wartime.org.ua

Украина снова фигурирует в международном "оружейном" скандале, на этот раз с Хорватией. Поводом послужила партия истребителей МиГ-21, которые были закуплены Загребом и модернизированы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Украины. Как утверждают в Хорватии, самолеты оказались с неисправностями, а позже специальное расследование установило факты коррупции при их закупке и фальсификацию. Теперь Загреб якобы требует у Киева замены неисправных самолетов. Впрочем, официального подтверждения этому пока нет.

Истории более трех лет

История с хорватскими истребителями не новая – впервые о них заговорили в 2016 году.

Суть дела в том, что в июле 2013 года Министерство обороны Хорватии и украинская государственная компания "Укрспецэкспорт" (тогда ее возглавляло еще предыдущее руководство) заключили контракт стоимостью более 17 млн евро на закупку пяти и ремонт семи истребителей МиГ-21.

По этому соглашению украинская сторона в 2015 году передала Хорватии все 12 самолетов, однако позже оказалось, что часть из них неисправна, и хорватская военная прокуратура начала по этому факту специальное расследование.

При этом стоит отметить, что одним из первых о проблемах с партией закупленных и модернизированных в Украине МиГ-21 начало писать хорватское издание Jutarnji List.

В марте 2016 года издание заявило со ссылкой на следствие, что номера на самолетах, закупленных в Украине, не соответствуют номерам в документации. Кроме этого, следствие якобы считает, что истребители старые от прописанных в соглашении параметров, а некоторые их части также не соответствуют документации, которую передала украинская сторона.

При этом издание добавляет, что хорватские структуры безопасности с самого начала указывали на проблемы по контракту с "Укрспецэкспортом". Как сообщается, противоречия были обнаружены и с тендером на ремонт и закупку самолетов, в котором украинская компания победила румынскую фирму Aerostar. До этого именно румыны ремонтировали хорватские МиГ-21.

Также Jutarnji List утверждает, что украинская сторона отказалась проводить тестирование отремонтированных самолетов, мотивируя это проблемами, связанными с конфликтом на Донбассе. Сама передача истребителей состоялась с опозданием (ожидалось летом 2014 года), из-за чего "Укрспецэкспорт" вынужден был заплатить штраф.

Тогда же президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович официально обвинила в заключении убыточного для страны контракта предыдущую хорватскую власть и заявила, что если все подозрения касательно истребителей подтвердятся, то речь будет идти не о коррупции в оборонном ведомстве и вооруженных силах, а о государственной измене.

Новые подробности

Несколько дней назад ситуацию с хорватскими истребителями на международном уровне начали обсуждать с новой силой. Уже упомянутое издание Jutarnji List со ссылкой опять же на собственные источники заявило, что военная прокуратура признала непригодными к эксплуатации четыре из двенадцати купленных и отремонтированных в Украине истребителей.

В частности, отмечается, что речь идет о самолетах под номерами 131, 132, 134 и 135, которые Хорватия приобрела и модернизировала в Украине. По условиям контракта, истребители должны были проработать до 2023 года, или же 850 часов, однако попадали небоеспособными уже в 2016 году, полетав от 100 до 200 часов.

Кроме этого, следствием было разоблачено использование во время ремонта закупленных и модернизированных в Украине МиГ-21 старых авиазапчастей из Болгарии, Алжира и бывшего СССР, которые не соответствовали техдокументации, предоставленной украинской стороной.

Также установлено, что пять йеменских, согласно документации, МиГ-21 не имеют никакого отношения к Йемену, а являются бывшими самолетами ВВС Болгарии, которые были сняты с эксплуатации в 1998 году и списанными в 2001 году.

При этом добавляется, что фактический возраст этих пяти самолетов почти на пять лет больше, чем заявленный украинской стороной.

Кроме того, на двух истребителях были установлены двигатели неизвестного происхождения, заводские номера которых не совпадают с указанными в украинской документации.

Теперь Загреб требует от Киева замены под государственные гарантии четырех неисправных самолетов. Соответствующее решение, по информации Jutarnji List, было принято во время недавнего визита в Хорватию украинского министра обороны Степана Полторака, который признал, что договор был "не совсем выполнен" с определенным "вредом для хорватской стороны".

Отметим, что министр обороны Украины Степан Полторак находился с визитом в Хорватии в середине января текущего года, однако украинское оборонное ведомство о претензии Загреба по покупке и модернизации МиГ-21 не упоминало.

"Укрспецэкспорт" отвергает обвинения

Более того, в украинской государственной компании "Укрспецэкспорт" утверждают, что никакой официальной претензии или рекламации от Министерства обороны Хорватия не получала. "Мы вынуждены констатировать тот факт, что появление подобной ложной информации обусловлено только недобросовестной конкуренцией со стороны России", - отмечается в сообщении, размещенном на сайте предприятия.

При этом указывается, что издание, которое распространило информацию о фальсификации с МиГ-21, венгерское и ссылается на собственные источники, а после цитаты из этого материала были массово распространены через кремлевские СМИ.

Откуда в украинско-хорватском конфликте взялась Россия? В "Укрспецэкспорте" объясняют так: Хорватия пригласила "Укрспецэкспорт" принять участие в тендере по выполнению капитального ремонта 10 своих вертолетов Ми-171Ш, однако в этом же контракте было заинтересовано АО "Вертолеты России". Другими словами, это может быть "вбросом" со стороны конкурентов.

Примечательно, два года назад, когда о проблемах с МиГ-21 заговорили впервые, посол Украины в Хорватии Александр Левченко заявлял, что украинские специалисты постоянно работают с хорватскими и проблем с самолетами, о которых писало издание Jutarnji List, нет.

Он обвинил автора материала в том, что тот якобы лоббировал интересы румын из Aerostar, которые в 2013 году проиграли тендер "Укрспецэкспорта".

Левченко утверждал, что Украина намерена всемерно поддерживать расследование военной прокуратуры в Хорватии, а также готова повторить ремонт самолетов или же выкупить их все, если нарушения будут официально установлены.

Итак... ждем официальных заявлений на уровне министерств обеих стран.