Из открытых источников

Компания Facebook Inc. в начале сентября установила, что в течение почти двух лет фейковые учетные записи, связанные с Российской Федерацией, покупали политическую рекламу в социальной сети на десятки тысяч долларов. Накануне ее основатель Марк Цукерберг заявил, что 3 тыс. таких объявлений переданы компанией американским властям для изучения в рамках расследования возможного вмешательства Кремля в ход последних выборов президента США. Это необычайно важно для демократического процесса в США, но есть и другое важное обстоятельство, стоящие внимания не только тамошних пользователей социальной сети – в связи с этим Facebook намерен реформировать свою рекламную политику.

С чего все началось

С января текущего года спецслужбы США утверждают, что Россия помогла действующему американскому президенту Дональду Трампу победить на выборах, в частности, путем распространения в социальных сетях ложной информации. Таким образом, подчеркивают спецслужбы, Москва пыталась повлиять на общественное мнение.

Российская Федерация в свою очередь (и тогда, и по сей момент) последовательно отрицает факт вмешательства в американские выборы.

Дабы отвести тень от компании, Facebook провел собственное расследование. Поначалу в компании заявляли, что у них нет доказательств создания Россией фейковых аккаунтов, связанных с распространением в соцсети рекламы политического характера, но в начале сентября такие случаи были обнаружены.

По данным главы службы безопасности Facebook Алекса Стеймоса, в результате анализа операций по приобретению рекламы выяснилось, что с июня 2015 по май 2017 года около 100 тысяч долларов было потрачено на примерно три тысячи объявлений, связанных с 470 фейковыми аккаунтами и страницами.

"Наши аналитики считают, что эти учетные записи и страницы связаны друг с другом и ими руководили из России", - отметил он.

По словам Стеймоса, в подавляющем большинстве объявлений не было конкретных отсылок к президентским выборам США или участвующим в гонке кандидатам – в них затрагивались такие темы, как разрешение на ношение оружия и опасения по поводу иммиграционной политики, а также права секс-меньшинств и расовая дискриминация.

Как уверяет Стеймос, руководство Facebook сразу же поделилось своими выводами с властями США, которые расследуют возможное вмешательство России в президентские выборы.

Марк Цукерберг
Из открытых источников

А накануне вся имеющаяся информация была передана спецслужбам США и Конгрессу. В частности, об этом заявил основатель компании Марк Цукерберг в своем видиообращении, размещенном в соцсети. "Меня глубоко волнует демократический процесс и защита его целостности. Призвание Facebook – делать все, чтобы люди получили право голоса, в сближении людей. Это глубоко демократические ценности, и мы гордимся ими. Я не хочу, чтобы кто-то использовал наши инструменты для подрыва демократии. Это не то, за что мы выступаем", - пояснил он решение компании.

Цукерберг добавил, что компания продолжает расследовать случаи, когда иностранцы, злоупотребляли своей рекламной платформой, включая Россию и другие бывшие советские государства. По мнению основателя Facebook, их может быть еще больше.

Как изменится соцсеть

Но это не единственное важное заявление – Цукерберг анонсировал, что в связи с обнаруженными фактами возможного вмешательства через платформу Facebook во внутренние дела страны, компания реформирует свою рекламную политику.

Отметим, в настоящие время рекламные объявления в Facebook покупаются через систему самообслуживания, которая не требует взаимодействия с продавцом, что затрудняет понимание того, кто стоит за покупкой.

Основатель соцсети пообещал в будущем сделать политическую рекламу более прозрачной.

"В мире всегда будут плохие, лживые люди и мы не можем предотвратить вмешательства в правительства всех стран, но мы можем усложнить это, сильно усложнить. И это то, на чем мы собираемся сконцентрироваться… Мы будем работать, чтобы создать новый стандарт прозрачности для политических объявлений онлайн", - сказал он.

Цукерберг пояснил, что компания намерена открыть доступ не только к странице, которая заплатила за рекламу. Пользователи смогут посещать страницу рекламодателя и видеть все его объявления, которые работают на аудиторию в Facebook.

Кроме этого, по словам Цукерберга, компания будет более тесно сотрудничать с официальными представителями по выборам, а также взаимодействовать с другими технологическими компаниями по обмену информацией о любых маркетинговых кампаниях, которые будут вызывать подозрение.

К примеру, Facebook уже работает над защитой предстоящих выборов в Германии 24 сентября. В частности, компания приняла меры против тысяч фейковых аккаунтов и продолжает взаимодействие с федеральным управлением информационной безопасности ФРГ. И так будет с этих пор во всех странах мира.

Из открытых источников

Цукерберг добавил, что для обеспечения выполнения намеченных заданий в скором времени штат компании, который занимается вопросами политической рекламы, будет увеличен до 250 человек.

Что это значит

В большом количестве стран принимаются законы по контролю над интернет-пространством и соцсетями, которым компания вынуждена подчиняться. Дело в том, что многие пытаются использовать соцсеть для влияния на политические процессы, вербовку наемников, или же вступления в ряды "Исламского государства". Но главная идея Facebook касательно свободы общения – страдает. Это может завершиться либо определенным цензурированием, либо созданием на базе платформы политических групп и контроля политической рекламы. Сама компания от этого, скорее всего, существенно не потеряет, поскольку является достаточно большой площадкой, которую практически нечем заменить, но в будущем определенно Facebook перестанет быть настолько свободным пространством, как сегодня.