.

Но я думаю, что парламент в целом и фракция "Слуги народа" осознают, что надо идти по другому пути. Комиссию надо создавать, надо придать этому общественно-политическое значение, а именно: факту необходимости и неотвратимости наказания для лиц, которые виновны в этом страшном преступлении. И я уверен, что это будет сделано на следующей пленарной неделе.

Ну посмотрим, как будут разворачиваться события вокруг создания ВСК. В продолжение темы Одессы. Сегодня возник очередной скандал вокруг народного депутата от "Слуги народа" Александра Ткаченко. Одна из программ журналистских расследований выявила и показала, что он минимум три года пользуется незадекларированным домом. И не где-нибудь, а в природоохранной зоне, на Трухановом острове. Хотя до сих пор он этот факт отрицал. О Ткаченко мы вспоминаем потому, что депутаты от фракции "Оппозиционной платформы - За жизнь" указывали и на другое возможное нарушение с его стороны. Они передали обращение к НАБУ и в ГБР, в котором сделали заявление, что Ткаченко пытается пролоббировать приватизацию еще и Одесской киностудии, в которой ему уже принадлежит 49%. На каком этапе сейчас это дело и какое влияние на восприятие новой власти обычными людьми оказывают такие случаи?

У нас была и остается принципиальная и последовательная позиция, в данном случае в том числе и в отношении г-на Ткаченко. Потому что мы подняли этот вопрос и в ВР, наши депутаты обратились в ГБР и в НАБУ для возбуждения уголовного дела, так как есть все признаки коррупционной составляющей в его деятельности, и именно в вопросе приватизации и принятия закона, который позволяет эту приватизацию завершить, государственной части в предприятии "Одесская киностудия", где он и члены его семьи владеют 49%.

И эта принципиальная позиция уже увенчалась успехом, потому что было заседание суда в конце прошлой недели, где было принято решение обязать ГБР и НАБУ открыть уголовное производство в отношении г-на Ткаченко. И расследовать все те обвинения, которые высказались представителями нашей фракции в отношении его и его действий. Где мы, как я уже сказал, видим коррупционную составляющую и признаки совершения ряда преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. Поэтому в данном случае эта позиция будет нами далее отстаиваться: о том, что все равны перед законом, в том числе и "слуги народа", и если есть для этого основания, они должны нести уголовную ответственность.

Сегодня на заседании Кабмина Алексей Гончарук презентовал проект государственного бюджета, доработанный для второго чтения. Какую оценку вы бы дали этому документу, представленному премьер-министром?

Вы знаете, еще пока нам неизвестна эта презентация до конца. Она действительно была в режиме, как заявил Кабинет Министров, онлайн. Но надо проанализировать все цифры, а не только ту информация, которая была получена во время этой так называемой онлайн-трансляции. Я думаю, что эти цифры нам будут известны сегодня до конца дня, и наши эксперты ее проанализируют.

Но я могу сказать, что чуда не случилось, к огромному сожалению большинства граждан Украины. Украина остается и будет продолжать оставаться бедной страной, самой бедной страной в Европе. Все прожекты в отношении экономического развития – они угроблены этим законопроектом о бюджете. Расход на социальную сферу не увеличился, основы для экономического развития не заложены, инвестиционный климат не создан, и поэтому говорить о том, что будет рост экономики, как уверял ранее премьер-министр, за пять лет на 40%, а в следующем 2020 году было сначала 3,3%, а при подготовке ко второму чтению – 3,7%, что тоже не соответствует объективной действительности и тем масштабам роста, о которых было заранее заявлено.

Поэтому к сожалению, к огромному сожалению, мы не ожидаем ничего положительного от этого бюджета, но когда будут цифры – мы конкретно их протестируем. Хочу напомнить, что у "Оппозиционной платформы – За жизнь" была своя точка зрения и альтернативный проект бюджета на 2020 год, где мы предлагали увеличить на социальные расходы, в том числе и за счет расходной и, соответственно, доходной части, на 200 млрд грн и на 60 млрд увеличить поступления для дальнейшего развития экономики в стране. С нами не согласились, когда принимали бюджет в первом чтении, и мы считаем, что это большая и стратегическая ошибка для экономического и социального развития Украины. Бюджет, который будет представлен во втором чтении, к сожалению, ничем не отличается от бюджетов имени Порошенко-Яценюка, Порошенко-Гройсмана в течение 2014-19 гг. Вот такая оценка на сегодняшний день.

Более того, мы предлагали не просто каким образом израсходовать расходную часть бюджета, мы предлагали заложить основы – и такие возможности реально существуют – для роста ВВП с 3,3-3,7 до 6-6,5%. С этим тоже не согласились. Вот по какому пути мы сегодня идем в своем развитии, это путь, который предопределен и заложен в бюджете на 2020 год, который будет ВР на следующей пленарной сессии, пленарном заседании рассматривать во втором чтении.

Кабмин дает название идеологии, по крайней мере бюджета, идеологии этого документа. Сейчас называют его бюджетом развития и безопасности людей, подчеркивает Гончарук, мол. речь идет в первую очередь о том, чтобы не появлялись у Украины новые долги. Вы идеологию по крайней мере того, что представил пока Гончарук, как бы могли обозначить?

Но ведь это подобное пиар-сопровождение, которое делает премьер-министр Гончарук, в том числе и сегодня во время онлайн-трансляции, он же не подтверждает их теми цифрами и той направленностью, которая заложена сегодня в содержание этого бюджета. Потому что как можно говорить о том, что это бюджет, который направлен на экономическое развитие, если нет оснований для того, чтобы на сегодняшний день изменился инвестиционный климат в стране! Если ряд законопроектов, которые были приняты до рассмотрения и принятия закона о бюджете, означают прямую борьбу с малым, средним и уже крупным бизнесом, направлены на сворачивание в основном малого и среднего бизнеса, на дополнительное налогообложение и препятствование развитию физических лиц, которые занимаются предпринимательством, которые сегодня обслуживаются по так называемой налоговой реформе для сокращенного налогообложения и для создания льгот развитию этого малого бизнеса. И многое другое.

Ведь мы предлагали уменьшить расходы, например на содержание государственного аппарата, не превращать бюджет в бюджет полицейского государства, уменьшить расходы на содержание правоохранительных органов – не армии, не надо говорить о направленных действиях против обороноспособности страны, а именно правоохранительной системы. Но этого не произошло. Может быть, увеличение средств на правоохранительную систему и есть усиление безопасности граждан? Это положительный момент, если он реально существует. Потому что увеличение финансирования не означает еще качества предоставления услуг, в том числе и в вопросах безопасности, усиления правоохранительной деятельности, направленной на гарантии безопасности наших граждан. Поэтому пока мы видим, слышим одни слова. Конкретных действий, которые стоят за этими словами, пока рассмотреть не удается. К сожалению.

В проекте госбюджета минимальная зарплата растет незначительно, но растет, на 550 грн. О пенсиях: Гончарук сам уже отметил, что они вырастут, но только будут проиндексированы, то есть очень немного. Еще раньше говоря о повышении зарплат учителям, Гончарук отмечал, что это повышение будет не таким, как хотелось бы. Почему власть не может выполнять социальные обещания? Как вы думаете, гражданам надо к этому внимательно и с осуждением, так сказать, относиться или это просто объективная реальность украинской экономики, этого не избежишь и поэтому правительство должно исходить из тех цифр и возможностей, которыми оно обладает?

Дело в том, что объективные данные и объективные условия развития экономики и социальной сферы в Украине, они же были известны не только сейчас, в сентябре, когда правительство взялось за бюджет, или в августе 2019 года. Они были известны и до них. Я имею в виду, до команды Зеленского. Они были известны и в январе, и в марте, и в мае, и в июне 2019 года. Просто этим надо было заниматься и это надо было изучать. А почему не изучали? Я не думаю, что не изучали. Я, например, думаю, что они все хорошо знали. Но ведь тогда были выборы: сначала президентские, потом парламентские, и надо было побеждать, побеждать любой ценой. Надо было обойти своих оппонентов, надо было покончить с предыдущим режимом, и ради этого предпринимались шаги, допустим… Вы сказали, вот последнее из того, что прозвучало в вашем вопросе: по поводу учителей. Вы помните обещания, какие зарплаты должны быть у учителей? А что в результате? А неужели не знали о том, что нет средств для того, чтобы наполнить бюджет или ту часть, которая будет идти на оплату учителям? Знали. Почему обещали? Да потому что тогда надо было выиграть выборы. А сегодня столкнулись с той объективной истиной, которая была раньше.

И что же делает команда "Слуги народа"? Министр образования от "Слуги народа", представитель команды Зеленского, заявляет: "Мы будем сокращать школы, и за счет сокращения фонда оплаты труда в этих сокращенных школах мы постараемся увеличить оплату тем, которые останутся". Вдумайтесь в принцип предложения и в этот прожект. То есть мы будем сокращать школы. А никто не подумал, что будет сокращаться в том числе и образовательный уровень нашего населения и наших детей, которые должны получить достойное образование, которое будет отвечать достойной стране? Об этом не подумали? Может быть, надо было думать, когда давали обещание по поводу оплаты труда учителей? Или когда поднимали минимальную заработную плату на 500 грн, как вы сказали? Конечно же, любое поднятие – это положительный момент. Но мы ведь живем в этой стране, и наша партия, и наша фракция "Оппозиционной платформы – За жизнь" сказала: "Нет. Минимальная заработная плата может быть поднята до 7200 грн". И мы указали механизмы, мы же не заявили голословно: "Вот, мы хотим 7, потому что это больше, чем 4". Когда мы говорили о минимальных пенсиях, то это не 1800-2000 грн, а мы сказали о том, что это может быть 3200 грн, и мы показали механизм, как это сделать. Каким образом сегодня наполнить доходную часть бюджета, как, как я уже говорил, увеличить ВВП с 3,7-3,3 до 6-6,5%? Необходимо снять экономическую блокаду Донбасса, что дает 1,5-2% ВВП. Надо сегодня идти по пути дерегуляции и детенизации, и реальные шаги мы указали, как это можно сделать. Более того, это ведь не теория, это практика. Эта практика уже применялась в 2000-х годах, когда был рекордный рост экономики Украины, в 2002-2004 гг. То есть надо использовать этот механизм. Тогда детенизация на 10% экономики Украины дала возможность достичь рекордного роста экономики и ВВП - 8, 10 и 12,4% по итогам 2004 года. Ведь это все было.

То есть не надо изобретать велосипед, надо применять те технологии и те методы, которые давали результат. И сегодня, если идти по пути детенизации, снятия экономической блокады с Донбасса, восстановления индустриального потенциала Украины, мы можем решить эти проблемы, проблему наполнения доходной части бюджета, и потом уже тратить эти деньги на учителей, на здравоохранение, на реализацию и выполнение обязательств перед бюджетной сферой, на финансирование правоохранительной системы, армии и всего остального.

Почему же мы не идем по этому пути? Почему мы сегодня рассказываем по поводу инвестиционного климата, проводим в Мариуполе инвестиционный форум о привлечении инвестиций, где вообще ни слова не говорится о промышленности, об оборонном строительстве, о приборостроении, о космосе, об авиации? О чем говорят на инвестиционном климате? Кого привлекают? Под что привлекают сегодня и зачем проводится вообще этот форум инвестиционный, когда речь идет о том, чтобы показать: у нас все продается. Да-да, у нас все продается. Мы можем выставить сегодня те объекты, которые не подлежали приватизации, на приватизацию. Приходите, покупайте. Покупайте за бесценок, потому что продается в стране, где идут боевые действия, потому что это осуществляется в нищей, бедной стране, в самой бедной стране в Европе. Вот какой путь предлагают так называемым инвесторам. А еще продать землю, которую можно за бесценок скупить, а потом перепродавать в ущерб украинским гражданам. Вот, что сегодня предлагает власть: не инновации, не развитие экономики, не программы в развитии экономики, а разговоры по поводу того, что мы не будем увеличивать доходы. Ну, конечно же, не будем увеличивать и налоги. А почему не будете увеличивать налоги? Потому что вы загоняете сегодня в тупик малый и средний бизнес. Уже представители крупного бизнеса отказываются и уходят из Украины, прекращают свое производство, предоставление услуг. Каким же путем мы идем и к какому результату можем прийти? Только и исключительно к отрицательному.

Вот, к сожалению, что сегодня демонстрирует команда Зеленского, его представители в правительстве и монобольшинство в парламенте, которое поддерживает эту политику, направленную против интересов украинского народа.

Мы с вами еще поговорим о поступлениях в государственный бюджет на 2020 год и какие рычаги и ресурсы будут использовать команда Зеленского и Кабинет министров во главе с Алексеем Гончаруком. Вы знаете, здесь появилась еще информация о том, что Международный валютный фонд отложил предоставление макроэкономической помощи Украине. Кстати, об этом написали не украинские СМИ, а сначала The Wall Street Journal. И причина в беспокойстве, что Зеленский не сможет вернуть миллиарды долларов, которые выведены из украинских банков, ну и конечно же здесь не забываем о "ПриватБанке" Коломойского, потому что там тоже немаленькая сумма. Каким образом эта остановка сотрудничества повлияет на украинскую экономику, и как бы сделали вы, ваша политическая сила в этом случае?

Во-первых, это повлияет крайне отрицательно на нашу экономику, та ситуация, которая складывается с последствиями, которые были причинены "ПриватБанком", собственником которого является, кстати, не только Коломойский, но и Боголюбов. И в данной ситуации возврат этих более 5 миллиардов долларов, он действительно сегодня не обоснован реальными путями и возможностями. И это пугает в том числе и Международный валютный фонд, и другие международные организации.

И если действительно это так, как вы сообщили, или если быть точным, как сообщает средство массовой информации иностранное по поводу того, что пока откладывается предоставление помощи Международным валютным фондом, то это следствие или звенья одной цепи. Это непрофессиональная политика, в том числе и в финансовой сфере, непрофессиональная государственная политика, которая ведется сегодня командой Зеленского. Конечно же мы по итогам не должны рассчитывать на Международный валютный фонд. Конечно же мы должны поднимать свою экономику, развивать инвестиционную составляющую этой экономики, создавать условия для инвестиций, создавать условия для открытия новых рабочих мест и для поднятия экономики. Не рассказывать сказки, а иначе это назвать нельзя, по поводу того, что мы занимаемся развитием экономики, а остановить процесс деиндустриализации, восстанавливать сегодня промышленные связи и наши экспортные потенциальные возможности.

Потому что то, что сегодня происходит, это уничтожает все то, на чем экономика Украины в прежние и предыдущие годы могла каким-то образом существовать и развиваться. И вот здесь надо думать не о кредитах МВФ, хотя кредиты МВФ и их отсутствие и вот тот сигнал, о котором вы говорите – это сигнал в целом оценки государственной политики Зеленского в этом секторе, в сфере возможности получения этих кредитов. Но здесь надо идти по пути именно приостановления тех процессов, которые разрушают сегодня экономику.

Потому что я вам приведу простой пример: в 2019 году основным, одним из основных торговых партнеров Украины стала Китайская Народная Республика. Ну это сегодня самая большая экономика в мире, которая конкурирует с экономикой Соединенных Штатов Америки. Это хорошо? Я считаю, что это исключительно хорошо. Да, традиционно экономические связи между Украиной и Китаем развивались длительное время и они давали свой положительный результат. Хотя команда Януковича, в свое время, и господин Арбузов, был такой первый вице-премьер, а потом он еще и напоследок исполнял обязанности премьера, угробили все, что можно было угробить в вопросах инвестиционной привлекательности Украины для Китая. Но даже исходя из предыдущей власти и вот этой власти мы видим такие вещи, например, чем сегодня возмущаются и о чем пишут средства массовой информации: впервые Украина (а это следует из официального сайта господина президента) не поздравила с Днем независимости Китай в октябре. Впервые мы так и не предоставили своих планов по поводу инвестиции в виде 4 миллиардов долларов на развитие тех инвестиционных проектов, которые были раньше приняты и которые Китай готов был реализовывать. То есть нам что, это не интересно? Я думаю, что это очень интересно. А "неинтересно" - такой вывод можно сделать только потому, что у власти непрофессионалы, не понимающие значения слов политическая и экономическая составляющая.

Я мог бы привести еще дополнительные характеристики в вопросах взаимоотношений Украины и Китая, потому что Украина должна быть заинтересована сегодня в инвестициях Китая, которые являются самыми крупномасштабными. Но этого нет. Нет, потому что правительство занято совершенно другими проблемами, потому что правительство сегодня занято прожекторами и пиар-обслуживанием своих действий, которые не вызывают никаких реальных последствий в плане улучшения сегодня ситуации и улучшения уровня жизни наших людей. Вот поэтому все так происходит. И поэтому, когда мы говорим по поводу того, как бы вели себя в этой ситуации и как должны вести реально управленцы, люди, которые должны руководить экономикой, люди, которые должны думать о создании рабочих мест, об улучшении уровня и повышении уровня доходов, о защите социальных интересов, естественно, что они должны профессионально подходить к тому, что есть и исправлять то, что есть. А рассказать сказки на выборах, а потом пытаться выкрутиться из этих сказок уже с помощью легенд или других пиар-ходов и продлить свое существование или объяснение своему существованию какими-то новыми фантазиями, но все равно это вскроется: месяц, два, три, полгода, год, но люди увидят реальные результаты, а эти результаты, к огромному нашему сожалению, на сегодняшний день, с учетом той политики, которая ведется, не будут и не могут быть положительными. Вот, что самое страшное для власти, для последствий деятельности власти для простых людей и граждан Украины.

Не слишком оптимистично в плане профессионализма нынешней власти и результатов их деятельности. Вы упомянули о привлечении инвестиций, вспомнили о сотрудничестве с Китаем. Если вспомнить вообще эту историю и планы "команды Зе", то они действительно планируют инвестиции в экономику нашего государства, для того чтобы получать прибыль в бюджет. Во время презентации самого бюджета Гончарук много говорил об открытии рынка земли. Скажите, если все же мораторий на продажу земли будет снят, какой эффект это будет иметь для украинской экономики? На что рассчитывать?

Во-первых, это будет негативный эффект в любом случае, потому что снятие моратория на продажу с земель с/х назначения – это сегодня негативный фактор по отношению к Украине и к гражданам Украины. Первое – это то, что против этого выступает 73% граждан Украины, по социологическим исследованиям, которые проведены в последнее время. Более того, позиция нашей партии и нашей фракции в этом вопросе: мы не должны допустить продажи земель с/х назначения без проведения референдума и до разработки законодательства, которое бы гарантировало нашим гражданам их право на использование земель (в данном случае земель с/х назначения). И за проведение референдума выступает 74% наших граждан.

Поэтому когда говорят об инвестиционной составляющей, то эту линию поведения государственной политики видят в чем? В продаже в ходе приватизации последних государственных предприятий. Причем тех предприятий, которые все эти годы, годы независимости, были в запретном списке на приватизацию. Сегодня этот список отменен, и можно продавать все. Лишь бы платили деньги. Какие деньги? Мне кажется, сегодняшнюю власть не очень интересует, потому что платить большие деньги за активы в стране, где идут боевые действия, и нет мира… Ну, сложно предположить, что кто-то может платить большие деньги.

Второе – это продажа земли. Это и есть суть, содержание и направленность инвестиционной политики власти г-на Зеленского? Если это так, то это не инвестиционная политика. Это политика по распродаже того, что есть, и прикрытия того, что называется инвестициями. Ведь что реально произошло при правлении г-на Порошенко? В цифрах: за 2014-2019 гг. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины уменьшился с 53 млрд до 33 млрд. На 20 млрд. Ежегодное привлечение прямых инвестиций, которые имели место на уровне 13-го года в объеме 5,5-5,7 млрд долл. ежегодно, превратилось в 2,5-2,9 млрд долл. по итогам 2018 года. То есть мы просто разгромили инвестиционную привлекательность Украины, и капитал, большие деньги, иностранные компании, начиная с банков и заканчивая крупными предприятиями, просто сбежали из Украины.

Новая власть должна была в корне пересмотреть экономическую политику. Мы, как партия и фракция, - за радикальные изменения, и предлагали программу радикальных изменений экономики страны. Но ведь к нам не прислушались и пошли по другому пути. И этот путь сегодня очевиден: разговоры по поводу инвестиционной составляющей и рассказы при этом про продажу предприятий и земли – это не инвестиционная составляющая. Это попытка получить деньги и продлить свое существование при власти. Не более.

А то, что называется инвестиционным климатом, – это совершенно другое. Это судебная система, которую уничтожает сегодняшняя власть. Это ее реформа и превращение Украины в правовое государство. Это сегодня наведение порядка с монополизацией основных рынков экономики, которые монополизированы незаконно, так как полная бездеятельность была и остается АМКУ. Это создание сегодня нормальных условий для бизнеса, и самое главное – это мир в Украине. Потому как без мира в Украине и прекращения боевых действий ни одну из тех задач, которые составляют инвестиционную привлекательность страны, выполнить невозможно. И поэтому здесь подходить к решению этих проблем и вопросов необходимо системно. Без системности мы не достигнем никакого результата. Вот вам ответ на любой вопрос, касающийся экономической и социальной сферы.

Тема мира - понятно, что никакой инвестиционной привлекательности без мира достичь невозможно. И тема мира, она ​​чрезвычайно важна политически. Здесь определенные сдвиги, похоже, уже происходят. Ну, по крайней мере разведение сил началось. Как вы оцениваете реализацию этого шага? Собственно, механику реализации. Не без проблем, но волю демонстрирует нынешняя власть к тому, чтобы достигать здесь чего-то. Как вы думаете, почему тянули так долго, почему так долго шли к реализации этого? Какими должны быть следующие этапы мирного процесса, достижения мира на Донбассе?

Я вам скажу так: долго шли и медленно продолжают идти. Потому что разведение сил в этих трех пилотных проектах – Станица Луганская, Золотое и Петровское – решение по этому поводу было принято еще в далеком 2016 году. И то, что произошло сначала возле Станицы Луганской, Золотого, а сейчас намечается в районе населенного пункта Петровское – это, конечно же, надо было делать и прежней власти, и новой власти. И не после 4 или 5 месяцев пребывания во власти, а сразу, потому что проблема мира (и это прозвучало в том числе и в вашем вопросе) - это главная проблема, без которой дальнейшее развитие в любой сфере, в любой отрасли и в целом страны является просто невозможным.

И то, что происходит сегодня, дискуссии с национал-радикалами, которые пытались сорвать разведение сил в Золотом, то, что продолжают звучать угрозы о дальнейшем срыве разведения сил на линии соприкосновения, – это все звенья одной цепи. Необходимо проявлять политическую волю и использовать ту поддержку и доверие, которые получил Зеленский и его команда, для того чтобы идти по пути мира, а не рассказывать сказки, почему это разведение не происходит, почему надо ждать 7 дней без обстрелов, которые, кстати, происходят с двух сторон постоянно, что отмечает Специализированная мониторинговая миссия ОБСЕ. Почему и кто установил это правило? Или это одностороннее правило? Потому что так оно выглядит и так оно звучит со стороны Украины. Почему этого нельзя было делать вчера, 4 ноября, а собираются делать 8 ноября, если сам президент Зеленский заявил и проинформировал, что разведение сил у Петровского начнется 4 ноября?

Это все – отговорки. Это все означает отсутствие политической воли на разведение сил и установление мира. А к чему разговоры сегодня, которые ведутся властной командой, по поводу того, что нам любой ценой нужен "нормандский формат"? Мы будем принимать новый закон о статусе, об особом статусе, или, как он правильно называется, "Закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой, Луганской областей". Ведь тот закон, который был принят в сентябре 2014 года, он был согласован между всеми заинтересованными сторонами. А новый закон? Это будет произведение господина Зеленского, его фракции или это будет проект и закон, согласованный снова с теми сторонами и их представителями, которые согласовывали и должны это согласовывать согласно минским соглашениям? Как это будет? Или это снова: 6 месяцев мы отводили на пилотных участках и разводили силы. Это же пилотные участки, это не вся линия соприкосновения, протяженность которой сегодня составляет 412-427 км. Это только три участка, на третьем из которых продолжается вестись политическая борьба о возможности разведения сил.

А как быть с остальными территориями? А как быть с реализацией минских соглашений, которые так и не реализовываются? Потому что пробуксовывается политическая часть, никто не начал заниматься вопросом подготовки, согласования модальности закона о выборах, нет сегодня проектов и решений по поводу внесения изменений в Конституцию, закона об амнистии и многое другое. В это время говорят о новых законах, в это время говорят о новых планах команды Зеленского по мирному разрешению. Да, можно говорить, да, можно ставить условия, да, можно менять то, что есть в минских соглашениях, но, я подчеркиваю, но с учетом мнения всех заинтересованных сторон и после согласования с этими сторонами. Потому что минские соглашения утверждены резолюцией Совета безопасности ООН. Они были утверждены декларацией, заявлением глав государств "нормандского формата". Как сегодня это переиначить? Каким образом внести изменения? Теоретически это возможно. Но кто работает над теми предложениями и кто предлагает или ведет дискуссии об этих предложениях? А вообще это все имеет место или нет? Задается вопрос, на который на сегодняшний день нет ответа. Но есть минские соглашения, они безальтернативны во всем мире, и есть сегодня мнение, в том числе и наших западных партнеров, которые требуют их выполнения. Поэтому по пути реализации этих соглашений, практической реализации, необходимо идти украинской власти. А если она этого не хочет, не может или есть другие причины, почему она этого не делает, то тогда надо прямо сказать людям, которые ожидали главного от господина Зеленского, от его партии, за которую они голосовали и она прошла в парламент, - мир и прекращение боевых действий. Вот на это надо открыто, откровенно и прямо ответить.

Еще одна тема – экономическая, но эта часть экономики непосредственно связана с темой войны и мира, с РФ. Это газовый транзит. Вчера на одном из телеэфиров министр энергетики Алексей Оржель заявил, что Украина заинтересована в сохранении доходов от транзита российского газа, однако готова к его прекращению. Вопрос в том, почему такое заявление появляется? Это просто объективность (мол, мы вынуждены готовиться к этому) или Украина на самом деле может обойтись без российского транзита?

Обойтись без транзита российского газа в Европу и обойтись без прямых поставок из России газа в Украину будет очень сложно. Наверное, теоретически это возможно, но это будет очень сложно и с тяжелыми, негативными последствиями. В первую очередь – для наших людей. Потому что заявление г-на министра (я думаю, что все-таки это свидетельство его уровня ненадлежащей профессиональной подготовки), когда он говорит о том, что мы закачали в хранилище рекордное количество объемов газа, и это правда, но он не говорит о том, что когда низкие температуры в Украине, то в отдельных регионах нашей страны этот газ поднять из хранилищ невозможно и обеспечить потребителей в этих регионах тоже невозможно. И это известно из практики газоснабжения отдельных регионов Украины в те годы, когда возникали проблемы и с поставками, и с транзитом газа. И господин министр не может этого не знать. Если он не знает – это одно, если он знает и лукавит, то это другое.

Ну, конечно же, нам надо сохранить транзит газа, который бы исчислялся объемами и получением в доходную часть бюджета, как это происходит в последние годы, в объеме около 3 млрд долл. Это, кстати, 1,5-2, а по отдельным расчетам даже 2,5% ВВП. Вдумайтесь, 1,5-2,5% ВВП дает сегодня транзит российского газа европейским потребителям по нашей трубе! Если "Северный поток – 2" будет закончен, транзита газа (и это произойдет в начале следующего года, к сожалению для Украины), "Турецкий поток - 1 и 2" будут введены в действие в декабре 2019 года, то, безусловно, баланс газа, который поставлялся по украинской ГТС, уменьшится. Если мы в прошлом году поставили где-то 87 млрд, а в этом году планируем 84-86 млрд кубов в Европу, то введение в действие "Северного потока – 2" это минус из этого объема 56 млрд кубов газа. "Турецкий поток – 1", который идет на внутреннее снабжение Турции, – 15,5 млрд, и "Турецкий поток – 2", который пойдет в Европу, на замещение, опять-таки, того газа, который транзитировался по украинской ГТС из России в Европу, – это минус еще 16 млрд. Вместе это на сегодняшний день где-то 72-73 млрд. Вот и считайте: 86-87 и 72-73 млрд. Вот эта разница, которая может остаться как объем транзита газа по украинской транспортной магистрали. Это невыгодно для Украины.

Почему несколько лет наша партия и я неоднократно поднимали этот вопрос, в том числе и в беседах с президентом Порошенко. Говорил и приводил аргументы, что есть единственный путь, который был взят на вооружение еще в далеком 2002 году, – это путь создания газотранспортного консорциума, где участвовали бы Украина, Россия и ЕС, – или страны, или европейские операторы газа, которые снабжают газом Европу. Тогда он был бы выгоден, и эта выгода сохранялась бы в тех же объемах, которые мы в последние годы получаем в доходную часть бюджета от реализации и эксплуатации этой трубы. Но сам транзит, который останется, он, конечно же, не будет в тех объемах, который был в этом и в прошлом году. И это уже естественно.

И когда непрофессиональная власть, которая за 5 месяцев так ничего и не сделала, и власть, которая не делала этого в течение пяти лет, власть Порошенко, сегодня начинает рассказывать сказки по поводу того, что мы можем обойтись без транзита… Порошенко рассказывал, что мы соскочили с российской газовой иглы и что нам не нужен российский газ. А мы потребляли только российский газ и рассказывали, что это реверс из Европы. А это не реверс из Европы, это сегодня газ, который поступал из России, который мы использовали, а покупали в Европе и проводили, как реверс, для того чтобы ограбить граждан Украины за счет дополнительных плат по тарифам, которые наши граждане исправно (те, кто могли) платили. Вот это все на сегодняшний и вчерашний день – это непрофессиональная политика власти, которая ведет к таким тяжелым последствиям. И подобные заявления министра энергетики, который, как правильно заявил, участвует в переговорах, которые можно именовать очень просто: переговоры о том, что… О чем договорились? Задается вопрос. Договорились, что будем переговариваться дальше. Вот и все переговоры.

Кстати, обратите внимание: сейчас ноябрь, до 1 января осталось очень мало времени. Я скажу больше: реально заключить договор о транзите, новый, и согласовать его, заключить новый договор о прямых поставках газа, не продлить один и второй, а заключить новые контракты, просто невозможно. И об этом вам скажет любой эксперт, который владеет вопросами подписания подобных соглашений. Поэтому мы уже попали в тупиковую ситуацию, и эта тупиковая ситуация, естественно, причинит серьезный ущерб экономике Украины поступлением в доходную часть бюджета, что на сегодняшний день властью пока не учитывается. В том числе и в подготовке нового закона о бюджете на 2020 год. 

Тема газа - это, конечно, с одной стороны, транзит, а значит, прибыли или потери бюджета в целом, но это и газ, поставляемый украинским потребителям, промышленности, домохозяйствам. Известно, что вы проводили ряд встреч с руководством РФ, с руководством "Газпрома". Результатом таких ваших предыдущих переговоров стало, как анонсировалось весной и летом, снижение цены на газ для населения, возможность такого снижения на 25% в случае подписания прямого контракта и восстановления прямых поставок. Сейчас такое предложение еще имеет силу? Такая возможность все еще остается? Если да, то расскажите об условиях.

Безусловно, такая возможность остается, и это недавно подтверждали представители РФ, включая и президента РФ господина Путина. Потому что мы об этом договаривались, если вы помните, вы правильно на это сослались, еще в далеком марте 2019 года. Сейчас уже ноябрь. Вы сами понимаете, прошло 8 месяцев, и власть прежняя, и власть новая палец о палец в этом вопросе не ударили. А гарантии снижения цены на 25%, и не только в вопросе, как вы сказали, нового договора о поставках, прямых поставках газа в Украину, ведь этот договор о прямых поставках, он есть, он существует, он прекратит свое действие 1 января 2020 года, но он же не используется в течение нескольких лет, потому что мы получаем газ по вот этому липовому реверсу, как говорил господин Порошенко.

То есть мы газ получаем и отбираем от транзита с Россией и покупаем его у европейских операторов и рассказываем, что это не российский газ, а европейский, которого априори не существует просто в природе. Поэтому в данной ситуации никто палец о палец, как я уже сказал, не ударил и ничего не сделал, но такая возможность продолжается, и эту возможность необходимо использовать. Почему этого не делает власть? То есть это политически мотивированные действия власти, которые направлены вот в том контексте продолжающейся политики антироссийской истерии и русофобской, которую когда-то произвел господин Порошенко и его команда, и сегодня эта политика, к сожалению, продолжается и реализуется уже новой командой. Почему? Потому что, да, сегодня надо договариваться о прямых поставках. Более того, "Газпром" неоднократно поднимал вопрос: "Мы хотим знать, какими будут прямые поставки, если они будут, после 1 января". Более того, они говорят о транзите и прямых поставках, связанных с учетом того, что необходимо наполнить газотранспортную систему и транзитировать газ в Европу. Но если исходить из украинской стороны, то ведь еще возникает тот важный вопрос, стратегический вопрос, которому на сегодняшний день не уделяется внимание со стороны так называемых "профессионалов" от власти и в правительстве. Ведь незаполненная газотранспортная система означает невозможность поставки газа по всей Украине. Так она устроена. И сегодня природа вот этой структуры газотранспортной системы, она может обеспечивать газ по всей Украине только в том случае, если достигается определенный уровень давления в этой трубе. А уровень давления – это объем поставок прямого газа, это объем поставок по транзиту. И если отсутствует первый, то второй объем он или существует, но присутствует в уменьшенной версии, то нет этого давления, которое позволяет поставлять газ по всей территории Украины, и тут ни газовые хранилища, как я уже говорил, ни что-либо другое, ни политические заявления ничем не помогут. Это экономическая, это социальная сфера, которую надо реализовывать. И поэтому странным является, что до сих пор переговоры по поставкам газа вообще не ведутся, а переговоры по транзиту, который происходит в треугольнике ЕС – Украина –Россия ведутся, как я уже сказал: договариваются о том, что будут и дальше договариваться. А воз и ныне там.

Также появилась информация о том, что по поручению президента сегодня состоится срочное совещание, для того чтобы как можно быстрее подготовить и принять так называемый закон о народовластии, то есть о проведении референдумов. По вашему мнению, почему новой власти так срочно понадобился закон о референдумах?

Вы знаете, во-первых, это не внезапно, а со значительной оттяжкой по времени. Если вы помните, господин Зеленский изначально говорил, что один из первых или первый законопроект будет законопроект о проведении всеукраинского референдума, то есть принятие закона о всеукраинском и местных референдумах, потому что в Украине такого не существует. Можете себе представить уровень демократичности и правовой характеристики страны, в которой нет закона о референдуме! Я могу сказать, что такой законопроект общественное движение "Украинский выбор" разработало еще в далеком 2012 году. Этот законопроект был подан в прежнем составе ВР нашими депутатами, представителями "Украинского выбора", и этот законопроект о всеукраинском референдуме, разработанный тщательно, и о местных референдумах, был подан уже в ВР 9-го созыва нашими депутатами, депутатами фракции "Оппозиционной платформы – За жизнь", который предусматривает все стадии, где изучен мировой и европейский опыт проведения референдума, и, естественно, этот опыт и эти особенности полностью отвечают Основному закону, то есть Конституции.

И необходимость принятия этого законопроекта – она архиважна для всех проблем и для всех вопросов. Мы же говорили с вами о земле, о возможности продажи, мы говорили о НАТО и мы продолжаем говорить, что есть животрепещущие обстоятельства и есть то, что нельзя делать без согласия с украинскими гражданами, без народа. Потому что сколько угодно можно быть слугой народа и можно сколько угодно кичиться от этого "высокого" звания слуги, но с народом иногда надо советоваться. Вот такой закон, и принятие такого законодательства является первоочередным, потому что это, собственно, документ – второй по значению после Основного закона, то есть после Конституции. И это надо и необходимо делать в кратчайшие сроки.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>